Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ СОШ №2.
Выборка: 40 подростков в возрасте 13-14 лет и 40 их родителей в возрасте 35-50 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ПОГРУЖЕННОСТИ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДУ 7
1.1. Погруженность в интернет-среду как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Особенности погруженности в интернет-среду у подростков 9
1.3.Понятие семьи и стилей семейного воспитания 12
1.4. Особенности формирования погруженности в интернет-среду в семье 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1 Цели, задачи, гипотезы, предмет, объект исследования 22
2.2. Методы и методики исследования 23
2.3. Организация исследования 24
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ПОГРУЖЕННОСТИ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДУ 25
3.1. Изучение особенностей взаимоотношений с родителями у подростков 25
3.2. Результаты эмпирического исследования степенью погруженности в интернет-среду подростков 27
3.3. Описание взаимосвязей изучаемых показателей 29
ВЫВОДЫ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ЛИТЕРАТУРА 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
Актуальность. Современную жизнь сложно представить себе без технических средств, делающих нашу бытовую жизнь легче и высвобождающих время для реализации других потребностей. Через интернет мы совершаем покупки, общаемся с друзьями, получаем новую информацию, играем в различные онлайн-игры. Современные исследования показывают, что во всем мире интернетом пользуются более 4 миллиардов человек. Две трети из 7,8 млрд мирового населения имеют мобильный телефон.
Россия занимает четвертое место в мире по количеству пользователей сети, и количество пользователей постоянно растет (за 2023 год количество пользователей выросло на 16% по сравнению с 2022 годом). Почти половина (47%) населения России зарегистрирована в соцсетях и активно ими пользуется, большая часть людей заходят в соцсети с мобильных устройств. Среди опрошенных россиян 61% заявили, что пользуются YouTube, и 65 упомянули ВКонтакте, 36% - Facebook, 41% - Одноклассники. Всего в интернете среднестатистический россиянин находится почти 6,5 часов в сутки. Стоит отметить, что 85% людей в России выходят в онлайн каждый день.
Компьютеризация современного общества и рост времени, проводимого в сети интернет привели к проблеме так называемого «патологического» использования интернета.
Актуальность обусловлена что подростки и молодые люди являются наиболее активными пользователями Интернета, однако чрезмерное использование может привести к негативным последствиям в различных сферах жизни. Интернет-среда стала неотъемлемой частью жизни современного человека. В настоящее время она все чаще определяется как принципиально новая социальная среда.
Вместе с тем, семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому. Она обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.
Психология семьи и семейных отношений является в настоящее время едва ли не самым актуальным и востребованным направлением помощи на фоне прочих тем и проблем психологического характера. Актуальность этой темы определяется её жизненностью и важностью для каждого человека, поскольку проблема семьи - это проблема обеспечения жизни и её воспроизводства в рамках семьи, рода, общности, социальности, нации, государственности, человечества. Основным институтом, в котором осуществляется воспитание детей, является семья. Полноценное воспитание детей обеспечивается в том случае, когда в воспитательном процессе принимают участие оба родителя.
Исследованием семей в России и за рубежом занимались такие авторы: как С.И. Голод, А.А. Клецин, A.M. Демидов, Э. Ивер-Жалю, В.Я. Титаренко, И. Грегори, Т.А. Гурко, К.Е. Пикхарт, С.К. Нортова-Бочавер, М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова, Н.Е. Ершова, 3. Матейчек, И. Лангмеер, Н.А. Гартман, Б.С. Павлов.
Анализ научной литературы дает нам возможность утверждать, что в настоящее время актуализируется необходимость организации специальной работы по изучению особенностей взаимоотношений с родителями у подростков с разной степенью погруженности в интернет-среду.
Цель исследования: изучение взаимосвязи взаимоотношений с родителями у подростков с разной степенью погруженности в интернет-среду.
Объект исследования: погруженность в интернет-среду.
Предмет исследования: взаимоотношения с родителями у подростков с разной степенью погруженности в интернет-среду.
Гипотеза: у подростков, в чьих семьях преобладает авторитетный стиль воспитания, обнаруживаются такие особенности, как высокий уровень цифровой компетентности; у подростков, в чьих семьях преобладает авторитарный стиль воспитания, обнаруживаются такие особенности, как высокий уровень цифрового потребления, эмоционально-ценностного отношения к цифровой среде, высокий индекс погруженности в интернет-среду; у подростков, в чьих семьях преобладает либеральный стиль воспитания, обнаруживаются такие особенности, как высокий индекс погруженности в интернет-среду; у подростков, в чьих семьях преобладает индифферентный стиль воспитания, обнаруживаются такие особенности, как высокий уровень эмоционально-ценностного отношения к цифровой среде.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретическое изучение взаимоотношений с родителями у подростков с разной степенью погруженности в интернет-среду;
2. Подобрать и обосновать эмпирические методы исследования;
3. Провести исследование;
4. Проанализировать результаты;
5 . Разработать рекомендации по уменьшению степени погруженности в интернет-среду подростков из разных семей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод синтеза информации;
- эмпирические: применение ряда диагностических методик. Были использованы следующие методики: «Стратегии семейного воспитания», автор: Н.М. Рухленко; «Индекс погруженности в интернет-среду» Л.А. Регуш;
- методы математической статистики.
Методологическую основу и теоретическую базу исследования данной работы составляют теория учебной деятельности и содержательные идеи личностно-ориентированного образования (работы Ю.К. Бабанского, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина);
База исследования – Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №2. В исследовании приняли участие 40 подростков в возрасте 13-14 лет, из них 50% девочки и 50% мальчики, а также 40 их родителей в возрасте 35-50 лет.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе и систематизации информации по проблеме изучения особенностей взаимоотношений с родителями у подростков с разной степенью погруженности в интернет-среду.
Практическая значимость работы заключается в том, что данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в профессиональной деятельности практического психолога, консультирующего лица подросткового возраста, испытывающих трудности с контролем погруженности в Интернет-среду, а также в рамках проведения им тренинговых занятий, направленных на снижение уровня погруженности в Интернет-среду подростков.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, списка литературы, приложения.
В работе представлены результаты исследования взаимоотношения с родителями у подростков с разной степенью погруженности в интернет-среду.
На основе рассмотренного теоретического анализа были изучены: погруженность в интернет-среду как психолого-педагогическая проблема; особенности погруженности в интернет-среду у подростков; понятие семьи и стилей семейного воспитания; особенности формирования погруженности в интернет-среду в семье.
В ходе исследования в соответствии с поставленными задачами была подтверждена гипотеза, согласно которой у подростков, в чьих семьях преобладает авторитетный стиль воспитания, обнаруживаются такие особенности, как высокий уровень цифровой компетентности; у подростков, в чьих семьях преобладает авторитарный стиль воспитания, обнаруживаются такие особенности, как высокий уровень цифрового потребления, эмоционально-ценностного отношения к цифровой среде, высокий индекс погруженности в интернет-среду; у подростков, в чьих семьях преобладает либеральный стиль воспитания, обнаруживаются такие особенности, как высокий индекс погруженности в интернет-среду; у подростков, в чьих семьях преобладает индифферентный стиль воспитания, обнаруживаются такие особенности, как высокий уровень эмоционально-ценностного отношения к цифровой среде.
Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в профессиональной деятельности практического психолога, консультирующего лица подросткового возраста, испытывающих трудности с контролем погруженности в Интернет-среду, а также в рамках проведения им тренинговых занятий, направленных на снижение уровня погруженности в Интернет-среду подростков.
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - Спб.: Питер, 2013. – 400 с.
2. Апенок Р. С. Исследование созависимости и интернет-зависимости у студентов-психологов // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - №11. - С.225-229.
3. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете. – М.: Можайск-Терра, 2015. - 431 с.
4. Аронина И. А. Специфика семейного воспитания // Управление ДОУ. – 2013. - №4. - С. 108-111.
5. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете. - М.: Можайск-Терра, 2015. – 431 с.
6. Балцевич В.А., Бурова С.М., Воднеева А.К. и др. Семья и молодёжь: профилактика отклоняющегося поведения - Минск: Университетское, 2019. - 144 с.
7. Белобрыкина О.А., Лядская А.В., Руцких А.С. Тенденция развития зависимости от виртуальной реальности у современных школьников //Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: Сборник докладов межрегиональной научно-практической конференции. В 2-х ч. - Новосибирск: НГИ. - 2013. - Ч. 2. - С. 22-25.
8. Бутенко А.Г Семья – ведущая воспитательная организация // Начальная школа. - 2013. - №2. – С.73-75.
9. Варламова Е.А., Гончарова Е.Б. Интернет-зависимость молодежи мегаполисов: критерии и типология // Мониторинг общественного мнения. – 2015. - №3. – С. 45-48.
10. Варга А.Я. Типы родительского отношения. - Самара: СамГПУ, 2017. - 88 с.
11. Вересаева О. А. Психология и интернет на пороге ХХI века // Психологическая газета. – 1996. - №12. - с. 4-6.
12. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. - 2014 - т.25. № 1. - с. 90-100.
13. Войскунский А.Е. Интернет-зависимость: психологическая динамика и тенденции развития. Ред.- сост. А.Е. Войскунский. - М.: Акрополь, 2019. – 279 с.
14. Войскунский А. Е. Исследования Интернета в психологии. Интернет и российское общество: Под ред. И. Семенова. - М.: Гендальф, 2012 - с. 235-250.
15. Дрепа M.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии // Знание. Понимание. Умение. - 2019. - №2. - С.189-193
16. Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - т.5. № 2 - 2015 - с. 20-27
17. Загвозкин В. К. Особенности семейного воспитания // Управление Доу. - 2016. - №2. – С. 115-122.
18. Залыгина Н.А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психоте-рапия зависимостей. - Минск, 2014. – 547 с.
19. Змановская Е.В. Девиантология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
20. Иванова. Н.П. Воспитание в семье в контексте социальных изменений. // Начальная школа. - 2014. - №3.- С.6-13.
21. Ковалев. С.В Психология современной семье. - М.: Просвещение, 2015. – 208 с.
22. Кокорина М.С. Семейно-правовые основы воспитания детей в современной России: монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2017. - 115 c.
23. Колодина А.А. Социализация детей и формирование человеческого капитала в условиях транзитивного российского общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 6. - С. 84-90.
24. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: учебник. - Минск: Прана, 2014. - 240 с.
25. Коляда М.Г. Семейная энциклопедия воспитания ребенка: 3000 вопросов что делать, если. – Ростов-на-Дону: Феникс, БАО, 2019. - 445 c.
26. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социал.-псих. и психиатр. аспекты. - Мн.: Беларусь, 2018. - 207 с.
27. Коротаева Е.В. Социальное развитие детей: аспекты преемственности // Начальная школа Плюс До и После. - 2013. - № 12. - С. 17-22.
28. Краснова, С.В. Как справиться с компьютерной зависимостью. - М.: Эксмо, 2013. – 314 с.
29. Кубарь С.В. Социализация личности посредством сотворчества педагогов и обучающихся // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 12. - С. 17-18.
30. Куликова В.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания // Образование. - 2015. - №6. С. 27-35.
31. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 2013. -76 с
32. Павленко Т.А Семья и семейные отношения // Дошкольное воспитание. – 2013. - №1. – С.72-78.
33. Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.В., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. Индекс погруженности в интернет-среду: стандартизация методики// Психолого-педагогические исследования. - 2021. - Том 13. № 3. - С. 31–50.
34. Регуш Л.А., Орлова А.В., Алексеева Е.В., Веретина О.В., Пежемская Ю.С., Лактионова Е.Б. Феномен погруженности в интернет-среду: определение и диагностика // Сибирский психологический журнал. - 2021. - № 81. - С. 107–125.
35. Рыбалтович Д.Г., Зайцев В.В. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? // Вестник психотерапии. - 2017. - №40 (45). - с. 23-34.
36. Чудова И.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» // Психологический журнал. - 2014. -т. 22. № 1. - с.113-117.
37. Шаталина М. А. Анализ факторов, влияющих на формирование Интернет-аддикции // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2019. - №1. - С.188-192
38. Шнейдер Л.Б. Семья. Оглядываясь вперед. - СПб.: Питер, 2013. - 539 с.
39. Янг К.С. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. - 2013. - №2. - С.24-29