Введение 4
Глава 1 Теоретические предпосылки исследования профессионального выгорания 6
1.1 Теоретические аспекты синдрома профессионального выгорания 6
1.2 Особенности педагогической деятельности 14
1.3 Причины и факторы профессионального выгорания педагогов 28
Выводы по первой главе 38
Глава 2 Исследование профессионального выгорания педагогов школы 41
2.1 База и методики исследования 41
2.2 Эмпирическое исследование 44
2.3 Программа развития профессионально-педагогических компонентов 54
Вывод по второй главе 58
Заключение 60
Список использованных источников 65
Приложение А Илюстрационная часть (обязательное) 70
Приложение Б Опросник выгорания Маслач (справочное) 78
Приложение В Диагностика уровня саморазвития и профессионально педагогической деятельности Л. Н. Бережнова (справочное) 81
Приложение Г Диагностика уровня готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию Н. П. Фетискина (справочное) 85
В настоящее время профессиональная деятельность педагога стала более напряжённая, выросли информационные, коммуникативные нагрузки. Направленность коммуникаций регламентирована по качеству общения, форме, времени, соответственно она находится в зависимости от результата деятельности. Любой субъект предъявляет требования, имеет активную позицию, интересы и цели. Взаимосвязь с этим, требует от педагога высокого уровня самоконтроля, способность решать конфликты, мобильность, доброжелательность, толерантность, гибкое понимание другого человека.
Таким образом, вопрос психологического благополучия педагога, является одной из актуальных проблем нынешней психологии. И в этом отношении, одной из идей, протекающих в наше время, является не только предоставление развивающего учебного потенциала, но и поддержка здоровья всех участников общеобразовательного процесса, в том числе педагогов.
Особая заинтересованность к человеку как субъекту труда сконцентрировала интерес исследований в изменениях, которые происходят с личностью педагога в ходе профессиональной деятельности.
Педагогу приходится воспитывать детей, которые существенно моложе его. У него должна быть хорошо сформированная эмпатия, для того чтобы понимать логику детей. Ему необходимо обладать способностью смотреть «детским взглядом» на мир, понимать их возрастные особенности. С одной стороны, взаимодействие с молодежью позволяет сохранить динамичность, молодость, однако с другой стороны, такое взаимодействие без следа не протекает. Вероятны профессиональные деформации личности, к примеру, перенос профессионального общения, в жизненные ситуации, не связанные с работой.
Изучение педагогической деятельности выявили, что в ней имеются ключевые психотравмирующие факторы, способствующие формированию синдрома выгорания. Стрессогенными факторами педагогического общения считаются: длительные контакты с коллегами по работе, ребенком, их родителем, так как из-за этого происходит «перенасыщение общением», а также конфликты в коллективе. К особенностям личности, обуславливающим эмоциональную не благополучность педагогов, относится рассогласованность между характером педагогической деятельности и индивидуальной особенностью личности педагога, между мотивами личности и деятельностью. Кроме этого высокой степени нервно-психической напряженности способствует чрезмерная перегруженность работой, подверженность наблюдение со стороны вышестоящих организаций, детей и их родителей, ответственность за результат работы, необходимость быстро принимать решения, информационный перегруз, в комбинации с недостатком времени на их переработку.
Цель исследования: исследовать особенности профессионального выгорания педагогов средней общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических аспектов профессионального выгорания.
2. Проанализировать особенности педагогической деятельности.
3. Рассмотреть причины и факторы профессионального выгорания педагогов.
4. Провести эмпирическое исследование по изучению особенностей уровня профессионального выгорания педагогов общеобразовательной школы.
5. Разработать программу по профилактике профессионального выгорания педагогов средней общеобразовательной школы.
Объект исследования: профессиональное выгорание педагогов школы
Предмет исследования: особенности профессионального выгорание педагогов школы
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды:
Маслач К, Джексона С, Аронсона Е, Пинеса А, Барта А, Клис М, Рудова В, Форманюк Т.В, Борисова М.В, Старченкова Е.С, Рукавишинкова А.А. и др.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между уровнем профессионального выгорания педагогов, стремления к саморазвитию в профессионально-педагогической деятельности и стажем работы.
Методы исследования: Теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме исследования. Эмпирические: метод тестирования, метод опроса, метод математической статистики Пирсона, для выявления значимости.
Методики исследования: Опросник профессионального выгорания Маслач, диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности Л. Н. Бережнова, Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию Фетискина Н. П.
Экспериментальная база и характеристика выборки. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ 172 г. Зеленогорска. В исследовании приняло участие 40 человек со стажем работы от 2 до 30 лет, в возрасте от 23 до 55 лет.
Научная и практическая значимость исследования: Результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть полезны практическим психологам, работающим в среднеобразовательных школах, так как они указывают направления, по которому может идти профилактика профессиональной и эмоциональной сферы педагогов. Так же может быть основным базисом для разработки и введения профилактических проектов выгорания у работников-педагогов.
Данная работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка использованных источников и приложений.
Данная работа посвящена исследованию профессионального выгорания педагогов средней образовательной школы и её взаимосвязи с особенностями саморазвития.
Деятельность педагога стала более напряжённая, выросли информационные, коммуникативные нагрузки. Направленность коммуникаций регламентирована по качеству общения, форме, времени, соответственно она находится в зависимости от результата деятельности. Любой субъект предъявляет требования, имеет активную позицию, интересы и цели. Взаимосвязь с этим, требует от педагога высокого уровня самоконтроля, способность решать конфликты, мобильность, доброжелательность, толерантность, гибкое понимание другого человека.
Таким образом, вопрос психологического благополучия педагога, является одной из актуальных проблем нынешней психологии. И в этом отношении, одной из идей, протекающих в наше время, является не только предоставление развивающего учебного потенциала, но и поддержка здоровья всех участников общеобразовательного процесса, в том числе педагогов.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
Рассматривая теоретические аспекты профессионального выгорания, мы изучили разнообразные определения «выгорания», но в более совокупном варианте оно рассматривается как стрессовая реакция, либо синдром, появляющийся из-за длительных профессиональных стрессов. В связи с этим синдром «выгорания» классифицируется авторами определением «профессиональное выгорание», что дает возможность расценивать его как личностную деформацию специалиста, под воздействием большого профессионального стажа.
Мы выяснили что выгорание принадлежит к количеству феноменов личностной деформации и предполагает комплект неблагоприятных эмоциональных переживаний, сопряженными с длительными и активными межличностными взаимодействиями, отличающиеся большой когнитивной сложностью либо эмоциональной насыщенностью. Это есть ответный отклик на длительные стрессы, связанные с межличностными коммуникациями. Мы выяснили, что исследование синдрома «выгорания» возникло в западной психологии. И на сегодняшний день, данная проблема обширно исследуется в контексте профессиональных стрессов. Для изучения синдрома выгорания было сделано существенное количество работ в зарубежной науке. Это работы М. Клис, А. Р Барта, А. Пинейса, Е, Аронсона, С. Джексона, К, Маслач и других. Меньше исследовано это явление в нашей психологии (Т.В. Форманюк, М.В Борисова, Е.С Старченкова, А.А. Рукавишников, В.Е Орел, В. В. Бойков и другие).
На сегодняшний день имеется ряд моделей выгорания, объясняющих это явление.
Однофакторная модель А. Пайнса. В соответствии с ней, синдром выгорания подразумевается, как состояние психического, эмоционального и физического истощения, которое вызвано пребыванием в трудных эмоциональных ситуациях в ходе работы. Подобное представление синдрома выгорания близко к трактовке синдрома хронической усталости.
Двухфакторная модель Х. Сиксма, В. Шауфели, Д. Дирендонка). Синдром выгорания - это двухмерная конструкция, складывающаяся из деперсонализации и эмоционального истощения. Деперсонализация выражается в изменении отношений либо к себе, либо к пациентам. Компонент эмоционального, принадлежит к сфере жалоб на эмоциональное истощение, нервное напряжение, физическое самочувствие, здоровье.
Трехфакторная модель С. Джексона и К. Маслач. Синдром выгорания предполагает собою трехмерный конструкт, содержащий в себе редукцию личных достижения, эмоциональное истощение и деперсонализацию.
С целью измерения выгорания в рамках этой модели зарубежные психологи создали две методики: MBI К. Маслач и BM А. Пайнса. На основе MBI разработан опросник MBI-65. Позже Н. Е. Водопьяновой создан опросник «Профессиональное выгорание».
Четырехфакторная модель. В четырехфакторной модели выгорания один из компонентов (редуцированные персональные достижения, деперсонализация, эмоциональное истощение) делится на два отдельных фактора. К примеру, деперсонализация, совмещенная с трудом и с реципиентами соответственно.
Таким образом, можно считать, что профессиональное выгорание — это профессиональный кризис, связанный с межличностными отношениями в труде и трудом в целом.
Изучая педагогическую деятельность, можно сказать что - это творческая индивидуальность, которая требует владением уникальным проблемнопедагогическим и критическим мышлением, должна опираться на мировой опыт и новые технологии обучения, применяющий их в определенных педагогических обстоятельствах на базе рефлексии и диагностического целеполагания.
Один из основных компонентов деятельности педагога считается мотивация. На сегодняшний день проблема мотивации педагогической деятельности в нашем государстве стоит особенно остро, так как из-за невысокой оплаты труда существенно увеличилось убывание молодых педагогов из средних образовательных учебных заведений. Средний возраст школьного педагога близится к пенсионному, а те, кто не прекращает педагогическую деятельности и не планирует ее бросать, имеются для этого значимые мотиваторы.
исследуя причины и факторы профессионального выгорания мы выяснили что профессия педагога принадлежит к области специальностей вида «человек-человек», то есть специальность, которая различается напряженностью и интенсивностью психоэмоционального состояния и которые больше всего подвержены воздействию «профессионального выгорания». Сегодняшний педагог призван, решать вопросы, для которых требуются значительные педагогические усилия. Поиск эффективных способов обучения, осваивание изменений содержаний учебных дисциплин, новейших методов и форм преподавания, реализация гуманистической парадигмы, учет быстрых изменений, происходящих в обещстве и информационном поле преподаваемого предмета, - это под силу только профессионально компетентному, психологически здоровому, творческому педагогу. Так как от здоровья педагога зависит и психологическое здоровье учащихся. Влияние множественных эмоциогенных условий активизирует у преподавателей накопление усталости, ухудшение настроения и самочувствия, наростающее чувство удовлетворенности. Данные физиологические признаки охарактеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным стрессам, истощению, кризисам и профессиональному выгоранию. Итогом данных процессов считается снижение производительности профессиональной деятельности педагога: он деформирует свои отношения в коллективе, коммуникации и роли, теряет творческий настрой относительно продукта и предмета своего труда, перестает справляться со своими обязанностями.
Выгорание протекает в три стадии. Во время первой симптомы выгорания выражаются в заботе о себе, организацией перерыва на работе или расслаблением. Во время второй симптомы выражаются более постоянно, носят наиболее продолжительный характер и сложнее поддаются корректировке. Для третьей свойственны хронические проявления симптомов. Могут формироваться психологические и физические проблемы типа депрессии и язв, забота о себе не приносит должного результата.
Таким образом, можно сказать, что особенности преподавательской работы обуславливаются не только характером предмета труда, сколько свойствами и особенностями самого производителя. Данная деятельность выделяется огромным количеством эмоционально насыщенных и зачастую трудных межличностных контактов, а это требует от специалиста значительного индивидуального вклада в повседневные профессиональные дела. Соответственно, большая вероятность вступления в конфликтные ситуации, которые могут служить стимулом профессионального выгорания. Таким образом исследование этой проблемы у педагогов школьного образования обуславливается потребностью развития и сохранения.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ 172 г. Зеленогорска.
Вследствие проведенного исследования, мы можем сделать вывод, что педагоги со стажем меньше 10 лет, имеют низкую подверженность профессиональному выгоранию, так же у них выражен средний уровень стремления к саморазвитию, средний уровень оценки своих личностных качеств, педагогическую поддержку рассматривают как перспективу для саморазвития и реализации в профессии. Так же, у них ярко выражен мотивационный, гностический, организационный, самоуправление, коммуникативный компоненты парциальной готовности к саморазвитию.
У большинства педагогов со стажем свыше 10 лет выявлено профессиональное выгорание на стадии редукции профессиональных достижений. Так же у половины из них выявлен низкий уровень стремления к саморазвитию. Самооценка личностью своих качеств у педагогов с большим стажем наблюдается на высоком уровне. Это может свидетельствовать так и о большом опыте в сфере образования так и о невозможности адекватной самооценки себя. Педагогическую поддержку педагоги с высоким стажем рассматривают как недостойную внимания для самореализации в профессиональной деятельности. Это может говорить о консерватизме педагогов и непринятию нового. У педагогов с высоким стажем преобладают нравственно-волевой, гностический, когнитивный компонент профессиональнопедагогического саморазвития.
Сравнив результаты по всем 7 критериям, мы увидели, что среди преподавателей со стажем менее 10 лет уровень парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию выше, чем среди педагогов со стажем более 10 лет.
Корреляционный анализ выявил ряд положительных и отрицательных достоверных связей профессионального выгорания с психологическими показателями. Таким образом, выявлена обратная связь профессионального выгорания и стремления к саморазвитию, что свидетельствует о том, что чем сильнее у педагога сформирована третья стадия профессионального выгорания, тем меньше у него стремления к саморазвитию. Также, выявлена положительная связь профессионального выгорания и оценка личности своих качеств, это свидетельствует о том, что педагог, находящийся на третьей стадии профессионального выгорания, склонен высоко и не всегда адекватно оценивать свои личностные качества. Также, выявлена обратная корреляционная связь профессионального выгорания и оценки проекта педагогической поддержки, это свидетельствует о том, что чем выше выраженность профессионального выгорания третьей стадии, тем ниже ценность и оценка педагогической поддержки с точки зрения педагога.
Для того, чтобы определить, какие конкретно компоненты отходят от нормы у выгоревшего педагога, мы провели корреляционный анализ профессионально-педагогических компонентов саморазвития, были выявлены обратные и прямые связи. Таким образом, выявлена обратная связь профессионального выгорания и коммуникативного компонента, что свидетельствует о том, что у выгоревшего педагога возникают проблемы в профессиональном общении с коллегами и учениками. Так же, выявлена обратная связь профессионального выгорания и мотивационного компонента, это свидетельствует о том, что чем сильнее выражена третья стадия выгорания, тем меньше у педагога мотивации совершенствоваться в профессиональной деятельности. Так же выявлена обратная корреляционная связь профессионального выгорания второй стадии и когнитивного компонента, это
свидетельствует о том, что педагогу, неадекватная оценка себя, негативизм, депрессия, мешают применять полученные знания на практике.
Нами так же разработана программа развития профессиональнопедагогических компонентов учителей школьной образовательной организации, включающая целевой, содержательный, деятельностный, мотивационный компоненты, обеспечивающая непрерывный характер работы с педагогами школьной образовательной организации.
Результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть полезны практическим психологам, работающим в среднеобразовательных школах, так как они указывают направления, по которому может идти профилактика профессиональной и эмоциональной сферы педагогов. Так же может быть основным базисом для разработки и введения профилактических проектов выгорания у работников-педагогов.
1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу [Текст] / В. А. Абабков, - М. Перре. - Санкт-Петербург, 2014. - 215 с.
2. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [Текст] / Москва: Директ-Медиа, 2008. - 133 с.
3. Бабаева, З. О. Оторванность от жизни. Тренинги по профилактике СЭВ как актуальное направление в социальной работе [Текст] / З. О. Бабаева, Т. Н. Магдиева // Наука и Мир. - 2015. - Т 2. - № 8. - С. 115-116.
4. Башенкова, Л. А. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение [Текст] / Л. А. Башенкова, Е. В. Кухарская // Среднее профессиональное образование. - 2015.- № 11. - С. 43-48.
5. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В. В. Бойко. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 105 с.
6. Бойко, В. В. Энергия эмоций: монография [Текст] / В. В. Бойко. - 2е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2004. - 473 с.
7. Брынских, К. Г. Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов [Электронный ресурс]: Научно-методический электронный журнал «Концепт».
- 2015. - № 8. - С. 26-30. - Режим доступа: http://e- koncept.ru/2015/75134.html
8. Буриш, М. Синдром эмоционального выгорания [Текст] - Ярославль: Эксмо-пресс, 2014. - 214 с.
9. Василенко, А. Ю. Возможности профилактики синдрома эмоционального выгорания: личностные факторы [Текст] / Вестник науки ТГУ - 2011. - №4(7). - С. 53-55.
10. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - 2-е изд. - Санкт- Петербург: Питер, 2009. - 336 с.
11. Возняк, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учителя: мониторинг, анализ, консультации; диагностический комплекс [Текст] / И. В. Возняк, И. М. Узянова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 150 с.
12. Воробьева, М. А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания [Текст] / : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Воробьева Мария Алексеевна. - Екатеринбург, 2011. - 231 с.
13. Гринберг, Дж. Поговорим о выгорании: причины и следствия [Текст] / - Москва: Просвещение, 2016. - 182 с.
14. Гришина, Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы [Текст] / Н. В. Гришина; под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. - Санкт - Петербург: Питер, 1999. - 218 с.
15. Демьянчук, Р В. Эмоциональное выгорание учителя [Текст] / Р В. Демьянчук. - Москва: Просвещение, 2006. - 138 с....48