Материнский капитал: проблемы и перспективы (Московская Академия Предпринимательства)
|
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты материнского капитала как меры дополнительной поддержки семей с детьми7
1.1. Понятие института материнского капитала……………………………...7
1.2. Материнский капитал как инструмент социально-экономической политики государства…14
1.3.Региональные программы материнского капитала: влияние на рождаемость в России21
Глава 2. Порядок предоставления и способы реализации материнского капитала…28
2.1. Размер и способы распоряжения материнским капиталом………………28
2.2. Особенности реализации права на жилище посредством использования средств материнского (семейного) капитала……34
Глава 3. Проблемы и перспективы получения и распоряжения материнским капиталом как меры дополнительной поддержки семей с детьми…40
3.1. Актуальные проблемы реализации права на материнский (семейный) капитал…40
3.2. Судебная защита права на материнский капитал и совершенствование направлений использования средств материнского (семейного) капитала….47
Заключение……………………………………………………………………….57
Список использованных источников…61
Глава 1. Теоретические аспекты материнского капитала как меры дополнительной поддержки семей с детьми7
1.1. Понятие института материнского капитала……………………………...7
1.2. Материнский капитал как инструмент социально-экономической политики государства…14
1.3.Региональные программы материнского капитала: влияние на рождаемость в России21
Глава 2. Порядок предоставления и способы реализации материнского капитала…28
2.1. Размер и способы распоряжения материнским капиталом………………28
2.2. Особенности реализации права на жилище посредством использования средств материнского (семейного) капитала……34
Глава 3. Проблемы и перспективы получения и распоряжения материнским капиталом как меры дополнительной поддержки семей с детьми…40
3.1. Актуальные проблемы реализации права на материнский (семейный) капитал…40
3.2. Судебная защита права на материнский капитал и совершенствование направлений использования средств материнского (семейного) капитала….47
Заключение……………………………………………………………………….57
Список использованных источников…61
В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации провозглашается защита детства, материнства, презюмируется, что семья находятся под защитой государства. Данное положение находит свое отражение в соответствующих нормативно-правовых актах как международного, так и локального уровня, а также в действующих государственных программах, направленных на социальную защиту человека и гражданина.
В Декларации прав ребенка 1959 года утверждается, что дети нуждаются в особой защите и охране в связи с возрастом, психологией и их умственной незрелостью. Согласно Конвенции о правах ребенка 1989 года государства обязаны использовать различные механизмы (административные, законодательные и др.) для предоставления необходимой защиты прав и интересов несовершеннолетних. Вышеуказанные международные акты устанавливают ответственность законных представителей «за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития».
В национальном законодательстве также предусматриваются похожие тезисы. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Федеральный закон от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон № 256) являются основополагающими актами, регулирующими общественные отношения в части реализации средств материнского (семейного) капитала (далее – МСК).
В систему законодательства, регулирующего МСК в части установления видов расходов, перечня необходимых документов, а также порядка и сроков перечисления указанных средств, входит Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» (далее – Постановление Пленума № 862). Положения о региональном МСК разрабатываются субъектами самостоятельно с учетом норм федерального законодательства. Например, на территории Санкт-Петербурга действует Закон Санкт-Петербурга «О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге».
Актуальность исследования связана с теми вопросами, которые стоят на повестке дня у заинтересованных лиц – практикующих юристов, сотрудников органов опеки и попечительства, Социального Фонда РФ, нотариусов.
Объектом исследования является материнский (семейный) капитал как мера дополнительной поддержки семей, имеющих детей.
Предметом исследования служат правовые нормы, регулирующие предоставление материнского (семейного) капитала, а также его использование.
Целью данного исследования является комплексное изучение теоретических и практических проблем, связанных с получением и использованием средств материнского (семейного) капитала, а также предложение путей решения выявленных проблем.
Чтобы достичь поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1) Дать характеристику понятия института материнского капитала;
2) Определить место региональных программ материнского капитала в социально-экономической политике страны;
3) Изучить нормативно-правовую базу материнского капитала;
4) Провести анализ лиц, которые вправе получать семейный капитал;
5) Определить порядок, размер получаемого материнского капитала;
6) Выделить проблемы, а также пути совершенствования получения, применения средств семейного капитала.
Нормативная база данной ВКР – это Семейный Кодекс, Гражданский Кодекс, Уголовный, Жилищный кодексы РФ, а также Конституция, Законы и подзаконные акты РФ, прочие нормативно-правовые акты.
Методологическая основа, которая применяется в целях достижения поставленных задач, целей – методы синтеза и анализа, формально-юридический метод, сравнительно-правовой, статистический, социологический метод.
Теоретическая база работы – это труды отечественных ученых, которые занимаются исследованием разных аспектов проблемы, как получения, так и применения средств семейного капитала (Т.А. Зайкова, А.В. Долженко, М.В. Воробьев, Н.Б. Малявина, М.В. Тарасова, М.Г. Панина).
В структурном плане ВКР имеет введение, 3 главы, заключение, список использованных источников.
В Декларации прав ребенка 1959 года утверждается, что дети нуждаются в особой защите и охране в связи с возрастом, психологией и их умственной незрелостью. Согласно Конвенции о правах ребенка 1989 года государства обязаны использовать различные механизмы (административные, законодательные и др.) для предоставления необходимой защиты прав и интересов несовершеннолетних. Вышеуказанные международные акты устанавливают ответственность законных представителей «за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития».
В национальном законодательстве также предусматриваются похожие тезисы. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Федеральный закон от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон № 256) являются основополагающими актами, регулирующими общественные отношения в части реализации средств материнского (семейного) капитала (далее – МСК).
В систему законодательства, регулирующего МСК в части установления видов расходов, перечня необходимых документов, а также порядка и сроков перечисления указанных средств, входит Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» (далее – Постановление Пленума № 862). Положения о региональном МСК разрабатываются субъектами самостоятельно с учетом норм федерального законодательства. Например, на территории Санкт-Петербурга действует Закон Санкт-Петербурга «О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге».
Актуальность исследования связана с теми вопросами, которые стоят на повестке дня у заинтересованных лиц – практикующих юристов, сотрудников органов опеки и попечительства, Социального Фонда РФ, нотариусов.
Объектом исследования является материнский (семейный) капитал как мера дополнительной поддержки семей, имеющих детей.
Предметом исследования служат правовые нормы, регулирующие предоставление материнского (семейного) капитала, а также его использование.
Целью данного исследования является комплексное изучение теоретических и практических проблем, связанных с получением и использованием средств материнского (семейного) капитала, а также предложение путей решения выявленных проблем.
Чтобы достичь поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1) Дать характеристику понятия института материнского капитала;
2) Определить место региональных программ материнского капитала в социально-экономической политике страны;
3) Изучить нормативно-правовую базу материнского капитала;
4) Провести анализ лиц, которые вправе получать семейный капитал;
5) Определить порядок, размер получаемого материнского капитала;
6) Выделить проблемы, а также пути совершенствования получения, применения средств семейного капитала.
Нормативная база данной ВКР – это Семейный Кодекс, Гражданский Кодекс, Уголовный, Жилищный кодексы РФ, а также Конституция, Законы и подзаконные акты РФ, прочие нормативно-правовые акты.
Методологическая основа, которая применяется в целях достижения поставленных задач, целей – методы синтеза и анализа, формально-юридический метод, сравнительно-правовой, статистический, социологический метод.
Теоретическая база работы – это труды отечественных ученых, которые занимаются исследованием разных аспектов проблемы, как получения, так и применения средств семейного капитала (Т.А. Зайкова, А.В. Долженко, М.В. Воробьев, Н.Б. Малявина, М.В. Тарасова, М.Г. Панина).
В структурном плане ВКР имеет введение, 3 главы, заключение, список использованных источников.
Проведенное исследование изучения материнского (семейного) капитала в выпускной квалификационной работе дает возможность сделать следующие выводы:
1. Материнский капитал - это дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей, введенная с 1 января 2007 года призванная способствовать решению демографических проблем и повышению уровня жизни в нашей
Материнский капитал является новым видом социального обеспечения, который не входит в сложившуюся систему социального обеспечения как на основе принципов права социального обеспечения, так и по условиям предоставления этого вида социального обеспечения.
2. Основу семейного капитала составляет Конституция РФ. Основной Закон определяет базовые векторы государственной поддержки материнства, семьи, детства и отцовства.
В качестве центрального закона, на основании которого определяется порядок получения и использования материнского капитала, его размер, выступает ФЗ от 29 декабря 2006 №256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей с детьми».
3. Материнский капитал могут получить женщины, которые рождают второго ребенка с 1.01.07 года; женщины, у которых третий и дальнейшие дети появились после 1.01.07 года; женщины, у которых третий и дальнейшие дети появились после указанной даты, если ранее они не использовали оговариваемое право; лица, у которых первый ребенок родился после 1.01.20 года. Также акцентируется внимание на том, что мужчины также имеют право на получение материнского капитала, но роль их – второстепенная (такое право они получают, если есть единственными родителями, усыновителями).
В качестве именного документа, который подтверждает право на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми – есть сертификат на материнский капитал.
1. Размер семейного капитала каждый год пересматривается. Происходит это с 1 февраля текущего года, судя по индексу роста потребительских цен за прошлый год.
Размер материнского капитала в 2023 году составляет:
• за первого ребенка, рожденного (усыновленного) начиная с 01.01.2020 года - 586 946,72 рублей;
• за второго ребенка, рожденного (усыновленного) начиная с 01.01.2020 года - 188 681,53 (при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 01.01.2020) и в общей сумме составляет - 775 628,25 рублей;
• за третьего и последующих детей в случае его (их) рождения (усыновления) начиная с 01.01.2020 года - 775 628,25 рублей (при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло).
5. Не изменились направления применения материнского капитала: получение ребенком образования; улучшение условий проживания; создание накопительной части трудовой пенсии для женщин, которые родили или усыновили второго, третьего и дальнейших детей от 1.01.07 года; покупка услуг и товаров, которые служат в адаптации ребенка-инвалида в обществе; получение выплаты каждый месяц согласно ФЗ от 28 декабря 2017 года №418 «О ежемесячных выплатах для семей, которые имеют детей».
Данный перечень является исчерпывающим. Подробно каждое направление изучено в тексте выпускной квалификационной работы. Все они направлены в первую очередь на благо детей и семьи в целом.
6. Основными существенными проблемами являются следующие: расширение направлений по использованию средств (части средств) материнского (семейного) капитала; отсутствие возможности обналичить средства материнского капитала; равенство матерей и отцов в предоставлении им права на получение материнского (семейного) капитала и распоряжение им; реализация своих прав на получение и использование материнского (семейного) капитала женщинами, отбывающими наказание в местах лишения свободы; возникновение права на получения материнского (семейного) капитала у отдельных категорий лиц; возникновение права на получения материнского (семейного) капитала у отдельных категорий лиц, а также невозможность направить семейный капитал на образование женщины и отсутствие материнского капитала на третьего и последующих детей.
Все приведенные проблемы были подробно рассмотрены в тексте работы.
7. Кратко можно охарактеризовать возможные пути их решения:
• отменить ограничения на обналичивание материнского капитала с предоставлением отчёта с чековым подтверждением о расходе денежных средств;
• разрешить использование капитала с первых дней жизни ребенка;
• обязать ряд банков работать именно с материнским капиталом;
• усилить контроль за органами и должностными лицами, осуществляющими деятельность по реализации материнского капитала;
• совершенствовать законодательство в рассматриваемой области, а именно:
- дополнить ст. 10 Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следующей ситуацией использования материнского капитала: «Приобретение земельного участка за счет средств материнского капитала для последующего строительства жилого дома»;
- дополнить ст. 10 Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следующей ситуацией использования материнского капитала: «Средства материнского капитала могут направляться (полностью или частично) на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет вне зависимости от среднедушевого дохода семьи».
Таким образом, можно утверждать о том, что при написании настоящей работы удалось в полном объеме выполнить задачи, в частности:
- проведен углубленный анализ различных аспектов категории «материнский капитал», с применением нормативных, а также научных источников;
- установлены проблемные вопросы по теме настоящего исследования;
- вынесены рекомендации, направленные на их устранение.
Вне всяких сомнений, исследуемая тема актуальна постоянно, ведь такой социальный институт, как семья – это основа общества, а сам факт появления ребенка – центральное условие, при котором государство будет не просто развиваться, но и существовать, в целом. Вот почему тема материнского капитала нуждается в углубленном анализе, в многоплановом изучении. Это практически позволяет увеличивать степень эффективности в реализации специальных программ от государства.
1. Материнский капитал - это дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей, введенная с 1 января 2007 года призванная способствовать решению демографических проблем и повышению уровня жизни в нашей
Материнский капитал является новым видом социального обеспечения, который не входит в сложившуюся систему социального обеспечения как на основе принципов права социального обеспечения, так и по условиям предоставления этого вида социального обеспечения.
2. Основу семейного капитала составляет Конституция РФ. Основной Закон определяет базовые векторы государственной поддержки материнства, семьи, детства и отцовства.
В качестве центрального закона, на основании которого определяется порядок получения и использования материнского капитала, его размер, выступает ФЗ от 29 декабря 2006 №256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей с детьми».
3. Материнский капитал могут получить женщины, которые рождают второго ребенка с 1.01.07 года; женщины, у которых третий и дальнейшие дети появились после 1.01.07 года; женщины, у которых третий и дальнейшие дети появились после указанной даты, если ранее они не использовали оговариваемое право; лица, у которых первый ребенок родился после 1.01.20 года. Также акцентируется внимание на том, что мужчины также имеют право на получение материнского капитала, но роль их – второстепенная (такое право они получают, если есть единственными родителями, усыновителями).
В качестве именного документа, который подтверждает право на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми – есть сертификат на материнский капитал.
1. Размер семейного капитала каждый год пересматривается. Происходит это с 1 февраля текущего года, судя по индексу роста потребительских цен за прошлый год.
Размер материнского капитала в 2023 году составляет:
• за первого ребенка, рожденного (усыновленного) начиная с 01.01.2020 года - 586 946,72 рублей;
• за второго ребенка, рожденного (усыновленного) начиная с 01.01.2020 года - 188 681,53 (при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 01.01.2020) и в общей сумме составляет - 775 628,25 рублей;
• за третьего и последующих детей в случае его (их) рождения (усыновления) начиная с 01.01.2020 года - 775 628,25 рублей (при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло).
5. Не изменились направления применения материнского капитала: получение ребенком образования; улучшение условий проживания; создание накопительной части трудовой пенсии для женщин, которые родили или усыновили второго, третьего и дальнейших детей от 1.01.07 года; покупка услуг и товаров, которые служат в адаптации ребенка-инвалида в обществе; получение выплаты каждый месяц согласно ФЗ от 28 декабря 2017 года №418 «О ежемесячных выплатах для семей, которые имеют детей».
Данный перечень является исчерпывающим. Подробно каждое направление изучено в тексте выпускной квалификационной работы. Все они направлены в первую очередь на благо детей и семьи в целом.
6. Основными существенными проблемами являются следующие: расширение направлений по использованию средств (части средств) материнского (семейного) капитала; отсутствие возможности обналичить средства материнского капитала; равенство матерей и отцов в предоставлении им права на получение материнского (семейного) капитала и распоряжение им; реализация своих прав на получение и использование материнского (семейного) капитала женщинами, отбывающими наказание в местах лишения свободы; возникновение права на получения материнского (семейного) капитала у отдельных категорий лиц; возникновение права на получения материнского (семейного) капитала у отдельных категорий лиц, а также невозможность направить семейный капитал на образование женщины и отсутствие материнского капитала на третьего и последующих детей.
Все приведенные проблемы были подробно рассмотрены в тексте работы.
7. Кратко можно охарактеризовать возможные пути их решения:
• отменить ограничения на обналичивание материнского капитала с предоставлением отчёта с чековым подтверждением о расходе денежных средств;
• разрешить использование капитала с первых дней жизни ребенка;
• обязать ряд банков работать именно с материнским капиталом;
• усилить контроль за органами и должностными лицами, осуществляющими деятельность по реализации материнского капитала;
• совершенствовать законодательство в рассматриваемой области, а именно:
- дополнить ст. 10 Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следующей ситуацией использования материнского капитала: «Приобретение земельного участка за счет средств материнского капитала для последующего строительства жилого дома»;
- дополнить ст. 10 Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следующей ситуацией использования материнского капитала: «Средства материнского капитала могут направляться (полностью или частично) на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет вне зависимости от среднедушевого дохода семьи».
Таким образом, можно утверждать о том, что при написании настоящей работы удалось в полном объеме выполнить задачи, в частности:
- проведен углубленный анализ различных аспектов категории «материнский капитал», с применением нормативных, а также научных источников;
- установлены проблемные вопросы по теме настоящего исследования;
- вынесены рекомендации, направленные на их устранение.
Вне всяких сомнений, исследуемая тема актуальна постоянно, ведь такой социальный институт, как семья – это основа общества, а сам факт появления ребенка – центральное условие, при котором государство будет не просто развиваться, но и существовать, в целом. Вот почему тема материнского капитала нуждается в углубленном анализе, в многоплановом изучении. Это практически позволяет увеличивать степень эффективности в реализации специальных программ от государства.
Подобные работы
- Пенсионный фонд Российской Федерации: правовое положение, структура, задачи, функции (Московский Финансово-Юридический Университет)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Организация социальной поддержки стимулирования рождаемости в России на современном этапе
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖБАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕСУРСНОГО РЫНКА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Социально-трудовые права женщин в России
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - ИННОВАЦИОННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ(12.00.14 )
Диссертации (РГБ), налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - РЫНОК АКЦИЙ И КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ: ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ
Диссертация , финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - УПРАВЛЕНИЕ ВЕНЧУРНЫМ ФИНАНСИРОВАНИЕМ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Организация поддержки родителей в рамках программы ранней помощи в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2018



