Основные направления внешней политики Турции в начале XXI века
|
Введение 3
1. Многовекторность внешней политики Турции на современном этапе 6
1.1. Европейское направление во внешней политике Турецкой республики 6
1.2. «Тюркский мир» во внешнеполитическом курсе Анкары 15
2. Отношения России и Турции на современном этапе 23
2.1. Политическое, экономическое и энергетическое сотрудничество РФ и
Турецкой республики 23
2.2. Соотношение стратегических интересов России и Турции на Ближнем
Востоке (на примере Сирии) 40
Заключение 50
Список использованных источников 53
1. Многовекторность внешней политики Турции на современном этапе 6
1.1. Европейское направление во внешней политике Турецкой республики 6
1.2. «Тюркский мир» во внешнеполитическом курсе Анкары 15
2. Отношения России и Турции на современном этапе 23
2.1. Политическое, экономическое и энергетическое сотрудничество РФ и
Турецкой республики 23
2.2. Соотношение стратегических интересов России и Турции на Ближнем
Востоке (на примере Сирии) 40
Заключение 50
Список использованных источников 53
Турция издавна играет большую роль в международных делах. Османская империя была одним из величайших государств мира, достигших пика своего влияния в XVI—XVII веках. В этот период в ее состав входили территории от южных границ Священной Римской империи, до Йемена и Эритреи на юге, от Алжира на западе, до Каспийского моря на востоке. Это было могущественное многонациональное и многоязычное государство с огромным влиянием. Однако постепенно она пришла в упадок, а после Первой Мировой войны перестала существовать. Образовавшаяся в 1923 году Турецкая Республика была вынуждена заново искать себя на мировой арене и выстраивать коммуникацию с другими государствами. Во второй половине XX века Турция активно сотрудничала с западными странами, что позволило ей зарекомендовать себя в качестве надежного партнера в том числе для США и сохранить статус партнера Европы даже после окончания холодной войны.
На сегодняшний день Турция представляет собой государство с уникальным геополитическим и географическим положением. Это может позволить ей стать своеобразным мостом в отношениях между Западом и Востоком. Она является членом НАТО, стремится вступить в Европейский Союз, при этом имеет достаточно тесные связи с Российской Федерацией. Турция активно старается решить огромное количество проблем в отношениях с ближневосточными государствами, делает акцент на сотрудничестве с государствами «Тюркского мира». Нельзя не отметить попытки Турции урегулировать конфликты в Сирии, Ливии, а также недавние посреднические инициативы Турции в связи с конфликтом на Украине.
В настоящий момент в мировой политике происходят события, затрагивающие интересы многих влиятельных игроков и определяющие вид будущего миропорядка. Государства, как основные акторы в мировой политике, вынуждены адаптироваться к изменениям и в случае необходимости менять свою внешнюю политику. В связи с этим внешняя политика Турции заслуживает большего внимания. Турецкая Республика является сильным игроком, имеющим ресурсы для отстаивания своих национальных интересов и претендующим на региональное лидерство. Данная тема является актуальной ввиду следующих причин: Турция стремится сохранить свое положение в современном миропорядке. Вместе с тем второе десятилетие XXI века характеризуется нестабильностью в междунарожных отношениях, а недавние события свидетельствуют об изменении миропорядка. Турция стремится играть лидирующую роль не только на Ближнем Востоке, но и в сопредельных к Ближнему Востоку субрегионах. Существенная активизации политики Турции по всем направлениям, включение в ее зону влияния новых регионов представляет большой интерес для изучения и обосновывает актуальность исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что в ходе данной работы были выявлены особенности в проведении Турцией своей внешней политики, учитывая, какую роль она в последние пару лет играет в международных отношениях. В настоящее время Турция довольно успешно использует свой шанс, чтобы значительно укрепить позиции не только в регионе, но и в мире в целом ввиду того, что сейчас происходит ускоренный переход от монополярной системы международных отношений к многополярной. И, таким образом, стратегия Турецких политических элит будет видоизменяться в начавшуюся эпоху турбулентности международных отношений.
Объектом исследования выступают основные направления во внешнеполитической стратегии Турции в начале XXI века.
Предметом исследования является внешняя политика Турецкой республики в отношении стран Запада, Ближнего Востока и России на современном этапе.
Цель: проанализировать основные направления внешней политики Турецкой республики на современном этапе, степень её влияния в регионах мира и определить векторы ее дальнейшего развития.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать европейское направление во внешней политике Турции.
2. Определить роль и место «Тюркского мира» во внешнеполитическом курсе Анкары
3. Рассмотреть сотрудничество Турции с Российской Федерацией в политической, экономической и энергетической сферах.
4. Определить соотношение стратегических интересов России и Турции на Ближнем Востоке на примере сирийского конфликта.
Для решения поставленных задач используются методы дедукции и индукции, анализа научной литературы, синтез, а также системный подход.
Данная тема неоднократно затрагивалась в работах многих отечественных учёных, например, в монографиях Кудряшовой Ю.С. «Турция и Европейский Союз: история, проблемы и перспективы взаимодействия», Аваткова В.А. «Турецкая республика. Внешняя политика: от 2002 к 2018». Проблему исследовали и зарубежные ученые, например, Исазаде А.Ф., Базоглу Д.С и другие. Их труды внесли большой вклад в понимание данной проблемы, однако она все еще заслуживает внимания, поскольку в настоящее время внешняя политика Турецкой республики трансформируется, а страна пытается повысить свой международный авторитет.
Исследование состоит из введения, основной части, содержащей две главы, заключения и списка использованных источников. Первая глава работы включает в себя европейское направление внешней политики Турции и ее отношения с тюркскими государствами. Вторая глава сконцентрирована на отношениях Турции с Россией, поскольку в современной геополитической ситуации такое сотрудничество может оказать существенное влияние на развитие международных отношений.
На сегодняшний день Турция представляет собой государство с уникальным геополитическим и географическим положением. Это может позволить ей стать своеобразным мостом в отношениях между Западом и Востоком. Она является членом НАТО, стремится вступить в Европейский Союз, при этом имеет достаточно тесные связи с Российской Федерацией. Турция активно старается решить огромное количество проблем в отношениях с ближневосточными государствами, делает акцент на сотрудничестве с государствами «Тюркского мира». Нельзя не отметить попытки Турции урегулировать конфликты в Сирии, Ливии, а также недавние посреднические инициативы Турции в связи с конфликтом на Украине.
В настоящий момент в мировой политике происходят события, затрагивающие интересы многих влиятельных игроков и определяющие вид будущего миропорядка. Государства, как основные акторы в мировой политике, вынуждены адаптироваться к изменениям и в случае необходимости менять свою внешнюю политику. В связи с этим внешняя политика Турции заслуживает большего внимания. Турецкая Республика является сильным игроком, имеющим ресурсы для отстаивания своих национальных интересов и претендующим на региональное лидерство. Данная тема является актуальной ввиду следующих причин: Турция стремится сохранить свое положение в современном миропорядке. Вместе с тем второе десятилетие XXI века характеризуется нестабильностью в междунарожных отношениях, а недавние события свидетельствуют об изменении миропорядка. Турция стремится играть лидирующую роль не только на Ближнем Востоке, но и в сопредельных к Ближнему Востоку субрегионах. Существенная активизации политики Турции по всем направлениям, включение в ее зону влияния новых регионов представляет большой интерес для изучения и обосновывает актуальность исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что в ходе данной работы были выявлены особенности в проведении Турцией своей внешней политики, учитывая, какую роль она в последние пару лет играет в международных отношениях. В настоящее время Турция довольно успешно использует свой шанс, чтобы значительно укрепить позиции не только в регионе, но и в мире в целом ввиду того, что сейчас происходит ускоренный переход от монополярной системы международных отношений к многополярной. И, таким образом, стратегия Турецких политических элит будет видоизменяться в начавшуюся эпоху турбулентности международных отношений.
Объектом исследования выступают основные направления во внешнеполитической стратегии Турции в начале XXI века.
Предметом исследования является внешняя политика Турецкой республики в отношении стран Запада, Ближнего Востока и России на современном этапе.
Цель: проанализировать основные направления внешней политики Турецкой республики на современном этапе, степень её влияния в регионах мира и определить векторы ее дальнейшего развития.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать европейское направление во внешней политике Турции.
2. Определить роль и место «Тюркского мира» во внешнеполитическом курсе Анкары
3. Рассмотреть сотрудничество Турции с Российской Федерацией в политической, экономической и энергетической сферах.
4. Определить соотношение стратегических интересов России и Турции на Ближнем Востоке на примере сирийского конфликта.
Для решения поставленных задач используются методы дедукции и индукции, анализа научной литературы, синтез, а также системный подход.
Данная тема неоднократно затрагивалась в работах многих отечественных учёных, например, в монографиях Кудряшовой Ю.С. «Турция и Европейский Союз: история, проблемы и перспективы взаимодействия», Аваткова В.А. «Турецкая республика. Внешняя политика: от 2002 к 2018». Проблему исследовали и зарубежные ученые, например, Исазаде А.Ф., Базоглу Д.С и другие. Их труды внесли большой вклад в понимание данной проблемы, однако она все еще заслуживает внимания, поскольку в настоящее время внешняя политика Турецкой республики трансформируется, а страна пытается повысить свой международный авторитет.
Исследование состоит из введения, основной части, содержащей две главы, заключения и списка использованных источников. Первая глава работы включает в себя европейское направление внешней политики Турции и ее отношения с тюркскими государствами. Вторая глава сконцентрирована на отношениях Турции с Россией, поскольку в современной геополитической ситуации такое сотрудничество может оказать существенное влияние на развитие международных отношений.
В ходе проведенной работы были рассмотрены основные направления внешней политики Турции. На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Долгое время европейское направление занимало центральное место во внешней политике Турции. Анкара предпринимала различные попытки для того, чтобы соответствовать критериям членства Европейского Союза. На протяжении 10 лет страна проводила различные реформы, которые были направлены на демократизацию турецкой общественной жизни. Однако в начале 2000-х годов правительство осознало, что европейские страны не хотят видеть Турцию в своих рядах. Для них ЕС - это закрытый клуб развитых в экономическом и свободных в политическом плане государств. Большая мусульманская страна не может быть принята в «христианское» сообщество. Вступление Турции в ЕС усложнит процесс принятия решений в организации, поскольку даже сейчас европейским странам трудно достичь консенсуса. Конечно, европейские страны сотрудничают с Турцией в различных областях, через Турцию в страны ЕС поставляется большое количество энергоносителей. Однако полноправное членство Анкары в Европейском Союзе выглядит маловероятным.
В связи с этим турецкое правительство стало концентрироваться на других направлениях внешней политики. В настоящее время ближневосточный регион и государства Тюркского мира занимают центральное место во внешнеполитическом курсе Анкары.
Государства Тюркского мира готовы выстраивать с Турцией конструктивную коммуникацию в экономической и политической сферах, а сотрудничество с таким сильным игроком приносит им свои преимущества. В последние годы отмечается рост турецкого влияния в этом регионе. Политика Турции в тюркском внешнеполитическом векторе направлена на создание институциональных основ глобальной тюркской интеграции. В будущем Анкара хочет создать конкурентоспособный союз, с помощью которого она сможет укрепить свое влияние в мировых делах. В связи с этим Совет сотрудничества тюркских государств, созданный с целью координации политической, экономической и культурной интеграции этих стран занимает особое место. У стран масштабные проекты к 2026-2028 гг. планируется формирование общего рынка товаров, инвестиций, рабочей силы и услуг.
Турецкое влияние на события в ближневосточном регионе трудно переоценить. Турция претендует на роль лидера на Ближнем Востоке. Она проводит достаточно активную политику на всех направлениях: Анкара участвовала в событиях в Ливии, Сирии, в Средиземноморье. Турецкая Республика оказывает серьезную поддержку политическим исламским группировкам, таким, как например братья-мусульмане. Из-за такой активной политики и идей неоосманизма, отношения Турции с ближневосточными государствами находятся не в лучшем состоянии. Страны региона считают ее политику достаточно агрессивной, а потому у Турции практически нет союзников в регионе. Исключением можно считать Катар и, в какой-то степени, Иран. С недавних пор Турция пытается наладить отношения со своими соседями и выйти из своеобразной изоляции, в которую она попала по итогам своей деятельности за прошедшее десятилетие. В настоящее время Ближний Восток занимает приоритетное место во внешнеполитическом курсе Анкары.
Отношения с Российской Федерацией занимают отдельное место во внешней политике Анкары. Стороны активно взаимодействуют во всех сферах, политическое, экономическое и энергетическое сотрудничество оценивается крайне высоко. Россия и Турция являются стратегическими партнерами, несмотря на наличие разногласий по многим вопросам, они продолжают сотрудничество в тех сферах, где им это выгодно. На развитие отношений не повлияла сложная геополитическая обстановка вокруг России в связи с началом специальной военной операции, стороны продолжают диалог, а в энергетической и политической сферах можно отметить его углубление. Даже в случае смены власти в Турции политика в отношении РФ не претерпит серьезных изменений.
В рамках сирийского конфликта Россия и Турция поддерживают противоположные стороны. Для России не выгодна потеря Турции как своего партнера, а потому РФ будет лавировать между Дамаском и Анкарой. Правительство России будет предпринимать шаги по нормализации турецко-сирийских отношений, считая разногласия между сторонами преодолимыми. Позиция Турции по Сирии претерпевает изменения, и в настоящее время она готова сотрудничать с Россией, а также Ираном по сирийскому урегулированию. Турция заинтересована в сохранении своей территориальной целостности, следовательно, она продолжит борьбу с курдами и не допустит образование автономии внутри своей территории.
Таким образом, современная внешняя политика Турецкой Республики направлена на защиту национальных интересов в условиях напряженной обстановки в мире и регионе. Анкара пытается создать условия для устойчивого мира и сотрудничества как с соседними, так и с более отдаленными государствами.
Долгое время европейское направление занимало центральное место во внешней политике Турции. Анкара предпринимала различные попытки для того, чтобы соответствовать критериям членства Европейского Союза. На протяжении 10 лет страна проводила различные реформы, которые были направлены на демократизацию турецкой общественной жизни. Однако в начале 2000-х годов правительство осознало, что европейские страны не хотят видеть Турцию в своих рядах. Для них ЕС - это закрытый клуб развитых в экономическом и свободных в политическом плане государств. Большая мусульманская страна не может быть принята в «христианское» сообщество. Вступление Турции в ЕС усложнит процесс принятия решений в организации, поскольку даже сейчас европейским странам трудно достичь консенсуса. Конечно, европейские страны сотрудничают с Турцией в различных областях, через Турцию в страны ЕС поставляется большое количество энергоносителей. Однако полноправное членство Анкары в Европейском Союзе выглядит маловероятным.
В связи с этим турецкое правительство стало концентрироваться на других направлениях внешней политики. В настоящее время ближневосточный регион и государства Тюркского мира занимают центральное место во внешнеполитическом курсе Анкары.
Государства Тюркского мира готовы выстраивать с Турцией конструктивную коммуникацию в экономической и политической сферах, а сотрудничество с таким сильным игроком приносит им свои преимущества. В последние годы отмечается рост турецкого влияния в этом регионе. Политика Турции в тюркском внешнеполитическом векторе направлена на создание институциональных основ глобальной тюркской интеграции. В будущем Анкара хочет создать конкурентоспособный союз, с помощью которого она сможет укрепить свое влияние в мировых делах. В связи с этим Совет сотрудничества тюркских государств, созданный с целью координации политической, экономической и культурной интеграции этих стран занимает особое место. У стран масштабные проекты к 2026-2028 гг. планируется формирование общего рынка товаров, инвестиций, рабочей силы и услуг.
Турецкое влияние на события в ближневосточном регионе трудно переоценить. Турция претендует на роль лидера на Ближнем Востоке. Она проводит достаточно активную политику на всех направлениях: Анкара участвовала в событиях в Ливии, Сирии, в Средиземноморье. Турецкая Республика оказывает серьезную поддержку политическим исламским группировкам, таким, как например братья-мусульмане. Из-за такой активной политики и идей неоосманизма, отношения Турции с ближневосточными государствами находятся не в лучшем состоянии. Страны региона считают ее политику достаточно агрессивной, а потому у Турции практически нет союзников в регионе. Исключением можно считать Катар и, в какой-то степени, Иран. С недавних пор Турция пытается наладить отношения со своими соседями и выйти из своеобразной изоляции, в которую она попала по итогам своей деятельности за прошедшее десятилетие. В настоящее время Ближний Восток занимает приоритетное место во внешнеполитическом курсе Анкары.
Отношения с Российской Федерацией занимают отдельное место во внешней политике Анкары. Стороны активно взаимодействуют во всех сферах, политическое, экономическое и энергетическое сотрудничество оценивается крайне высоко. Россия и Турция являются стратегическими партнерами, несмотря на наличие разногласий по многим вопросам, они продолжают сотрудничество в тех сферах, где им это выгодно. На развитие отношений не повлияла сложная геополитическая обстановка вокруг России в связи с началом специальной военной операции, стороны продолжают диалог, а в энергетической и политической сферах можно отметить его углубление. Даже в случае смены власти в Турции политика в отношении РФ не претерпит серьезных изменений.
В рамках сирийского конфликта Россия и Турция поддерживают противоположные стороны. Для России не выгодна потеря Турции как своего партнера, а потому РФ будет лавировать между Дамаском и Анкарой. Правительство России будет предпринимать шаги по нормализации турецко-сирийских отношений, считая разногласия между сторонами преодолимыми. Позиция Турции по Сирии претерпевает изменения, и в настоящее время она готова сотрудничать с Россией, а также Ираном по сирийскому урегулированию. Турция заинтересована в сохранении своей территориальной целостности, следовательно, она продолжит борьбу с курдами и не допустит образование автономии внутри своей территории.
Таким образом, современная внешняя политика Турецкой Республики направлена на защиту национальных интересов в условиях напряженной обстановки в мире и регионе. Анкара пытается создать условия для устойчивого мира и сотрудничества как с соседними, так и с более отдаленными государствами.
Подобные работы
- Курдский фактор во внешней политике Турции в конце XX - начале XXI вв.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Внешняя политика Турции во второй половине XX-начале XXI века
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТУРЦИИ В 1980-Е ГОДЫ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Внешняя политика Турции в современный период
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2021 - РОССИЯ - ТУРЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В
КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВВ.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Регионы Российской Федерации во внешнеполитической стратегии
Турции, 1991-2014 гг
ЭПИТЕЛИАЛЬНОГО РАКА ЯИЧНИКА ПО ГЕНУ TP53mi
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РОССИЯ И ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2019 - Особенности внешнеполитического курса Катара в конце XX-
начале XXI вв
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018



