АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ШКОЛЕ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка в детстве 6
1.2. Понятие «адаптация» и ее основные характеристики 17
1.3. Школа как институт социализации младшего школьника 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 37
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К ОБУЧЕНИЮ 39
2.1. Организация исследования и описание методик 39
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждения 45
2.3. Программа адаптации младшего школьника 59
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ШКОЛЕ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка в детстве 6
1.2. Понятие «адаптация» и ее основные характеристики 17
1.3. Школа как институт социализации младшего школьника 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 37
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К ОБУЧЕНИЮ 39
2.1. Организация исследования и описание методик 39
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждения 45
2.3. Программа адаптации младшего школьника 59
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Актуальность исследования. Поступление в школу является одним из важнейших переломных моментов в жизни ребенка и его семьи - новая социальная ситуация развития, условия и требования которой, еще не известны младшему школьнику. Поступление в школу и период адаптации - событие, которое оставляет впечатление на всю жизнь, именно в младшей школе кто-то из детей полюбит ее на долгие годы, а кто-то будет вспоминать с содроганием. Так, школа для младшего школьника становится во всех смыслах новой средой, в которой и сам ребенок уже с первых дней чувствует себя иначе, чем дома, в привычной для него обстановке.
Прежде всего, именно категории «привычное» и «понятное» отсутствуют для младшего школьника в новой для него школьной среде. В связи с этим речь идет об адаптации к школе, которая занимает фактически весь период первого класса. Ребенок привыкает к новому отношению, к детскому коллективу, к новой для себя социальной роли - обучающийся, к обязанностям, к взрослому. Адаптация ребенка в школе, отражается и на взаимоотношениях в его семье: у родителей появляются новые обязанности (водить ребенка в школу, помогать учиться, объяснять и пояснять, выстраивать отношения с классным руководителем, учителем начальных классов). И для ребенка, и для его семьи поступление в школу - это новый этап развития семейных отношений. Здесь, важным становится сохранение и укрепление социализирующего потенциала семьи и школе посредством сотрудничества данных социальных институтов.
Школа как новая среда играет важнейшую роль в формировании личности и нравственном развитии человека, следовательно, во многом влияет и на то, какие цели, ориентиры поставит перед собой будущее поколение. Современные исследователи в области педагогики и психологии, педагоги-практики говорят о школе как об образовательной и воспитательной среде.
Так, непосредственное участие младшего школьника в адаптационном процессе делает младшего школьника субъектом, а не объектом адаптации в новой для него школьной среде. Рассмотрение данного вопроса представляет интерес и является актуальным на современном этапе развития российского образования: формирование универсальных учебных действий, достижение личностных и образовательных результатов (ФГОС НОО Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373).
Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, их сторонников и последователей (Л.И. Айдаровой, А.К. Дусавицкого, А.К. Марковой, Ю.А. Полуянова, В.В. Репкина, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман и др.)
Цель работы: выявить степень адаптации младшего школьника к школьной среде и разработать программу помощи первокласснику в адаптации к школьной среде...
Прежде всего, именно категории «привычное» и «понятное» отсутствуют для младшего школьника в новой для него школьной среде. В связи с этим речь идет об адаптации к школе, которая занимает фактически весь период первого класса. Ребенок привыкает к новому отношению, к детскому коллективу, к новой для себя социальной роли - обучающийся, к обязанностям, к взрослому. Адаптация ребенка в школе, отражается и на взаимоотношениях в его семье: у родителей появляются новые обязанности (водить ребенка в школу, помогать учиться, объяснять и пояснять, выстраивать отношения с классным руководителем, учителем начальных классов). И для ребенка, и для его семьи поступление в школу - это новый этап развития семейных отношений. Здесь, важным становится сохранение и укрепление социализирующего потенциала семьи и школе посредством сотрудничества данных социальных институтов.
Школа как новая среда играет важнейшую роль в формировании личности и нравственном развитии человека, следовательно, во многом влияет и на то, какие цели, ориентиры поставит перед собой будущее поколение. Современные исследователи в области педагогики и психологии, педагоги-практики говорят о школе как об образовательной и воспитательной среде.
Так, непосредственное участие младшего школьника в адаптационном процессе делает младшего школьника субъектом, а не объектом адаптации в новой для него школьной среде. Рассмотрение данного вопроса представляет интерес и является актуальным на современном этапе развития российского образования: формирование универсальных учебных действий, достижение личностных и образовательных результатов (ФГОС НОО Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373).
Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, их сторонников и последователей (Л.И. Айдаровой, А.К. Дусавицкого, А.К. Марковой, Ю.А. Полуянова, В.В. Репкина, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман и др.)
Цель работы: выявить степень адаптации младшего школьника к школьной среде и разработать программу помощи первокласснику в адаптации к школьной среде...
1. Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводам, что у ребенка перед поступлением в школу происходят основные изменения в физическом психическом и социальном развитии. Младший школьный возраст характеризуется желанием учиться и развиваться как личность, что в последствии проявится определенными качествами личности. Формирующийся характер младшего школьного возраста будет зависеть от множества факторов к таким можно отнести как интересы ребенка, социальное окружение, обстановка в семье, физиологические особенности. Предпочтения предметов, на которые будет опираться ребенок при выборе своих дальнейших путей развития как личность.
2. Проанализировав понятие адаптация, мы пришли к пониманию, что этот термин в науке трактуется по-разному. Так, классическая физиология и биология под адаптацией понимают общебиологический параметр приспособления, характеризующийся признаками торможения и последующей резистентности живой системы к видоизменившимся условиям среды. Школьная адаптация - процесс приспособления организма школьников к новым условиям окружающей среды, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением. Выделяют три вида адаптации - физиологическая, психологическая, социальная. Также можно обозначить четыре уровня адаптации - полная, неполная, затрудненная, дезадаптация. Каждый уровень и вид имеют свои характеристики.
3. Образовательная среда школы может быть охарактеризована как результат взаимоинтеграции культурной, семейной, воспитательной сред, которые специально организованы в образовательном учреждении с помощью педагогических условий. Образовательную среду представляют, как развивающуюся целостную структуру, в которой в единстве выступает субъектный и содержательный элемент, развивающиеся за счёт внутренних потенциалов и за счёт расширения внешних связей. образовательная среда школы и функционирование ее воспитательного пространства есть условие социализации младших школьников. Здесь инструментом социализации являются ценности, на которых строится воспитательная система, школьные нормы и правила.
4. Эксперимент проводился на базе МАОУ СШ №148 г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 24 человека (8 мальчиков и 16 девочек), учащиеся 1 «А» класса в возрасте 7 - 8 лет...
2. Проанализировав понятие адаптация, мы пришли к пониманию, что этот термин в науке трактуется по-разному. Так, классическая физиология и биология под адаптацией понимают общебиологический параметр приспособления, характеризующийся признаками торможения и последующей резистентности живой системы к видоизменившимся условиям среды. Школьная адаптация - процесс приспособления организма школьников к новым условиям окружающей среды, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением. Выделяют три вида адаптации - физиологическая, психологическая, социальная. Также можно обозначить четыре уровня адаптации - полная, неполная, затрудненная, дезадаптация. Каждый уровень и вид имеют свои характеристики.
3. Образовательная среда школы может быть охарактеризована как результат взаимоинтеграции культурной, семейной, воспитательной сред, которые специально организованы в образовательном учреждении с помощью педагогических условий. Образовательную среду представляют, как развивающуюся целостную структуру, в которой в единстве выступает субъектный и содержательный элемент, развивающиеся за счёт внутренних потенциалов и за счёт расширения внешних связей. образовательная среда школы и функционирование ее воспитательного пространства есть условие социализации младших школьников. Здесь инструментом социализации являются ценности, на которых строится воспитательная система, школьные нормы и правила.
4. Эксперимент проводился на базе МАОУ СШ №148 г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 24 человека (8 мальчиков и 16 девочек), учащиеся 1 «А» класса в возрасте 7 - 8 лет...
Подобные работы
- Адаптация младших школьников к школьному обучению в условиях
полярной ночи.
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Особенности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному процессу
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Особенности социально-психологической адаптации младших школьников (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Организация социокультурной адаптации младших школьников- мигрантов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Особенности социально-психологической адаптации младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2025 - ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ИГР
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023



