Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказок (Иркутский региональный колледж педагогического образования)
Введение…………………………………………………………………………3
I. Теоретические основы формирования читательской самостоятельности младших школьников при изучении сказок…5
1.1. Сущность понятия «читательская самостоятельность» младших школьников и особенности ее формирования на уроках литературного чтения..........5
1.2. Специфика изучения сказок на уроках литературного чтения………10
II. Организация работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников при изучении сказок……13
2.1.Методические приемы по формированию читательской самостоятельности младших школьников при изучении сказок…………13
2.2 Опыт учителей по формированию читательской самостоятельности младших школьников при изучении сказок………………19
Заключение ………………………………………………………………23
Список использованных источников……………………25
Приложение 1…………………………………………………………………...27
Приложение 2…………………………………………………………………...29
Современному обществу нужны образованные ,творческие ,умеющие управлять жизнью и готовые принять участие в жизни других людей.Культуру ребенка ,его художественные и творческие способности и интересы развивают и семейная обстановка , и школа ,круг ровесников. Уроки литературного чтения призваны приобщить ребенка к чтению. Новые образовательные стандарты ,положенные в основу современного начального образования ,ставят перед школой задачу создания условий для формирования личности образованной, нравственной, творческой,эстетически развитой ,активной и самостоятельной . В настоящее время перед педагогом стоит задача не только научить детей правильно и бегло читать ,но и сформировать у них необходимый уровень читательской самостоятельности.Современное образование ставит перед собой задачи, которые способствуют всестороннему развитию младших школьников, формированию их читательской грамотности и самостоятельности. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) начального общего образования, одним из ключевых компонентов учебного процесса является развитие у детей способности к самостоятельному чтению и анализу текстов, что непосредственно связано с (ФГОС НОО, 2022).В рабочей программе по литературному чтению говорится, что приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской самостоятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;.
Особое внимание в рамках ФГОС обращается на важность литературного чтения как одного из основных учебных предметов. Такие методисты как Антонова Е.С , Воителева Т.М и Арзамасцева И.Н , подчеркивают необходимость создания условий для формирования устойчивого интереса к чтению, а также развития умений понимать и интерпретировать литературные произведения. Актуальность выбранной темы также подтверждается работами М.Р. Львова, который акцентирует внимание на том, что сказки являются не только интересными для детей, но и содержат важные моральные и образовательные аспекты, способствующие личностному развитию.
Изучение сказок на уроках литературного чтения открывает широкие возможности для формирования читательской самостоятельности. Творческие задания, групповые дискуссии и элементы театрализации помогают детям не только восприятие текста, но и критический анализ его содержания. Важно отметить, что при работе с сказками у младших школьников формируется не только навык чтения, но и способность выражать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и выделять ключевые идеи.
Но, несмотря на прекрасный материал, заложенный в содержании сказок, дети не хотят читать, не хотят работать с книгой, как предметом познания.
Тема исследования: Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказок
Объект исследования: процесс формирования читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказок
Предмет исследования: Методические приемы по формированию читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказок
Цель исследования: Изучить теоретические и прикладные аспекты формирования читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказок
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть Сущность понятия «читательская самостоятельность»
младших школьников и особенности ее формирования на уроках литературного чтения
2. Рассмотреть специфику изучения сказок на уроках литературного чтения.
3. Описать методические приемы по формированию читательской самостоятельности младших школьников при изучении сказок
Изучить опыт учителей по формированию читательской самостоятельности
младших школьников при изучении сказок
Методы исследования: Общетеоретические – анализ, сравнение, обобщение, умозаключение.
Собственно - педагогические – изучение психолого - педагогической и методической литературы по теме исследования, изучение понятийного аппарата работы, изучение педагогического опыта по теме исследования.
Практическая значимость: Исследование определяется тем, что материалы исследования могут найти применение в работе учителей начальных классов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения. Вот этот научный аппарат я сделала. Пусть тут и остается.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Современное образование ставит перед собой задачи, которые способствуют всестороннему развитию младших школьников, формированию их читательской грамотности и самостоятельности. В рабочей программе по литературному чтению говорится, что приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской самостоятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения.
В пояснительной записке указано, что к концу четвёртого класса у учащихся должны быть сформированы регулятивные универсальные учебные действия, а именно:
Проявлять желание самостоятельно читать и постоянно совершенствовать свой навык чтения.
Особое внимание в рамках ФГОС обращается на важность литературного чтения как одного из основных учебных предметов. Такие методисты как Антонова Е.С , Воителева Т.М и Арзамасцева И.Н , подчеркивают необходимость создания условий для формирования устойчивого интереса к чтению, а также развития умений понимать и интерпретировать литературные произведения. Актуальность выбранной темы также подтверждается работами М.Р. Львова, который акцентирует внимание на том, что литературные сказки являются не только интересными для детей, но и содержат важные моральные и образовательные аспекты, способствующие личностному развитию.
В заключение, можно сказать, что формирование читательской самостоятельности у младших школьников представляет собой важную задачу современного образования, способствующую их всестороннему развитию и подготовке к успешной жизни в обществе. Работа с такими произведениями, как сказки, не только пробуждает интерес к чтению, но и помогает развить критическое мышление, творческое воображение и навыки анализа текста.
Создание условий для читательской самостоятельности требует комплексного подхода, который включает в себя разнообразные методы и приемы. От выразительного чтения и анализа текста до интеграции сказок в совместную деятельность — всё это позволяет детям эмоционально откликаться на прочитанное и делать осознанный выбор в чтении.
Опыт учителей, таких как Е.Н. Ионова и Л.В. Стадникова, демонстрирует, как эффективно включать детскую литературу в учебный процесс и использовать современные методы обучения для развития читательской грамотности. При этом важным аспектом является вовлечение детей в выбор литературы для чтения, что формирует их мотивацию и желание развивать навыки работы с текстом.
Таким образом, формирование читательской самостоятельности не только положительно влияет на образовательный процесс, но и закладывает фундамент для будущего саморазвития ребенка, что является залогом его успешной адаптации в современном мире.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [1]
2. Ушаков ,Д.Н.Толковый словарь русского языка [электронный ресурс ].-http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov.[2]
3. Олешков М.Ю. Современный образовательный процесс :основные понятия и термины [текст]/М.Ю.Олешков , В.М. Уварова-М.:Компания Спутник ,2006-[3-с.191]
4. Сластенин ,В.А. Педагогика [текст]/В.А.Сластенин,И.Н.Исаев, Е.Н.Шиянов ,-М:Академия ,2004-[4-с.576]
5. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [текст]/М.Р.Львов ,В.Г.Горецкий ,О.В.Сосновская ,-М:Академия ,2007 .-[5-с.462]
6. Светловская, Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению / Н.Н. Светловская // Начальная школа.- 2015.- №4 - С. 8-15.
7. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 2016. - 240с.
8. Лазарева, В.А. Литературное чтение в современной школе / В.А. Лазарева.- М.: Педагогический университет , 2011.- 64 с.
9. Решетникова, С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов / С.В. Решетникова // Начальная школа. – 2016.- №2 – с.61
10. Маланов, С.В. Психолого–педагогические условия обучения детей чтению / С.В. Маланов // Начальная школа плюс до и после.- 2006. - №4. – С.14-23.
11. Ионова, Е. Н. Учить читать трудно, а переучивать еще труднее[Текст] / Е. Н. Ионова // Начальная школа. – 2000. – №2. – С. 28-34.
12. Светловская, Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников[Текст] : Теоретико-экспериментальное исследование / Н. Н. Светловская. –М. : Педагогика, 1980. – 160 с.
13. Абдуллина, А. А. Обучение младших школьников воссозданию образов художественных произведений [Текст] : Научно-методические материалы. Часть 1 / А. А. Абдуллина. – М. : Академия, 1997. – 256 с.
14. Джежелей, О. В. Чтение и литература. 1-4 классы. [Текст]Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О. В. Джежелей. – М. : Дрофа, 2005. – 96 с.
15. Светловская Н.Н., Пиче Оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика. Учебная практика / Н.Н.Светловская. – М.: Академия, 2001. – 282с.
16. -Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников: Теоретико-экспериментальное исследование / Н.Н.Светловская. – М.: Педагогика, 1980. – 161с.
17. Светловская, Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению / Н.Н. Светловская // Начальная школа.- 2015.- №4 - С. 8-15.
18. Мороз, Е.И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] http://uobr.net/wp-content/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm
19. Жукова, И.Л. Реальное и идеальное чтение: Стратегия выбора книг для внеклассного чтения / И.Л. Жукова // Начальная школа.- 2017. - №4. - С.26
20. Людмила Стадникова “учитель начальных классов” https://urok.1sept.ru/.
21. Никифоров А.И. Сказка, её бытование и носители / А.И. Никифоров // Капица О. И. Русские народные сказки. М.; Л.: Гиз, 1930. С. 7-55.