Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПТЫ TEACHER/УЧИТЕЛЬ В БРИТАНСКОЙ И РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ

Работа №164369

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы95
Год сдачи2022
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТОВ 6
1.1. Понятие концепт в современной лингвистической парадигме:
определение, подходы, виды 6
1.2. Концепт и лингвокультурная картина мира 12
1.3. Социальный феномен учителя в британской культуре 19
1.4. Социальный феномен учителя в русской культуре 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТ TEACHER: ВЕРБАЛИЗАЦИЯ В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ 34
2.1. Понятийная составляющая концепта TEACHER 34
2.2. Ассоциативный эксперимент в рамках концепта TEACHER 38
2.3. Ценностная составляющая концепта TEACHER 48
2.4. Понятийная составляющая концепта УЧИТЕЛЬ 59
2.5. Ассоциативный эксперимент в рамках концепта УЧИТЕЛЬ 59
2.6. Ценностная составляющая концепта УЧИТЕЛЬ 70
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Форма для ассоциативного эксперимента на ассоциат “TEACHER” 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Форма для ассоциативного эксперимента на ассоциат «УЧИТЕЛЬ»


Данное исследование посвящено изучению концептов TEACHER и УЧИТЕЛЬ в британской и русской лингвокультурах.
Учитель - это одна из основополагающих социальных ролей в обществе, которая определяет рост и развитие отдельного человека и человечества в целом. Учитель играет особо важную роль в воспитании, он учит учеников мыслить, почитать нормы и традиции, закладывает нравственные ценности. Учитель не только передает знания о каком-либо предмете, но и отвечает за раскрытие потенциальной творческой возможности учеников, их самореализацию. За последние 50 лет статус учителя претерпел большие изменения во всем мире. Поскольку последний год обучение реализовывалось дистанционно, это не могло не повлиять на изменение восприятия людьми учителя и его статуса. В настоящее время когнитивная лингвистика переживает пик своего развития, все больше лингвистов заинтересовано не только в изучении и описании языковой структуры и ее функционирования, но и в стремлении углубиться в понимание процесса мыслительной деятельности человека, изучить связь, возникающую между языком и сознанием. Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена, во-первых, важностью изучения концепта как культурообразующего фактора; во -вторых, изменениями статуса учителя в системе современного образования и значимостью занимаемого им места в сознании людей в современном мире.
Объект исследования - концепт TEACHER как отражение особенностей британской лингвокультурологической картины мира; концепт УЧИТЕЛЬ как отражение особенностей русской лингвокультурологической картины мира.
Предмет исследования - языковые средства, вербализующие концепт TEACHER в британской лингвокультуре; языковые средства, вербализующие концепт УЧИТЕЛЬ в русской лингвокультуре.
Цель данного исследования состоит в описании содержания концептов TEACHER и УЧИТЕЛЬ, и определение роли этих концептов в лингвокультурных картинах мира.
Исходя из указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) рассмотреть понятие концепта как ключевой оперативной единицы в рамках актуальной когнитивной парадигмы;
2) изучить подходы к изучению концепта, представленные в актуальной лингвистической литературе;
3) исследовать социальный феномен учителя в британской и русской лингвокультурах;
4) проанализировать понятийную составляющую концептов TEACHER/УЧИТЕЛЬ В британском и русском дискурсах;
5) установить образную составляющую концептов TEACHER/УЧИТЕЛЬ В британском и русском дискурсах;
6) определить ценностную составляющую концептов TEACHER/УЧИТЕЛЬ В британском и русском дискурсах.
Цель и задачи исследования определили выбор методов исследования. На разных этапах исследования были использованы такие методы как концептуальный, контекстуальный, интерпретативный анализ, ассоциативный эксперимент, метод сплошной выборки.
Теоретическая база основана на лингвокультурных исследованиях В.И. Карасика, В. А. Масловой и трудах по когнитивной лингвистике Н.Н. Болдырева, Е.С. Кубряковой, З.Д. Поповой, И.А. Стернина, Н.Д. Арутюновой, А.П. Бабушкина, В.З. Демьянкова, а также на исследованиях по межкультурной коммуникации С.Г. Тер-Минасовой.
Практическая ценность работы заключается в возможности использовать результаты исследования в курсах по когнитивной лингвистике, лингвокультурологии.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы, приложением.
Во Введении обосновывается актуальность исследования, формулируются цель и задачи.
Глава 1 посвящена рассмотрению понятия когнитивной лингвистики и описанию подходов к изучению концепта, видов концептов, а также изучению социального феномена учителя в британской и русской лингвокультурах.
Глава 2 представляет собой анализ основных составляющих концепта TEACHER и концепта УЧИТЕЛЬ, анализ результатов ассоциативных экспериментов.
Результаты работы и перспективы дальнейшего исследования формулируются в заключении.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель настоящей работы заключается в раскрытии содержания концепта TEACHER и концепта УЧИТЕЛЬ, определении мест этих концептов в лингвокультурных картинах мира. Посредством избранной методологии выделены основные концептуальные признаки концептов TEACHER и УЧИТЕЛЬ.
Выявление понятийной составляющей концепта TEACHER предоставило базисное понимание о том, кем конкретно является британский учитель: женщина или мужчина, чья работа заключается в том, чтобы обучать детей в школе или колледже. Понятийная составляющая концепта УЧИТЕЛЬ показала, что русский учитель - это женщина или мужчина, занимающиеся преподаванием какой-либо дисциплины в школе.
В ходе двух ассоциативных экспериментов получены данные об учителях по мнению британцев и русских. Большинство британцев уважают работу учителей, их вклад в образование и воспитание людей, признают такие проблемы, как недооцененность их труда. Русские считают наиболее важным желание учителя помогать детям, умение вдохновить их и передать знания не только о предмете, но и о жизни. Русские также осознают тяжесть учительского труда и уважают их работу.
Анализ художественной британской и русской литературы 21 века помог выявить ценностную составляющую концептов TEACHER и УЧИТЕЛЬ. В лингвокультурных картинах мира британцев и русских учитель определенно занимает высокое место, отчего к нему существуют высокие требования. Для британцев ценным является учитель, который способен установить контроль, вызывать уважение к себе и уважать своих учеников, готов помочь ученику в любой трудной ситуации, в меру проявлять строгость при необходимости, сохранять объективность в оценивании. Также в представлении британцев хороший учитель предан своей работе, стремится быть лучшим. Ценностью британского учителя также является успех учеников, который служит для них результатов их личного профессионального успеха как учителей. Русские ценят учителя, который умеет поддерживать дисциплину, профессионально осуществляет преподавательскую и воспитательскую деятельность, предан своей работе и любит детей, несмотря на недостойную заработную плату. Хороший русский учитель также способен передать свою мудрость ученикам, и является примером для подражания.



1. Антонимы [Электронный ресурс]. 2022. URL: https://antonimy.ru/(дата обращения: 25.03.2022).
2. Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. 204 с.
3. Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Ментальные действия. М.: Наука, 1993. 176 с.
4. Бабушкин А.П., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика и
семасиология. Воронеж: ООО «Ритм», 2018. 229 с.
5. Богатырев М. Без «просто так»: каким должен быть современный
учитель // Мел [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://mel.fm/blog/moisey- bogatyrev/78205-bez-prosto-tak-kakim-dolzhen-byt-sovremenny-uchitel (дата
обращения: 24.04.2022).
6. Болдырев Н.Н. Язык и система знаний. Когнитивная теория языка. М.: Издательский Дом ЯСК, 2019. 480 с.
7. Болдырев Н.Н. Актуальные задачи когнитивной лингвистики на
современном этапе // Вопросы когнитивной лингвистики.
Тамбов: Общероссийская общественная организация «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов», 2013. Вып. 1. С. 5-13.
8. Болдырев Н.Н. Типология концептов и языковая интерпретация // Новая Россия: традиции и инновации в языке и науке о языке: сб. науч. тр. конф. Екатеринбург: ООО «Фабрика комиксов» (импринт «Кабинетный ученый»), 2016. С. 16-25.
9. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика (курс лекций по английской филологии). Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. 29 с.
10. Борусяк Л.Ф. Как советский миф сделал учительницу «второй мамой»
// Мел [Электронный ресурс] 2016.
URL: https://mel.fm/ucheba/shkola/6849715-second_mother(дата обращения: 15.09.2021).
11. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. 2-е изд. доп. М.: УРСС, 2002. 139 с.
12. Викисловарь [Электронный ресурс]. 2022.
URL: https ://ru.wiktionary.org/wiki/BHKHCHOBapb: Заглавная_страница (дата обращения: 25.03.2022).
13. Гончарова Н.Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. Вып. 2. С. 396-405.
14. Грамота.ру [Электронный ресурс]. 2022. URL: http://gramota.ru/(дата обращения: 25.03.2022).
15. Гринберг М. Портрет среднестатистического учителя в России // activityedu.ru[Электронный ресурс]. 2019. URL: https://clck.ru/eKLnX(дата обращения: 15.09.2021).
16. Гурьянов С. Школьная тоска: как изменится зарплата учителей // Известия [Электронный ресурс]. 2022. URL: https://iz.ru/1290260/sergei- gurianov/shkolnaia-toska-kak-izmenitsia-zarplata-uchitelei(дата обращения: 24.04.2022).
17. Есипов М.А. Формирование коммуникативной культуры учителя в британской системе образования // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. Вып. 28. С. 769-773.
18. Зиновьева Е.И. Лингвокультурология: от теории к практике. Учебник. СПб.: ООО «Нестор-История», 2016. 182 с.
19. Как учатся современные дети в России и что происходит с отечественной системой образования? Заменит ли дистанционное обучение офлайн? Отвечают учителя // Правила жизни [Электронный ресурс]. 2021. URL: https://mel.fm/blog/moisey-bogatyrev/78205-bez-prosto-tak-kakim-dolzhen- byt-sovremenny-uchitel(дата обращения: 24.04.2022).
20. Карасик В.И. Концепт как единица лингвокультурного кода // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2009. Вып. 10. С. 4-11.
21. Карасик В.И. Лингвокультурные концепты: подходы к изучению // Социолингвистика вчера и сегодня: сб. научи. тр. сер. «Теория и история языкознания». М.: ИНИОН РАН, 2008. С. 127-155.
22. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: «Перемена», 2002. 447 с.
23. Киселева Н.С. К вопросу о профессионально-педагогической подготовке современного британского учителя-исследователя // Вестник СПбГУ, 2013. Вып. 1. С. 11-16.
24. Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. Под ред. Е.С. Кубряковой. М.: Издательство МГУ, 1996. 245 с.
25. Леонтович О. А. Концептологический анализ // Методы коммуникативных исследований. М.: «Гнозис», 2011. Вып. 4. С. 117-121.
26. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. М.: Academia, 1997. С. 280-287.
27. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: учеб. пособие. М.: «Флинта», «Наука», 2007. 296 с.
28. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие. 3-е изд. Минск: ТетраСистемс, 2008. 272 с.
29. Маслова В.А. Лингвокультурология. Введение: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2018. 208 с.
30. Маслова В.А. Лингвокультурология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
31. Морковкин В.В., Морковкина А.В. Русский агнонимы. М.: Гос. ИРЯ им. Пушкина, 1996. 415 с.
32. Названа средняя зарплата учителей в России // Известия [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://iz.ru/1048907/2020-08-17/nazvana-sredniaia-zarplata- uchitelei-v-rossii(дата обращения: 16.09.2021).
33. Немцева М. Учение - в Сеть: как педагоги становятся тиктокерами // Известия [Электронный ресурс]. 2021. URL: https://iz.ru/1245108/mariia- nemtceva/uchenie-v-set-kak-pedagogi-stanoviatsia-tiktokerami(дата обращения: 24.04.2022).
34. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. 2022. URL: https://ozhegov.slovaronline.com(дата обращения: 25.03.2022).
35. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика: учебное издание. М.: ACT «Восток-Запад», 2007. 226 с.
36. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2001. 191 с.
37. Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. M-Берлин: Директ Медиа, 2015. 63 с.
38. Прохоров Ю.Е. В поисках концепта. 2-е изд. М.: Флинта, 2008. 175 с.
39. Почти 40% учителей в РФ не используют современные онлайн-
инструменты // Известия [Электронный ресурс]. 2022.
URL: https://iz.ru/1278502/2022-01-18/pochti-40-uchitelei-v-rf-ne-ispolzuiut-
sovremennye-onlain-instrumenty (дата обращения: 24.04.2022).
40. Рудакова А.В. Когнитология и когнитивная лингвистика. 2-е изд. Воронеж: Истоки, 2004. 80 с.
41. Серебрянников Б.А., Кубрякова Е.С., Постовалова В.И. и др. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М: Наука, 1988. 216 с.
42. Серова И.Г. Концептуальный анализ в лингвокультурологии: методы и возможности // Вопросы когнитивной лингвистики. Тамбов: Общероссийская общественная организация «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов», 2007. Выл. 1. С. 15-22.
43. Система образования в России // Госуслуги [Электронный ресурс].
2021. URL: https://www.gosuslugi.ru/situation/obtain_education/education_system_i n_Russia (дата обращения: 15.09.2021).
44. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. 3-е изд. испр. и доп., М: Академический Проект, 2004. 992 с.
45. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация.
М: Слово/Slovo, 2000. 146 с.
46. Толковый словарь русского языка Ефремовой [Электронный ресурс].
2022. URL: https://www.efiremova.info(дата обращения: 25.03.2022).
47. Уровень образования по данным Росстат // Статистика и показатели [Электронный ресурс]. 2021. URL: https://rosinfostat.ru/uroven-obrazovaniya/#i(дата обращения: 15.09.2021).
48. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. 2022. URL: https://ushakov.slovaronline.com(дата обращения: 25.03.2022).
49. Besa. Key UK education statistics [Электронный ресурс]. 2021. URL: https://www.besa.org.uk/key-uk-education-statistics(дата обращения: 20.05.2021).
50. Boffey D. Huge shortfall in teachers forces schools to look overseas for new
recruits // The Guardian [Электронный ресурс]. 2015.
URL: https://www.theguardian.com/education/2015/oct/10/teacher-shortfall-schools- overseas-recruits(дата обращения: 20.05.2021).
51. Cambridge Dictionary [Электронн ресурс]. 2021.
URL: https://dictionary.cambridge.org(дата обращения: 15.03.2021).
52. Collins Dictionary [Электронный ресурс]. 2021.
URL: https://www.collinsdictionary.com(дата обращения: 15.03.2021).
53. Dictionary.com [Электронный ресурс]. 2021.
URL: https://www.dictionary.com(дата обращения: 15.03.2021).
54. Ferguson D. “I will never return to teach in England”: the UK teachers
finding the refuge abroad // The Guardian [Электронный ресурс]. 2018. URL: https://www.theguardian.com/education/2018/oct/02/never-return-teach-
england-refuge-abroad (дата обращения: 23.06.2021).
55. Ferguson D. Homeless teachers: “I wouldn’t talk about it, I was so ashamed”
// The Guardian [Электронный ресурс]. 2017.
URL: https://www.theguardian.com/education/2017/may/23/homeless-teachers-
ashamed-housing-crisis-professionals (дата обращения: 21.05.2021).
56. Fleming A. “Seeing my son’s development was incredible”: the parents sticking with home schooling beyond lockdown // The Guardian [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://www.theguardian.com/education/2020/sep/19/seeing- my-sons-development-was-incredible-the-parents-sticking-with-home-schooling- beyond-lockdown(дата обращения: 23.06.2021).
57. Gufo.me [Электронный ресурс]. 2022. URL: https://gufo.me(дата обращения: 25.03.2022).
58. Hofstege G. Insights [Электронный ресурс]. 2022.
URL: https://www.hofstede-insights.com/country-comparison(дата обращения: 15.05.2022).
59. Lightfoot L. Nearly half of England’s teachers plan to leave in next five years
// The Guardian [Электронный ресурс]. 2016.
URL: https://www.theguardian.com/education/2016/mar/22/teachers-plan-leave-five- years-survey-workload-england(дата обращения: 24.06.2021).
60. Lightfoot L. The teacher who decided to “unschool” her own children // The
Guardian [Электронный ресурс]. 2020.
URL: https://www.theguardian.com/education/2020/aug/04/the-teacher-who-decided- to-unschool-her-own-children(дата обращения: 24.06.2021).
61. Macmillan Dictionary [Электронный ресурс]. 2021.
URL: https://www.macmillandictionary.com(дата обращения: 15.03.2021).
62. NASUWT. England Pay Scales [Электронный ресурс]. 2021.
URL: https://www.nasuwt.org.uk/advice/pay-pensions/pay-scales/england-pay-
scales.html (дата обращения: 20.05.2021).
63. Online Etymology Dictionary [Электронный ресурс]. 2021.
URL: https://www.etymonline.com(дата обращения: 15.03.2021).
64. Oxford Learner’s Dictionaries [Электронный ресурс]. 2021.
URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com(дата обращения: 15.03.2021).
65. Synonyms.com [Электронный ресурс]. 2021.
URL: https://www.synonyms.com(дата обращения: 15.03.2021).
66. Teach in the UK // Teachaway [Электронный ресурс]. 2021. URL: https://www.teachaway.com/teach-uk(дата обращения: 20.05.2021).
67. Opinion: Summer school is more important than ever. A teacher shortage may deny students the opportunity // Washington Post [Электронный ресурс]. 2021. URL: https://is.gd/yIPSRE(дата обращения: 23.06.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ