Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №164191

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические предпосылки исследования профессионального выгорания 6
1.1 Теоретические аспекты синдрома профессионального выгорания 6
1.2 Особенности педагогической деятельности 14
1.3 Причины и факторы профессионального выгорания педагогов 28
Выводы по первой главе 38
Глава 2 Исследование профессионального выгорания педагогов школы 41
2.1 База и методики исследования 41
2.2 Эмпирическое исследование 44
2.3 Программа развития профессионально-педагогических компонентов 54
Вывод по второй главе 58
Заключение 60
Список использованных источников 65
Приложение А Илюстрационная часть (обязательное) 70
Приложение Б Опросник выгорания Маслач (справочное) 78
Приложение В Диагностика уровня саморазвития и профессионально педагогической деятельности Л. Н. Бережнова (справочное) 81
Приложение Г Диагностика уровня готовности к профессионально-­педагогическому саморазвитию Н. П. Фетискина (справочное) 85

В настоящее время профессиональная деятельность педагога стала более напряжённая, выросли информационные, коммуникативные нагрузки. Направленность коммуникаций регламентирована по качеству общения, форме, времени, соответственно она находится в зависимости от результата деятельности. Любой субъект предъявляет требования, имеет активную позицию, интересы и цели. Взаимосвязь с этим, требует от педагога высокого уровня самоконтроля, способность решать конфликты, мобильность, доброжелательность, толерантность, гибкое понимание другого человека.
Таким образом, вопрос психологического благополучия педагога, является одной из актуальных проблем нынешней психологии. И в этом отношении, одной из идей, протекающих в наше время, является не только предоставление развивающего учебного потенциала, но и поддержка здоровья всех участников общеобразовательного процесса, в том числе педагогов.
Особая заинтересованность к человеку как субъекту труда сконцентрировала интерес исследований в изменениях, которые происходят с личностью педагога в ходе профессиональной деятельности.
Педагогу приходится воспитывать детей, которые существенно моложе его. У него должна быть хорошо сформированная эмпатия, для того чтобы понимать логику детей. Ему необходимо обладать способностью смотреть «детским взглядом» на мир, понимать их возрастные особенности. С одной стороны, взаимодействие с молодежью позволяет сохранить динамичность, молодость, однако с другой стороны, такое взаимодействие без следа не протекает. Вероятны профессиональные деформации личности, к примеру, перенос профессионального общения, в жизненные ситуации, не связанные с работой.
Изучение педагогической деятельности выявили, что в ней имеются ключевые психотравмирующие факторы, способствующие формированию синдрома выгорания. Стрессогенными факторами педагогического общения считаются: длительные контакты с коллегами по работе, ребенком, их родителем, так как из-за этого происходит «перенасыщение общением», а также конфликты в коллективе. К особенностям личности, обуславливающим эмоциональную не благополучность педагогов, относится рассогласованность между характером педагогической деятельности и индивидуальной особенностью личности педагога, между мотивами личности и деятельностью. Кроме этого высокой степени нервно-психической напряженности способствует чрезмерная перегруженность работой, подверженность наблюдение со стороны вышестоящих организаций, детей и их родителей, ответственность за результат работы, необходимость быстро принимать решения, информационный перегруз, в комбинации с недостатком времени на их переработку.
Цель исследования: исследовать особенности профессионального выгорания педагогов средней общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических аспектов профессионального выгорания.
2. Проанализировать особенности педагогической деятельности.
3. Рассмотреть причины и факторы профессионального выгорания педагогов.
4. Провести эмпирическое исследование по изучению особенностей уровня профессионального выгорания педагогов общеобразовательной школы.
5. Разработать программу по профилактике профессионального выгорания педагогов средней общеобразовательной школы.
Объект исследования: профессиональное выгорание педагогов школы
Предмет исследования: особенности профессионального выгорание педагогов школы
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды:
Маслач К, Джексона С, Аронсона Е, Пинеса А, Барта А, Клис М, Рудова В, Форманюк Т.В, Борисова М.В, Старченкова Е.С, Рукавишинкова А.А. и др.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между уровнем профессионального выгорания педагогов, стремления к саморазвитию в профессионально-педагогической деятельности и стажем работы.
Методы исследования: Теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме исследования. Эмпирические: метод тестирования, метод опроса, метод математической статистики Пирсона, для выявления значимости.
Методики исследования: Опросник профессионального выгорания Маслач, диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности Л. Н. Бережнова, Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию Фетискина Н. П.
Экспериментальная база и характеристика выборки. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ 172 г. Зеленогорска. В исследовании приняло участие 40 человек со стажем работы от 2 до 30 лет, в возрасте от 23 до 55 лет.
Научная и практическая значимость исследования: Результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть полезны практическим психологам, работающим в среднеобразовательных школах, так как они указывают направления, по которому может идти профилактика профессиональной и эмоциональной сферы педагогов. Так же может быть основным базисом для разработки и введения профилактических проектов выгорания у работников-педагогов.
Данная работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена исследованию профессионального выгорания педагогов средней образовательной школы и её взаимосвязи с особенностями саморазвития.
Деятельность педагога стала более напряжённая, выросли информационные, коммуникативные нагрузки. Направленность коммуникаций регламентирована по качеству общения, форме, времени, соответственно она находится в зависимости от результата деятельности. Любой субъект предъявляет требования, имеет активную позицию, интересы и цели. Взаимосвязь с этим, требует от педагога высокого уровня самоконтроля, способность решать конфликты, мобильность, доброжелательность, толерантность, гибкое понимание другого человека.
Таким образом, вопрос психологического благополучия педагога, является одной из актуальных проблем нынешней психологии. И в этом отношении, одной из идей, протекающих в наше время, является не только предоставление развивающего учебного потенциала, но и поддержка здоровья всех участников общеобразовательного процесса, в том числе педагогов.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
Рассматривая теоретические аспекты профессионального выгорания, мы изучили разнообразные определения «выгорания», но в более совокупном варианте оно рассматривается как стрессовая реакция, либо синдром, появляющийся из-за длительных профессиональных стрессов. В связи с этим синдром «выгорания» классифицируется авторами определением «профессиональное выгорание», что дает возможность расценивать его как личностную деформацию специалиста, под воздействием большого профессионального стажа.
Мы выяснили что выгорание принадлежит к количеству феноменов личностной деформации и предполагает комплект неблагоприятных эмоциональных переживаний, сопряженными с длительными и активными межличностными взаимодействиями, отличающиеся большой когнитивной сложностью либо эмоциональной насыщенностью. Это есть ответный отклик на длительные стрессы, связанные с межличностными коммуникациями. Мы выяснили, что исследование синдрома «выгорания» возникло в западной психологии. И на сегодняшний день, данная проблема обширно исследуется в контексте профессиональных стрессов. Для изучения синдрома выгорания было сделано существенное количество работ в зарубежной науке. Это работы М. Клис, А. Р Барта, А. Пинейса, Е, Аронсона, С. Джексона, К, Маслач и других. Меньше исследовано это явление в нашей психологии (Т.В. Форманюк, М.В Борисова, Е.С Старченкова, А.А. Рукавишников, В.Е Орел, В. В. Бойков и другие).
На сегодняшний день имеется ряд моделей выгорания, объясняющих это явление.
Однофакторная модель А. Пайнса. В соответствии с ней, синдром выгорания подразумевается, как состояние психического, эмоционального и физического истощения, которое вызвано пребыванием в трудных эмоциональных ситуациях в ходе работы. Подобное представление синдрома выгорания близко к трактовке синдрома хронической усталости.
Двухфакторная модель Х. Сиксма, В. Шауфели, Д. Дирендонка). Синдром выгорания - это двухмерная конструкция, складывающаяся из деперсонализации и эмоционального истощения. Деперсонализация выражается в изменении отношений либо к себе, либо к пациентам. Компонент эмоционального, принадлежит к сфере жалоб на эмоциональное истощение, нервное напряжение, физическое самочувствие, здоровье.
Трехфакторная модель С. Джексона и К. Маслач. Синдром выгорания предполагает собою трехмерный конструкт, содержащий в себе редукцию личных достижения, эмоциональное истощение и деперсонализацию.
С целью измерения выгорания в рамках этой модели зарубежные психологи создали две методики: MBI К. Маслач и BM А. Пайнса. На основе MBI разработан опросник MBI-65. Позже Н. Е. Водопьяновой создан опросник «Профессиональное выгорание».
Четырехфакторная модель. В четырехфакторной модели выгорания один из компонентов (редуцированные персональные достижения, деперсонализация, эмоциональное истощение) делится на два отдельных фактора. К примеру, деперсонализация, совмещенная с трудом и с реципиентами соответственно.
Таким образом, можно считать, что профессиональное выгорание — это профессиональный кризис, связанный с межличностными отношениями в труде и трудом в целом.
Изучая педагогическую деятельность, можно сказать что - это творческая индивидуальность, которая требует владением уникальным проблемно­педагогическим и критическим мышлением, должна опираться на мировой опыт и новые технологии обучения, применяющий их в определенных педагогических обстоятельствах на базе рефлексии и диагностического целеполагания.
Один из основных компонентов деятельности педагога считается мотивация. На сегодняшний день проблема мотивации педагогической деятельности в нашем государстве стоит особенно остро, так как из-за невысокой оплаты труда существенно увеличилось убывание молодых педагогов из средних образовательных учебных заведений. Средний возраст школьного педагога близится к пенсионному, а те, кто не прекращает педагогическую деятельности и не планирует ее бросать, имеются для этого значимые мотиваторы.
исследуя причины и факторы профессионального выгорания мы выяснили что профессия педагога принадлежит к области специальностей вида «человек-человек», то есть специальность, которая различается напряженностью и интенсивностью психоэмоционального состояния и которые больше всего подвержены воздействию «профессионального выгорания». Сегодняшний педагог призван, решать вопросы, для которых требуются значительные педагогические усилия. Поиск эффективных способов обучения, осваивание изменений содержаний учебных дисциплин, новейших методов и форм преподавания, реализация гуманистической парадигмы, учет быстрых изменений, происходящих в обещстве и информационном поле преподаваемого предмета, - это под силу только профессионально компетентному, психологически здоровому, творческому педагогу. Так как от здоровья педагога зависит и психологическое здоровье учащихся. Влияние множественных эмоциогенных условий активизирует у преподавателей накопление усталости, ухудшение настроения и самочувствия, наростающее чувство удовлетворенности. Данные физиологические признаки охарактеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным стрессам, истощению, кризисам и профессиональному выгоранию. Итогом данных процессов считается снижение производительности профессиональной деятельности педагога: он деформирует свои отношения в коллективе, коммуникации и роли, теряет творческий настрой относительно продукта и предмета своего труда, перестает справляться со своими обязанностями.
Выгорание протекает в три стадии. Во время первой симптомы выгорания выражаются в заботе о себе, организацией перерыва на работе или расслаблением. Во время второй симптомы выражаются более постоянно, носят наиболее продолжительный характер и сложнее поддаются корректировке. Для третьей свойственны хронические проявления симптомов. Могут формироваться психологические и физические проблемы типа депрессии и язв, забота о себе не приносит должного результата.
Таким образом, можно сказать, что особенности преподавательской работы обуславливаются не только характером предмета труда, сколько свойствами и особенностями самого производителя. Данная деятельность выделяется огромным количеством эмоционально насыщенных и зачастую трудных межличностных контактов, а это требует от специалиста значительного индивидуального вклада в повседневные профессиональные дела. Соответственно, большая вероятность вступления в конфликтные ситуации, которые могут служить стимулом профессионального выгорания. Таким образом исследование этой проблемы у педагогов школьного образования обуславливается потребностью развития и сохранения.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ 172 г. Зеленогорска.
Вследствие проведенного исследования, мы можем сделать вывод, что педагоги со стажем меньше 10 лет, имеют низкую подверженность профессиональному выгоранию, так же у них выражен средний уровень стремления к саморазвитию, средний уровень оценки своих личностных качеств, педагогическую поддержку рассматривают как перспективу для саморазвития и реализации в профессии. Так же, у них ярко выражен мотивационный, гностический, организационный, самоуправление, коммуникативный компоненты парциальной готовности к саморазвитию.
У большинства педагогов со стажем свыше 10 лет выявлено профессиональное выгорание на стадии редукции профессиональных достижений. Так же у половины из них выявлен низкий уровень стремления к саморазвитию. Самооценка личностью своих качеств у педагогов с большим стажем наблюдается на высоком уровне. Это может свидетельствовать так и о большом опыте в сфере образования так и о невозможности адекватной самооценки себя. Педагогическую поддержку педагоги с высоким стажем рассматривают как недостойную внимания для самореализации в профессиональной деятельности. Это может говорить о консерватизме педагогов и непринятию нового. У педагогов с высоким стажем преобладают нравственно-волевой, гностический, когнитивный компонент профессионально­педагогического саморазвития.
Сравнив результаты по всем 7 критериям, мы увидели, что среди преподавателей со стажем менее 10 лет уровень парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию выше, чем среди педагогов со стажем более 10 лет.
Корреляционный анализ выявил ряд положительных и отрицательных достоверных связей профессионального выгорания с психологическими показателями. Таким образом, выявлена обратная связь профессионального выгорания и стремления к саморазвитию, что свидетельствует о том, что чем сильнее у педагога сформирована третья стадия профессионального выгорания, тем меньше у него стремления к саморазвитию. Также, выявлена положительная связь профессионального выгорания и оценка личности своих качеств, это свидетельствует о том, что педагог, находящийся на третьей стадии профессионального выгорания, склонен высоко и не всегда адекватно оценивать свои личностные качества. Также, выявлена обратная корреляционная связь профессионального выгорания и оценки проекта педагогической поддержки, это свидетельствует о том, что чем выше выраженность профессионального выгорания третьей стадии, тем ниже ценность и оценка педагогической поддержки с точки зрения педагога.
Для того, чтобы определить, какие конкретно компоненты отходят от нормы у выгоревшего педагога, мы провели корреляционный анализ профессионально-педагогических компонентов саморазвития, были выявлены обратные и прямые связи. Таким образом, выявлена обратная связь профессионального выгорания и коммуникативного компонента, что свидетельствует о том, что у выгоревшего педагога возникают проблемы в профессиональном общении с коллегами и учениками. Так же, выявлена обратная связь профессионального выгорания и мотивационного компонента, это свидетельствует о том, что чем сильнее выражена третья стадия выгорания, тем меньше у педагога мотивации совершенствоваться в профессиональной деятельности. Так же выявлена обратная корреляционная связь профессионального выгорания второй стадии и когнитивного компонента, это
свидетельствует о том, что педагогу, неадекватная оценка себя, негативизм, депрессия, мешают применять полученные знания на практике.
Нами так же разработана программа развития профессионально­педагогических компонентов учителей школьной образовательной организации, включающая целевой, содержательный, деятельностный, мотивационный компоненты, обеспечивающая непрерывный характер работы с педагогами школьной образовательной организации.
Результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть полезны практическим психологам, работающим в среднеобразовательных школах, так как они указывают направления, по которому может идти профилактика профессиональной и эмоциональной сферы педагогов. Так же может быть основным базисом для разработки и введения профилактических проектов выгорания у работников-педагогов.


1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу [Текст] / В. А. Абабков, - М. Перре. - Санкт-Петербург, 2014. - 215 с.
2. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [Текст] / Москва: Директ-Медиа, 2008. - 133 с.
3. Бабаева, З. О. Оторванность от жизни. Тренинги по профилактике СЭВ как актуальное направление в социальной работе [Текст] / З. О. Бабаева, Т. Н. Магдиева // Наука и Мир. - 2015. - Т 2. - № 8. - С. 115-116.
4. Башенкова, Л. А. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение [Текст] / Л. А. Башенкова, Е. В. Кухарская // Среднее профессиональное образование. - 2015.- № 11. - С. 43-48.
5. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В. В. Бойко. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 105 с.
6. Бойко, В. В. Энергия эмоций: монография [Текст] / В. В. Бойко. - 2­е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2004. - 473 с.
7. Брынских, К. Г. Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов [Электронный ресурс]: Научно-методический электронный журнал «Концепт».
- 2015. - № 8. - С. 26-30. - Режим доступа: http://e- koncept.ru/2015/75134.html
8. Буриш, М. Синдром эмоционального выгорания [Текст] - Ярославль: Эксмо-пресс, 2014. - 214 с.
9. Василенко, А. Ю. Возможности профилактики синдрома эмоционального выгорания: личностные факторы [Текст] / Вестник науки ТГУ - 2011. - №4(7). - С. 53-55.
10. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - 2-е изд. - Санкт- Петербург: Питер, 2009. - 336 с.
11. Возняк, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учителя: мониторинг, анализ, консультации; диагностический комплекс [Текст] / И. В. Возняк, И. М. Узянова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 150 с.
12. Воробьева, М. А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания [Текст] / : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Воробьева Мария Алексеевна. - Екатеринбург, 2011. - 231 с.
13. Гринберг, Дж. Поговорим о выгорании: причины и следствия [Текст] / - Москва: Просвещение, 2016. - 182 с.
14. Гришина, Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы [Текст] / Н. В. Гришина; под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. - Санкт - Петербург: Питер, 1999. - 218 с.
15. Демьянчук, Р В. Эмоциональное выгорание учителя [Текст] / Р В. Демьянчук. - Москва: Просвещение, 2006. - 138 с....48


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ