Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК

Работа №164394

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы63
Год сдачи2024
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Понятие общего недоразвития речи. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 7
1.2. Особенности овладения связной речью детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 12
Глава II. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Описание методики изучения связной речи 21
2.2. Изучение уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 26
Глава III. Организация работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста c общим недоразвитием речи
3.1. Содержание и методика работы по развитию связной речи в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картинок 33
3.2. Анализ эффективности работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 47
Заключение 52
Список литературы 55

Развитие связной речи считается одним из важных направлений в работе логопеда, так как обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. В программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста этому направлению посвящены одноименные разделы.
Под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В связной речи отражается логика мышления говорящего, его отношение к рассказываемому.
Именно поэтому развитие связной речи считается одной из центральных задач лексического развития дошкольников, которое обеспечивает своевременное речевое и психическое развитие ребенка, является показателем речевого развития ребенка.
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др. Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным.
А.М. Леушина и другие исследователи особое внимание уделяли использованию разнообразных методов и приёмов, способствующих более успешному овладению разными типами связных высказываний.
К.Д. Ушинский, ссылаясь на особенности детей дошкольного возраста, писал «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка, каким- нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но, свяжите с картинками двадцать таких слов, ребенок усвоит их на лету. Вы объясните ребёнку очень простую мысль, и он вас не понимает, вы объясните тому же ребёнку сложную картину, и он понимает быстро».
Поэтому не случайно, одним из методов обучения дошкольников связному высказыванию является картина.
М.М. Конина останавливалась, на ценности использования в работе с детьми картин отмечала, что дети в процессе рассказывания по картинам, учатся отбирать предметно-логическое содержание, приобретают умение структурировать связное высказывание в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами. Картины учат детей видеть жизнь во всех ее проявлениях.
Картины раздвигают для детей поле непосредственного восприятия окружающей действительности. Образы, вызванные в нашем сознании картинами, конечно, менее яркие, чем те, которые дает реальная жизнь, но, во всяком случае, они не сравнено более ярки и определенны, чем образ вызываемые словом.
Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах А.А. Люблинской, С.Л. Рубинштейна, Е.А. Флёриной и других педагогов-психологов.
В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы, составлять в дальнейшем последовательный рассказ по содержанию картин, развивать наблюдательность и т.д....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, охарактеризовав особенности становления связной речи у дошкольников с недоразвитием речи, а также подобрав методы и приемы развития связной речи, мы пришли к выводу, что задачи обучения детей связной речи является центральной задачей в обучении детей. Над этой проблемой работали психологи (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.) и педагоги (Е.Н. Тихеева, Е.А. Флерина, О.С. Ушакова, Э.П. Короткова и др.). Связная речи развивается поэтапно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В детском саду обучают двум основным типам монологов (пересказу и самостоятельному рассказу).
В констатирующем эксперименте нами было отмечено, что для детей данного возраста с общим недоразвитием речи были характерны следующие затруднения:
■ в полноте передачи текста (объем) допускались сокращения, в сохранении структуры. У детей не сформировано умение обобщенно представлять структурные части текста, видеть их границы
■ в некоторых рассказах опускался конец или начало рассказа, то есть была незавершенность. Часто название, которое дается рассказу, не соответствует его содержанию.
■ сложности были в использование интонационных выразительных средств, в умении использовать авторский стиль и в плавности его передачи. Речь в основном бедна, не эмоциональна, мало используются средства художественной выразительности, обычно это эпитеты, редко сравнения.
■ при пересказе наблюдается нарушение последовательности высказывания. В основном используются линейные и глагольные средства связи.
Для овладения связной речью, необходимо подобрать разнообразные методы и приемы работы. Наиболее доступные приемы, отвечающие возрастным особенностям дошкольников с общим недоразвитием речи, следующие:
■ образец рассказа;
■ совместное рассказывание;
■ моделирование;
■ составление рассказа по частям;
■ план рассказа;
■ оценка детских рассказов и другие вспомогательные приемы.
Одним из наглядных методов, который используется для обучения связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, являются картины.
Содержание многих сюжетов картин помогает ребёнку адаптироваться и социализироваться в окружающем мире, обогащает их познавательную сферу и способствует развитию связной речи, помогают найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому материалу. Любая новая картинка, рассказывающая об очередном событии из жизни знакомых героев, помогает детям овладеть навыками грамотного рассказывания, а в последствие грамотного построения монолога. Наряду с традиционными методами работы с картиной, используются не традиционные методы, а именно работа по серии сюжетных картин, объединённых одним содержанием, разработанных О.С. Ушаковой и Л.М. Струниной...


1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2012. - 400 с.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - 5-е издание, дополненное и переработанное - М.: Академия, 2019. - 160 с.
3. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2002. - 104 с.
4. Ананьева, Е.В. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология) - Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002. - 480 с.
5. Антипова, Ж.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Ж.В. Антипова, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: Секачев В.Ю., 2007. - 256 с.
6. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - С. 4-16.
7. Балабанова, В.М. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.М. Балабанова, Л.В. Лопатина, Р.И. Лалаева, И.А. Чистович. - СПб.: Детство-Пресс, 2001, - 206 с.
8. Баряева, Л.Б. Логопедическая работа по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе обучения рассказыванию по картине / Л.Б. Баряева, И.Н. Лебедева // Логопед в детском саду. - №2. - 2006. - С. 23-27.
9. Безрукова, О.А. Программа формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. - М.: Русская Речь, 2014. - 58 с.
10. Бородич, А.М. Методика развития речи / А.М. Бородич. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZpedlib.ru/Books/5Z0174/index. shtml
11. Бухтаярова, Е.Ю. Программа развития связной речи детей 5-7 лет. / Е.Ю. Бухтаярова. - Волгоград: Учитель, 2017. - 203 с.
12. Валуева, Я.В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР и использованием методических приемов / Я.В. Валуева. // Логопед. - 2014. - №1 - С. 102-112.
13. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. [Электронный ресурс]: - М., 2006. - Режим доступа:https://pedlib.ru/Books/3Z0282Z
14. Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С. Волковой // Кн.1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. - Ч. 2. Дислалия. - М.: Владос, 2007. - 479 с.
15. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. [Электронный ресурс]: - М., 1999. - Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1Z0162/index.shtml...(48)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ