Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

Работа №164088

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы99
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР 8
1.1. Общение и взаимоотношения детей дошкольного возраста в
педагогических исследованиях 8
1.2. Специфика взаимоотношений детей 4-5 лет со сверстниками 12
1.3. Театрализованные игры как средство формирования доброжелательного взаимоотношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста ... 16
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Результаты исследования взаимоотношений детей среднего дошкольного
возраста со сверстниками в группе дошкольной образовательной организации 34
2.3. Система педагогической работы по формированию доброжелательных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста со сверстниками в
группе дошкольной образовательной организации посредством театрализованных игр 39
2.4. Анализ проведенной работы 39
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65


Дошкольный возраст - это важный период в жизни ребенка, с точки зрения современной дошкольной педагогики. Перед специалистами стоит проблема поиска действенных средств создания доброжелательных отношений детей, которые определяют их поведение в группе ровесников. Эта проблема затрагивает приоритетное направление деятельности дошкольной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования - социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста [57].
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одной из общего перечня задач, выступает задача развития социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания, навыков
доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Проблемой формирования доброжелательных отношений
дошкольников занимались Л.В. Артемова Т.Н. Бабаева, Т.И. Ерофеева, Т.Л. Коротаева и др. Авторы рассматривают доброжелательность как склонность к проявлению теплоты чувств, гибкости в контактах, коммуникабельности, способности к пониманию других людей.
Взаимоотношения детей четырех-пяти лет И.О. Карелина определяет, как «определенную форму общения, имеющую моральную направленность, регулируемую доступными для ребенка нормами поведения» [5].
На основании таких отношений формируется избирательная дружба между отдельными детьми группы. Дети начинают испытывать интерес к деятельности конкретных детей, чаще отдают им предпочтение в игре, способны проявлять такие чувства как сочувствие, отзывчивость и взаимопомощь. Дело в том, что дошкольники в детском саду начинают впервые выделять среди других детей тех, кто ближе им по способу действий, темпераменту, способны пояснить причину своего выбора, но мотивировка выбора носит неосновательный характер. В возрасте четырех¬пяти лет появляются первоначально-стабильные связи дошкольников, появляются они чаще всего в предпочтениях в играх и забавах.
Задача формирования доброжелательных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста со сверстниками может быть реализована различными способами - но чаще всего она реализуется в комплексе с множеством методов, и средств, одним из которых может быть театрализованная игра, которая по своей внутренней сущности совпадает с ведущей деятельностью дошкольников [12].
Театрализованная игра играет большую роль в становлении всей сферы социальных отношений со сверстниками. Значительный вклад в изучение роли театрализованной игры в развитии дружеских взаимоотношений дошкольников внесли Н.В. Бариленко, Т.И. Петрова [3; 14]. По мнению Т.И. Петровой, театрализованная игра - это «представление, где в лицах разыгрывается то или иное литературное произведение, с помощью определенных выразительных средств (интонация, мимика, жесты) воссоздаются художественные образы» [14]. Театрализованная игра способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, помогает понять мотивацию персонажей, степень их участия в представленных событиях. Указанный вид деятельности является превалирующим средством развития у детей эмпатии, способности распознавать эмоциональное состояние другого по мимике, жестам, умения ставить себя на место другого человека, находить социально положительные способы общения и взаимодействия...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность проблемы, формирования доброжелательных взаимоотношений дошкольников в детском коллективе подтверждается исследованиями современных ученых: Л.В. Артемовой Т.Н. Бабаевой, Т.И. Ерофеевой, Т.Л. Коротаевой и др. и опытом педагогической практики.
Эффективность формирования доброжелательных взаимоотношений детей определяется выбором педагогических средств. Одним из таких важнейших средств является театрализованная игра (Н.В. Бариленко, Т.И. Петрова и др.).
В то же время недостаточно внимания в научных исследованиях уделяется изучению возможностей театрализованных игр в формировании доброжелательных взаимоотношений в детском коллективе, в обеспечении психологически комфортной атмосферы в группе дошкольной образовательной организации.
В процессе исследования были решены следующие задачи: изучена проблема формирования доброжелательных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста со сверстниками в группе дошкольной образовательной организации посредством театрализованных игр в педагогической литературе; эмпирическим путем выявлены особенности взаимоотношений детей; организована система педагогических мероприятий на основе использования театрализованных игр, направленных на формирование доброжелательных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста со сверстниками в группе дошкольной образовательной организации; изучена эффективность проведенной работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования - театрализованные игры являются эффективным средством формирования доброжелательных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста со сверстниками в группе дошкольной образовательной организации посредством театрализованных игр, если:
- в группе создана предметно-развивающая среда, способствующая включению детей театрализованные игры;
- содержание подобранных театрализованных игр предполагает общение и взаимодействие детей с друг другом;
- в указанную систему работы включены родители.
Анализ результатов констатирующего этапа диагностики детей показал недостаточный уровень сформированности доброжелательного отношения у детей четырех-пяти лет к ровесникам.
Мы разработали систему педагогической работы, направленную на формирование доброжелательного отношения со сверстниками детей среднего дошкольного возраста в группе дошкольной образовательной организации посредством театрализованных игр. Главными была включенность субъектов образовательного процесса (дошкольников, педагогов, родителей) в совместную деятельность, в которой предметом внимания ребенка является сверстник, и ребенок имеет возможность проявить доброжелательное отношение к другим детям, а в группе создана предметно-развивающая среда, способствующая включению детей театрализованные игры.
Контрольный этап диагностики показал положительную динамику уровня сформированности доброжелательных отношений детей среднего дошкольного возраста со сверстниками после проведения формирующего эксперимента.
Таким образом, задачи нашего научного исследования решены в полном объеме, цель достигнута, гипотеза нашла свое практическое подтверждение.



1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2008. 431 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для студ. Вузов. М.: Академия, 1999. 672 с.
3. Акулова О.А. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4 С. 57-64.
4. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. М.: Юрайт, 2020.196 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 290 с.
6. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 2015. 301 с.
7. Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности // Вопросы психологии. 2008. № 4 С. 34
8. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства М.: Юрайт, 2020. 171 с.
9. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 122.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
11. Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников М.: Просвещение, 1989. 96 с.
12. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия // Ред-сост Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. М.: Мозаика-Синтез,
2014. 554 с.
13. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова / под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 2009. 174 с.
14. Ворошнина Л.В. Условия совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию: монография. Пермь, 2011. 166 с.
15. Выготский Л.С. Психология. СПб.: ЭКСМО - ПРЕСС, 2015. 1008 с...66


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ