ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ К. ЧЕРНИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Педагогические принципы К. Черни в фортепианной педагогике 6
1.2. Педагогические условия реализации педагогических принципов К. Черни в условиях дополнительного образования 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ К. ЧЕРНИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 17
2.1. Процедура и методы исследования 17
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Актуальность исследования. Педагогические принципы К. Черни определили новаторский подход к музыкальному искусству, фортепианному исполнительству и фортепианной педагогике в первой половине XIX в., кроме того, кардинальным образом повлияли на дальнейшее развитие всей фортепианной педагоги. Педагогические принципы К. Черни являются революционным открытием для того времени, они по-настоящему открыли новые горизонты для фортепианной педагогики и изменили вектор дальнейшего развития методики музыкально-инструментальной подготовки педагогов-музыкантов.
К. Черни - автор огромного количества инструктивных этюдов для развития беглости исполнителя. Циклы этюдов сгруппированы в так называемые «Школы беглости». Иногда это этюды-упражнения, но в то же время есть и этюды, содержащие богатые красочные художественные образы. Освоение этюдов из сборников «Школы беглости» ор 299 позволяют музыканту правильно сформировать исполнительский аппарат. В этой педагогической идее заключается новаторский подход К. Черни - пианиста, композитора и педагога. Этюды К. Черни направлены на развитие мелкой и крупной техники, позиционной игры, на приёмы подкладывания и перекладывания 1 пальца, игры martellato, репетиций, двойных нот, октав, аккордов и арпеджио, на укрепление мышц рук, 5 пальца, развитие умений и навыков фресковой и жемчужной манеры игры. Задача педагогов заключается в максимальном использовании педагогического наследия, оставленного нам гениальным австрийским композитором, исполнителем и педагогом чешского происхождения, К. Черни. В этом и заключается актуальность настоящего исследования.
Обозначенные аспекты позволили сформулировать проблему исследования: каковы условия реализации педагогических принципов К.
Черни в условиях дополнительного образования. Данная проблема повлияла на выбор темы исследования: «Педагогические принципы К. Черни и их реализация в условиях дополнительного образования».
Цель исследования - определение и обоснование условий реализации педагогических принципов К. Черни в условиях дополнительного образования.
Объект исследования: процесс реализации педагогических принципов К. Черни в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования: условия реализации педагогических
принципов К. Черни в условиях дополнительного образования.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что реализация педагогических принципов К. Черни в условиях дополнительного образования эффективной, если выполняются следующие условия:
1) формируются умения и навыки в области позиционного мышления;
2) применяется метод технической фразировки
3) отобран музыкальный репертуар, на основе которого разработана система упражнений для развития технической оснащённости учащихся.
Задачи исследования:
1. проанализировать педагогические принципы К. Черни в условиях дополнительного образования;
2. разработать педагогические условия реализация педагогических принципов К. Черни в условиях дополнительного образования;
3. осуществить опытно-экспериментальную работу и выполнить анализ полученных результатов.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, статистическая обработка данных.
Основой теоретической базы исследования послужили работы, посвящённые преподаванию музыки в школе Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Е.В. Николаевой, Л.А. Безбородовой, О.А. Апраксиной и др., исследования в области психологии Л.С. Выготского, Л. Бочкарева, В.С. Мухиной и д.р,, методические разработки преподавателей, посвящённые творчеству К. Черни.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В исследовании рассмотрена и продемонстрирована реализация педагогических принципов К. Черни в условиях дополнительного образования.
Рассмотрены следующие педагогические принципы К. Черни:
• Пианистическая техника как средство воплощения в музыкальном произведении конкретной исполнительской звуковой задачи.
• Главенство слухового контроля в исполнительской технике.
• Принцип постепенности и последовательности обучения игре на фортепиано.
• Систематичность.
• Концентрация внимания.
• Значимость формирования умений и навыков позиционного мышления.
• Значимость применения метода технической фразировки.
Было выделено два уровня реализации принципов К. Черни: оптимальный и элементарный. Определены условия, необходимые для достижения оптимального уровня реализации принципов К. Черни в условиях дополнительного образования.
В процессе осуществления опытно-экспериментальной работы было доказано, что реализация педагогических принципов К. Черни в условиях дополнительного образования способствует эффективному развитию учащихся, повышению их технической подготовки, исполнительского мастерства и музыкального мышления.
Нами сформулированы следующие выводы:
• Педагогические принципы К. Черни актуальны и в современных условиях обучения игре на фортепиано.
• Для достижения оптимального уровня реализации педагогических принципов К. Черни в условиях дополнительного образования необходимо соблюдать следующие условия: обучение осуществляется систематически и последовательно, с постепенным усложнением задач; учащиеся имеют возможность развивать все необходимые навыки и умения, включая позиционное мышление и техническую фразировку.
• Реализация педагогических принципов К. Черни в условиях дополнительного образования способствует эффективному развитию учащихся.
Что и требовалось доказать.
1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. - М.: Академия, 1991. - 405 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
4. Амонашвили, Ш. А. Педагогическая симфония: гуманно-личностный подход к образованию / Шалва Амонашвили. - Москва: Амрита, 2019. - 312 с.
5. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983. - 222 с.
6. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе // Вопросы музыки в школе. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. - 290 с.
7. Безбородова, Л. А. Теория и методика музыкального образования. - Москва: Флинта, 2018. - 236 с.
8. Благинина Т.И. Подготовка будущих учителей к художественному анализу музыкальных произведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02 / Благинина Т.И. - М., 1995. - 19 с.
9. Бодина, Е. А. История музыкальной педагогики. От Платона до Кабалевского. - Москва: Юрайт, 2019. - 234 с.
10. Бодина, Е. А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века. - Москва: Юрайт, 2019. - 333 с.
11. Бочкарёв Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: Институт психологии РАН, 1997. - 280 с.
12. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 572 с.
13. Кабалевский Д. Музыка в воспитании и развитии ребёнка. Роль музыкальной культуры в жизни детей. - Москва: Амрита-Русь, 2018. - 224 с.
14. Каган М. С. Музыка в мире искусств: учеб. пособие для вузов / М. С. Каган. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 218 с. - (Антология мысли). - Текст: непосредственный.
15. Карпычев М.Г. «Новые» грани творчества Карла Черни // Идеи и идеалы. - 2018. - № 1, т. 2. - С. 102-114...(40)