ВВЕДЕНИЕ 5
1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
1.1 Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации
10
1.2 Место прокуратуры в системе органов государства 25
2 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАКОННОСТИ 39
2.1 Законность как основа обеспечения единого правового пространства 39
2.2 Принципы обеспечения законности в правотворческой деятельности
прокуратуры 47
2.3 Реализация функции надзора за соблюдением законности органами
прокуратуры 57
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПРОКУРАТУРЫ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 68
3.1 Теоретические и правовые основы взаимодействия прокуратуры с
органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере обеспечения законности 68
3.2 Организация работы прокуратуры по взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере
обеспечения законности 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
Принятие 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации стало важным этапом на пути становления России как демократического правового государства. Нынешняя российская Конституция содержит и новые подходы к проблемам российского федерализма. Ее значимость в этом направлении еще не до конца оценена. Фактически Конституцией РФ 1993 г. было завершено создание современных основ российского федерализма, и Россия в этой связи превратилась из унитарного государства, каким она являлась фактически после 1918 г., в государство федеративное. Субъекты федерации получили право на собственное законодательство.
В этой связи свою значимость приобрели проблемы соответствия законодательства субъектов Российской Федерации федеральному законодательству и Конституции Российской Федерации. Другими словами, на первое место в двухуровневой системе законодательства России как федеративного государства стала выходить проблема укрепления конституционной законности. В ее решении принимают участие в той или иной степени все государственные органы. Однако особое место в ней принадлежит органам прокуратуры, поскольку прокуратура как самостоятельный и независимый государственный орган осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Выяснение роли прокуратуры в государственном механизме обеспечения конституционной законности имеет свою научно-теоретическую и практическую значимость.
В научно-теоретическом плане изучение настоящей проблемы позволяет выявить роль прокуратуры в российском обществе как правоохранительного органа, ее место в государственном механизме обеспечения конституционной законности, разработать научную концепцию правового положения прокуратуры в системе разделения властей и в системе обеспечения конституционной законности. Ведь в современных условиях реализация законности сопряжена с рядом сложностей, значительная часть которых связана с отсутствием значительного законотворческого опыта в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации...
Современная российская прокуратура является государственно-правовым институтом, порожденным объективными потребностями реформируемого российского общества. Роль прокуратуры в становлении демократического правового федеративного государства в России определяется тем, что она представляет собой необходимый и достаточно надежно работающий механизм формирующейся системы разделения и взаимодействия властей. Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили (законодательной, исполнительной, судебной властей, в то же время организационно не входя ни в одну из ветвей государственною власти и ни в коей мере не превращаясь в некую контрольную или какую-либо иную власть. Все ветви власти взаимодействуют как единая государственная» власть заинтересованы; в сохранении и укреплении законности, обеспечить которую и призвана прокуратура. Без соблюдения законности не может быть сильной, эффективно выполняющей свои задачи государственной власти.
Законность представляет собой политико-правовое явление,
характеризующееся процессом совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства. Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы». Эта краткая формулировка не раскрывает всего содержания принципа законности, но устанавливает всеобщую обязанность соблюдать законы. Принцип законности - это всеобщий принцип, но для прокуратуры он имеет особое значение. Законность составляет предмет прокурорского надзора. На обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности направлена вся деятельность органов прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации является единственной системой органов страны, для которых надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской! Федерации, всеми правоохранительными и контролирующими органами, органами военного управления, должностными лицами, органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций выступает в качестве основной главной задачи. Законность действий и актов органов, организаций и лиц; надзор за исполнением законов, который осуществляет прокуратура, является единственным критерием, применяемым прокуратурой для оценки их деятельности...
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008, № 7- ФКЗ, от 05.02.2014, № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. Ст. 445.
2. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 15.02.2016) "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ". 10.02.2014. N 6. ст. 550.
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016)"О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. N 13. ст. 1447.
4. Федеральный конституционный закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. №2- ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 2014. 7 февраля.
5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 09.03.2015. N 10, ст. 1391.
6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 29.07.2017)// Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. N 30. ст. 3012.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.10.2017)// Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. N 46.ст. 4532.
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. N 52 (ч. I). ст. 4921.
9. Федеральный закон от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2017 ) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. №8. Ст. 366.
10. Указ Президента РФ от 09 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2004. №11. Ст.945.
Научная и учебная литература:
11. Абляскин Р.Р. Функция участия прокуратуры Российской Федерации в правотворческой деятельности // Universum: экономика и юриспруденция. 2017. №6 (39). С.1-3.
12. Антонов И. А. Место и роль прокуратуры РФ в системе контрольной власти (конституционно-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003;
13. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. М.: Норма, 2004. 768 с.
14. Бессарабов В.Г. Организация и деятельность российской
прокуратуры. - Нальчик: Эль-Фа, 2006. - 368 с.
15. Вахитова Р.Р. Прокуратура в механизме государства (историко-правовое исследование) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2003. С. 5...74