Социальная защита прав несовершеннолетних детей на примере г. Шагонара Улуг-Хемского кожууна
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ
ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ 6
1.1. Конституционные права несовершеннолетних детей 6
1.2. Социальная защита прав несовершеннолетних детей 13
1.3. Социальная защита прав несовершеннолетних правонарушителей 20
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ 24
2.1. Анализ деятельности центра социальной помощи семье и детям Улуг-
Хемского кожууна 24
2.2. Практика социальной защиты прав несовершеннолетних 29
2.3. Методические рекомендации по развитию эффективности работы
социальной службы г. Шагонара Республики Тыва 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ
ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ 6
1.1. Конституционные права несовершеннолетних детей 6
1.2. Социальная защита прав несовершеннолетних детей 13
1.3. Социальная защита прав несовершеннолетних правонарушителей 20
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ 24
2.1. Анализ деятельности центра социальной помощи семье и детям Улуг-
Хемского кожууна 24
2.2. Практика социальной защиты прав несовершеннолетних 29
2.3. Методические рекомендации по развитию эффективности работы
социальной службы г. Шагонара Республики Тыва 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Государственная социальная политика призвана обеспечить полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции РФ и международными обязательствами.
Конституция РФ провозглашает, что детство находится под защитой государства [1]. В «Национальной стратегии действий в отношении детей на 2012 - 2017 годы» указывается на такие проблемы, как вовлечение тысяч российских детей в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства; отсутствие доступа детей к правосудию вне зависимости от их процессуальной правоспособности и статуса согласно международным обязательствам; насилие над детьми, в частности преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности, которые совершаются в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке; неудовлетворительная ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав; отсутствие координации деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав.
Сегодняшнее состояние социальной защиты семей с детьми показывает: под угрозой оказались здоровье и благополучие самого ценного достояния нации - подрастающего поколения. Совместные усилия семьи и государства пока не достаточны для обеспечения каждому ребенку уровня жизни, необходимого для его полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития.
В нашей республике действует система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, но существует ряд вопросов, которые требуют внимания и дальнейшего решения. Защита прав детей, в
Для совершенствования деятельности в реализации прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Тыва создан новый институт - Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва. Появление в системе исполнительной власти республики новой структуры, призванной стать основным исполнителем приоритета главного направления в деятельности Правительства Республики Тыва - защиты детей, Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, говорит об особом внимании к вопросам семейной политики в республике. Если раньше полномочия по опеке и попечительству были даны органам местного самоуправления и вопросы детей-сирот решались на местном уровне, то сегодня задача решается на республиканском уровне.
На данный момент, несмотря на меры принимаемые органами государственной власти Республики Тыва, реальные механизмы защиты прав детей только начинают действовать. Хотя сделаны первые шаги в этом направлении, однако не создано действенных механизмов контроля за соблюдением прав детей.
Все это говорит об актуальности данной проблемы и подчеркивает необходимость научного анализа особенностей социальной защиты, чтобы определить условия и пути оптимизации защиты несовершеннолетних, а также разработки конкретных мер по развитию эффективности работы социальных служб, это и обуславливает актуальность данного исследования.
- изучить практику социальной защиты прав несовершеннолетних в центре социальной помощи семье и детям Улуг-Хемского кожууна;
- разработать методические рекомендации по развитию эффективности работы социальной службы Улуг-Хемского района Республики Тыва.
Объект исследования: социальная защита прав детей.
Предмет исследования: практика социальной защиты прав несовершеннолетних детей.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социальные права несовершеннолетних детей будут реализованы, если будут нацелены на максимально полную социальную защиту.
При решении поставленных задач использовались следующие методы: методы теоретического анализа, обобщение и синтез, анкетирования, опроса, наблюдения.
Методологическая база исследования: В качестве теоретических предпосылок ВКР выступили труды В.И. Абрамова, Е.Г. Азарова, В.А. Варывдина, Ю.Б. Корсаненкова, И.П. Клемантовича, Л.Д. Воеводина, В.Л. Кабанова, Н.Н. Никулина, М.Г. Давитян и др.
Теоретическая значимость
Практическая значимость работы обусловлена в том, что результаты исследования могут применяться в работе социальных педагогов, психологов, работников социальных служб.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Конституция РФ провозглашает, что детство находится под защитой государства [1]. В «Национальной стратегии действий в отношении детей на 2012 - 2017 годы» указывается на такие проблемы, как вовлечение тысяч российских детей в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства; отсутствие доступа детей к правосудию вне зависимости от их процессуальной правоспособности и статуса согласно международным обязательствам; насилие над детьми, в частности преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности, которые совершаются в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке; неудовлетворительная ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав; отсутствие координации деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав.
Сегодняшнее состояние социальной защиты семей с детьми показывает: под угрозой оказались здоровье и благополучие самого ценного достояния нации - подрастающего поколения. Совместные усилия семьи и государства пока не достаточны для обеспечения каждому ребенку уровня жизни, необходимого для его полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития.
В нашей республике действует система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, но существует ряд вопросов, которые требуют внимания и дальнейшего решения. Защита прав детей, в
Для совершенствования деятельности в реализации прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Тыва создан новый институт - Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва. Появление в системе исполнительной власти республики новой структуры, призванной стать основным исполнителем приоритета главного направления в деятельности Правительства Республики Тыва - защиты детей, Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, говорит об особом внимании к вопросам семейной политики в республике. Если раньше полномочия по опеке и попечительству были даны органам местного самоуправления и вопросы детей-сирот решались на местном уровне, то сегодня задача решается на республиканском уровне.
На данный момент, несмотря на меры принимаемые органами государственной власти Республики Тыва, реальные механизмы защиты прав детей только начинают действовать. Хотя сделаны первые шаги в этом направлении, однако не создано действенных механизмов контроля за соблюдением прав детей.
Все это говорит об актуальности данной проблемы и подчеркивает необходимость научного анализа особенностей социальной защиты, чтобы определить условия и пути оптимизации защиты несовершеннолетних, а также разработки конкретных мер по развитию эффективности работы социальных служб, это и обуславливает актуальность данного исследования.
- изучить практику социальной защиты прав несовершеннолетних в центре социальной помощи семье и детям Улуг-Хемского кожууна;
- разработать методические рекомендации по развитию эффективности работы социальной службы Улуг-Хемского района Республики Тыва.
Объект исследования: социальная защита прав детей.
Предмет исследования: практика социальной защиты прав несовершеннолетних детей.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социальные права несовершеннолетних детей будут реализованы, если будут нацелены на максимально полную социальную защиту.
При решении поставленных задач использовались следующие методы: методы теоретического анализа, обобщение и синтез, анкетирования, опроса, наблюдения.
Методологическая база исследования: В качестве теоретических предпосылок ВКР выступили труды В.И. Абрамова, Е.Г. Азарова, В.А. Варывдина, Ю.Б. Корсаненкова, И.П. Клемантовича, Л.Д. Воеводина, В.Л. Кабанова, Н.Н. Никулина, М.Г. Давитян и др.
Теоретическая значимость
Практическая значимость работы обусловлена в том, что результаты исследования могут применяться в работе социальных педагогов, психологов, работников социальных служб.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В заключении необходимо отметить, что страна, в которой не заботятся о детях и молодежи не имеет будущего. В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии несовершеннолетние т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации, и как результат к увеличению социальной напряженности общества, к росту подростковой преступности и иным негативным социальным явлениям.
По оценкам аналитиков выход из данной ситуации должен носить комплексный характер и складываться из ряда факторов, а именно: формированию гражданского сознания у несовершеннолетних, профилактики подростковой преступности и, наконец, социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних.
Так создана Социальная служба «Центр социальной помощи семье и детям Улуг-Хемского района Республики Тыва». Служба выполняет следующие функции:
- Сбор информации о целевой группе Центра, о деятельности системы территориальных ведомств, учреждений, организаций, чья деятельность ориентирована на несовершеннолетних группы риска;
- Разработка и внедрение методологии и этики социальной работы с группой риска, основанной на гуманистических принципах, изложенных в Конвенции о правах ребенка, Международном Кодексе социального работника;
- Оказание всесторонней помощи несовершеннолетним группы риска, защита их жизни и здоровья, прав и интересов;
Деятельность Службы строится по следующей схеме: помощь несовершеннолетним группы риска и их семьям, ближнему окружению:
- формирование клиентуры;
- преодоление психологических проблем персонала Службы;
- освоение техники знакомства, первого контакта, интервьюирования;
- формирование этического и профессионального кодекса социального работника;
- обслуживание и курирование клиентов, оказание экстренной помощи;
- формирование круга организаций и учреждений - партнеров Центра и Службы в реализации реабилитационных программ.
И в заключение необходимо отметить, что мы надеемся, что система работы с несовершеннолетними будет развиваться и в дальнейшем.
По оценкам аналитиков выход из данной ситуации должен носить комплексный характер и складываться из ряда факторов, а именно: формированию гражданского сознания у несовершеннолетних, профилактики подростковой преступности и, наконец, социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних.
Так создана Социальная служба «Центр социальной помощи семье и детям Улуг-Хемского района Республики Тыва». Служба выполняет следующие функции:
- Сбор информации о целевой группе Центра, о деятельности системы территориальных ведомств, учреждений, организаций, чья деятельность ориентирована на несовершеннолетних группы риска;
- Разработка и внедрение методологии и этики социальной работы с группой риска, основанной на гуманистических принципах, изложенных в Конвенции о правах ребенка, Международном Кодексе социального работника;
- Оказание всесторонней помощи несовершеннолетним группы риска, защита их жизни и здоровья, прав и интересов;
Деятельность Службы строится по следующей схеме: помощь несовершеннолетним группы риска и их семьям, ближнему окружению:
- формирование клиентуры;
- преодоление психологических проблем персонала Службы;
- освоение техники знакомства, первого контакта, интервьюирования;
- формирование этического и профессионального кодекса социального работника;
- обслуживание и курирование клиентов, оказание экстренной помощи;
- формирование круга организаций и учреждений - партнеров Центра и Службы в реализации реабилитационных программ.
И в заключение необходимо отметить, что мы надеемся, что система работы с несовершеннолетними будет развиваться и в дальнейшем.



