Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование изобразительных умений в декоративно-прикладном искусстве у подростков с ОВЗ с помощью техники «батик»

Работа №164091

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы115
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ В
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ У ПОДРОСТКОВ С ОВЗ ПРИ ПОМОЩИ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ.
1.1 Сущность и содержание понятий «умение», «изобразительное умение» в психолого-педагогической литературе 11
1.2. Особенности формирования изобразительных умений в
декоративно-прикладном искусстве у подростков с ОВЗ 16
1.3. Способы формирования изобразительных умений в декоративно- прикладном искусстве у подростков с ОВЗ с помощью техники «батик».. ..24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ У ПОДРОСТКОВ С ОВЗ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНИКИ «БАТИК».
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента по
выявлению актуального уровня изобразительных умений в декоративно-прикладном искусстве у подростков с ОВЗ с помощью техники «батик» 35
2.2. Занятия с применением образовательной программы «Открываю
мир» и методические рекомендации к ним, направленные на формирование изобразительных умений в ДПИ технике «батик» у подростков с ОВЗ 50
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию изобразительных умений в ДПИ технике «батик» у подростков
с ОВЗ 52
ВЫВОДЫ ВТОРОЙ ГЛАВЕ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 72

В настоящий момент перед всей системой образования остро стоит вопрос повышения качества знаний. Вследствие этого в педагогической теории и практике повысилось внимание к проблеме развития различных умений и навыков у обучающихся.
Особое значение в системе образования и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья имеют занятия изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства, на которых учащиеся занимаются творческой изобразительной деятельностью, тем самым формируя свои изобразительные умения и навыки. Такие занятия оказывают заметное развивающее действие на подростка с ОВЗ: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную сферу, развивают личностные качества. В процессе занятий изобразительной деятельностью у подростка развиваются наблюдательность, художественный вкус, творческие способности, а также развиваются двигательные возможности. Благодаря практической
составляющей занятий изобразительные умения учащегося становятся устойчивее, а восприятие тоньше.
Занятия декоративно-прикладным искусством способствуют формированию эстетических чувств и эстетического восприятия окружающего мира. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей
и дарования детей - на кончике их пальцев. Чем больше уверенности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок [30, 52 с.].
Наблюдая за процессом художественного творчества детей, можно отметить, что они испытывают большие затруднения в создании изображений, если у них отсутствуют изобразительные умения. А когда они не могут изобразить, то могут отказаться от рисования вообще.
Занимаясь различными видами декоративно-прикладного творчества, у подростков раскрывается больше возможностей для познания окружающего мира и всего в целом, а также самого себя. Слова К.Д. Ушинского не теряют своей актуальности: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» [33, с.231]. К.Д. Ушинским была разработана психолого-педагогическая теория умений и навыков в обучении на основе учета возрастных и психических особенностей детей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Магистерская диссертационная работа рассматривает в своем содержании теоретические основы формирования изобразительных умений в декоративно-прикладном искусстве у подростков с ОВЗ с помощью техники «батик», констатирующий и контрольный эксперименты, а также разработку формирующего эксперимента.
Целью научного исследования являлось: определить способы
формирования изобразительных умений в декоративно-прикладном искусстве у подростков с ОВЗ с помощью техники «батик».
В диссертации представлено: теоретическое обоснование значения изобразительных понятий «умение» и «изобразительное умение»; выявлены особенности формирования изобразительных умений в декоративно- прикладном искусстве у подростков с ОВЗ.
Изучены способы формирования изобразительных умений в декоративно-прикладном искусстве у подростков с ОВЗ с помощью техники «батик».
Проанализировав научную литературу и сделав теоретический обзор проблемы формирования изобразительных навыков в декоративно- прикладном искусстве у подростков с ОВЗ с помощью техники «батик» нами были выбраны следующие критерии:
1. Знание о декоративно-прикладном искусстве.
2. Умение применять изобразительные умения в ДПИ.
3. Владение изобразительными умениями в ДПИ технике «батик».
К выбранным критериям нами были подобраны методы.
Разработана образовательная программа по формированию изобразительных умений в декоративно-прикладном искусстве у подростков с ОВЗ с помощью техники «батик». Это позволило нам расширить научные знания о предмете исследования, а именно, определить диагностический инструмент исследования, обосновать, разработать педагогические технологии, выбрать методы, способы их реализации в процессе экспериментальной работы и доказать их актуальность.
Отличительная особенность программы заключается в том, что она дает возможность обучения традиционными и нетрадиционными арт-техниками изобразительной деятельности и ДПИ техники «батик», интегрированными между собой. Работе на ткани предшествует аналогичная работа на бумаге. Такой подход позволяет найти для каждого подростка с ОВЗ доступный вид творческой деятельности и позволяет поддерживать интерес подростков с ОВЗ к декоративно-прикладному искусству.
Программа составлена с учетом коррекционных принципов обучения:
- включение подростков не только в воспроизводящую, а и преобразующую деятельность, которая дает возможность личностного самовыражения;
- сочетание индивидуальности и коллективных форм работы, что содействует социальной адаптации подростков с ОВЗ;
- подбор учебного материала, доступного для усвоения и интересного для учеников;
- систематичность и последовательность усложнения материала;
- использование наглядного материала (альбомы по искусству, рисунки, репродукции, фотографии) и образцов изделий выполненных в различных техниках «батика» и ручной росписи (платки, шарфы, панно, салфетки);
- опора на эмоционально-чувственную сферу, когда подбор учебного
материала особенно значим для детей и положительно влияет на их психику и настроение. .
Положительные результаты, полученные в ходе исследования, позволяют считать проведенное нами исследование результативным, задачи выполнены, получены новые знания и изобразительные умения в исследуемом процессе, которые нашли отражение в теоретической и значимости исследования. Гипотеза исследования доказана.



1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - с. 368.
2. Баркан Анна «О чем говорят рисунки детей» Руководство для родителей и педагогов. Эрна, 2014. - с. 208.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе /Ю.К. Бабанский - М.: Акад.пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. URL: http://www.elib.gnpbu.ru/text/babanskiy izbrannye-pedagogicheskie-trudy 1989/ (дата обращения: 9.14.2018).
4. Буянов М.И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам / М.И. Буянов. - М.: Педагогика, 1971. - с. 349.
5. Бутенко С.В. «Арт-терапия: разнообразие методов и техник индивидуальной и групповой работы» учебное пособие / КГПУ им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - с. 146.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - с. 96.
7. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2009. - с. 160.
8. Давыдов В.И. Педагогическая психология/Под ред. В.И.Давыдова - М.:Педагогика,1991. - с. 480.
9. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова - Балашов: Николаев, 2002. - с. 80.
10. Ихсанова С. В. Арттерапия и музыкотерапия в системе психологопедагогической коррекции дошкольников с аутистическим спектром нарушений // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - URL: https://www.moluch.ru/conf/ped/archive/22/2120/ (дата обращения: 14.08.2019).
11. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» для занятий с детьми 2-7 лет/Т.С. Комарова - Москва: Издательство Мозаика- Синтез, 2008. - с. 168.
12. Коджаспирова Г.М., Умения /Г.М. Коджаспарова,
А.Ю. Коджаспаров //Словарь по педагогике. - М.: Март, 2005. - с. 448.
13. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. — М.: Просвещение, 1977. URL: http: //www. pedlib.ru/Books/5/0035/5_003562.shtml#book_page_top (дата обращения: 14.09.2019).
14. Кошаев В. Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития: Серия Изобразительное искусство: М.- Издательство: Владос, 2014. - с. 272.
15. Копытин А.И., Свитовская Е.Е. «Арт - терапия детей и подростков». М.: Когито - Центр, 2014. - с. 206...42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ