Изучение показателей самосознания у детей, воспитывающихся в семьях с разными характеристиками супружеских отношений
|
Введение 3
Глава 1. Анализ научной литературы по проблеме исследования
1.1. Супружеские отношения как объект психологически исследований 7
1.2. Изучение феномена самосознания в психологии 19
1.3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте. Его связь с другими психологическими образованиями 27
1.4. Влияние родительского отношения на формирование самосознания и личностное развитие детей 34
Глава 2. Изучение показателей самосознания у детей, воспитывающихся в семьях с разными характеристиками супружеских отношений
2.1. Описание процедуры и методов исследования 51
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 56
Выводы 74
Заключение 77
Список используемых источников 78
Приложение 82
Глава 1. Анализ научной литературы по проблеме исследования
1.1. Супружеские отношения как объект психологически исследований 7
1.2. Изучение феномена самосознания в психологии 19
1.3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте. Его связь с другими психологическими образованиями 27
1.4. Влияние родительского отношения на формирование самосознания и личностное развитие детей 34
Глава 2. Изучение показателей самосознания у детей, воспитывающихся в семьях с разными характеристиками супружеских отношений
2.1. Описание процедуры и методов исследования 51
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 56
Выводы 74
Заключение 77
Список используемых источников 78
Приложение 82
Самосознание, представления о себе является базовым личностным образованием. Этот сложный по своей психологической природе феномен определяет отношение человека к миру, к другим людям. Самосознание включено во множество связей со всеми психическими образованиями личности и детерминирует все формы и виды его деятельности и общения. Представления человека о самом себе являются результатом интериоризации восприятия индивида другими людьми. Истоки осознания себя закладываются на ранних этапах онтогенеза, а его развитие происходит в течение всей жизни человека.
Уже в самом раннем возрасте у ребенка формируется эмоционально-позитивное самоощущение и переживание своей значимости для окружающих людей. И это является нормой развития. Если этого не происходит, у ребенка развивается недоверие к окружающему миру, что существенным образом препятствует становлению его личности.
Личность ребенка формируется, прежде всего, в рамках родительского отношения к нему. Восприятие ребенком себя линейно связано с восприятием его ближайшими взрослыми. «Я» - концепция ребенка как бы помещена внутрь родительской концепции и из неё рождается. Ребенок утверждает себя через оценку, похвалу взрослых. Говоря о ранних стадиях развития детского самосознания, И.И. Чеснокова ведущим фактором в его развитии называет взаимоотношения с ближайшими взрослыми [45]. До той поры, пока у ребенка не сформировалась устойчивая самооценка, опирающаяся на внутренние критерии, он некритично принимает отношение к себе взрослых и их оценку себя. Он «на веру» принимает отношение к нему взрослого. Корни проблем развития человека кроются в раннем детстве и являются результатом неправильно сложившихся отношений в семье, поэтому более раннее их выявление и коррекция могут оказать существенное влияние на дальнейшее благополучие развития ребенка.
В этой связи необходимо, чтобы родители содействовали развитию понимания детьми собственных возможностей, способностей. Ближайшее окружение ребенка должно способствовать развитию у него самоуважения. Ресурсными у детей дошкольного возраста являются стремление к самоактуализации, личностному изменению и развитию. Перспективными задачами психологической работы с родителями являются максимальное содействие гармонизации внутрисемейных отношений, основанных на эмоциональном принятии родителями своего ребенка.
В данном исследовании мы ставим перед собой задачу изучения зависимости самосознания ребенка-дошкольника от характера супружеских отношений.
Проблема влияния супружеских отношений на развитие личности, приобретает особенную актуальность. Ею занимаются как отечественные, так и зарубежные исследователи. Интерес к этой проблеме вызван установленным фактом проекции семейных отношений на формирование особенностей взаимоотношений ребенка с окружающим миром. Характер взаимодействия родителей, согласованность или расхождение их ценностных ориентаций, гармония или дисгармония их отношений образуют эмоциональное поле семейной системы, в которое вовлечен и ребенок. Супружеская и детская подсистемы не разделены непроницаемой перегородкой. Поведение родителей по отношению друг к другу есть такая же реальность, как и их отношение к ребенку.
Ребенок воспринимает не только в то, что родители ему демонстрируют, но и многие нюансы их поведения и взаимоотношений. Если родители находятся в конфликтных отношениях, то они не уделяют должного внимания воспитанию детей, их требования к ребенку могут быть противоречивыми, непостоянными, что затрудняет процесс его личностного развития и формирования самосознания....
Уже в самом раннем возрасте у ребенка формируется эмоционально-позитивное самоощущение и переживание своей значимости для окружающих людей. И это является нормой развития. Если этого не происходит, у ребенка развивается недоверие к окружающему миру, что существенным образом препятствует становлению его личности.
Личность ребенка формируется, прежде всего, в рамках родительского отношения к нему. Восприятие ребенком себя линейно связано с восприятием его ближайшими взрослыми. «Я» - концепция ребенка как бы помещена внутрь родительской концепции и из неё рождается. Ребенок утверждает себя через оценку, похвалу взрослых. Говоря о ранних стадиях развития детского самосознания, И.И. Чеснокова ведущим фактором в его развитии называет взаимоотношения с ближайшими взрослыми [45]. До той поры, пока у ребенка не сформировалась устойчивая самооценка, опирающаяся на внутренние критерии, он некритично принимает отношение к себе взрослых и их оценку себя. Он «на веру» принимает отношение к нему взрослого. Корни проблем развития человека кроются в раннем детстве и являются результатом неправильно сложившихся отношений в семье, поэтому более раннее их выявление и коррекция могут оказать существенное влияние на дальнейшее благополучие развития ребенка.
В этой связи необходимо, чтобы родители содействовали развитию понимания детьми собственных возможностей, способностей. Ближайшее окружение ребенка должно способствовать развитию у него самоуважения. Ресурсными у детей дошкольного возраста являются стремление к самоактуализации, личностному изменению и развитию. Перспективными задачами психологической работы с родителями являются максимальное содействие гармонизации внутрисемейных отношений, основанных на эмоциональном принятии родителями своего ребенка.
В данном исследовании мы ставим перед собой задачу изучения зависимости самосознания ребенка-дошкольника от характера супружеских отношений.
Проблема влияния супружеских отношений на развитие личности, приобретает особенную актуальность. Ею занимаются как отечественные, так и зарубежные исследователи. Интерес к этой проблеме вызван установленным фактом проекции семейных отношений на формирование особенностей взаимоотношений ребенка с окружающим миром. Характер взаимодействия родителей, согласованность или расхождение их ценностных ориентаций, гармония или дисгармония их отношений образуют эмоциональное поле семейной системы, в которое вовлечен и ребенок. Супружеская и детская подсистемы не разделены непроницаемой перегородкой. Поведение родителей по отношению друг к другу есть такая же реальность, как и их отношение к ребенку.
Ребенок воспринимает не только в то, что родители ему демонстрируют, но и многие нюансы их поведения и взаимоотношений. Если родители находятся в конфликтных отношениях, то они не уделяют должного внимания воспитанию детей, их требования к ребенку могут быть противоречивыми, непостоянными, что затрудняет процесс его личностного развития и формирования самосознания....
В проведенном исследовании была поставлена задача изучения зависимости самосознания ребенка-дошкольника от характера супружеских отношений. Интерес к этой проблеме вызван установленным фактом проекции семейных отношений на формирование особенностей взаимоотношений ребенка с окружающим миром. Характер взаимодействия родителей, согласованность или расхождение их ценностных ориентаций, гармония или дисгармония их отношений образуют эмоциональное поле семейной системы, в которое вовлечен и ребенок. Супружеская и детская подсистемы не разделены непроницаемой перегородкой. Поведение родителей по отношению друг к другу есть такая же реальность, как и их отношение к ребенку.
Ребенок воспринимает не только в то, что родители ему демонстрируют, но и многие нюансы их поведения и взаимоотношений. Если родители находятся в конфликтных отношениях, то они не уделяют должного внимания воспитанию детей, их требования к ребенку могут быть противоречивыми, непостоянными, что затрудняет процесс его личностного развития и формирования самосознания.
Практика психологического консультирования показывает, что проблемы поведения ребенка чаще всего оказываются реакцией на существующие между супругами разногласия.
Представленный в работе материал освещает лишь один из аспектов деятельности психолога - диагностику. Но здесь есть и попытка формулирования перспективных задач психологической работы как с родителями, так и с детьми, опираясь на которые психолог может строить программу психологической коррекции и консультационной работы. Результаты диагностики могут быть использованы в консультативной практике педагога-психолога по вопросам семейных отношений, воспитания детей и проблем супружеского взаимодействия.
Ребенок воспринимает не только в то, что родители ему демонстрируют, но и многие нюансы их поведения и взаимоотношений. Если родители находятся в конфликтных отношениях, то они не уделяют должного внимания воспитанию детей, их требования к ребенку могут быть противоречивыми, непостоянными, что затрудняет процесс его личностного развития и формирования самосознания.
Практика психологического консультирования показывает, что проблемы поведения ребенка чаще всего оказываются реакцией на существующие между супругами разногласия.
Представленный в работе материал освещает лишь один из аспектов деятельности психолога - диагностику. Но здесь есть и попытка формулирования перспективных задач психологической работы как с родителями, так и с детьми, опираясь на которые психолог может строить программу психологической коррекции и консультационной работы. Результаты диагностики могут быть использованы в консультативной практике педагога-психолога по вопросам семейных отношений, воспитания детей и проблем супружеского взаимодействия.
Подобные работы
- Различия в показателях самосознания подростков из семей с разным типом воспитания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - Социальная компетентность дошкольников, воспитывающихся в семьях с разным типом родительских установок
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - Представление о семье у подростков из семей с разными стилями родительского воспитания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РОДИТЕЛЬСТВУ
В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЮНОШЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЮНОШЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ
СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА
ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019





