Уголовно-правовой анализ состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ СТ. 286 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Объект превышения должностных полномочий 5
1.2. Объективная сторона превышения должностных полномочий... 13
1.3. Субъект превышения должностных полномочий 31
1.4. Субъективная сторона превышения должностных полномочий. 43
1.5. Квалифицированные виды преступлений, предусмотренные ст.
286 УК РФ 50
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ПРЕВЫШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ СО СМЕЖНЫМИ СОСТАВАМИ 60
2.1. Соотношение превышения должностных полномочий со
злоупотреблением должностными полномочиями 60
2.2. Соотношение превышения должностных полномочий с составами, предусмотренными ст. 285.1 УК РФ, ст. 285.2 УК РФ, ст. 288 УК РФ, ст. 292 УК РФ и ст. 293 УК РФ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ СТ. 286 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Объект превышения должностных полномочий 5
1.2. Объективная сторона превышения должностных полномочий... 13
1.3. Субъект превышения должностных полномочий 31
1.4. Субъективная сторона превышения должностных полномочий. 43
1.5. Квалифицированные виды преступлений, предусмотренные ст.
286 УК РФ 50
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ПРЕВЫШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ СО СМЕЖНЫМИ СОСТАВАМИ 60
2.1. Соотношение превышения должностных полномочий со
злоупотреблением должностными полномочиями 60
2.2. Соотношение превышения должностных полномочий с составами, предусмотренными ст. 285.1 УК РФ, ст. 285.2 УК РФ, ст. 288 УК РФ, ст. 292 УК РФ и ст. 293 УК РФ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Одной из гарантии успешного функционирования государства и гражданского общества является надлежащее создание условий эффективной деятельности государственного аппарата власти и управления. Результативность такой деятельности на сегодняшний день в немалой степени снижена происходящими в России негативными изменениями политических, экономических, общественных и правовых институтов, динамикой и структурой преступности. Существенным звеном в цепи названных причинных факторов являются преступления, совершаемые лицами против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления отличаются от иных преступных тем, что они совершаются, как правило, специальными субъектами, совершение общественно опасных деяний возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению или с использованием своих служебных полномочий; данные преступления посягают на нормальную деятельность органов государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления. Одним из наиболее распространенных преступлений, расположенных в главе 30 УК РФ, является превышение должностных полномочий.
Актуальность исследования данного преступления обусловлена рядом обстоятельств:
- во-первых, общественной опасностью данных преступлений, которая выражается в подрыве авторитета органов государственной власти и местного самоуправления, а также в причинении существенного вреда;
- во-вторых, высокой латентностью, а также трудностями, возникающими в следственной и судебной практике при применении нормы об ответственности за превышение должностных полномочий;
- в-третьих, возникающими проблемами при доказывании виновности лиц по должностным преступлениям.
Социальная значимость, дискуссионность и недостаточная разработанность изучаемой проблемы, пробелы законодательства, создающие определенные трудности в правоприменительной деятельности обуславливают актуальность темы исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения по поводу установления и реализации уголовной ответственности за превышение должностных полномочий.
Предметом исследования выступают нормы уголовного законодательства, материалы правоприменительной практики, научная и учебная литература, относящаяся к анализируемой проблеме.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное уголовно-правовое исследование превышения должностных полномочий.
Для достижения указанной цели был поставлен ряд взаимосвязанных задач:
- рассмотреть объект и объективную сторону превышения должностных полномочий;
- раскрыть субъект и субъективную сторону превышения должностных полномочий;
- проанализировать особо квалифицирующие признаки состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ;
- соотнести рассматриваемый состав с другими нормами.
Теоретической базой исследования послужили труды таких ученых, как: Е.В. Благова, А.В. Бриллиантова, Б.В. Волженкина, А.В. Галаховой, Н.А. Егоровой, П.С. Яни и др.
Структура работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления отличаются от иных преступных тем, что они совершаются, как правило, специальными субъектами, совершение общественно опасных деяний возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению или с использованием своих служебных полномочий; данные преступления посягают на нормальную деятельность органов государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления. Одним из наиболее распространенных преступлений, расположенных в главе 30 УК РФ, является превышение должностных полномочий.
Актуальность исследования данного преступления обусловлена рядом обстоятельств:
- во-первых, общественной опасностью данных преступлений, которая выражается в подрыве авторитета органов государственной власти и местного самоуправления, а также в причинении существенного вреда;
- во-вторых, высокой латентностью, а также трудностями, возникающими в следственной и судебной практике при применении нормы об ответственности за превышение должностных полномочий;
- в-третьих, возникающими проблемами при доказывании виновности лиц по должностным преступлениям.
Социальная значимость, дискуссионность и недостаточная разработанность изучаемой проблемы, пробелы законодательства, создающие определенные трудности в правоприменительной деятельности обуславливают актуальность темы исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения по поводу установления и реализации уголовной ответственности за превышение должностных полномочий.
Предметом исследования выступают нормы уголовного законодательства, материалы правоприменительной практики, научная и учебная литература, относящаяся к анализируемой проблеме.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное уголовно-правовое исследование превышения должностных полномочий.
Для достижения указанной цели был поставлен ряд взаимосвязанных задач:
- рассмотреть объект и объективную сторону превышения должностных полномочий;
- раскрыть субъект и субъективную сторону превышения должностных полномочий;
- проанализировать особо квалифицирующие признаки состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ;
- соотнести рассматриваемый состав с другими нормами.
Теоретической базой исследования послужили труды таких ученых, как: Е.В. Благова, А.В. Бриллиантова, Б.В. Волженкина, А.В. Галаховой, Н.А. Егоровой, П.С. Яни и др.
Структура работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Рассмотрев такой состав преступления как превышение должностных полномочий, предусмотренный ст. 286 УК РФ, мы можем сделать следующие выводы.
В качестве непосредственного объекта преступления, уголовная ответственность за совершение которого установлена в ст. 286 УК РФ, выступают общественные отношения, направленные на обеспечение основанной на законах и иных нормативных правовых актах нормальной деятельности в государственных властных отношениях определенного звена публичного аппарата управления в лице органов государственной власти, муниципальных органов, муниципальных и государственных учреждений, государственных компаний и корпораций, муниципальных и государственных унитарных предприятий, акционерных обществ, где контрольный пакет акций находится у РФ, субъектов РФ или муниципального образования, аппарата управления в Вооруженных Силах, иных войсках и воинских формированиях РФ, а также авторитет указанных органов и учреждений.
Законные права и интересы юридических и физических лиц, а также законные интересы государства и общества выступают в роли обязательного дополнительного объекта рассматриваемого преступного деяния. Собственность, здоровье и жизнь человека являются дополнительными объектами квалифицированных составов превышения должностных полномочий.
Обязательными элементами объективной стороны преступного деяния, уголовная ответственность за совершение которого предусмотрена в ст. 286 УК РФ, являются следующие: деяние, которое определено как совершение должностным лицом действий, которые выходят явно за пределы предоставленных ему полномочий; общественно опасные последствия, которые определены как существенное нарушение прав и законных интересов юридических или физических лиц, либо интересов государства и общества, охраняемых законом; наличие причинной следственной связи между совершенным должностным лицом деянием и наступившими общественно опасными последствиями.
Существует позиция, заключающаяся в признании выполнения состава превышения полномочий путем неоднократного совершения преступных действий. По нашему мнению, данная позиция ведет к безосновательному сужению уголовной ответственности. Предлагаем изменить множественное число актов поведения на: «совершения действия, явно выходящего за пределы полномочий».
Существенность нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц, охраняемых интересов общества и государства служит тем признаком, который отграничивает преступное поведение должностных лиц от непреступного, представляющего собой дисциплинарный проступок.
Из этого следует, что во избежание как избыточного применения мер уголовной ответственности, так и мер дисциплинарного воздействия в тех случаях, когда содеянное фактически содержит признаки преступления, необходимо детализировать категорию «существенное нарушение», внеся следующие дополнения в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года № 19:
- абзац второй пункта 18 после слов «Конституцией Российской Федерации» дополнить словами «федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами»;
- абзац третий пункта 18 изложить в следующей редакции: «Под существенным нарушением законных интересов граждан и организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или их превышения следует понимать создание такой ситуации, в которой потребности, не противоречащие нормам права и общественной нравственности, не мотут быть удовлетворены физическими или юридическими лицами по своему усмотрению (например, создание должностным лицом препятствий для ведения пpeдпpинимaтeлгcкoй деятельности, необоснованное оказание предпочтения или предоставление не предусмотренного законом преимущества участникам коммерческой и иной деятельности)»;
- пункт 18 дополнит абзацем четвертым следующего содержания: «Под существенным нарушением охраняемых интересов общества или государства следует понимать создание условий для игнорирования конституционного принципа юридического равенства, распространения произвола и дискредитации виновным авторитета органа государственной власти и занимаемой должности, утраты общественного доверия к деятельности органов государственной власти».
Предлагаемые дополнения позволят расширить представление о существенности нарушения прав и законных интересов различных субъектов и тем самым сформировать единую практику применения положений статьи 286 УК РФ.
Состав преступления является материальным, преступление считается оконченным с момента наступления общественно-опасных последствий.
Субъективная сторона превышения должностных полномочий характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла. Исходя из диспозиции ст. 286 УК РФ, для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет. Мы считаем, что указание в диспозиции статьи на явный выход действий должностного лица за пределы его полномочий относится к субъективной стороне преступления. Нам представляется, что, исходя из принципа субъективного вменения, признак явности выхода деяния лица за пределы его должностных полномочий должен быть полностью отнесен к субъективной стороне преступления.
Субъект превышения должностных полномочий является специальным, в качестве субъекта может выступать только должностное лицо (ч. 1 ст. 286 УК РФ). Понятие должностного лица дано в примечании к ст.285 УК РФ.
Субъект преступления, предусмотренного частью 2 ст. 286 УК РФ также является специальным - это лицом, которое занимает государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно является главой органа местного самоуправления.
В судебной практике и в юридической литературе спорным является вопрос о том, охватываются ли п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ такие последствия, как тяжкий вред здоровью потерпевшего. Верховным Судом РФ было указано, что «по смыслу закона, причинение любого вреда здоровью потерпевшего, в том числе и тяжкого в результате примененного насилия при превышении должностных полномочий полностью охватывается п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ».
Учитывая неоднозначность применения судебной практики по данному вопросу, считаем необходимым разрешить его однозначно на уровне разъяснений Пленума Верховного суда РФ.
Рассматривая вопрос соотношения превышения должностных полномочий с иными составами преступлений, особо следует подчеркнуть основания для разграничения его со смежным составом злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). Основное отличие данных составов состоит в характере деяния: при злоупотреблении должностными полномочиями оно совершается в пределах должностных полномочий, а при превышении должностных полномочий субъект явно выходит за эти пределы. При этом с субъективной стороны должностное злоупотребление непременно характеризуется мотивом корыстной или иной личной заинтересованности, тогда как в превышении должностных полномочий мотив и цель не влияют на квалификацию.
В качестве непосредственного объекта преступления, уголовная ответственность за совершение которого установлена в ст. 286 УК РФ, выступают общественные отношения, направленные на обеспечение основанной на законах и иных нормативных правовых актах нормальной деятельности в государственных властных отношениях определенного звена публичного аппарата управления в лице органов государственной власти, муниципальных органов, муниципальных и государственных учреждений, государственных компаний и корпораций, муниципальных и государственных унитарных предприятий, акционерных обществ, где контрольный пакет акций находится у РФ, субъектов РФ или муниципального образования, аппарата управления в Вооруженных Силах, иных войсках и воинских формированиях РФ, а также авторитет указанных органов и учреждений.
Законные права и интересы юридических и физических лиц, а также законные интересы государства и общества выступают в роли обязательного дополнительного объекта рассматриваемого преступного деяния. Собственность, здоровье и жизнь человека являются дополнительными объектами квалифицированных составов превышения должностных полномочий.
Обязательными элементами объективной стороны преступного деяния, уголовная ответственность за совершение которого предусмотрена в ст. 286 УК РФ, являются следующие: деяние, которое определено как совершение должностным лицом действий, которые выходят явно за пределы предоставленных ему полномочий; общественно опасные последствия, которые определены как существенное нарушение прав и законных интересов юридических или физических лиц, либо интересов государства и общества, охраняемых законом; наличие причинной следственной связи между совершенным должностным лицом деянием и наступившими общественно опасными последствиями.
Существует позиция, заключающаяся в признании выполнения состава превышения полномочий путем неоднократного совершения преступных действий. По нашему мнению, данная позиция ведет к безосновательному сужению уголовной ответственности. Предлагаем изменить множественное число актов поведения на: «совершения действия, явно выходящего за пределы полномочий».
Существенность нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц, охраняемых интересов общества и государства служит тем признаком, который отграничивает преступное поведение должностных лиц от непреступного, представляющего собой дисциплинарный проступок.
Из этого следует, что во избежание как избыточного применения мер уголовной ответственности, так и мер дисциплинарного воздействия в тех случаях, когда содеянное фактически содержит признаки преступления, необходимо детализировать категорию «существенное нарушение», внеся следующие дополнения в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года № 19:
- абзац второй пункта 18 после слов «Конституцией Российской Федерации» дополнить словами «федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами»;
- абзац третий пункта 18 изложить в следующей редакции: «Под существенным нарушением законных интересов граждан и организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или их превышения следует понимать создание такой ситуации, в которой потребности, не противоречащие нормам права и общественной нравственности, не мотут быть удовлетворены физическими или юридическими лицами по своему усмотрению (например, создание должностным лицом препятствий для ведения пpeдпpинимaтeлгcкoй деятельности, необоснованное оказание предпочтения или предоставление не предусмотренного законом преимущества участникам коммерческой и иной деятельности)»;
- пункт 18 дополнит абзацем четвертым следующего содержания: «Под существенным нарушением охраняемых интересов общества или государства следует понимать создание условий для игнорирования конституционного принципа юридического равенства, распространения произвола и дискредитации виновным авторитета органа государственной власти и занимаемой должности, утраты общественного доверия к деятельности органов государственной власти».
Предлагаемые дополнения позволят расширить представление о существенности нарушения прав и законных интересов различных субъектов и тем самым сформировать единую практику применения положений статьи 286 УК РФ.
Состав преступления является материальным, преступление считается оконченным с момента наступления общественно-опасных последствий.
Субъективная сторона превышения должностных полномочий характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла. Исходя из диспозиции ст. 286 УК РФ, для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет. Мы считаем, что указание в диспозиции статьи на явный выход действий должностного лица за пределы его полномочий относится к субъективной стороне преступления. Нам представляется, что, исходя из принципа субъективного вменения, признак явности выхода деяния лица за пределы его должностных полномочий должен быть полностью отнесен к субъективной стороне преступления.
Субъект превышения должностных полномочий является специальным, в качестве субъекта может выступать только должностное лицо (ч. 1 ст. 286 УК РФ). Понятие должностного лица дано в примечании к ст.285 УК РФ.
Субъект преступления, предусмотренного частью 2 ст. 286 УК РФ также является специальным - это лицом, которое занимает государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно является главой органа местного самоуправления.
В судебной практике и в юридической литературе спорным является вопрос о том, охватываются ли п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ такие последствия, как тяжкий вред здоровью потерпевшего. Верховным Судом РФ было указано, что «по смыслу закона, причинение любого вреда здоровью потерпевшего, в том числе и тяжкого в результате примененного насилия при превышении должностных полномочий полностью охватывается п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ».
Учитывая неоднозначность применения судебной практики по данному вопросу, считаем необходимым разрешить его однозначно на уровне разъяснений Пленума Верховного суда РФ.
Рассматривая вопрос соотношения превышения должностных полномочий с иными составами преступлений, особо следует подчеркнуть основания для разграничения его со смежным составом злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). Основное отличие данных составов состоит в характере деяния: при злоупотреблении должностными полномочиями оно совершается в пределах должностных полномочий, а при превышении должностных полномочий субъект явно выходит за эти пределы. При этом с субъективной стороны должностное злоупотребление непременно характеризуется мотивом корыстной или иной личной заинтересованности, тогда как в превышении должностных полномочий мотив и цель не влияют на квалификацию.
Подобные работы
- УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 302 УК РФ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Уголовно-правовой анализ преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2021 - ПРЕВЫШЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ (СТ. 286 УК РФ)
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - УГОЛОВНАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОЕ СТ. 208 УК РФ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Ответственность за превышение должностных полномочий по Уголовному
кодексу Российской Федерации
Бакалаврская работа, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОЕ СТ. 156 УК РФ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - Уголовно - правовая характеристика преступлений предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями»
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Уголовно-правовая характеристика бандитизма (ст. 209 УК РФ)
Бакалаврская работа, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Уголовно-правовая характеристика халатности (ст. 293 УК РФ) (Сибирский Федеральный Университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023



