Введение 3
Глава I . Теоретические основы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие воображения . Воображение в дошкольном возрасте 6
1.2. Ручной труд как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 20
1.3. Ручной труд в нетрадиционных техниках работы с бумагой 25
Глава II. Эмпирическое исследование по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
2.1. Организация и характеристика методов исследования 33
2.2. Анализ полученных результатов эмпирического исследования 34
2.3. Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у
детей старшего дошкольного возраста 50
Заключение 53
Список литературы 55
Актуальность. Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с принятием ФГОС. Одно из изменений касается расширения спектра детских видов деятельности, направленные на развитие у детей художественно-творческих способностей.
В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.
В дошкольном возрасте берет свое начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое. Творческие способности у детей проявляются в играх, продуктивных видах деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования), а также элементов трудовой и учебной деятельности, которыми ребенок успешно овладевает. Развитие творческих способностей у ребенка по новым стандартам должно происходить через формирование неординарного мышления и воображения, интереса и желания творить. Фундаментальным новообразованием дошкольного детства является творческое (продуктивное) воображение.
Проблемой развития творческого воображения детей дошкольного возраста занимались отечественные психологи и педагоги: В. В. Давыдов, Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин, Л. Ю. Субботина и другие. Они доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Дети в дошкольном возрасте делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, поделки.
Объект исследования - воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - ручной труд как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявление роли ручного труда в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- рассмотреть воображение как психический процесс развития личности, раскрыть виды воображения;
- провести занятия по ручному труду в нетрадиционных техниках работы с бумагой, направленные на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;
- провести и проанализировать эмпирическое исследование по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - планомерно организованные занятия по ручному труду в нетрадиционных техниках работы с бумагой могут способствовать эффективному развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ научной литературы;
Эмпирические: наблюдение (включенное наблюдение на занятиях по ручному труду с использованием нетрадиционных техник работы с бумагой); тестирование: рисуночные упражнения - тесты «Дорисуй» И. В. Груздовой, тест «На что это похоже?» Н. И. Павловой и Л. Г. Руденко для старших дошкольников.
Методологическую основу исследования составили научные работы Т. Рибо, основные взгляды и идеи по развитию воображения детей дошкольного возраста, изложенные в трудах отечественных ученых, таких как В. А. Сухомлинский, В. С. Мухина, Г. С. Абрамова, С. Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. Ю. Субботина, Г. А. Урунтаева и др.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад № 38» города Кызыла.
Выборка исследования: 20 старших дошкольников подготовительной группы №3 (6-7 лет), из них 10 детей - экспериментальная группа, 10 детей - контрольная группа, 10 мальчиков и 10 девочек. Продолжительность исследования - 6 месяцев (ноябрь - апрель 2014 - 2015 учебного года).
Практическая значимость исследования. Данный материал может применяться воспитателями дошкольных учреждений, студентами, интересующихся проблемой развития воображения детей.
Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обозначены актуальность, предмет, объект, цель, гипотеза и задачи исследования.
В первой главе была проанализирована научная литература по теме исследования. Во второй главе представлено экспериментальное исследование. В заключении вынесены основные выводы, полученные в ходе исследования.
Воображение - одно из ценнейших психических процессов. Оно развивается в дошкольном возрасте и обеспечивает творческую деятельность человека на всех его этапах. Для детей воображение является фактором получения новых знаний, развития личности. Вместе с тем необходимо учитывать, что без соответствующей тренировки творческое воображение может угаснуть, для него необходима постоянная и активная деятельность. Это может быть ведущая деятельность - игра или специальные занятия. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого. Детство - это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.
На основании результатов констатирующего этапа исследования был подобран комплекс творческих заданий и занятия в кружковой деятельности, направленных на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
По наблюдениям за детьми на занятиях и в режимные моменты выяснилось, что детям нравится демонстрировать результат своего творчества и работать над творческими заданиями, так как в этом случае каждый ребенок проявляет себя в той степени, в которой умеет и хочет. В целом можно сделать вывод, что занятия по ручному труду в нетрадиционной технике работы с бумагой формируют у детей способность нестандартно мыслить, это продуктивный способ развития их творческого воображения. Использование минимума художественных материалов при максимальной выразительности, приобщает к целостному видению формы во
взаимосвязи с содержанием, дает простор развитию творческого воображения детей.
После проведения диагностики на контрольном этапе исследования мы произвели количественную обработку данных. Мы выяснили, что количество детей с высоким уровнем развития творческого воображения увеличилось примерно на 20 % в обеих группах, количество детей со средним уровнем развития творческого воображения увеличилось на 10 %, а детей с низким уровнем воображения практически не стало. Данный показатель является положительной динамикой развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Из всего вышеизложенного следует, что гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования - планомерные организованные занятия по ручному труду в нетрадиционных техниках работы с бумагой могут способствовать эффективному развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста - нашла свое подтверждение. Разработанный нами комплекс занятий по ручному труду с использованием нетрадиционных техник работы с бумагой, грамотно организованный педагогический процесс, тесное взаимодействие с родителями показали хорошие результаты в развитии творческого воображения детей.
В целом, подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что система развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда, является исключительной возможностью развивающих, творческих занятий ручным трудом в педагогической работе с дошкольниками. Она позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество, развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать свою точку зрения на окружающую действительность.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб, пособие для студентов вузов. / Г. С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 701 с.
2. Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. / О.В. Боровик. - М.: ООО ЦГЛ - Рон, 2000. - 112с.
3. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учеб. Пособие для студентов ВУЗ. - М.: Академический проект; Гаудеамус, 2005. - 250 с.
4. Быстрицкая, А. И. Бумажная филигрань. / А. И. Быстрицкая. - М.: Айрис- пресс, 2007. - 128 с.
5. Бродникова, К. А. Изысканные модели оригами. Новые идеи для творчества. / К. А. Бродникова. - М.: Эксмо, 2009. - 80 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 91 с.
7. Гульянц, Э. К. Учите детей мастерить. / Э. К. Гульянц. - М.: Просвещение, 1984. - 276 с.
8. Дьяченко, О. М. Психологические особенности развития дошкольников. / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. - М.: Эксмо, 2009. - 176 с.
9. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учеб, пособие для студентов СУЗ. / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин, сост. - М.: Академия, 1998. - 320 с.
10. Волков, Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Академический проект, 2008. - 668 с.
11. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения. / В. В. Давыдов. - М.: Интор, 2007. - 159 с.
12. Давыдова, Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. / Г. Н. Давыдова. - М.: «Скрипторий 2003», 2007. - 32 с.
13. Дубровина, И. В., Данилова, Е. Е., Прихожан, А. М. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
14. Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. / А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. - М.:Академия, 2004. - 345 с.
15. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб, пособие. / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005. - 320 с.
16. Козлина, А. В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе. / А. В. Козлина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 64 с.
17. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. / Т. С. Комарова. - М.: 2005. - 87 с.
18. Комарова, Т.С. Изодеятельность в детском саду: программа и методические рекомендации. / Т. С. Комарова. - М.: Владос, 2006. - 257 с.
19. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. / Л. В. Куцакова. - М.: Сфера, Творческий центр, 2005. - 95 с.
20. Котова, Е. В. 244 упражнения для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника. / Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова. - Ростов н/ Д: Феникс, 2010. - 138 с.
21. Куражева, Н. Ю. Цветик - Семицветик. Программа психологических занятий для дошкольников. / под ред. Н. Ю. Куражевой. - СПб.: Речь, 2014. - 208 с.
22. Лилов А. Природа художественного творчества. / А. Лилов. - М.: Искусство, 2009. - 479 с.
23. Люблинская, А. А. Детская психология. / А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2001. - 224 с.
24. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2002. - 456 с.
25. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология: учебник. / Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.
26. Немов, Р.С. Психология: Учеб, для студентов высш. пед. учеб, заведений: в 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2005. - 640 с.
27. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. / Л. Ф. Обухова. - М.:Тривола, 2004. - 360 с.
28. Павлова, Н. Н., Руденко, Л. Г. Экспресс - диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. / Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко. 4-е изд. - М.: Генезис, 2015. - 80 с.
29. Пищикова, Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. / Н.Г. Пищикова. - М.: «Скрипторий 2003», 2009. - 48 с.
30. Пищикова, Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике - 3. / Н. Г. Пищикова. - М.: Скрипторий - 2003, 2012. - 48 с.
31. Рибо, Т. Творческое воображение. / Т. Рибо. - М.: Академия, 2001. - 279с.
32. Рябкова, И. А., Дюрлюкова, О. А. Художественно - творческая деятельность. Оригами. Тематические, игровые занятия с детьми 5-7 лет. / И. А. Рябкова, О. А. Дюрлюкова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 95 с.
33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. / С. Л. Рубинштейн. - М.: Владос, 2003. - 391 с.
34. Садилова, Л. А. Поделки из мятой бумаги. / Л. А. Садилова. - М.: Скрипторий - 2003, 2008. - 16 с.
35. Смирнова, Е. О. Детская психология. Учеб, для студ. высш. пед. учеб, заведений. / Е. С. Смирнова. - М.: Владос, 2003. - 368 с.
36. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
37. Широкова, Г. А. Практикум детского психолога. / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. - Изд. 9-е. - Ростов н/ Д: Феникс, 2012. - 314 с.
38. Штейнмец, А. Э. Общая психология: учеб, пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. / А. Э. Штейнмец. - 3-е изд. Испр. - М.: Академия, 2012. - 288 с.
39. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум. / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия , 2006. - 198 с.
40. Урунтаева, Г. А. Детская психология. Учебник для студ. сред. учеб, заведений. / Г. А. Урунтаева. - 7-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
41. Уолтер, Х. Цветы из бумажных лент. Практическое руководство. / Сост. О. М. Климова. - М.: Ниола - Пресс, 2012. - 32 с.
42. Эльконин, Д. Б. Детская психология: Учеб, пособие. / Ред. - сост. Б. Д. Эльконин. - М.: Академия, 2004. - 222 с.
43. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] /Центр информ. Технологий РГБ; ред.Власенко Т. В. - Режим доступа: www. koob. pro/ribo_t_a/.