ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ 7
ВВЕДЕНИЕ 8
1 Анализ предметной области 10
1.1 Понятие пользовательского интерфейса 10
1.1.1 Роль пользовательских интерфейсов 12
1.1.2 Виды пользовательских интерфейсов 12
1.2 Подходы проектирования пользовательского интерфейса 14
1.2.1 Основные принципы создания интерфейса 16
1.2.2 Виды анализа интерфейса 17
1.3 Этапы разработки интерфейса 18
1.4 Обзор средств проектирования пользовательских интерфейсов 19
1.5 Обзор аналогов 22
2 Проектирование системы оценки пользовательского интерфейса 27
2.1 Моделирование системы с использованием UML 27
2.2 Подготовка данных для нейронной сети 31
2.3 Обнаружение объектов пользовательского интерфейса 32
2.4 Выбор алгоритма обнаружения объектов 34
2.5 Сравнение методов обнаружения объектов 38
2.6 Выбор фреймворка 39
2.6.1 Платформа машинного обучения 39
3 Разработка методики оценки пользовательского интерфейса 42
3.1 Описание набора данных для обучения 42
3.1.1 Снимки экрана интерфейса и иерархии представлений 42
3.2 Подготовка данных для обучения 43
3.3 Нейронная сеть для оценки пользовательского интерфейса 45
3.4 Результат работы приложения 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А Листинг программы 60
ПРИЛОЖЕНИЕ B Презентация 65
Вне зависимости от типа программного продукта, будь то мобильное приложение, настольное приложение или веб-ресурс, пользовательский интерфейс является неотъемлемой его частью. Современная тенденция коммерческих программных продуктов идет к тому, что разработчики стремятся упростить взаимодействие с их программными продуктами посредством интуитивно понятного интерфейса. В начале развития компьютерных технологий, для использования программ пользователю необходимо было умение пользоваться командной строкой. Для своего времени консольные и псевдографические интерфейсы были прорывом во взаимодействии людей и компьютеров, но в нынешних реалиях у потребителей требования выросли. В нынешних реалиях тяжело представить пользователя, который использовал бы программное средство с недоработанным интерфейсом только ради её опций. Современный рынок программного обеспечения, позволяет выбрать программный продукт с интуитивно понятным интерфейсом, что позволяет в максимально короткие сроки разобраться с функционалом программы, что позволит потратить сэкономленное время на решение поставленной задачи.
Поэтому вопроса в необходимости разработки качественного пользовательского интерфейса не возникает.
Объектом исследования является оценка качества пользовательского интерфейса.
Предметом исследования является разработка методики оценки пользовательского интерфейса.
Цель работы заключается в анализе имеющихся подходов оценки пользовательских интерфейсов, их сравнении и на основании полученной информации разработке методики оценки пользовательского интерфейса.
В рамках данной работы были выделены следующие задачи:
- выявление проблем и определение основных задач оценки пользовательских интерфейсов,
- исследование основных принципов оценки пользовательского интерфейса,
- разработка нотаций для описания структуры и логики работы пользовательского интерфейса,
- разработка методики оценки пользовательского интерфейса.
Научная новизна. Разрабатываемый метод оценки пользовательского интерфейса позволяет ускорить процесс разработки приложений посредством сокращения времени на проектирование интерфейсов.
В процессе выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
- выявление проблем и определение основных задач оценки пользовательских интерфейсов,
- исследование основных принципов оценки пользовательского интерфейса,
- разработка нотаций для описания структуры и логики работы пользовательского интерфейса,
- разработка методики оценки пользовательского интерфейса.
В данной работе были рассмотрены методики оценки качества пользовательских интерфейсов. В ходе их анализа были выявлено, что используемые методы не позволяют целостно оценить качество интерфейса и имеют определенные ограничения. Таким образом для решения задачи оценки пользовательского интерфейса был предложен метод оценки с использованием машинного обучения.
В процессе исследования было проведено выявление ключевых проблем, связанных с оценкой пользовательских интерфейсов. Были рассмотрены существующие подходы и методики, используемые в данной области, и определены их слабые стороны. На основе этого анализа были сформулированы основные задачи, которые необходимо решить для разработки эффективной методики оценки пользовательских интерфейсов.
Одним из важнейших этапов работы стало исследование основных принципов оценки пользовательского интерфейса. Внимание уделялось таким аспектам, как удобство использования, интуитивность, визуальная привлекательность и функциональность. Были изучены различные подходы к оценке этих параметров и определены наиболее подходящие для использования в разработанной методике.
Разработка нотаций для описания структуры и логики работы пользовательского интерфейса стала следующим этапом. Эти нотации позволили структурировать процесс оценки и сделать его более прозрачным и понятным. Были разработаны схемы и модели, описывающие взаимодействие пользователя с интерфейсом, а также логика работы различных элементов интерфейса.
На основе проведенных исследований и разработанных нотаций была создана методика оценки пользовательского интерфейса. Основой этой методики стало использование машинного обучения, что позволило значительно повысить точность и объективность оценки. Были разработаны алгоритмы, которые анализируют данные о взаимодействии пользователей с интерфейсом и выдают оценку его качества.
1. Нильсен, Дж. Юзабилити: дизайнерский подход. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nngroup.com/books/usability(дата обращения: 26.04.2024).
2. AdobeXD [Электронный ресурс]. URL: https://helpx.adobe.com/ru/support/xd.html(дата обращения 26.04.2024).
3. Figma [Электронный ресурс]. URL: https://www.figma.com/(дата обращения 26.04.2024).
4. Scketch [Электронный ресурс]. URL: https://scketch.com/(дата обращения 26.04.2024).
5. Usabilla [Электронный ресурс]. URL: https://demo.usabilla.com/(дата обращения 26.04.2024).
6. UsabilityHub [Электронный ресурс]. URL: https://usabilityhub.com/(дата обращения 26.04.2024).
7. Userbrain [Электронный ресурс]. URL: https://www.userbrain.com/en/(дата обращения 26.04.2024).
8. Арлоу, Д. UML 2 и Унифицированный процесс. Второе издание / Д. Арлоу, А. Нейштадт. - СПб.: Питер, 2006. - 624 с. (дата обращения 26.04.2024).
9. Галиаскаров, Э. Г. Анализ и проектирование систем с использованием UML: учебное пособие для вузов / Э. Г. Галиаскаров, А. С. Воробьев. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 125 с. (дата обращения 26.04.2024).
10. Пономарев, И.А. Методы оценки качества пользовательского интерфейса. [Электронный ресурс]. URL: http://it-claim.ru/Library/Books/ITS/wwwbook/ist6/ponomarev2/ponomarev2.htm - (дата обращения: 26.04.2024)
11. Тул, Дж. Основы проектирования интерфейсов пользователя: практическое руководство. [Электронный ресурс]. URL: https://uxdesign.com/guide(дата обращения: 26.04.2024).
12. Головач, В.В. Дизайн пользовательского интерфейса: искусство мыть слона [Электронный ресурс]. URL: http://uibook2.usethics.ru-(дата обращения: 26.04.2024)