ДИСКУРС ФЕМИНИЗМА В РОССИЙСКИХ И ЗАПАДНЫХ СМИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
|
Введение 3
1 Медиадискурс феминизма 7
1.1 Феминизм в системе СМИ 7
1.1.1 Дискурс, медиадискурс: методы репрезентации 7
1.1.2 Отличительные черты феминистического движения 13
1.1.3 Отражение женской проблематики в российских СМИ 19
1.1.4 Отражение женской проблематики в Западных СМИ 20
1.2 Критерии анализа дискурса феминизма в системе СМИ 22
2 Исследование феминистского дискурса в российских и Западных интернет-
СМИ 24
2.1 Характеристика анализируемых СМИ 24
2.2 Характеристика проблемы радикального феминизма 28
2.3 Анализ по выделенным критериям 30
2.3.1 Женский образ в СМИ 30
2.3.2 Гендерный стереотип как критерий дискурс-анализа 33
2.3.3 Частота употребления слов: «гендерное неравенство», «неравные
права», «право», «насилие», «борьба», «сексуализация», «доминирование» 38
2.3.4 Позиция СМИ в отображении проблемы 40
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А. Основные материалы
1 Медиадискурс феминизма 7
1.1 Феминизм в системе СМИ 7
1.1.1 Дискурс, медиадискурс: методы репрезентации 7
1.1.2 Отличительные черты феминистического движения 13
1.1.3 Отражение женской проблематики в российских СМИ 19
1.1.4 Отражение женской проблематики в Западных СМИ 20
1.2 Критерии анализа дискурса феминизма в системе СМИ 22
2 Исследование феминистского дискурса в российских и Западных интернет-
СМИ 24
2.1 Характеристика анализируемых СМИ 24
2.2 Характеристика проблемы радикального феминизма 28
2.3 Анализ по выделенным критериям 30
2.3.1 Женский образ в СМИ 30
2.3.2 Гендерный стереотип как критерий дискурс-анализа 33
2.3.3 Частота употребления слов: «гендерное неравенство», «неравные
права», «право», «насилие», «борьба», «сексуализация», «доминирование» 38
2.3.4 Позиция СМИ в отображении проблемы 40
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А. Основные материалы
На сегодняшний день гендерная проблематика и вопросы равноправия в отношениях между женщинами и мужчинами выходят в авангард общественной дискуссии. Наряду с этим, феминизм не редко становится почвой для манипуляций, в том числе и в пространстве масс-медиа. В настоящее время феминистское движение становится все более заметным в информационном пространстве. Рассматриваются законы о домашнем насилии, девушки имеют и отстаивают свои права. Все вышеперечисленное доказывает, что общество, действительно, озадаченно темой гендерного неравенства и феминизма и обуславливает актуальность настоящего исследования.
Феминистский дискурс интересен тем, что, по сути, это альтернативный политический проект, который изначально высоко политизирован и характеризуется высоким уровнем критичности: «Сегодня феминизм - это, прежде всего, альтернативная философская концепция социокультурного развития и представляет собой контргегемонный дискурс» [Кара-Мурза, 2000].
Феминистское движение - это не только политика, но и фундаментальное качество современного западного общества. По этой причине, крупнейшие мыслители пришли к подобным выводам, совсем другими путями. Американский философ Джеймс Уэйт (J. Wayt) - исследователь Хайденберга пишет, как во времена нацизма в Германии, с помощью «ненасильственного принуждения» можно было управлять социальными группами. Манипулирование было возможно против воли подчиненных групп, но с их согласия. То есть, под влиянием одной общины могло поменяться мнение всего общества. Иными словами, западное мышление ориентировано на массовое сознание, когда один человек растворяется в мнении окружения, а толпа становится политическим рупором.
В сравнении с западными странами в России феминистского движения не существует. Акции, организованные феминистками - малочисленны, единой цепочки феминистских организаций и объединения просто нет. Активность феминисток локализована в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Тем не менее, мы живем в веке технологий, где большую популярность имеют интернет сообщества, как российские, так и западные.
Новизна данной дипломной работы состоит в попытке показать феминизм со стороны угнетения мужчин, обесценивания их прав и признания радикального феминизма как экстремистского движения (об этом заявил представитель Роскомнадзора Андрей Цыганов в сентябре 2021 года)
Объект исследования: феминистский дискурс в российских и западных СМИ.
Предмет исследования: тексты отечественных и западных интернет-СМИ на тему феминизма.
Цель заключается в выявлении и сравнительном анализе феминистского дискурса в российских и западных СМИ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
□ исследовать понятия «дискурс», «медиадискурс»;
□ исследовать специфику феминизма, определить это понятие, описать разновидности феминизма;
□ выделить параметры, на основании которых будут анализироваться публикации в интернет-СМИ;
□ проанализировать тексты, посвященные феминисткой
проблематике, в российских и западных СМИ;
□ провести сравнительный анализ текстов западных и отечественных медиа.
Новизна данного исследования состоит в том, что женщина рассматривается не со стороны угнетенной, а со позиции угнетателя, доминантной фигуры.
Теоретическая значимость заключается в предоставлении результатов сравнительного анализа в сфере общественно-значимой проблематики.
Результаты могут быть использованы в написании научных работ, посвящённых смежной тематике.
Практическая значимость выполненной дипломной работы состоит в том, что ее результаты могут быть полезны журналистам, работающим в социальных медиа. Кроме того, выводы могут представлять интерес для специалистов в области социальных профессий, которые связаны с коррекцией гендерных ролей.
Теоретической базой послужили труды и отечественных и зарубежных авторов на тему феминизма (Е. Ярская-Смирнова [Ярская-Смирнова, 2001], К. Манхейм [Манхейм, 1994], T. Parsons [Parsons, 1949], C. Лорбер [Лорбер, 1996], Е. А. Здравомыслова и А. А. Темкина [Здравомыслова, 1999], [Темкина, 1999], Т. А. Клименкова [Клименкова, 2002], Б. Фридан [Фридан, 1994]), дискурс и медиадискурс (Т. ван Дейк [ван Дейк, 2013], М. Макаров [Макаров, 2003], Е. Г. Грибовод [Грибовод, 2013], Е. А. Кожемякин [Кожемякин, 2010], А. В. Полонский [Полонский, 2009], Т. Г. Добросклонская [Добросклонская, 2008/2015], Р. Водак [Водак, 2011]), Эмпирической базой исследования являются материалы: западных СМИ - «CNN», «Fox News», «Esquire», «The Spectator», «Bitch media»; российских СМИ - «Известия», «РИА Новости», «Meduza», «Ведомости», «Горящая Изба».
В данной работе методом отбора материала послужила целенаправленная и систематическая выборка. Также использованы методы дедукции, сравнительного анализа и дискурс-анализа.
Хронологические рамки исследования охватывают временной промежуток с января 2019 по декабрь 2021 года. Выбранный период обоснован тем, что 2021 год в сравнении с 2019, можно считать спокойным от феминистской активности. В 2019 году было два особенно громких дела: в компании Google зарплата женщин в разы была больше, чем у мужчин; мэрию Парижа оштрафовали за «дискриминацию мужчин». Особенно важен для феминисток 2020 год, когда был огромный подъем домашнего насилия.
В теоретической части проанализированы такие понятия как «дискурс», «феминизм», у второго рассмотрены подходы и особенности определения термина в России и на Западе. В практической части исследуется то, как феминизм освещается в российских и Западных СМИ.
Работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, включающих в себя четыре параграфа, а также из заключительной части, списка использованных источников, насчитывающего 72 наименований, используемых в ходе исследования.
Промежуточные результаты исследования были апробированы на XIV Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (СФУ, Красноярск, 21.04.2022-22.04.2022).
Феминистский дискурс интересен тем, что, по сути, это альтернативный политический проект, который изначально высоко политизирован и характеризуется высоким уровнем критичности: «Сегодня феминизм - это, прежде всего, альтернативная философская концепция социокультурного развития и представляет собой контргегемонный дискурс» [Кара-Мурза, 2000].
Феминистское движение - это не только политика, но и фундаментальное качество современного западного общества. По этой причине, крупнейшие мыслители пришли к подобным выводам, совсем другими путями. Американский философ Джеймс Уэйт (J. Wayt) - исследователь Хайденберга пишет, как во времена нацизма в Германии, с помощью «ненасильственного принуждения» можно было управлять социальными группами. Манипулирование было возможно против воли подчиненных групп, но с их согласия. То есть, под влиянием одной общины могло поменяться мнение всего общества. Иными словами, западное мышление ориентировано на массовое сознание, когда один человек растворяется в мнении окружения, а толпа становится политическим рупором.
В сравнении с западными странами в России феминистского движения не существует. Акции, организованные феминистками - малочисленны, единой цепочки феминистских организаций и объединения просто нет. Активность феминисток локализована в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Тем не менее, мы живем в веке технологий, где большую популярность имеют интернет сообщества, как российские, так и западные.
Новизна данной дипломной работы состоит в попытке показать феминизм со стороны угнетения мужчин, обесценивания их прав и признания радикального феминизма как экстремистского движения (об этом заявил представитель Роскомнадзора Андрей Цыганов в сентябре 2021 года)
Объект исследования: феминистский дискурс в российских и западных СМИ.
Предмет исследования: тексты отечественных и западных интернет-СМИ на тему феминизма.
Цель заключается в выявлении и сравнительном анализе феминистского дискурса в российских и западных СМИ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
□ исследовать понятия «дискурс», «медиадискурс»;
□ исследовать специфику феминизма, определить это понятие, описать разновидности феминизма;
□ выделить параметры, на основании которых будут анализироваться публикации в интернет-СМИ;
□ проанализировать тексты, посвященные феминисткой
проблематике, в российских и западных СМИ;
□ провести сравнительный анализ текстов западных и отечественных медиа.
Новизна данного исследования состоит в том, что женщина рассматривается не со стороны угнетенной, а со позиции угнетателя, доминантной фигуры.
Теоретическая значимость заключается в предоставлении результатов сравнительного анализа в сфере общественно-значимой проблематики.
Результаты могут быть использованы в написании научных работ, посвящённых смежной тематике.
Практическая значимость выполненной дипломной работы состоит в том, что ее результаты могут быть полезны журналистам, работающим в социальных медиа. Кроме того, выводы могут представлять интерес для специалистов в области социальных профессий, которые связаны с коррекцией гендерных ролей.
Теоретической базой послужили труды и отечественных и зарубежных авторов на тему феминизма (Е. Ярская-Смирнова [Ярская-Смирнова, 2001], К. Манхейм [Манхейм, 1994], T. Parsons [Parsons, 1949], C. Лорбер [Лорбер, 1996], Е. А. Здравомыслова и А. А. Темкина [Здравомыслова, 1999], [Темкина, 1999], Т. А. Клименкова [Клименкова, 2002], Б. Фридан [Фридан, 1994]), дискурс и медиадискурс (Т. ван Дейк [ван Дейк, 2013], М. Макаров [Макаров, 2003], Е. Г. Грибовод [Грибовод, 2013], Е. А. Кожемякин [Кожемякин, 2010], А. В. Полонский [Полонский, 2009], Т. Г. Добросклонская [Добросклонская, 2008/2015], Р. Водак [Водак, 2011]), Эмпирической базой исследования являются материалы: западных СМИ - «CNN», «Fox News», «Esquire», «The Spectator», «Bitch media»; российских СМИ - «Известия», «РИА Новости», «Meduza», «Ведомости», «Горящая Изба».
В данной работе методом отбора материала послужила целенаправленная и систематическая выборка. Также использованы методы дедукции, сравнительного анализа и дискурс-анализа.
Хронологические рамки исследования охватывают временной промежуток с января 2019 по декабрь 2021 года. Выбранный период обоснован тем, что 2021 год в сравнении с 2019, можно считать спокойным от феминистской активности. В 2019 году было два особенно громких дела: в компании Google зарплата женщин в разы была больше, чем у мужчин; мэрию Парижа оштрафовали за «дискриминацию мужчин». Особенно важен для феминисток 2020 год, когда был огромный подъем домашнего насилия.
В теоретической части проанализированы такие понятия как «дискурс», «феминизм», у второго рассмотрены подходы и особенности определения термина в России и на Западе. В практической части исследуется то, как феминизм освещается в российских и Западных СМИ.
Работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, включающих в себя четыре параграфа, а также из заключительной части, списка использованных источников, насчитывающего 72 наименований, используемых в ходе исследования.
Промежуточные результаты исследования были апробированы на XIV Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (СФУ, Красноярск, 21.04.2022-22.04.2022).
В ходе исследования было выяснено, что феминистский дискурс представляет собой разновидность идеологического дискурса. В рамках феминистского дискурса проходит работа с общественным сознанием с целью устранения любого вида гендерного неравенства. При анализе было выявлено 408 публикаций, посвященный данной проблеме: 212 из западных СМИ и 196 из российских.
Цель исследования заключалась в выявлении и сравнительном анализе феминистского дискурса в российских и западных СМИ. Исходя из цели исследования, были решены следующие задачи:
- исследовать понятия «дискурс», «медиадискурс»;
- исследовать специфику проблематики феминизма, определить это понятие, описать разновидности феминизма;
- выделить параметры, на основании которых будут анализироваться публикации в интернет-СМИ;
- проанализировать тексты, посвященные феминисткой проблематике, в российских и западных СМИ;
- провести сравнительный анализ текстов в Западных и отечественных медиа.
В процессе работы мы исследовали понятия «дискурс», «медиадискурс», определили их типы и виды, а также рассмотрели понятие «феминизм» и отражение женской проблематики в российском и западном медийном пространстве. Далее мы выделили отличительные черты феминистского дискурса, исследовали его характеристики и факторы развития исследований.
В практической части исследования было проанализировано 408 публикаций российских интернет-СМИ, таких как: «Известия», «РИА Новости», «Meduza», «Ведомости», «Горящая Изба»; и Западных интернет-СМИ: «CNN», «Fox News», «Esquire», «The Spectator», «Bitch media» за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года по следующим критериям:
- женский образ в СМИ;
- гендерный стереотип как критерий дискурс-анализа (стереотипы: агрессивная, мужененавистница, неопрятная, нетрадиционной ориентации);
- частота употребления слов: гендерное неравенство, неравные права, право, насилие, борьба, сексуализация, доминирование;
- позиция, которой придерживаются СМИ.
По результатам анализа мы выявили, что объекты публикаций - пострадавшие от гендерных унижений мужчины, трансгендеры, трансексуала, а также сами девушки. Также государственные и федеральные СМИ чаще публикуют новостной контент, остальные СМИ ориентируются на освещение проблемной ситуации с разных сторон и рассматривают как информационный, так и развлекательный контент.
Мы выявили, что большая часть публикаций СМИ относится к новостным жанрам. Определили, что проблему феминизма затрагивают только те издания, которые ориентируются непосредственно на женщин. Например, издания - «Горящая Изба» и «Bitch media», посвящены полностью проблемам феминизма. Там публикуются активистки, блогеры, журналисты, фотографы, которые поддерживают феминизм. Стоит заметить, что в «Bitch media» девушка рассматривается как загнанная овечка, которую постоянно бьют хлыстом. Женщины-радикалки - особый вид слабого пола, которая ежедневно находится под давлением мужчин. Что касается российского издания, то это новостной портал, который дает информацию в принципе о любом феминизме, своего рода энциклопедия с новостными вставками.
Все остальные анализируемые СМИ затрагивали тему феминизма со стороны бытового насилия, оскорбления чести, правовых и экономических основ. То есть, информационного повода, который можно рассматривать, как горячую новость
Цель исследования заключалась в выявлении и сравнительном анализе феминистского дискурса в российских и западных СМИ. Исходя из цели исследования, были решены следующие задачи:
- исследовать понятия «дискурс», «медиадискурс»;
- исследовать специфику проблематики феминизма, определить это понятие, описать разновидности феминизма;
- выделить параметры, на основании которых будут анализироваться публикации в интернет-СМИ;
- проанализировать тексты, посвященные феминисткой проблематике, в российских и западных СМИ;
- провести сравнительный анализ текстов в Западных и отечественных медиа.
В процессе работы мы исследовали понятия «дискурс», «медиадискурс», определили их типы и виды, а также рассмотрели понятие «феминизм» и отражение женской проблематики в российском и западном медийном пространстве. Далее мы выделили отличительные черты феминистского дискурса, исследовали его характеристики и факторы развития исследований.
В практической части исследования было проанализировано 408 публикаций российских интернет-СМИ, таких как: «Известия», «РИА Новости», «Meduza», «Ведомости», «Горящая Изба»; и Западных интернет-СМИ: «CNN», «Fox News», «Esquire», «The Spectator», «Bitch media» за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года по следующим критериям:
- женский образ в СМИ;
- гендерный стереотип как критерий дискурс-анализа (стереотипы: агрессивная, мужененавистница, неопрятная, нетрадиционной ориентации);
- частота употребления слов: гендерное неравенство, неравные права, право, насилие, борьба, сексуализация, доминирование;
- позиция, которой придерживаются СМИ.
По результатам анализа мы выявили, что объекты публикаций - пострадавшие от гендерных унижений мужчины, трансгендеры, трансексуала, а также сами девушки. Также государственные и федеральные СМИ чаще публикуют новостной контент, остальные СМИ ориентируются на освещение проблемной ситуации с разных сторон и рассматривают как информационный, так и развлекательный контент.
Мы выявили, что большая часть публикаций СМИ относится к новостным жанрам. Определили, что проблему феминизма затрагивают только те издания, которые ориентируются непосредственно на женщин. Например, издания - «Горящая Изба» и «Bitch media», посвящены полностью проблемам феминизма. Там публикуются активистки, блогеры, журналисты, фотографы, которые поддерживают феминизм. Стоит заметить, что в «Bitch media» девушка рассматривается как загнанная овечка, которую постоянно бьют хлыстом. Женщины-радикалки - особый вид слабого пола, которая ежедневно находится под давлением мужчин. Что касается российского издания, то это новостной портал, который дает информацию в принципе о любом феминизме, своего рода энциклопедия с новостными вставками.
Все остальные анализируемые СМИ затрагивали тему феминизма со стороны бытового насилия, оскорбления чести, правовых и экономических основ. То есть, информационного повода, который можно рассматривать, как горячую новость
Подобные работы
- Коммуникативные практики формирования ценностно-идеологических комплексов: сравнительный анализ социально-ориентированных общественных движений
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2021 - ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ НА РЫНКЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ МОНОПРОФИЛЬНОГО ГОРОДА)
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТКА РУССКОЯЗЫЧНЫХ ФЕМИНИСТИЧЕСКИХ ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВ В 2022 ГОДУ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2023 - ОТРАЖЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОССИЙСКОГО И БРИТАНСКОГО ОБЩЕСТВ 80-90-Х гг. XX ВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ "НОВОЙ ДРАМЫ"
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ К ГЕНДЕРНЫМ МОДЕЛЯМ ТРАНСЛИРУЕМЫМ СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЗАЦИИ ГЕНДЕРНЫХ КОНФЛИКТОВ В РЕПРОДУКТИВНОЙ СФЕРЕ В РУССКОЯЗЫЧНОМ И АНГЛОЯЗЫЧНОМ КОНТЕКСТАХ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Семейные ценности в освещении журнала "Домашний очаг"
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Стратегии перевода текстов о моде (на материале глянцевых журналов на английском и русском языках)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Специфика речевого портрета политика как отражение современных тенденций политкорректности
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022



