Введение 4
Глава I. Организация профильного обучения физике учащихся в классах технологического профиля 7
1.1. Организация обучения физики на профильном уровне 7
1.2. Обучение физике учащихся технологического профиля обучения 24
Глава II. Разработка системы заданий по физике для учащихся технологического профиля 36
2.1. Проектирование заданий по физике для учащихся технологического
профиля 36
2.2. Разработка системы заданий для технологического профиля с
политехнической направленностью 49
2.3 Экспериментальная проверка эффективности реализации системы
заданий по физике 58
Заключение 67
Библиографический список 68
Приложение
Главная задача современной средней общеобразовательной школы, получить на выходе из школы готового выпускника, который понимает свою профессиональную значимость и имеет приоритеты в выборе будущей профессии. Для реализации данной задачи в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования (ФГОС) усилена прикладная практическая направленность учебных предметов в том числе и физики.
Для этого учебный процесс для средних образовательных учреждений должен строиться так, чтобы обучение было направлено на развитие самостоятельности, творческих способностей и умения планировать свою учебную деятельность, а так же ученик мог самостоятельно контролировать свое профессиональное развитие, строить свой учебный процесс. Нужно не просто передать учащимся определенные знания, но и научить мыслить их самостоятельно.
В современном школьном образовании рассматриваются различные методики, подходы, методы в организации учебной деятельности учащихся, направленных на формирование и развитие у учащихся прикладных учебных знаний. [И.Р. 6, 10, 12]. В учебных заведениях организовываются различные профили обучения: естественно-математический, социальноэкономический, гуманитарный, технологический,
универсальный/общеобразовательный.
В рамках нашего исследования мы рассматриваем изучение физике в технологическом профиле. В данном профиле предмет «физика» изучается на профильном уровне, обучение на котором позволит выпускникам на выходе из школы быть готовыми к самостоятельной взрослой жизни, путем решения физических (экспериментальных) задач.
Актуальностью исследования является необходимость и важность использования физических (экспериментальных) задач в обучении физике, так как при этом развивается мышление учащихся, исследовательские способности и прививаются творческие способности.
Для решения экспериментальных задач, требуется сообразительность, находчивость, отчетливое понимание сущности физических явлений и закономерностей и умение применить последние для объяснения явлений из окружающей природы и техники. Систематическое выполнение учениками школьного физического эксперимента благоприятствует овладению физическими методами познания: они учатся самостоятельно собирать экспериментальные установки, измерять физические величины, представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и др., делать выводы из эксперимента, объяснять результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций. А публичное обсуждение проведенного эксперимента развивает и поддерживает интерес учащихся к физике, формирует их интеллектуальные и практические умения, развивает естественно - научный стиль мышления. Но, к сожалению, методический потенциал школьного физического эксперимента не используется пока при обучении физике в должной мере, это вызвано нехваткой оборудования, сложностью подготовки учителями школьного физического эксперимента, компьютеризацией процесса обучения и др.
Цель исследования: формирование у школьников экспериментальных и технических умений.
Объект исследования: процесс обучения физике учащихся в школе.
Предмет исследования: профильное обучение учащихся с
использованием экспериментальных и технических задач.
Задачи исследования:
1. Анализ комплектов учебников по физике, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованным Министерством образования и науки РФ, федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (ФГОС) и дидактических средств по формированию у школьников экспериментальных умений.
2. Выявить особенности и проблемы организации профильного обучения и определить направленность системы заданий по физике для школьников.
3. Разработать систему заданий, по физике развивающую умения учащихся решать практические задачи повседневной жизни, использовать технические устройства для изучения физических явлений.
Основные методы исследования: Анализ методической литературы, наблюдение.
Главная задача современной средней общеобразовательной школы, получить на выходе из школы готового выпускника, который понимает свою профессиональную значимость и имеет приоритеты в выборе будущей профессии. Для реализации данной задачи в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования (ФГОС) усилена прикладная практическая направленность учебных предметов в том числе и физики.
Для этого учебный процесс для средних образовательных учреждений должен строиться так, чтобы обучение было направлено на развитие самостоятельности, творческих способностей и умения планировать свою учебную деятельность, а так же ученик мог самостоятельно контролировать свое профессиональное развитие, строить свой учебный процесс. Нужно не просто передать учащимся определенные знания, но и научить мыслить их самостоятельно.
В современном школьном образовании рассматриваются различные методики, подходы, методы в организации учебной деятельности учащихся, направленных на формирование и развитие у учащихся прикладных учебных знаний. [И.Р. 6, 10, 12]. В учебных заведениях организовываются различные профили обучения: естественно-математический, социальноэкономический, гуманитарный, технологический,
универсальный/общеобразовательный.
В рамках нашего исследования мы рассматриваем изучение физике в технологическом профиле. В данном профиле предмет «физика» изучается на профильном уровне, обучение на котором позволит выпускникам на выходе из школы быть готовыми к самостоятельной взрослой жизни, путем решения физических (экспериментальных) задач.
Актуальностью исследования является необходимость и важность использования физических (экспериментальных) задач в обучении физике, так как при этом развивается мышление учащихся, исследовательские способности и прививаются творческие способности.
Для решения экспериментальных задач, требуется сообразительность, находчивость, отчетливое понимание сущности физических явлений и закономерностей и умение применить последние для объяснения явлений из окружающей природы и техники. Систематическое выполнение учениками школьного физического эксперимента благоприятствует овладению физическими методами познания: они учатся самостоятельно собирать экспериментальные установки, измерять физические величины, представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и др., делать выводы из эксперимента, объяснять результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций. А публичное обсуждение проведенного эксперимента развивает и поддерживает интерес учащихся к физике, формирует их интеллектуальные и практические умения, развивает естественно - научный стиль мышления. Но, к сожалению, методический потенциал школьного физического эксперимента не используется пока при обучении физике в должной мере, это вызвано нехваткой оборудования, сложностью подготовки учителями школьного физического эксперимента, компьютеризацией процесса обучения и др.
Цель исследования: формирование у школьников экспериментальных и технических умений.
Объект исследования: процесс обучения физике учащихся в школе.
Предмет исследования: профильное обучение учащихся с
использованием экспериментальных и технических задач.
Задачи исследования:
1. Анализ комплектов учебников по физике, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованным Министерством образования и науки РФ, федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (ФГОС) и дидактических средств по формированию у школьников экспериментальных умений.
2. Выявить особенности и проблемы организации профильного обучения и определить направленность системы заданий по физике для школьников.
3. Разработать систему заданий, по физике развивающую умения учащихся решать практические задачи повседневной жизни, использовать технические устройства для изучения физических явлений.
Основные методы исследования: Анализ методической литературы, наблюдение.
1. Гилева Е. А. Инновационные процессы в технологическом образовании школьников: анализ результатов и тенденций развития [Текст] / Е. А. Гилева // Технологическое образование и устойчивое развитие региона: Материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск: НГПУ, 2007
2. Профильное обучение: Нормативные правовые документы. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.
3. Физика . 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: Мякишев., Г.Я.,Буховцев, Б.Б.,Соцкий Н.Н под редакцией М:Просвещение, 2008.
4. Физика . 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: Мякишев., Г.Я.,Буховцев, Б.Б.,Соцкий Н.Н. М:Просвещение, 2010.
5. Физика. Колебания и волны. 11 кл. Профильный уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 287, с.: ил.
6. Физика: Механика. 10 класс: Учебник для углубленного изучения физики / М. М. Балашов, А. И. Гомонова, А. Б. Долицкий и др. под ред. Г. Я. Мякишева. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 496 с.: ил.
7. Физика. Молекулярная физика. Термодинамика. 10 класс Профильный уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков. - 13-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 349, с.: ил
8. Физика. Оптика. Квантовая физика. 11 кл. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 462, с.: ил.
9. Физика. Электродинамика (профильный уровень) 10-11 класс Профильный уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков, Б.А. Слободсков. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 476, с.: ил.