ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ………………………………………………………………8
1.1. Социально-педагогическая сущность массовых спортивных
мероприятий……………………………………………………………….8
1.2. Спорт и физическая культура в современном обществе………………18
1.3. Основные социальные функции физической культуры и спорта…………23
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СПОРТИВНО-МАССОВОГО
МЕРОПРЯТИЯ «КРОСС НАЦИЙ» …………………………………………39
2.1. Анализ опыта проведения спортивно-массовых мероприятий …………39
2.2. Проект программы проведения спортивного праздника
«Кросс наций» ……………………………………………………………….45
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………61
Актуальность исследования. В настоящее время Правительством
Российской Федерации проводятся масштабные социально-экономические и
организационные мероприятия, в рамках исполнения федеральной целевой
программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской
Федерации на 2006-2015 гг.», с целью сохранения и укрепления здоровья
россиян средствами физической культуры и спорта, где главной своей
задачей государство считает - поддержание физической и социальной
активности каждого гражданина России, укрепление здоровья людей,
улучшение демографической ситуации в стране. Начинает меняться
положение в области создания новой и реконструкции имеющейся
физкультурно-спортивной инфраструктуры, также начинает смещаться
акцент со «спортизации» общества на его «физкультуризацию». В
Республике Тыва создаются все условия для возрождения массового
физкультурно-спортивного движения, но, как и во всей России, инертность и
недостаточные знания в области физической культуры населения служат
огромным тормозом.
Социальная потребность общества в развитии физической культуры
детерминирует необходимость интеграции всех основных социальных
институтов, причастных к воспроизводству этой культуры.
Реалии современной России, существующие социальноэкономические и культурно-исторические условия определяют
необходимость переосмысления опыта приобщения личности к физической
культуре как части общечеловеческой культуры, создание условий здорового
образа жизни для всех за счет развития массового физкультурноспортивного движения. Процессы гуманизации, затронувшие сферу
физической культуры и спорта, требуют разработки и внедрения в практику новых форм работы в спортивном движении страны, которые отвечают
требованиям сегодняшнего дня и способствуют решению целого
комплекса социально-педагогических и культурных задач.
Необходимо стимулировать поиск и внедрение новых эффективных
форм спортивного досуга, каковыми являются массовые спортивные
праздники, акции и т.д.
Приобщение личности к физической культуре, здоровье формирующей
физкультурно-спортивной деятельности в современном российском
обществе; формирование привычки к физической активности, осознание
ценностей физической культуры, ее социокультурного значения,
потребности быть активным участником физкультурно-спортивного
движения, может и организатором - это актуальный вопрос чрезвычайной
важности.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что мероприятия
выступают как многогранное общественное явление является сферой
подготовки человека к другим видам деятельности, удовлетворения
духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных
связей, а также одним из важных средств этического и эстетического
воспитания.
В настоящее время Правительством Российской Федерации проводятся
масштабные социально-экономические и организационные мероприятия, в
рамках исполнения федеральной целевой программы «Развитие физической
культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.», с целью
сохранения и укрепления здоровья россиян средствами физической культуры
и спорта, где главной своей задачей государство считает - поддержание
физической и социальной активности каждого гражданина России,
укрепление здоровья людей, улучшение демографической ситуации в стране.
Начинает меняться положение в области создания новой и реконструкции имеющейся физкультурно-спортивной инфраструктуры, также начинает
смещаться акцент со «спортизации» общества на его «физкультуризацию».
Проблема исследования определяется наличием противоречий:
- между социально значимой задачей формирования здорового образа
жизни молодежи и отсутствием целенаправленной научно-организованной
системы, обеспечивающей реализацию этого процесса;
- между существующими потребностями в самореализации молодежи в
различных видах деятельности и использованием в практике ограниченного
набора форм, средств и методов, зачастую не соответствующих
современному уровню досуговых предпочтений молодежи.
Проблеме здоровья россиян в последние годы уделяется достаточное
внимание со стороны государственной власти. Так, в 2004 году в Послании
Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской
Федерации задача «улучшить состояние здоровья российской нации»
называлась безотлагательной необходимостью. А в Послании Федеральному
Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года Президент России
Д.А. Медведев отметил, что «наряду с внедрением новых технологий
профилактики и лечения необходимо с особым вниманием относиться к
созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни»[24].
В настоящее время Правительством Российской Федерации проводятся
масштабные социально-экономические и организационные мероприятия, в
рамках исполнения федеральной целевой программы «Развитие физической
культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.», с целью
сохранения и укрепления здоровья россиян средствами физической культуры
и спорта, где главной своей задачей государство считает - поддержание
физической и социальной активности каждого гражданина России,
укрепление здоровья людей, улучшение демографической ситуации в стране.
Начинает меняться положение в области создания новой и реконструкции имеющейся физкультурно-спортивной инфраструктуры, также начинает
смещаться акцент со «спортизации» общества на его «физкультуризацию».
Цель исследования - проанализировать особенности организации и
осуществления системы массовой физкультурной работы в условиях
общеобразовательной школы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Анализ научно-методической литературы про массовые спортивные
мероприятия;
2. Рассмотреть квалификацию массовых спортивных мероприятий и
технологии разработки и проведения спортивного массового мероприятия;
3. формировать программу массового спортивного мероприятия «Кросс
наций -2014»;
Объект исследования – является деятельность спортивного центра
«Юность» в г. Шагонар.
Предмет исследования - является технология проведения массовых
спортивных мероприятий.
Гипотеза: массовые спортивные мероприятия могут вызывать
мотивации и привлекать учащихся к постоянным занятием физической
культурой или спортом при соблюдении следующих условий:
1. доступность физических упражнений на мероприятии,
2. зрелищность, наглядность, эстетичность,
3. доступность мероприятий по месту и времени проведения.
Проблеме здоровья жителей города в последние годы уделяется
достаточное внимание со стороны государственной власти. Так, в 2004 году в
Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию
Российской Федерации задача «улучшить состояние здоровья российской
нации» называлась безотлагательной необходимостью. А в Послании
Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года
Президент России Д.А. Медведев отметил, что «наряду с внедрением новых технологий профилактики и лечения необходимо с особым вниманием
относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни».
Теоретико-методологическаой основой исследования послужили
труды Алексеевой В.Г., Подольской Е.А., Фельдштейна Д.И., Юдина Б.Г. и
др. Авторами предлагается разработка эффективных критериев по
проведению спортивных массовых мероприятий. Теоретические основны
положений осуществлялось на основе литературы следующих авторов:
Бирженюк Г.М., Курбатов В.И., Марков А.М., Холостова Е.И.
В качестве основных методов исследования в настоящей работе были
использованы: метод теоретического анализа, опрос, метод наблюдения,
социально-культурное проектирование.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
внедрения разработанного в настоящей дипломной работе проекта в
практику деятельности учреждений культуры.
Рассмотрев теоретические основы массовых спортивных
мероприятий, мы можем констатировать следующее:
Спортивная и соревновательная деятельность, организация и
проведение различного рода спортивных массовых мероприятий органически
вливаются в спортивное движение, так как во всех направлениях последнего
они играют существенную роль. Проведение спортивно-массовых
мероприятий и спартакиад обеспечивает удовлетворение одной из
важнейших потребностей каждого человека - быть здоровым.
В последнее время на всех уровнях жизни нашего общества возрастает
необходимость решения проблем обеспечения массовости и доступности
физической культуры и спорта, а также организации и пропаганды занятий
физической культурой и спортом как составляющей части здорового и
активного образа жизни и развития как дворового спорта так и спорта
высших достижений.
2. Анализируя сущность массовых спортивных мероприятий, мы
выделяем следующие их характерные особенности: социальнопедагогическая сущность массовых спортивных мероприятий дает
возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества
и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое
долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на
организм современной экологии и условий повседневной жизни.
3.Развитие массового спорта осуществляется путем его популяризации,
через организацию спортивно-массовых мероприятий, и за счет поддержки
спорта высших достижений, яркие представители которого – ведущие
спортсмены, члены сборных команд округа и города – служат примером для
подражания молодежи. 4. Процесс приобщения личности к физической культуре тесно связан с
окружающим социокультурным пространством, поэтому учет региональных
особенностей, потребностей граждан в процессе организации массовой
физкультурно-спортивной деятельности возможен при доминировании роли
органов местного самоуправления, государственной поддержки
региональных инициатив; их социальной значимости; социальной
доступности; общественного управления; общественного мнения;
методического и кадрового обеспечения и др.
5. В городе Шагонар накопили большой опыт в проведении спортивномассовых мероприятий, которые служат действенным средством агитации и
пропаганды идей здорового образа жизни, привлекают людей разного
возраста к занятиям физической культурой, являются прекрасным средством
эстетического воспитания, об этом свидетельствует проведенный в 2014 году
«Кросс наций - 2014», который приобщил к здоровому образу жизни
определенное количество интинцев.
6. Массовые спортивные акции приобретают оздоровительное значение
при условии насыщения их мероприятиями, в которых могут принимать
участие все зрители. Типичными составными частями спортивно-массовых
акций являются: торжественное открытие; награждение победителей
соревнований и физкультурного актива; массовые показательные
выступления, чередуемые с выступлениями самодеятельных артистов,
приглашенных мастеров спорта, с массовыми играми, конкурсами и
развлечениями зрителей; торжественное закрытие.
Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и
развития личности / В.Г. Алексеева [Текст] // Психологический журнал.
- 1984. - Т. 5. - №5.
2. Бальсевич, В.А. Физическая активность человека. [Текст] / В.А.
Бальсевич, В.А. Запорожанов. - Киев: Здоровье, 1987.
3. Бехтерев, В.М. Личность и условия ее развития и здоровья [Текст]. /
В.М. Бехтерев. - 2-е изд. - СПб., 1995.
4. Воль, А., Пуделькевич Е. Теоретические и методологические
предложения исследования процессов вовлечения в спорт и спортивной
социализации [Текст] / А. Воль, Е. Пуделькевич. - М.,1971.
5. Выдрин, В.М. Спорт в современном обществе [Текст] / В.М. Выдрин. -
М.: ФиС,1980.
6. Гончаров, В.Д. Физическая культура человека: традиции и
современность: социологический анализ [Текст] / В.Д. Гончаров. -СПб.,
1994.
7. Гранин, Ю.Д. Ценность и оценка в социальном познании / Ю.д, Гранин
[Текст]. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1980.
8. Громиш, А. Кросс наций на интинской трассе / А. Громиш [Текст] //
Искра – твоя городская газета. – 2011. – 22 сентября. – С.4.
9. Гуревич, П .С. Человек и его ценности / П.С.Гуревич [Текст]. - М.,
1988.
10. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г.
Здравомыслов [Текст] - М., 1986.
11. Жолдак, В.И. Социология физической культуры и спорта. Учебное
пособие. [Текст] / В.И. Жолдак, Н.В. Коротаев. - Малаховка: МоГИФК,
1994.
12. Каган, М.С. Философия культуры [Текст] / М.С. Каган. - СПб.,1996 г.62
13. Касаткин, В.Н. Педагогика здоровья / В.Н. Касаткин [Текст]. - М., 1998.
14. Кирилова, Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной
индивидуальности старшеклассников / Н.А. Кирилова [Текст] // Вопросы
психологии. - 1999. - №6.
15. Кобзарь, П.В. Проблема ценности здоровья в историческом аспекте /
П.В. Кобзарь [Текст] // Вестник Томского университета. - 2007. - № 301.
16. «Дворец спорта для детей и юношества» //официальный сайт
администрации МОГО «Инта»
17. Кросс наций – 2011 // http://www.crossnations.ru/
18. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А.
Леонтьев [Текст]. - М., 1992.
19. Максимова, О.А., Калезина Г.Р. Дифференциация ценностных
ориентаций студентов / О.А. Максимова [Текст] // Социс. - 1999. - №6.
20. Муниципальная долгосрочная целевая программа «Поддержка
физической культуры, спорта и спортивного туризма на территории
муниципального образования городского округа «Инта» на 2011-
2012годы» // Официальный сайт администрации МОГО «Инта»
21. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к
действительности / В.Н. Мясищев [Текст] // Психология личности:
тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 1982.
22. Организационные моменты проведения спортивных соревнований /
http://www.fightzone.in.ua/organizatsionnie-momenti-provedenia-sportivnihsorevnovaniy
23. Подольская, Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности
личности / Е.А. Подольская [Текст] - Харьков, 1991.
24. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации. 12 ноября 2009 года // http://www.kremlin.ru.
25. Рыбачук Н.А. Педагогическая технология здоровьесбережения студентов
/ Н.А. Рыбачук[Текст] // Педагогика. 2003. - № 4. - С.70-74.63
26. Пономарев, НА. Социология физической культуры. / Н.А. Пономарев,
Е.В. Утищева [Текст]. - Л., 1991.
27. Сержантов, В.Ф. Философские проблемы биологии человека [Текст] /
В.Ф. Сержантов. - Л., 1974.
28. Синягина, Н.Ю. Формирование у школьников отношения к здоровью
как ценности/ Н.Ю. Синягина, Т.Ю.Богачева [Текст] // Воспитание
школьников. - 2009. - №8.
29. Соловьев, Г.М. Генезис становления современного целеполагания по
физической культуре в системе образования / Г.М. Соловьев[Текст] //
Теория и практика физической культуры. - 2003. - №8.
30. Столин, В.В. Самосознание личности /В.В. Столин [Текст] - М., 1983.
31. Столяров, В.И. Концепция физической культуры и физкультурного
образования (инновационный подход) [Текст] / В.И. Столяров, И.М.
Быховская, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. –
1998. - № 5. - С. 11-15.
32. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов
фак. физ. воспитания пед. ин-тов [Текст] / Б.А. Ашмарин, Я.М.
Виленский, К.Х. Грантынь и др., под ред. Б.А. Ашмарина. - М.:
Просвещение, 1979. - 360 с.
33. Сулейманов, Н.И. К определению сущности и структуры спорта как
социальной сферы / Н.И. Сулейманов [Текст]. - Хабаровск, 1982.
34. Татарникова, Л.Г. Валеология и основы безопасности жизни ребенка /
Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захаревич, Т.О. Калинина. [Текст]. - СПб.: APT,
1994. -157 с.
35. Тер-Ованесян, А.А. Педагогические основы физического воспитания /
А.А. Тер-Ованесян [Текст]. - М., «Физкультура и спорт», 1980.
36. Усманов, И.М. Социальное здоровье как фактор развития личностных
ресурсов адаптации / И.М.Усманов [Текст] // Социально-гуманитарные
знания. - М., 2007. - №12.64
37. Федулова, Т.А. Формирование здорового образа жизни студентов через
создание и апробацию здоровьесберегающих технологий / Т.А. Федулова/
[Текст] // Среднее профессиональное образование. 2001. - № 11. - С. 24-
26.
38. Фельдштейн, Д.И. Психологические закономерности социального
развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн [Текст] // Вопросы
психологии. - 1985. - № 6.
39. Фельдштейн, Д.И. Человек в современной ситуации: тенденции и
потенциальные возможности развития/ Д.И. Фельдштейн [Текст] // Мир
психологии. - 2005. - №1. 89. 21.
40. Халемский, Г.А. Школа территория здоровья / Г.А. Халемский [Текст] //
Педагогика. - 2005. - № 3. - С.42-46.
41. Хмелевский, Ю.Г. Здоровьеведение / Ю.Г. Хмелевский. [Текст]. - М.:
Сов. спорт, 2000.- 189 с.
42. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта
[Текст] / ЖК. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр
«Академия», 2003. - 480 с.
43. Храбров, А.В. Школа, содействующая здоровью / А.В. Храбров [Текст]. -
Калуга: Изд-во Н.Ф.Бочкаревой, 2004. - 228 с.
44. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э.
Чарлтон [Текст] // Вопросы психологии. 1997. - № 2. — С. 3-14.
45. Шувалова, B.C. Здоровье учащихся и образовательная среда / B.C.
Шувалова, О.Р. Шиняева [Текст] // Социс. 2000. - № 5. - С. 75-80.
46. Юдин, Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность [Текст] / Б.Г. Юдин // Мир
психологии. 2000. №1 (21). С. 54–68.
47. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э.
Чарлтон [Текст] // Вопросы психологии. 1997. - № 2. — С. 3-14.