Введение 3
1. Теоретические основы обучения грамматической стороне речи 6
1.1. Понятие грамматики из истории обучения иностранным языкам 6
1.2. Цели и содержание обучения грамматической стороне речи 9
1.3. Подходы и методы введения грамматического материала 12
1.4. Визуализация грамматических структур 22
1.5. Классификация упражнений при формировании грамматических
навыков 27
Выводы по главе 1 30
2. Использование игр на уроке иностранного языка 32
2.1. Роль и место игр на уроке иностранного языка 32
2.2. Использование игр на разных этапах работы над грамматическим
материалом 34
2.3. Практическая часть: актуализация грамматических навыков и умений по
теме Perfekt в 5 классе 40
Выводы по главе 2 44
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложение А 51
Приложение Б 52
Приложение В 55
Приложение Г 57
Приложение Д 63
Приложение Е 67
Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции. И. Л. Бим рассматривает коммуникативную компетенцию как готовность и способность к осуществлению иноязычного общения в определенных программой пределах; воспитание, образование и развитие личности школьника посредством обучения иностранному языку. Согласно этому, обучающиеся должны владеть определенным словарным запасом и грамматическими структурами, чтобы строить связные высказывания; иметь способность использовать и преобразовывать языковые формы, согласно определенной ситуации общения; понимать и составлять связные высказывания во время общения; прибегать к стратегии общения, чтобы преодолеть трудности в общении; проявлять интерес к общению. Следовательно, владение языком включает в себя знание языкового материала: фонетики, лексики и грамматики [Бабинская, 2006, с. 55].
Грамматика (от греч. grammatike, от gramma - буква, написание) - это строй языка, то есть система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения [Азимов, Щукин, 2009, с. 50]. В обучении иностранному языку большое значение имеет формирование у обучающихся грамматических навыков и умений, потому что она способствует реализации коммуникативной компетенции, и в первую очередь помогает обучающимся грамотно выражать мысли в письменной и устной форме...
Выбранная тема является сегодня актуальной из-за сложностей, связанных с формированием грамматических навыков и умений на уроках иностранного языка.
В первой главе было раскрыто понятие «грамматика» как основа языкового общения, установлены цели и содержание обучения грамматике; выявлены подходы и методы работы с грамматическим материалом; классифицированы упражнения направленных на формирование грамматических навыков; раскрыты особенности формирования и совершенствования грамматических навыков и умений на уроках немецкого языка в 5 классе.
Во второй главе дано определение понятию «игра»; перечислены функции игровой деятельности; приведена классификация игр, направленных на развитие грамматических навыков на разных этапах работы над грамматическим материалом. В практической части был выявлен уровень владения грамматическими навыками и умениями учащимися 5 «Б» класса до применения игр в процессе обучения немецкому языку; разработана серия уроков направленных на актуализацию грамматической темы Perfekt на уроках немецкого языка в 5 классе, а также представлены результаты влияния применения игр при формировании грамматических навыков и умений в процессе обучения немецкому языку.
Для преодоления возникающих трудностей нами был разработана серия уроков, направленных на актуализацию грамматических знаний, с использованием игр и творческих заданий, которые позволяют:
1. Повысить уровень владения грамматическими навыками и умениями учащимися 5 класса;
2. Повысить уровень мотивации учащихся;
3. Сделать процесс изучения грамматики иностранного языка захватывающим и интересным.
Разработанная серия уроков прошла апробацию во время
педагогической практики и была положительно оценена (Приложение А).
Использование различных игр является необходимым в обучении грамматике, потому что они позволяют углубить понимание; выделить характерные признаки материала; обеспечить осознание формы, значения и употребления нового грамматического материала в процессе игры, с последующим выходом в речь.
В приложении к работе представлены планы уроков по актуализации грамматических навыков и умений с использованием игр. Данные уроки посвящены грамматической теме Perfekt и могут быть использованы на уроках немецкого языка в 5 классе общеобразовательной школы.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. (теория и практикаобучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009 - 448 с.
2. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: 1969. 279 с.
3. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: Учеб. пособие / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян, А.Ф. Будько, И.В. Чепик. 4-е изд., дополн. и перераб. Мн.: ТетраСистемс, 2006. 288 с.
4. Бим И. Л. Немецкий язык. Книга для учителя. 5 класс: пособие для общеобразоват. организаций / И. Л. Бим, Л. В. Садомова, О. В. Каплина. — 5¬е изд., доп. М. : Просве щение, 2015. — 110 с.
5. Бим И. Л. Основной иностранный язык [Электронный ресурс]. URL: http://www.prosv.ru/umk/deutsch-bim.html (дата обращения: 26.05.18).
6. Бим И.Л., Рыжова Л. И. Немецкий язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учкркждений/ под. общ. ред. И. Л. Бим; Мин-во общ. и проф. образования РФ, Моск. гос. М.: Просвещение, 2013. 240с.
7. Горохова Н. Э. Мультимедийная психология обучения иностранному языку: механизмы, проблемы, перспективы: монография. - СПб.: СПбГИЭУ, 2006. 154 с.
8. Горохова Н. Э. Опорные сигналы в обучении грамматике // Иностранные языки в школе. 2012. № 11. С.7-10.
9. Карпова Р.М. Опорные схемы для обучения немецкому языку // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 37-40.
10. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. Мн.: ТетраСистемс, 2011. -304 с.
11. Коптелова И. Е. Когнитивные грамматические игры // Иностранные языки в школе. 2018 № 4. С. 15-19
12. Кучерова Е., Энглер В., Волкова А. Spielgramm. Немецкая грамматика в играх. М.: АСТ, Восток-Запад, — 2007. — 160 с.
13. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И.Настольная книга преподавателя иностранного языка. 9-е изд., стереотип. Мн.: Вышэйшая школа, 2004. — 522 с.
14. Мильруд Р. П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1995. №5. C. 13 - 20.
15. Миньяр-Белоручев Р. К. О принципах обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1982 № 1. С. 42-47...30