Введение 4
1 Теоретические основы исполнения бюджета субъекта РФ 7
1.1 Бюджет субъекта РФ: сущность, признаки и функции 7
1.2 Особенности организации исполнения бюджета субъекта РФ как этапа
бюджетного процесса 14
1.3. Механизм исполнения бюджета субъекта РФ по доходам и расходам 20
2 Анализ исполнения бюджета субъекта РФ (на примере Алтайского
края) 27
2.1 Характеристика социально-экономического развития Алтайского края
за 2016 - 2018 годы 27
2.2 Особенности организации бюджетного процесса в Алтайском
крае 32
2.3 Анализ исполнения бюджета Алтайского края по доходам за 2016 -
2018 годы 41
2.4 Анализ исполнения бюджета Алтайского края по расходам за 2016 -
2018 годы 48
Заключение 77
Список использованных источников 82
Приложения А-Ж 89
Региональные бюджеты играют значительную роль в структуре бюджетной системы РФ. Они предназначены для финансового обеспечения задач, делегированных государственным органам управления субъекта Российской Федерации. Это связано в первую очередь с тенденцией разделения функций регулирования центральных и региональных уровней государственной власти. В связи с этим, роль бюджетов субъектов РФ усиливается, а сфера их использования расширяется. Бюджеты субъектов РФ являются второй ступенью в структуре бюджетов бюджетной системы РФ. С одной стороны, они имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам.
В целях ускорения социально-экономического развития региона и обеспечения «экономического прорыва» перед региональными органами власти стоит задача найти особые финансовые инструменты воздействия на экономических субъектов региона. С помощью таких инструментов у органов управления должна быть возможность оказывать значительное влияние на систему существующих денежных отношений, финансовые рычаги и стимулы, а также реальная власть для регулирования денежных потоков в интересах экономики региона и его населения.
Согласно данным Министерства финансов, число регионов России, которые закончили 2019 год с дефицитом бюджета, выросло по сравнению с предыдущим годом более чем в два раза. Кроме того регионы большинство регионов имеют нехватку финансирования на реализацию полномочий и отличаются высокой долей неэффективных расходов.
Оценка состояния долговой устойчивости регионов показывает значительный объем накопленных обязательств, приближающийся у отдельных регионов к объему их годовых доходов, что свидетельствует о высокой текущей долговой нагрузке на региональные бюджеты. Поскольку сохраняется значительная зависимость региональных бюджетов от предоставления финансовой помощи из федерального бюджета, то научный интерес вызывает изучение проблем при исполнении региональных бюджетов и выявление инструментов его совершенствования.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию процесса исполнения бюджета субъекта РФ - Алтайского края.
Для достижения цели бакалаврской работы решены следующие задачи:
1) рассмотреть сущность, признаки и функции бюджета субъекта РФ;
2) проанализировать нормативное правовое регулирование исполнения бюджета субъекта РФ;
3) рассмотреть механизм исполнения бюджета субъекта РФ по доходам и расходам;
4) проанализировать состояние социально-экономического развития субъекта РФ (на примере Алтайского края)
5) дать характеристику бюджетному процессу в Алтайском крае;
6) провести анализ исполнения бюджета Алтайского края по доходам и расходам за 2016 - 2018 годы;
7) выявить проблемы, возникающие в процессе исполнения бюджета субъекта РФ;
8) сформулировать предложения и рекомендации, направленные на увеличение доходов и повышение результативности расходов бюджета субъекта РФ (на примере Алтайского края).
Объектом исследования является бюджет субъекта РФ (на примере Алтайского края).
Предметом исследования в бакалаврской работе являются экономические и финансовые отношения, возникающие в процессе исполнения бюджета субъекта РФ на примере Алтайского края.
В работе использованы следующие методы научного исследования, как анализ, синтез, метод обобщения и метод сравнения.
Нормативной правовой базой исследования являются: Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ. Теоретической базой исследования послужили труды следующих российских и зарубежных ученых Г.Б. Поляка, В.В. Ковалева, В.А. Федосова, И. А. Бланка, Дж. Бримсона Л. А. Дробозиной и Е. О. Шобуховой, Ю. А. Крохиной, И.С. Тапсиева.
Практической базой исследования послужили отчеты об исполнении бюджета Алтайского края за 2016-2018 гг., государственные программы социально-экономического развития Алтайского края, аналитические отчеты общественных организаций, статистические обзоры, подготовленные сотрудниками правоохранительных и контрольно-счетных органов.
Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Эффективное управление доходами и расходами бюджета Алтайского края необходимо для достижения финансового баланса, реализации государственных и региональных функций, обеспечения всех расходных обязательств, а также социально-экономической стабильности регионального бюджета.
Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы по выпускной квалификационной работе. В теоретической части были рассмотрены основные подходы к понятию «бюджет», а также представлена его структура и основные принципы. Бюджет является одним из основных инструментов выполнения региональной политики, так как выступает не только в качестве формы образования доходов и расходов, но и отражает реальные цели и задачи данного субъекта РФ.
Основными доходными источниками любого регионального бюджета являются налоги, неналоговые поступления и безвозмездные поступления. Отдельное внимание уделяется уровню бюджетной обеспеченности региона в котором основную роль, помимо собственных доходных источников, играет помощь из вышестоящего бюджета.
Экономика Алтайского края является слабой при международном сопоставлении из-за низких экономических показателей в расчете на душу населения, что обусловлено высокой долей сельского хозяйства и пищевой промышленности в структуре местной экономики. Налоговый потенциал края останется на уровне ниже сопоставимых регионов в стране. Это в свою очередь приводит к высокой зависимости региона от трансфертов из федерального бюджета, которые составляют около половины годовых доходов краевого бюджета. По существующим экономическим прогнозам, базовый сценарий социально - экономического развития предполагает умеренные темпы роста ведущих отраслей экономики края и более интенсивные темпы роста для целевого варианта. Кроме того, главным фактором социально-экономического развития Алтайского края на ближайшие 3 года, будет расширение внутреннего инвестиционного и потребительского спроса.
Низкий уровень открытости бюджетных данных Алтайского края, связан с отсутствием специализированного портала для публикации информации о бюджете по примеру «Открытого бюджета». Создание портала значительно повысит уровень прозрачности бюджетного процесса. Открытая и доступная информация о проектах бюджетов и отчетах об их исполнении в будущем могут привить культуру общественного финансового контроля в регионе.
В практической части проанализированы доходные и расходные статьи бюджета Алтайского края, которые показали что в рассматриваемом периоде с 2016-2018гг. расходная часть была полностью покрыта доходными источниками с образованием профицита. В 2018 г. появился значительный рост совокупного дохода бюджета, который увеличился на 17 млрд руб. к 2017 г. Тем самым темп роста собственных доходов превышает среднероссийский в 1,5 раза. Собственные доходы также отражают стабильную динамику доходных поступлений в бюджет из которых наибольшую долю в доходах составляют налог на прибыль (31,10%) и НДФЛ (17,30%). Увеличению платежей способствовали мероприятия налогового контроля и работа комиссий по легализации заработной платы. Снижение поступлений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности связано с его отменой в 2021 году, что приведет к сокращению поступлений налогов в местный бюджет.
Снижении долговой нагрузки Алтайского края в 2018 году по сравнению с 2017 годом, говорит об увеличении налоговых и неналоговых поступлений в бюджет и снижении объема госдолга субъекта. Не смотря на то, что Алтайский край в 2018 году не в доходах региона менее 40% составляли дотации, с каждым годом происходит их увеличение, которые предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это говорит о неспособности бюджета региона покрывать расходы за счет доходов собственного бюджета для реализации целевых программ социально-экономического развития.
Исполнение бюджета Алтайского края по доходам с 2016-2018гг. превышает его бюджетные назначения утвержденные законом о бюджете на соответствующий период на 3-4% благодаря росту налоговых поступлений, но стоит пересмотреть бюджетную политику в отношении имущества казны Алтайского края с целью увеличения неналоговых доходов. За последние 2 года на фоне снижения собственных доходов межбюджетные отношения характеризуются увеличением объема получаемых трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это связано с тем, что с каждым годом местные органы власти все в меньшей степени могут самостоятельно обеспечивать себя за счет собственных средств бюджета и покрывать расходные обязательства. Не смотря на это, долговая нагрузка Алтайского края продолжает оставаться не высокой. Причины сдержанности долговой политики обусловлены Соглашением, заключенным с Министерством финансов РФ, в силу которого региональные власти имеют ограничения при проведении политики заимствований.
По расходам краевой бюджет за 2018 год исполнен почти на 90 % от уточненного плана. Причинами неисполнения бюджетных назначений являются экономия в результате проведения конкурсов, несостоявшиеся конкурсные процедуры, проведение реорганизационных мероприятий, заявительный характер выплаты пособий и компенсаций, отсутствие потребности в средствах и другие.
Исполнение краевого бюджета в 2018 году осуществлялось, в основном, в программном формате, в рамках государственных программ Алтайского края и ведомственных целевых программ. Так как применение программно-целевого метода существенно повышает результативность и эффективность использования бюджетных средств. Доля программных расходов превысила 90%.
Как показал анализ исполнения бюджета Алтайского края по доходам и расходам, основная цель политики края в области расходов за последние два года заключалась в обеспечении сбалансированности и эффективности управления средствами бюджета края. Исполнение бюджета сохранило за собой социальную направленность, так как в структуре расходов социальная политика, образование, здравоохранение занимают около 70%, исходя из этого, данный субъект РФ можно назвать социально ориентированным. Это позволило впервые за ряд лет обеспечить финансирование социальных отраслей в объеме, соответствующем параметрам бюджета. Кроме того, отмечено, что в регионе осуществляется взвешенный контроль за расходами, о чем свидетельствует динамика расходов, близкая к динамике доходов в течение последних трех лет в 2018 году. Так же для осуществления мер по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Алтайского края на 2019-2021 гг. утверждена Программа по росту доходного потенциала и по оптимизации расходов бюджета субъекта.
Представленные методики оценки налогового потенциала показали увеличение данного показателя из года в год с 2016-2018 годы. В Алтайском крае расчет производится методом репрезентативной налоговой системы, которую применяют на практике еще 62 субъекта РФ. Так же наблюдается тенденция к увеличению налоговой нагрузки региона с каждым годом, что связано с опережением темпа роста суммарной величины налоговых поступлений над темпом роста ВРП. Для того чтобы оценить влияние растущей налоговой нагрузки был рассчитан показатель налоговой прочности бюджета, который показал что целесообразно использовать не индексный метод, а метод РНС при планировании и исполнении бюджета.
Рассмотренные нарушения в финансово-бюджетной сфере послужили основой для формирования рекомендаций по организации оперативного контроля. Тем самым, данные предложения целесообразно будет применять как для Алтайского края, так и для всех субъектов расположенных на территории РФ. Реализация данных предложений будет способствовать наделению региональных и муниципальных контрольно-счетных органов реальными контрольными полномочиями, обеспечит их самостоятельность и независимость, что в конечном итоге будет способствовать повышению эффективности государственного и муниципального финансового контроля
На основании вышеизложенного, можно прийти к выводу, что совершенствование исполнения бюджета Алтайского края возможно при совокупном взаимодействии всех органов власти на протяжении всего этапа исполнения бюджета. Стимулирование реального сектора экономики и развитие инвестиционной привлекательности послужит предпосылкой и хорошей площадкой в реализации инвестиционных стратегий. Это позволит краю с помощью средств вышестоящих бюджетов решить важные социально-экономические задачи региона и укрепить свое положение. В силу развития программного подхода и социальной ориентированности бюджета, органы государственной власти должны прилагать действенные инструменты прогнозирования бюджета не только для развития субъекта и повышения уровня жизни населения, но и для разработки эффективной региональной социально-экономической политики на долгосрочный период времени.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. В 5 ч. Ч. 2 [Электронный ресурс] : федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ ред. от 30.11.2011. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации В 2 ч. Ч. 1 [Электронный
ресурс] : федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ ред. от 29.09.2019. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации В 2 ч. Ч. 2 [Электронный
ресурс] : федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ ред. от 21.05.2020. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru.
4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон . от 06.10.1999 № 184-ФЗ ред. от 27.12.2019г // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. Об общих принципах организации и деятельности контрольно- счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [Электронный ресурс] : федер. закон. от 07.02.2011 № 6-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 22.11. 2004 г. № 670 ред. от 27.12.2019г. // СПС Консультант Плюс.-Режим доступа:http://www.consultant.ru
7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления
региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]:
постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 310 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
8. О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н ред. от 17.09.2019// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
9. О Порядке учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 30.12.2015 г. № 221н // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http: //www.consultant.ru
10. Об исполнении краевого бюджета на 2016 г. [Электронный ресурс] : закон Алтайского края от 30 июня 2017 ода №45-3С. - Барнаул. - Режим доступа:http: //www.fin22 .ru
11. Об исполнении краевого бюджета на 2017 г. [Электронный ресурс] : закон Алтайского края от 02 июля 2018 ода №40-3С. - Барнаул. - Режим доступа: http://www.fin22.ru
12. Об исполнении краевого бюджета на 2018 г. [Электронный ресурс] : закон Алтайского края от 02 июля 2019 ода №54-3С. - Барнаул. - Режим доступа: http://www.fin22.ru
13. Об утверждении Правил обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) [Электронный ресурс]: приказ Казначейства России от 30.06.2014 г. № 10н // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
14. Об утверждении перечня 85 особо значимых социальных объектов, ввод в эксплуатацию которых приурочен к 85-летию образования Алтайского края [Электронный ресурс]: постановление Правительства Алтайского края №146 от 27.04.2018г // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа:http: //publication.pravo .gov.ru/
15. Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
16. О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае [Электронный ресурс]: закон Алтайского края от 03.09.2007 № 75-ЗС // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа:http: //publication.pravo .gov.ru/
17. О регулировании некоторых отношений в сфере организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Алтайского края[Электронный ресурс]: Закон Алтайского края от 05.05.2017 N 35-3C// Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа:http: //publication.pravo. gov.ru/
18. Балынин, И.В. Повышение качества управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации : дис. канд. экон. наук : 08.00.13 / Балынин Илья Владимирович. - Москва, 2019. - 234 с.
19. Бойтуш, О.А. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. Пособие для вузов / О.А. Бойтуш, Н.А. Истомина ; под. общ. ред. А.Ю. Казака; Мин-во общ. и проф. образования РФ,- Изд. УГЭУ, перераб. и доп. - Екатеринбург : Юрист, 2009. - 542 с.
20. Болтинова О. В. Бюджетное право : учебное пособие для магистратуры / О. В. Болтинова. - Москва: Академия, 2018 - 431с.
21. В Алтайском крае стартовала новая Губернаторская программа «85x85» [Электронный ресурс]: статья // Официальный сайт региона. - 2020. -
Режим доступа: https: //www.altaire gion22.ru/region news/ pro gramma-
85h85 676721.html
22. Грачева, Е.Ю. Бюджетная система и система налогов и сборов РФ: учебное пособие для магистратуры / Е.Ю. Грачева. - Москва: Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина, 2019 - 452 с.
23. Доронина, ТВ. Финансово-экономическое обеспечение устойчивости региональных бюджетов: дис. канд. экон. наук : 08.00.10 / Доронина Татьяна Владимировна . - Москва, 2000. - 47 с.
24. Казначейская система исполнения бюджета [Электронный ресурс]: программный комплекс «Бюджет-КС» // Официальный сайт Минфина РФ. - 2020. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/
25. Ковалев В. В. Финансы: учебное пособие для вузов / В.В. Ковалев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Изд-во Проспект, 2007. - 610 с.
26. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. - Москва.: Финансы и статистика, 2014. - 540с.
27. Краевой бюджет на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс]: сайт содержит сведения о краевом бюджете на 2019 год // Информационный сайт о финансах в г. Барнауле - 2020. - Барнаул. Режим доступа: http://www.fin22.ru
28. Крохина, Ю. А. Бюджетное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. - 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 479 с.
29. Курьянова, Е.А. Формирование системы межбюджетных отношений: проблемы и перспективы. - Москва: Новые технологии, 2014.- Т 4.¬183 с.
30. Ложечко, А.С. Управление Доходами бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях экономической неопределенности: дне. канд. экон. наук : 08.00.10 / Ложечко Александр Сергеевич. - Москва, 2017. - 205 с.
31. Министерство финансов Алтайского края[Электронный ресурс]:
международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило кредитные рейтинги Алтайского края. - Барнаул, 2018. - Режим доступа:
http: //www.fin22 .ru
32. Нечаев А. С. Бюджетная система Российской Федерации : учебное пособие / А. С. Нечаев, Д. А. Антипин. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 265 с.
33. Нешитой, А. С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А. С. Нешитой. -Москва : Дашков и К, 2018. - № 11. - 312 с.
34. Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс] : сайт содержит сведения об органах государственной власти Алтайского края. - Правительство Алтайского края. - Барнаул. - 2020. - Режим доступа: https://www.altairegion22.ru/
35. Официальный сайт Алтайского краевого законодательного собрания [Электронный ресурс] // Законодательное собрание Алтайского края. - 2020. - Режим доступа:http://www.akzs.ru/
36. Официальный сайт Министерства финансов Алтайского края [Электронный ресурс] // Министерство финансов Алтайского края. - 2020. - Режим доступа:http: //www.fin22 .ru/
37. Официальный сайт Министерства экономического развития Алтайского края [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Алтайского края. - 2020. - Режим доступа:https://econom22.ru
38. Официальный сайт Счетной палаты Алтайского края [Электронный ресурс] // Счетная палата Алтайского края. - 2020. - Режим доступа: http://ach22.ru
39. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] // ФНС России. - 2020. - Режим доступа:https://www.nalog.ru/rn22/
40. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // Росстат. - 2020. - Режим доступа: https://www.gks.ru/
41. Паскачев, А.Б. Налоговый потенциал регионов России/ А.Б. Паскачев // Налоговый потенциал экономики России.- 2001. - М.: Издательский дом «МЕЛАП».- 2001.-396С.
42. Поляк Г.Б. Бюджетное право : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям "Юриспруденция" и "Экономика" / Г. Б. Поляк, Д. А. Ремиханова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2015.- 287с.
43. Поляк, Г. Б. Бюджетная система России: учебник для вузов учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-дана, 2017. - 703 с.
44. Проект поддержки местных инициатив в Алтайском крае [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа: ййр://алтайпредлагай.рф/
45. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных (2016-2018). НИФИ [Электронный ресурс] // НИФИ. - 2019. - Режим доступа:https://nifi.ru/ru/rating
46. Рейтинговое агентство РИА Рейтинг. Рейтинг субъектов по уровню долговой нагрузки [Электронный ресурс]: статья // РИА Рейтинг. - 2019. - Режим доступа:https://riarating.ru/regions/20191030/630138832.html
47. Свищева, В.А. Региональный финансовый механизм в системе регионального управления // Вестник СГСЭУ, Москва, 2018.- № 4.- С. 21-25.
48. Социально - экономическая ситуация в Алтайском крае на 2018 год [Электронный ресурс]: статья // Министерство экономического развития Алтайского края. - 2020.- Режим доступа:https://econom22.ru
49. Тапсиев, И.С. Укрепление финансовой дисциплины - основа совершенствования бюджетного процесса / И.С.Тапсиев, С.А.Бабушкина // Финансы. - Москва, 2017. - № 2 - С.8-13.
50. Уксуменко, А.А. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / А.А. Уксуменко, Н.Н. Симоненко. - Владивосток: ВГУЭС, 2015. - 195 с.
51. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай [Электронный ресурс] // Росстат. - 2020.- Режим доступа:https: //akstat. gks .ru/
52. Устав (Основной Закон) Алтайского края от 05.06.1995 № 3-3C [Электронный ресурс] // Официальный сайт Алтайского края.- Режим доступа: https: // altairegion22.ru
53. Федосов, В. А. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / В. А. Федосов. - Санкт-Петербург: Академия, 2018. - 280 с.
54. Шалюхина, М.Н. Налоговый потенциал региона: проблемы оценки, формирования и эффективного использования // Налоговый вестник. - 2014. - №1. - С. 31-34.
55. Шобухова, Е. О. Функции и роль бюджетной системы РФ // Научный журнал. - 2016. № 45. - С.165-169.
56. Mauro, S. G., Cinquini, L., Pianezzi, D. New public management between reality and illusion: analysing the validity of performance-based budgeting [Electronic source] // The British Accounting Review. - 11 April 2019. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0890838919300319
57. Brun, J., Diakite, M. Tax Potential and tax effort: an empirical estimation for non-resource tax revenue and VAT’s revenue [Electronic source]: CERDI. - №10. - 64 p. - URL:http://publi.cerdi.org/ed/2016/2016.10.pdf
58. Ibragimov, R.N. Assessment of budget impact on the financial sustainability of the Altai Territory economy. Finance: Theory and Practice [Electronic source]: Finance: theory and practice. - 2019. - №23(5). - p. 75-86.