ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ В СФЕРЕ
ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 8
1.1 Понятие и сущность земельных отношений как объекта
налогообложения 8
1.2 Правовое регулирование и виды налогов в сфере земельных
отношений 17
1.3 Налоговые льготы в сфере земельных отношений 31
2 ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ 38
2.1 Проблемы исчисления земельного налога приобретателем
неиспользуемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения 38
2.2 Проблемы взимания земельного налога в Российской
Федерации 50
2.3 Пути совершенствования законодательства, регламентирующего
налогообложение в сфере земельных отношений 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
Актуальность исследования правовых основ налогообложения в сфере земельных отношений проявляется в том, что Конституция Российской Федерации установила, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В российской налоговой системе определенную роль играет земельный налог, который, в соответствии с гл. 31 Налогового Кодекса Российской Федерации отнесен к местным налогам. В свою очередь, статьей 65 Земельного Кодекса Российской Федерации данный налог рассматривается в качестве одной из двух, наряду с арендной платой, форм платы за использование земли, вплоть до введения налога на недвижимость.
В последнее время все чаще высказываются критические суждения относительно той роли и места, которые занимает земельный налог в налоговой системе. По критерию соотношения затрат на администрирование земельного налога и его поступлений в доходную часть бюджетов местного уровня ряд авторов вообще предлагают отменить взимание данного налога.
Другие подвергают критике всю систему имущественного налогообложения. В этом ряду рассматриваются также сложные вопросы соотношения кадастровой оценки недвижимости и профессиональной оценки стоимостных параметров недвижимости,.
Перечисленные выше проблемы давно и основательно исследуются в зарубежных странах. Земельный налог, как показывает мировой опыт, обладает мощным потенциалом в плане использования его для обустройства страны, усиления эффективности градостроительной политики, для развития и укрепления местных бюджетов, земельных отношений.
Указанные факторы свидетельствуют об актуальности проблем и определили выбор темы исследования.
Институт налогового права в целом, а также проблемы налогооблажения в сфере земельных отношений в частности, стали объектом исследования многих отечественных ученых, среди которых необходимо выделить: А.А. Лихолетова, Е.В. Медведева, Н.Н. Надежина, А.А. Павлова, Н.В. Панову, М.Н. Попова, Д.В. Прохоренко, А.Ф. Пьянкова, И.М. Середу, А.А. Соловьева, С.В. Суханова, Т.Д. Устинову, Е.В. Хромова, С.А. Чернякова, Ю.В. Чукичева, М.Д. Шапсугову, С.А. Щеглову и других отечественных деятелей юриспруденции...
Проведенное исследование правовых основ налогообложения в сфере земельных отношений позволило сделать следующие теоретические выводы.
На основании статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм такой плата является земельный Земельный налог является местным прямы! (поимущественным) налогом. Он урегулирован гл. 31 НК РФ, которая действует с 1 января 2005 г. Ранее земельный налог уплачивался на основании Закон! РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» (в настоящее время утратил силу в
соответствующей части), а в предшествующем периоде - в силу в т.ч. разд. IV Указа Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. № 3819-X «О местных налогах и сборах» (утратил силу).
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога (п. 2 ст. 387 НК РФ).
Кроме того, местные органы власти (органы власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в том числе вправе: установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 НК РФ), а также вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 393 НК РФ); предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 9 ст. 396 НК РФ); установите местные налоговые льготы, основания и порядок их применения включая установление размер! не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).
Иные элементы данного налога (в том числе объект, база, период) регулируются НК РФ и не могут изменяться на местном (региональном) уровне (п. 4 ст. 12 НК РФ). Если же уполномоченные органы власти не проявляют нормотворческой активности и не регламентируют земельный налог на подведомственной территории, то налог тем не менее считается установленным и подлежит уплате по федеральным ставкам (п. 3 ст. 394 НК РФ) в сроки, следующие из НК РФ (п. 1 ст. 397 НК РФ).
Налогоплательщиками земельного налога согласно п. 1 ст. 388 НК РФ в общем случае признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, па праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объект налогообложения в силу п. 1 ст. 389 НК РФ - земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
При рассмотрении объекта налогообложения как юридического факта объект налогообложения земельным налогом - факт владения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения земельными участками (правовое состояние).
Налоговый кодекс РФ в п. 2 ст. 389 предусматривает вида земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения (в том числе земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Исчисляется земельный налог:
- организациями - самостоятельно (п. 1 ст. 52, п. 2 ст. 396 НК РФ);
- налоговыми органами - для физических лиц, с заблаговременным направлением налогового уведомления плательщику (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 396 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий кварта! календарного года (ст. 393 НК РФ)...
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 21.05.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1.
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 18.03.2020) //Собрание законодательства РФ. -2001. -№44. - Ст. 4147.
6. Решение Пензенской городской Думы от 25.11.2005 № 238-16/4 (ред. от 29.11.2019) «О введении земельного налога на территории города Пензы» // Издательский дом «Пензенская правда». - 2005. - № 94.
Научна! и учебна! литература
7. Авакьян, С.А. Конституция России: природа, эволюция,
современность / С.А. Авакьян. 2-е изд. - М.: РЮИД, 2000. - 528 с.
8. Алебастрова, И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие / И.А. Алебастрова. - М.: Юрайт-М, 2001. - 638 с.
9. Дудко, И.Г. Влияние европейского права на конституционное право государств Центральной и Восточной Европы: Монография / И.Г. Дудко И.А. Гагаева. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 278 с.
10. Игитян, М.Ю. Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / М.Ю. Игитян, С.Г. Камолов, А.В. Павлюк; Ответственный редактор С.Г. Камолов. - Москва: Издательство Фонда поддержки международных программ. 2017. - 520 с.
11. Калашников, С.В. Применение общепризнанных принципов и норм в сфере защиты прав человека в России: вопросы теории и практики / С.В. Калашников. - М.: ДМК Пресс, 2010. - 162 с.
12. Камолов, С.Г. Информационные технологии для государственных служащих: Учебное пособие / С.Г. Камолов, П.В. Артемова. - Москва, 2017. - 215 с.
13. Ковлер, А.И. Европейская конвенция в международной системе защиты прав человека: монография. / А.И. Ковлер. - М.: ИНФРА-М 2019. - 304 с.
14. Конституция Европейского союза. Договор, устанавливающий Конституцию для Европы: с комментарием / С.Ю. Кашкин. - М.: ИНФРА-М 2005. - 619 с.
15. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков,
B. Д. Бордунов. - М.: Статут 2015. - 848 с...51