Влияние постановлений ЕСПЧ на регламентацию мер принуждения в российском уголовно процессуальном законодательстве
|
Введение 3
Глава.1 Теоретические основы мер процессуального принуждения 7
1.1 Сущность мер уголовно процессуального принуждения 7
1.1. Основания применения мер пресечения в российском уголовнопроцессуальном праве 11
1.1.1. Основания для избрания залога, домашнего ареста и заключения под
стражу 11
1.1.2. Основания запрета определенных действий 17
Глава 2. Влияние постановлений ЕСПЧ на регламентацию мер принуждения. 22
2.1. Постановления ЕСПЧ в правовой системе РФ 23
2.1 Основные проблемы заключения под стражу в российском уголовнопроцессуальном законодательстве 30
2.2 Европейские стандарты в области мер уголовно процессуального
принуждения 36
Заключение 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Глава.1 Теоретические основы мер процессуального принуждения 7
1.1 Сущность мер уголовно процессуального принуждения 7
1.1. Основания применения мер пресечения в российском уголовнопроцессуальном праве 11
1.1.1. Основания для избрания залога, домашнего ареста и заключения под
стражу 11
1.1.2. Основания запрета определенных действий 17
Глава 2. Влияние постановлений ЕСПЧ на регламентацию мер принуждения. 22
2.1. Постановления ЕСПЧ в правовой системе РФ 23
2.1 Основные проблемы заключения под стражу в российском уголовнопроцессуальном законодательстве 30
2.2 Европейские стандарты в области мер уголовно процессуального
принуждения 36
Заключение 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Меры принуждения в уголовном процессе являются важным инструментом при расследовании преступлений и осуществлении правосудия. Благодаря данным инструментам можно эффективно осуществлять собирание и изучение доказательств, а также обеспечить достижение целей субъектам доказывания. Однако данные меры ограничивают права человека, которые гарантированы Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (далее Конвенция) и другими нормативно правовыми актами. Поэтому их применение должно быть строго регламентировано со стороны законодателя. Иначе пострадавший от незаконного применения к нему меры пресечения несет невосполнимые потери, например лишения свободы на длительный срок, потерю работы, приобретений заболеваний, в силу особых условий содержания в СИЗО и так далее.
Ярким примером, когда человеку наносится подобный ущерб, является дело Калашников против России. Поэтому вопросы, связанные с применением мер пресечения должны быть урегулированы, в особенности основания для их применения и срок, в течении которого данная мера пресечения будет применяться.
Система мер пресечения в российском уголовно-процессуальном законодательстве представлена в виде восьми мер пресечения. На современном этапе, в России, одной из часто применяемых мер пресечения, является заключение под стражу. Эта тенденция сохраняется уже на протяжении многих лет. В связи с этим возникает очень много проблем, от которых лица, содержащиеся под стражей, остаются в крайне неблагоприятном положении. Мера пресечения в виде заключения под стражу ограничивает право на свободу передвижения, которая гарантируется статьей 5 Конвенции, которую подписала Российская Федерация. Это обстоятельство дает право гражданам России обращаться за защитой своих прав в Европейский суд по правам человека (далее ЕСПЧ). За 22 года с жалобами, касающихся вопросов о мерах пресечения, обратилось множество граждан.
По вопросам связанным с заключением под стражу ЕСПЧ издал множество постановлений, которые посвящены международно-правовым стандартам об избрании данной меры пресечения.
В России данная проблема актуальна уже много лет и это может говорить о том, что в России постановления ЕСПЧ не всегда берутся во внимание при избрании меры пресечения, с точки зрения целесообразности. И поэтому были приняты изменения уголовно-процессуального законодательства, которые предусматривают изменение УПК РФ и была введена новая мера пресечения в виде запрета определенных действий.
ЕСПЧ является международным судебным органом, юрисдикция которого распространяется на все государства, которые
ратифицировали Конвенцию, включающий все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Для того чтобы ЕСПЧ рассмотрел дело, необходимо исчерпание заявителем эффективных национальных средств правовой защиты.
Для того чтобы выяснить как постановления ЕСПЧ влияют на регламентацию мер принуждения в российском уголовно-процессуальном законодательстве, необходимо определить их статус в иерархии норм российского законодательства. Для этого необходимо проанализировать положения Конституции Российской Федерации и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, регламентирующие положения международных актов в системе норм права. Также стоит рассмотреть виды постановлений и определить их регулирующее действие.
В работе выделяется несколько проблем относительно применения мер пресечения российскими судами.
В результате почти 20 летней практики в отношении Российской Федерации, ЕСПЧ принял множество постановлений, в том числе, относительно регламентации мер пресечения в уголовном процессе. На основании этого можно выделить европейские стандарты регулирующие применение заключения под стражу. В основу данных стандартов легли не только дела рассматриваемые ЕСПЧ в отношении Российской Федерации, но также и дела граждан других европейских государств.
...
Ярким примером, когда человеку наносится подобный ущерб, является дело Калашников против России. Поэтому вопросы, связанные с применением мер пресечения должны быть урегулированы, в особенности основания для их применения и срок, в течении которого данная мера пресечения будет применяться.
Система мер пресечения в российском уголовно-процессуальном законодательстве представлена в виде восьми мер пресечения. На современном этапе, в России, одной из часто применяемых мер пресечения, является заключение под стражу. Эта тенденция сохраняется уже на протяжении многих лет. В связи с этим возникает очень много проблем, от которых лица, содержащиеся под стражей, остаются в крайне неблагоприятном положении. Мера пресечения в виде заключения под стражу ограничивает право на свободу передвижения, которая гарантируется статьей 5 Конвенции, которую подписала Российская Федерация. Это обстоятельство дает право гражданам России обращаться за защитой своих прав в Европейский суд по правам человека (далее ЕСПЧ). За 22 года с жалобами, касающихся вопросов о мерах пресечения, обратилось множество граждан.
По вопросам связанным с заключением под стражу ЕСПЧ издал множество постановлений, которые посвящены международно-правовым стандартам об избрании данной меры пресечения.
В России данная проблема актуальна уже много лет и это может говорить о том, что в России постановления ЕСПЧ не всегда берутся во внимание при избрании меры пресечения, с точки зрения целесообразности. И поэтому были приняты изменения уголовно-процессуального законодательства, которые предусматривают изменение УПК РФ и была введена новая мера пресечения в виде запрета определенных действий.
ЕСПЧ является международным судебным органом, юрисдикция которого распространяется на все государства, которые
ратифицировали Конвенцию, включающий все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Для того чтобы ЕСПЧ рассмотрел дело, необходимо исчерпание заявителем эффективных национальных средств правовой защиты.
Для того чтобы выяснить как постановления ЕСПЧ влияют на регламентацию мер принуждения в российском уголовно-процессуальном законодательстве, необходимо определить их статус в иерархии норм российского законодательства. Для этого необходимо проанализировать положения Конституции Российской Федерации и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, регламентирующие положения международных актов в системе норм права. Также стоит рассмотреть виды постановлений и определить их регулирующее действие.
В работе выделяется несколько проблем относительно применения мер пресечения российскими судами.
В результате почти 20 летней практики в отношении Российской Федерации, ЕСПЧ принял множество постановлений, в том числе, относительно регламентации мер пресечения в уголовном процессе. На основании этого можно выделить европейские стандарты регулирующие применение заключения под стражу. В основу данных стандартов легли не только дела рассматриваемые ЕСПЧ в отношении Российской Федерации, но также и дела граждан других европейских государств.
...
Исходя из выше изложенного мы приходим к следующим выводам.
Меры уголовно-процессуального принуждения представляют собой сложную систему инструментов, которая работает для того, чтобы обеспечить эффективное функционирования правосудия. Для этой цели они ограничивают права и свободы, которые гарантируются Конституцией Российской Федерации и другими правовыми актами. Поэтому требуют тщательной регламентации со стороны законодателя.
Основными мерами уголовно-процессуального принуждения
являются меры пресечения. Таковыми являются:
1) подписка о невыезде;
2) личное поручительство;
3) наблюдение командования воинской части;
4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
5) запрет определенных действий;
6) залог;
7) домашний арест;
8) заключение под стражу.
Именно, заключение под стражу является самой жесткой мерой пресечения, с точки зрения ограничения прав и свобод. И она же является самой часто-применяемой мерой пресечения. На практике это приводит к правонарушением прав и свобод со стороны органов государства в отношении лиц, к которым незаконно и необоснованно применяется заключение под стражу. При применении заключения под стражу, на современном этапе, можно выделить две основные проблемы.
1. Мера пресечения в виде заключения под стражу применяется с учетом тяжести преступления, хотя, как мы приводили в соответствующем параграфе, тяжесть совершенного преступления является лишь обстоятельством, которое учитывается при избрании меры пресечения и не является основанием для ее применения.
2. Проблема обоснованности совершения преступления, которая часто отождествляется судами как обоснованность обвинения.
С момента ратификации Конвенции Российской Федерацией, ЕСПЧ констатировал колоссальное количество нарушений, связанных с применением меры пресечения в виде заключения под стражу. В особенности, нарушения касались 5 статьи, которая регулирует право на свободу и личную неприкосновенность.
Российская Федерация, в настоящий момент, является лидером, по количеству жалоб, подаваемых в ЕСПЧ, но также в Российской Федерации не существует эффективного механизма реализации решений ЕСПЧ, а Постановление Конституционного Суда Российской Федерации "по делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», которое закрепляет положение о том, что не все решения ЕСПЧ подлежат исполнению, только в большей степени затруднило внедрение европейских правовых стандартов в российское законодательство. Есть опасения, что в будущем ситуация в этом плане не станет лучше.
Основными европейскими стандартами, которые регламентируют заключение под стражу, являются:
1. Обоснованности подозрения в совершении преступления.
2. Разумности срока применения судом меры пресечения.
3. Риск уклонения лица от правосудия.
4. Опасность воспрепятствования производства по уголовному делу.
5. Опасность повторения преступлений.
Данные стандарты выработаны в результате почти 40 летней деятельности ЕСПЧ. Они нашли свое закрепление не только во множестве постановлений ЕСПЧ, но и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога", в нормах УПК РФ. Стоит также отметить нововведения в статьи 108 и 109 УПК РФ, которые позволят усилить контроль за обеспечением конституционных гарантий прав на свободу и личную неприкосновенность лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование.
Таким образом, можно сказать, что постановления, издаваемые ЕСПЧ, влияют на национальное законодательство, формируя в национальном законодательстве систему европейских правовых стандартов, регламентирующих меры пресечения, которые выработаны в результате многолетней практической деятельности ЕСПЧ. Из анализа постановлений мы можем проследить, что не всегда имеет место нарушение норм Конвенции. И национальные суды, хоть и редко, но все же соблюдают рекомендации ЕСПЧ и применяют их на практике.
Меры уголовно-процессуального принуждения представляют собой сложную систему инструментов, которая работает для того, чтобы обеспечить эффективное функционирования правосудия. Для этой цели они ограничивают права и свободы, которые гарантируются Конституцией Российской Федерации и другими правовыми актами. Поэтому требуют тщательной регламентации со стороны законодателя.
Основными мерами уголовно-процессуального принуждения
являются меры пресечения. Таковыми являются:
1) подписка о невыезде;
2) личное поручительство;
3) наблюдение командования воинской части;
4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
5) запрет определенных действий;
6) залог;
7) домашний арест;
8) заключение под стражу.
Именно, заключение под стражу является самой жесткой мерой пресечения, с точки зрения ограничения прав и свобод. И она же является самой часто-применяемой мерой пресечения. На практике это приводит к правонарушением прав и свобод со стороны органов государства в отношении лиц, к которым незаконно и необоснованно применяется заключение под стражу. При применении заключения под стражу, на современном этапе, можно выделить две основные проблемы.
1. Мера пресечения в виде заключения под стражу применяется с учетом тяжести преступления, хотя, как мы приводили в соответствующем параграфе, тяжесть совершенного преступления является лишь обстоятельством, которое учитывается при избрании меры пресечения и не является основанием для ее применения.
2. Проблема обоснованности совершения преступления, которая часто отождествляется судами как обоснованность обвинения.
С момента ратификации Конвенции Российской Федерацией, ЕСПЧ констатировал колоссальное количество нарушений, связанных с применением меры пресечения в виде заключения под стражу. В особенности, нарушения касались 5 статьи, которая регулирует право на свободу и личную неприкосновенность.
Российская Федерация, в настоящий момент, является лидером, по количеству жалоб, подаваемых в ЕСПЧ, но также в Российской Федерации не существует эффективного механизма реализации решений ЕСПЧ, а Постановление Конституционного Суда Российской Федерации "по делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», которое закрепляет положение о том, что не все решения ЕСПЧ подлежат исполнению, только в большей степени затруднило внедрение европейских правовых стандартов в российское законодательство. Есть опасения, что в будущем ситуация в этом плане не станет лучше.
Основными европейскими стандартами, которые регламентируют заключение под стражу, являются:
1. Обоснованности подозрения в совершении преступления.
2. Разумности срока применения судом меры пресечения.
3. Риск уклонения лица от правосудия.
4. Опасность воспрепятствования производства по уголовному делу.
5. Опасность повторения преступлений.
Данные стандарты выработаны в результате почти 40 летней деятельности ЕСПЧ. Они нашли свое закрепление не только во множестве постановлений ЕСПЧ, но и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога", в нормах УПК РФ. Стоит также отметить нововведения в статьи 108 и 109 УПК РФ, которые позволят усилить контроль за обеспечением конституционных гарантий прав на свободу и личную неприкосновенность лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование.
Таким образом, можно сказать, что постановления, издаваемые ЕСПЧ, влияют на национальное законодательство, формируя в национальном законодательстве систему европейских правовых стандартов, регламентирующих меры пресечения, которые выработаны в результате многолетней практической деятельности ЕСПЧ. Из анализа постановлений мы можем проследить, что не всегда имеет место нарушение норм Конвенции. И национальные суды, хоть и редко, но все же соблюдают рекомендации ЕСПЧ и применяют их на практике.
Подобные работы
- Доказывание при избрании мер пресечения, избираемых по решению следователя, на примере подписки о невыезде и личного поручительства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности ведения защиты несовершеннолетнего (Тюменский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2019 - Тактика проведения обыска
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2019 - Международные санкции и контрмеры: последствия для внешнеторговых контрактов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2025





