ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
КВЕСТОВ 7
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста в
контексте предмета исследования 7
1.2. Исследовательские умения детей старшего дошкольного возраста: сущность,
структура и уровни развития 11
1.3. Дидактический потенциал образовательных квестов в развитии
исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста 17
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КВЕСТОВ «ЮНЫЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛИ» 23
2.1. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа опытно -
экспериментальной работы 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов формирующего этапа опытно -
экспериментальной работы 32
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытно -
экспериментальной работы 38
Выводы по главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Современное общество стремительно развивается и сегодня необходимо воспитывать ребенка, опираясь не только на педагогический опыт прошлых поколений, но и внедрять в образовательный процесс инновационные технологии, которые отвечают запросам современного общества. На сегодняшний день в дошкольной педагогике необходимо создать такие условия, которые позволят ребенку реализовать свою инициативу и удовлетворить потребность в познании окружающего мира в доступной интересной форме. Образовательный процесс сегодня должен выстраиваться так, чтобы ребенок выступал не объектом, а субъектом, который может и должен влиять на педагогическую деятельность и, в таком случае, образование будет иметь личностную ценность для ребенка. Для того, чтобы субъектная позиция ребенка стала возможной, необходимо развивать его исследовательские умения.
К сожалению, в современном обществе дети чаще увлекаются гаджетами (игровые консоли, смартфон, компьютер и т. д.) и детскому саду тяжело соперничать с такими конкурентами. В таких реалиях, современному воспитателю нужно уметь строить образовательный процесс так, чтобы заинтересовать ребенка. Педагогу необходимо использовать в своей деятельности не только традиционные методы и приемы, но и новейшие технологии, методики, приемы и средства. Помимо этого, нужно менять способ организации образовательной деятельности так, чтобы ребенок входил в такую деятельность как в игру, без отторжения. Одной из таких современных технологий является квест-технология, которая отвечает запросам современного общества.
Образовательные квесты соответствуют требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), в частности имеют достаточный ресурс для разностороннего развития ребенка: развивают индивидуальность дошкольника, его самостоятельность, инициативность и исследовательские умения. Это та самая современная технология, которая позволяет ребенку самостоятельно познавать окружающий предметный мир в результате своих собственных действий. Как следствие, ребенок выступает в роли субъекта образовательного процесса и познает мир практическим путем, который является значимым именно для него, в котором от его действий и решений зависит исход деятельности...
В первой главе раскрыты теоретические основания исследования проблемы развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредством образовательных квестов; выделены психологические особенности детей в контексте предмета исследования: у детей расширяются представления о предметном мире, явлениях живой и неживой природы, с которыми ребенок сталкивался непосредственно в своем опыте, а также активно развивается познавательная активность, для реализации которой необходимо развивать исследовательские умения; дети старшего дошкольного возраста испытывают потребность в самоутверждении и признании взрослыми их возможностей, таким образом, педагог должен создать такие условия, чтобы могли реализоваться потребности ребенка, а именно субъект-субъектные отношения.
Так же, анализ психолого-педагогической литературы позволил под исследовательскими умениями понимать способы выполнения совокупности операций по осуществлению интеллектуальных и эмпирических действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию (П.В. Середенко); состав исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста составляют следующие умения: определить проблему, задавать развернутые вопросы, формулировать гипотезу, апробировать эту гипотезу опытным путем, а также делать вывод в конце работы (А.И. Савенков). Организация образовательных квестов включает следующие этапы: диагностический, подготовительный, мотивационный, содержательный, аналитико-рефлексивный. Выделены три уровня развития исследовательских умений: высокий, средний и низкий.
В ходе проведенной опытно-экспериментальной работы доказано, что образовательный квест имеет достаточный дидактический потенциал для развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста, так как нацелен на развитие исследовательских умений детей, но при этом реализуется в игровой форме, которая является актуальной формой для детей дошкольного возраста. Квест позволяет ребенку чувствовать себя полноправным участником образовательного процесса, а не объектом.
Во второй главе осуществлен анализ и интерпретация результатов опытно¬экспериментальной работы по развитию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредством образовательных квестов «Юные исследователи». Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:
I этап: констатирующий этап. Цель этапа: определение первоначального уровня развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
II этап: формирующий этап. Цель этапа: на основе выделенных условий к организации процесса исследования, а также результатов констатирующего эксперимента разработать и реализовать образовательные квесты «Юные исследователи» в экспериментальной группе.
III этап: завершающий этап. Цель этапа: определить итоговый уровень развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента и сравнение полученных результатов в обеих группах.
В результате реализации образовательных квестов «Юные исследователи» участники экспериментальной группы показали более высокий уровень развития исследовательских умений: самостоятельно формулировали проблему, точнее выдвигали гипотезы, строили логичные предположения, чаще задавали развернутые вопросы, самостоятельно делали правильные выводы.
В контрольной группе процент детей с низким уровнем преобладает над процентом детей со средним и высоким уровнями. В экспериментальной группе наоборот процент детей с низким уровнем развития исследовательских умений имеет наименьший показатель. В экспериментальной группе процент детей со средним и высоким уровнями развития исследовательских умений выше, чем в контрольной группе.
Исходя из вышеизложенного, делаем вывод, что образовательные квесты действительно способствуют развитию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста и соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
1. Аксенова Т.А. Развитие дошкольника в познавательско- исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. Казань: Молодой учёный, 2016. № 12.6 (116.6). С. 1-6. URL: https://moluch.ru/archive/116/31981/ (дата обращения: 12.06.2023).
2. Александров Ю.И. Основы психофизиологии. М.: ИНФРА-М, 1997. 349 с.
3. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности: учебное пособие. Рязань: Издательство РГПУ, 1994. 120 с.
4. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005. 128 с.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.:
Академия, 2002. 337 с.
6. Бордовский В.А. Методы педагогических исследований
инновационных процессов в школе и вузе: учеб. метод. пособие. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 169 с.
7. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников. М.: Ювета, 2001. 280 с.
8. Вакулина Е.Г. Организация поисково -исследовательской деятельности детей дошкольного возраста // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VIII Междунар. науч. - практ. конф. (Чебоксары, 13 июня 2016 г.) / ред.кол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 3 (8). С. 298-300.
9. Венгер В.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Просвещение, 1986. 224 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Педагогика, 1991. 276 с.
11. Гавришова Е. Квест - игровая форма комплексного решения образовательных задач // Дошкольное воспитание. М., 2016. №5. С. 79-84.
12. Гуриненко Н.А. Планирование познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов: учеб. пособие для педагогов. СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2016. 64 с.
13. Деркунская В. А. Игровая образовательная деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2013. 368 с.
14. Деркунская В.А. Игры-эксперименты с дошкольниками: учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2012. 64 с.
15. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для детей 5-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 64 с...51