ИЗУЧЕНИЕ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
|
Введение 5
1 Теоретические основы изучения драматических произведений на
уроках литературы в старших классах 9
1.1 Драма как род литературы в литературоведении 9
1.2 Изучение драматических произведений в научно-методической
литературе 16
2 Методика изучения драматического произведения на уроках
литературы в старших классах 33
2.1 Литературоведческий аспект изучения драмы А.Н. Островского
«Гроза» 33
2.2 Учебно-методические рекомендации по изучению драмы
А.Н. Островского «Гроза» в 10 классе средней школы 38
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение А. Технологическая карта урока литературы в 10 классе по теме «Драма А.Н. Островского «Гроза»
1 Теоретические основы изучения драматических произведений на
уроках литературы в старших классах 9
1.1 Драма как род литературы в литературоведении 9
1.2 Изучение драматических произведений в научно-методической
литературе 16
2 Методика изучения драматического произведения на уроках
литературы в старших классах 33
2.1 Литературоведческий аспект изучения драмы А.Н. Островского
«Гроза» 33
2.2 Учебно-методические рекомендации по изучению драмы
А.Н. Островского «Гроза» в 10 классе средней школы 38
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение А. Технологическая карта урока литературы в 10 классе по теме «Драма А.Н. Островского «Гроза»
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО) закреплено «Изучение предметной области "Русский язык и литература" - как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации» [43].
Предметными результатами изучения предметной области «Литература» предполагаются:
1) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
2) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
3) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
4) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
5) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
6) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
7) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания [43].
Актуальность использования воспитательного потенциала драматургии, ее верность «вечным» ценностям, идеальным образцам человеческих взаимоотношений, формируют ценностные ориентации подростков и становятся самыми важнейшими направлениями образования.
Художественная модель мира, которая была создана литературой, обладает высоким эмоциональным воздействием, ассоциативностью, многозначностью, незавершенностью, метафоричностью, предполагает активное сотворчество воспринимающего.
Курс литературы в средней общеобразовательной школе содействует решению комплекса воспитательных задач. Этот процесс является движущей силой развития интеллекта, а также значительным фактором воспитания всесторонне образованной личности. Для этого учитель обязан регулярно культивировать интерес обучающихся к предмету в целом, и к уроку в частности. При этом интерес могут вызвать нетрадиционные формы организации учебного процесса, такие как приемы театрализации.
Театрализованное представление заставляет обучающегося активно искать слова ради выражения собственных мыслей и чувств. Такое представление вызывает живой интерес, повышает работоспособность и творческую активность обучающихся. В конечном счете, все это благотворно сказывается на результатах обучения.
Театрализованная деятельность занимает в педагогике одно из важнейших мест. Ее исследованием занимались многие ученые педагоги и методисты. Она не теряет свою актуальность и сегодня, так как именно игра способна совместить и обучение, и метапредметные навыки, что особенно подчеркивается в новейших требованиях ФГОС.
Указанным выше вопросам уделяли внимание А.А. Леонов [22], А.Б. Есин [15], А.П. Ершова [14], Б.А. Ланина [41], В.А. Ильев [17], В.Е. Хализев [44] В.М. Букатов [7], В.Я. Коровина [31], Г.Л. Ачкасова [2], О.Ю. Богданова [5], П.М. Ершов [13], С.М. Машевская [24], и др.
Вместе с тем, данная проблема еще требует углубленного изучения.
Цель исследования: определить специфику драмы как рода литературы и обосновать методы и приемы изучения драматических произведений на уроках литературы в старших классах.
Объект исследования: драматические произведения в старших классах.
Предмет исследования: методика изучения драматических произведений на уроках литературы в старших классах (на примере драмы А.Н. Островского «Гроза»).
Достижение цели исследования возможно при решении следующих задач:
1) определение степени разработанности разных аспектов проблемы изучения драматических произведений в школе в методической литературе;
2) выявление особенностей драмы как рода литературы;
3) раскрытие литературоведческого аспекта пьесы А.Н. Островского «Гроза»;
4) составление методических рекомендаций по изучению пьесы А.Н. Островского «Гроза» в 10 классе средней школе.
Методологической основой работы являются исследования по теории литературы (А.Л. Штейн [48], Д.Н. Катышева [18], Н. Г. Михновец [27], Г.Н. Поспелов [30]), по истории литературы (Л.М. Лотман [23], О.В. Галустова [11]) по творчеству А.Н. Островского (А.Д. Галахов [9], А.С. Хомяков [45] , Г.Л. Ачкасова [2]).
Методы исследования: обобщение и синтез научных трудов по исследуемой проблеме, анализ учебно-методической литературы, школьных программ, методических пособий, описание.
Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы при изучении драматических произведений в вузе и школе.
Апробация работы. Материалы работы были апробированы в форме публикации: «Изучение драматических произведений на уроках литературы в старших классах» на http://znanio.ruи доклада на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 2021 г.)
Имеется акт о внедрении: материалы выпускного квалификационного сочинения внедрены в учебный процесс.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 50 наименований. Результаты работы представлены в 1 приложении. Общий объем работы - 66 печатных листов.
Предметными результатами изучения предметной области «Литература» предполагаются:
1) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
2) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
3) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
4) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
5) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
6) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
7) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания [43].
Актуальность использования воспитательного потенциала драматургии, ее верность «вечным» ценностям, идеальным образцам человеческих взаимоотношений, формируют ценностные ориентации подростков и становятся самыми важнейшими направлениями образования.
Художественная модель мира, которая была создана литературой, обладает высоким эмоциональным воздействием, ассоциативностью, многозначностью, незавершенностью, метафоричностью, предполагает активное сотворчество воспринимающего.
Курс литературы в средней общеобразовательной школе содействует решению комплекса воспитательных задач. Этот процесс является движущей силой развития интеллекта, а также значительным фактором воспитания всесторонне образованной личности. Для этого учитель обязан регулярно культивировать интерес обучающихся к предмету в целом, и к уроку в частности. При этом интерес могут вызвать нетрадиционные формы организации учебного процесса, такие как приемы театрализации.
Театрализованное представление заставляет обучающегося активно искать слова ради выражения собственных мыслей и чувств. Такое представление вызывает живой интерес, повышает работоспособность и творческую активность обучающихся. В конечном счете, все это благотворно сказывается на результатах обучения.
Театрализованная деятельность занимает в педагогике одно из важнейших мест. Ее исследованием занимались многие ученые педагоги и методисты. Она не теряет свою актуальность и сегодня, так как именно игра способна совместить и обучение, и метапредметные навыки, что особенно подчеркивается в новейших требованиях ФГОС.
Указанным выше вопросам уделяли внимание А.А. Леонов [22], А.Б. Есин [15], А.П. Ершова [14], Б.А. Ланина [41], В.А. Ильев [17], В.Е. Хализев [44] В.М. Букатов [7], В.Я. Коровина [31], Г.Л. Ачкасова [2], О.Ю. Богданова [5], П.М. Ершов [13], С.М. Машевская [24], и др.
Вместе с тем, данная проблема еще требует углубленного изучения.
Цель исследования: определить специфику драмы как рода литературы и обосновать методы и приемы изучения драматических произведений на уроках литературы в старших классах.
Объект исследования: драматические произведения в старших классах.
Предмет исследования: методика изучения драматических произведений на уроках литературы в старших классах (на примере драмы А.Н. Островского «Гроза»).
Достижение цели исследования возможно при решении следующих задач:
1) определение степени разработанности разных аспектов проблемы изучения драматических произведений в школе в методической литературе;
2) выявление особенностей драмы как рода литературы;
3) раскрытие литературоведческого аспекта пьесы А.Н. Островского «Гроза»;
4) составление методических рекомендаций по изучению пьесы А.Н. Островского «Гроза» в 10 классе средней школе.
Методологической основой работы являются исследования по теории литературы (А.Л. Штейн [48], Д.Н. Катышева [18], Н. Г. Михновец [27], Г.Н. Поспелов [30]), по истории литературы (Л.М. Лотман [23], О.В. Галустова [11]) по творчеству А.Н. Островского (А.Д. Галахов [9], А.С. Хомяков [45] , Г.Л. Ачкасова [2]).
Методы исследования: обобщение и синтез научных трудов по исследуемой проблеме, анализ учебно-методической литературы, школьных программ, методических пособий, описание.
Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы при изучении драматических произведений в вузе и школе.
Апробация работы. Материалы работы были апробированы в форме публикации: «Изучение драматических произведений на уроках литературы в старших классах» на http://znanio.ruи доклада на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 2021 г.)
Имеется акт о внедрении: материалы выпускного квалификационного сочинения внедрены в учебный процесс.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 50 наименований. Результаты работы представлены в 1 приложении. Общий объем работы - 66 печатных листов.
Теоретический анализ разных аспектов проблемы изучения драматургии в школе показал, что в научно-методической литературе степень разработанности достаточно высокая. Вместе с тем, школьники практически не читают драматических произведений по собственному желанию. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования в программу русской литературы включены драматические произведения из русской классической литературы, пьесы военных лет, а также драмы современных авторов.
Выявление особенностей драмы как рода литературы показало, что драма - род литературы, отражающий жизнь в действии, поступках и переживаниях людей. Главными отличиями драмы от других родов литературы являются её синкретизм, условность, событийность, ярко выраженный конфликт. Значимость драмы заключается в особой организации языка: речи героев и в авторских ремарках.
Спецификой драмы как литературного рода является изображение всех аспектов человеческой жизни в нерасчлененном единстве, ограниченность художественных возможностей. Также драма тяготеет к внешне эффектной подаче изображаемого. Образность драмы часто гиперболична, броска, театральна.
Анализ драмы ведется по пяти основным направлениям: изучение сюжетной линии, причинно-следственных связей, характеристика действующих лиц, работа над языком произведения, определение системы моральных ценностей, представленных в драме.
Было определено, что в 10 классе возможна оптимальная мотивация обучающихся к глубокому вчитыванию в текст, раздумьям, спорам со сверстниками и старшими по поводу того или иного нравственного качества.
Практическое исследование позволило, прежде всего, выявить проблемы: затруднения в целостном восприятии драматического произведения, сложность понимания идейного смысла драмы, интерпретация образа Катерины и ее отношении с другими людьми, достаточно сложный механизм восприятия произведения.
Это явилось основанием для составления методических рекомендаций по изучению пьесы А.Н. Островского «Гроза» в 10 классе средней школе.
При изучении драмы А.Н. Островского «Гроза» возможно использование метода театрализации.
Формирование при помощи театрализации эстетического восприятия драмы помогает обучающимся развивать эффект сопереживания ее героям.
В работе обосновано использование таких приёмов театрализации как: работа со списком действующих лиц, выразительное чтение, чтение по ролям, инсценирование.
Выявление особенностей драмы как рода литературы показало, что драма - род литературы, отражающий жизнь в действии, поступках и переживаниях людей. Главными отличиями драмы от других родов литературы являются её синкретизм, условность, событийность, ярко выраженный конфликт. Значимость драмы заключается в особой организации языка: речи героев и в авторских ремарках.
Спецификой драмы как литературного рода является изображение всех аспектов человеческой жизни в нерасчлененном единстве, ограниченность художественных возможностей. Также драма тяготеет к внешне эффектной подаче изображаемого. Образность драмы часто гиперболична, броска, театральна.
Анализ драмы ведется по пяти основным направлениям: изучение сюжетной линии, причинно-следственных связей, характеристика действующих лиц, работа над языком произведения, определение системы моральных ценностей, представленных в драме.
Было определено, что в 10 классе возможна оптимальная мотивация обучающихся к глубокому вчитыванию в текст, раздумьям, спорам со сверстниками и старшими по поводу того или иного нравственного качества.
Практическое исследование позволило, прежде всего, выявить проблемы: затруднения в целостном восприятии драматического произведения, сложность понимания идейного смысла драмы, интерпретация образа Катерины и ее отношении с другими людьми, достаточно сложный механизм восприятия произведения.
Это явилось основанием для составления методических рекомендаций по изучению пьесы А.Н. Островского «Гроза» в 10 классе средней школе.
При изучении драмы А.Н. Островского «Гроза» возможно использование метода театрализации.
Формирование при помощи театрализации эстетического восприятия драмы помогает обучающимся развивать эффект сопереживания ее героям.
В работе обосновано использование таких приёмов театрализации как: работа со списком действующих лиц, выразительное чтение, чтение по ролям, инсценирование.
Подобные работы
- ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ПЬЕС Т.Л. ЩЕПКИНОЙ-КУПЕРНИК «ОДНА ИЗ НИХ», «СЧАСТЛИВАЯ ЖЕНЩИНА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ОСНОВЕ КРИТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В.П. БУРЕНИНА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ОСНОВЕ КРИТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
В.П. БУРЕНИНА)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2013 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРАДИЦИЯХ И НОВАТОРСТВЕ В РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕС А. ВАМПИЛОВА)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2022 - Виды анализа на уроках литературы
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ИЗУЧЕНИЕ ДРАМАТУРГИИ А. Н. ОСТРОВСКОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020



