Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических исследований феномена психологической культуры и личностной идентичности 13
1.1. Опыт исследования понятия «психологическая культура»
в психологической науке 13
1.2. Анализ структуры феномена психологической культуры личности22
1.3. Проблема изучения личностной идентичности в психологии 28
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Эмпирическое исследование связи уровня развития психологической культуры с показателями степени сформированности личностной идентичности, уровня развития эмоционального интеллекта
и рефлексии студентов 41
2.1. Описание процедуры и методов исследования 41
2.2. Анализ результатов диагностики личности студентов 48
2.3. Изучение связи уровня развития психологической культуры с показателями сформированности личностной идентичности, уровня
развития эмоционального интеллекта и рефлексии студентов 66
Выводы 70
Заключение 73
Список используемых источников 77
Приложения 83
Психология сегодня занимает весьма заметное место в общекультурном пространстве современного общества. Как и другие сферы человеческой деятельности, она является компонентом общей культуры. Способность к использованию психологических знаний определяется не только уровнем профессиональной подготовки отдельных специалистов, но и психологической культурой личности каждого человека, которая является существенной частью его общей культуры и определяет направленность и характер его мировоззрения, играет важную роль в процессе самореализации, установлении контактов с окружающей действительностью, интеграции в современном обществе.
Психологическая культура выступает важным показателем личностного и профессионального развития специалистов различных областей, в первую очередь, тех, которые предполагают взаимодействие типа «человек-человек» - психология, педагогика, медицина и др. [15, 16, 27, 34]. Безусловно, психологическая культура для каждого человека является важной личностной характеристикой. Способствуя достижению внутренней гармонизации личности, пониманию и принятию себя, данный феномен выступает своеобразным «катализатором» при построении конструктивного взаимодействия личности с окружающим миром. Таким образом, психологическая культура выступает базисной характеристикой успешно функционирующего и самореализующегося человека. Исследователи говорят о том, что основы для развития психологической культуры необходимо закладывать в младшем школьном возрасте, а выпускник вуза уже должен обладать развитой психологической культурой [24, 46]. Помимо всего
прочего, именно психологическая культура обеспечивает поддержание нашего психического и психологического здоровья [17].
В психологической науке существует множество подходов к пониманию сущности психологической культуры. Каждый исследователь выделяет свои особенности, компоненты и показатели внешнего проявления данного феномена. Чаще всего психологическая культура представляется как набор неких психологических знаний (основная база которых не определена) и навыков, выработанных действий которые позволяют индивиду оптимальным образом взаимодействовать с окружающей действительностью. Также некоторые из учёных, среди которых О.И. Мотков, Л.С. Колмогорова, В.В. Семикин, выделяют глубинные характеристики рассматриваемого понятия, однако, конкретных критериев, присущих именно психологической культуре, которые определяли бы уровень её развития, на сегодняшний день, нет. В целом, не разработаны уровни, параметры и критерии оценки, позволяющие характеризовать психологическую культуру и возможности еёформирования.
В связи с этим возникает вопрос диагностирования психологической культуры. На данный момент существует лишь одна методика, направленная на изучение именно этого феномена - «Психологическая культура личности» О.И. Моткова. Важно отметить, что эта методика основана на собственном оценивании респондентами своих психологических стремлений. Таким образом, диагностируется, скорее, желание соответствовать своим представлениям о тех характеристиках, которыми должен обладать «психологически культурный» человеке, а не реальный уровень развития тех или этих качеств...
В данной работе мы познакомились с совсем ещё «молодым» феноменом психологии - психологической культурой личности. В широком смысле психологическая культура характеризует гармоничность построения основных процессов поведения и управления ими. Она позволяет личности оптимально функционировать в системе общественных отношений, а также способствует её самореализации.
Психологическая культура выступает важным показателем личностного и профессионального развития индивида, выступая базисной характеристикой успешно функционирующего и самореализующегося человека. Именно психологическая культура обеспечивает поддержание психического и психологического здоровья.
На сегодняшний день можно выделить ряд проблем, касающихся изучения феномена психологической культуры. Во-первых, не разработаны параметры и критерии оценки, позволяющие характеризовать психологическую культуру и возможности её формирования. В связи с этим возникает вопрос диагностирования. На данный момент существует лишь одна методика, направленная на изучение именно этого феномена - «Психологическая культура личности» О.И. Моткова, которая, на наш взгляд, имеет свои недостатки. И, наконец, это проблема психологической грамотности современного общества. Мы считаем, что недостаточная психологическая грамотность выступает первым и основным барьером на пути к развитию психологической культуры личности.
В психологической науке существует множество подходов к пониманию сущности психологической культуры. Она рассматривается как часть общей культуры личности, как совокупность психических процессов, набор неких личностных качеств, умений и навыков. Многообразие существующих концепций подтверждает тот факт, что психологическая культура играет всё большую роль в жизни человека, затрагивая все сферы его жизни - личностную, межличностную, профессиональную и др. Без элементарных психологических знаний и умений практически невозможно интегрироваться в современное общество. Взаимоотношения людей давно перешли на новый уровень, и самореализующейся личности необходимо овладеть новыми навыками общения и саморешуляции.
Проблемой изучения психологической культуры занимались такие отечественные исследователи, как: К.М. Романов, Л.С. Колмогорова,
О.И. Мотков, В.В. Семикин.
В проведённом исследовании мы опирались на концепции Л.С. Колмогорой и О.И. Моткова. Л.С. Колмогорова одна из первых применила системный подход в исследовании психологической культуры как самостоятельного феномена. Согласно их взглядам, психологическая культура позволяет человеку в большей степени осознавать свои возможности и желания, а также оптимальным образом организовывать свою деятельность, регулировать взаимоотношения с окружающими, контролировать своё поведение при меняющихся условиях социума и собственных потребностях.
Осуществив анализ теоретических и эмпирических исследований по проблеме изучения психологической культуры личности, мы попытались представить своё видение данного феномена. В качестве основных компонентов психологической культуры нами были выделены: психологическая грамотность, эмоциональный и социальный интеллект, духовно-нравственные установки и ценности, а также развитая рефлексия. Высокий уровень развития этих компонентов, на наш взгляд, способствует достижению таких аспектов жизнедеятельности, как: освоение и осознание основных понятий психологической науки, стремление к самопознанию, самоопределению и самосовершенствованию, открытое самовыражение, умение выстраивать конструктивные диалоги с окружающим миром...
1. Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.Изд. Михайлова В.А., 2001. - 89 с.
2. Агапов В. С. Фундаментальные идеи С. Л. Рубинштейна в современных исследованиях самосознания и Я-концепции субъекта. [электронный ресурс] // http://rubinstein-society.ru/engine/documents/ document414.pdf
3. Асланова Д.Т. Личностная и этническая идентичность как предмет исследования // Наука. Инновации. Технологии. 2007. № 6. С. 92-97.
4. Андронова Н. В. Формирование психологической культуры студентов-психологов // Психологическая культура человека: Теория и практика. Материалы научной конференции, 27-28 февраля 2012 г., Саранск / Отв. ред. Романов. К, М. - Саранск, 2012. - С. 195-198
5. Бодалев А. А., Столин В. А. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2000. - 440 с.
6. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2010. - 400 с.
7. Белик А.А. Теория «Я» Дж. Г. Мида и психологическая антропология // Социальная психология и общество, 2011. № 1. С. 31-43
8. Винограденко Г.Г. Понятие идентичности: интерпретационный анализ // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 18 (272) Философия. Социология. Культурология. Вып. 25. С. 104-107.
9. Волков Б. С. Психология юности и молодости. - М.:
Академический Проект, 2006. - 256 с.
10. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры: избранные психологические труды. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 512 с.
11. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т.3. Проблемы разв. психики / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
12. Габдреев Р. В. Система психологической культуры: подходы и уровни // Психологическая культура человека: Теория и практика. Материалы научной конференции, 27-28 февраля 2012 г., Саранск / Отв. ред. Романов. К, М. - Саранск, 2012. - С. 16-19
13. Гиппенрейтер Ю. Б., Пузырей А. А. Психология личности. Тексты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 288 с.
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. 320 с.
15. Голоюс Е. А., Медведева И.А., Памфилова С.А., Евграфова Ю.А.
Развитие психологической культуры студентов психолого-педагогического образования в условиях высшего образования // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: сб. научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ульяновск, 2014. -
С. 350-353...61