Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Способы выражения образа автора в повести И.С. Шмелева «Неупиваемая Чаша»

Работа №164085

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы121
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Введение стр.5
2. Глава I: Проблемы изучения образа автора в современной
лингвистике стр.8
• §1 Филологический анализ как один из способов анализа
текста стр.8
• §1.1 Предмет и задачи филологического анализа
текста стр.8
• §1.2 Методы филологического анализа текста стр.10
• §1.3 Понятие текста стр. 12
• §2 Проблемы изучения образа автора в современной
лингвистике стр.15
• §2.1 Текст как единство неязыкового содержания и его
языкового выражения стр.15
• §2.2 Тема и содержание текста стр.16
• §3 Проблема изучения образа автора стр.17
• §3.1 Образ автора и «авторское я». Роль композиции в
организации текста стр.18
• §3.2 Виды авторского повествования стр.20
• §3.3 Приемы субъективации авторского повествования..стр.23
• §3.4. Присоединительные конструкции стр.25
• §4 Словесные ряды как способ филологического анализа
текста стр.27
• §4.1 Понятие словесного ряда стр.27
• §4.2 Соотношение словесного ряда с композицией стр.33
3. Глава II: Особенности отражения образа автора в повести
И.С.Шмелева «Неупиваемая Чаша» стр.36
• §1Особенности композиционной организации текста... стр.36
• §1.1 Изобразительные приемы стр.36
• §2 Речевые приемы субъективации авторского
повествования стр.41
• §2.1 Лексика, как средство субъективации авторского
повествования стр.41
• §2.2 Перемещение точки зрения с помощью речевых
приемов стр.46
• §3 Конструктивные приемы субъективации авторского
повествования стр.67
• §3.1 Использование приема монтажа в композиционной
организации текста стр.67
• §4 Словесные ряды в повести И.С.Шмелева «Неупиваемая
Чаша» стр.72
• §4.1 Словесный образ Ильи Шаронова стр.72
• §4.2 Словесный ряд, определяющий образ радости стр.79
• §4.3 Словесный ряд, определяющий образ Анастасии
Ляпуновой стр .82
• §4.4 Словесный ряд, определяющий образ «Свое-Чужое» стр.88
• §4.5 Словесный ряд, определяющий образ иконы
«Неупиваемая Чаша» стр.91
• §4.6 Словесный ряд, определяющий образ «Прошлое-
Настоящее» стр.93
4. Глава III: Филологический анализ художественного текста на уроках русского языка и литературы в старших классах общеобразовательной школы на примере анализа повести И.С.Шмелева «Неупиваемая Чаша» стр. 98
• §1 Методические рекомендации стр.98
• §1.1 Интегрированный урок филологического анализа
художественного текста на уроках русского языка и литературы на примере анализа повести И.С.Шмелева «Неупиваемая Чаша». Художественные и нравственные аспекты повести И.С.Шмелева «Неупиваемая Чаша» стр.101
5. Заключение стр.109
6. Библиография стр.111

Актуальность работы обусловлена необходимостью комплексного семантико-стилистического анализа художественного текста повести И.С.Шмелева «Неупиваемая Чаша». Поскольку И.С.Шмелев один из ярких представителей «возвращенной литературы» ХХ века, и его произведения мало изучены. В связи с этим, мы считаем необходимым рассмотреть способы выражения образа автора в повести И.С.Шмелева «Неупиваемая Чаша», что позволит увидеть особенности композиционных построений текста и способов развертывания словесных рядов.
Цель работы: исследование способов выражения образа автора в повести И.С.Шмелева «Неупиваемая Чаша».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• Рассмотреть историю вопроса, связанную с проблемой филологического анализа текста и проблемой образа автора
• Раскрыть особенности отражения образа автора в рамках композиционной организации текста.
• Проанализировать основные приемы субъективации авторского повествования в повести И.С.Шмелева «Неупиваемая Чаша»
• Рассмотреть особенности построения словесных рядов в повести.
Методы исследования. В данной работе применяются описательный метод, основанный на наблюдении над структурой текста, прием сплошной выборки, семантико-стилистический метод, а также метод филологического анализа текста.
Объект исследования - язык в повести И.С.Шмелева «Неупиваемая Чаша».
Предметом исследования является рассмотрение языковых построений, лежащих в основе структуры образа автора в повести И.С.Шмелева «Неупиваемая Чаша».
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении языковых приемов, формирующих образ автора в повести И.С. Шмелева «Неупиваемая Чаша», а также попытке рассмотрения основных словесных рядов, определяющих семантико-стилистические особенности
рассматриваемого текста.
Источник исследования: Задачи, поставленные в работе, решались на материале повести И.С.Шмелева «Неупиваемая Чаша».
Практическая ценность работы. Материалы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы на уроках русского языка и литературы, а также на факультативных занятиях, в рамках спецкурсов.
Структура работы:
Работа состоит из трех глав, первая из которых представляет собой теоретическую часть, в которой рассматриваются предмет и задачи филологического анализа текста, обозначаются проблемы изучения образа автора в современной лингвистике, рассматриваются проблемы изучения образа автора. Во второй главе представлен анализ текста, рассматриваются основные приемы отражения образа автора в повести И.С.Шмелева «Неупиваемая Чаша» 3 глава - методическая, в ней
представлена разработка урока филологического анализа
художественного текста на примере анализа повести И.С.Шмелева «Неупиваемая Чаша». Работа завершается заключением и списком изученной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в филологическом анализе текста образ автора
понимается как «не простой субъект речи», а «концентрированное
воплощение сути произведения». Образ автора представляет собой, по
сути, обобщенный образ творчества, творческого начала личности, но не
конкретного лица. Эта точка зрения отражена в работах таких лингвистов,
как Горшков А.И, Болотнова Н.С. и Николина Н.А.
Проанализировав основные приемы субъективации авторского
повествования в повести И.С.Шмелева «Неупиваемая Чаша», мы пришли к
следующим выводам:
114
1. Позиция автора достаточно ярко представлена во Введении, когда
повествование ведется от 3-го лица.
2. Перемещение точки зрения происходит при смене рассказчика, когда
повествование ведется от имени Ильи, Арефия и других персонажей
повести. Образ автора возникает тогда, когда необходима общая
точка зрения, взгляд со стороны. Как правило, построение текста
такого плана наблюдается в основной части повести.
3. Субъективация авторского повествования происходит за счет
использования таких приемов как: перемещение точки зрения, прием
монтажа.
4. Способы выражения образа автора различны: на лексическом уровне
это достигается за счет использования просторечных слов,
фонетических вариантов; на синтаксическом уровне - при
использовании присоединительных конструкций.
5. Достаточно широко автор использует прием монтажа, который
строится в полном соответствии со взглядом персонажа и отражает
позицию персонажа и его действия. Наблюдается при смене
действий, если прием выражен глаголами, и при смене «картинок»,
если выражен существительными.
6. Образные средства в пределах текста образуют своеобразную
систему. Особенности развертывания словесного ряда связывается:
а) с множественностью образных соответствий при одном предмете
речи;
115
б) с повтором одного и того же словесного образа или с
варьированием образных средств с тождественными компонентами
семантики при изображении одного предмета речи;
в) с изображением разных реалий при помощи сходных по значению
образных средств или их повторов.
Любой образ в повести входит в группу близких ему по значению
образов и развивает общий для них смысл. Образные средства вступают в
тексте в отношения со-и противопоставления.
В связи с употреблением в одном тексте различных способов выражения
образа автора, возникает эффект многоголосия, совмещения ряда точек
видения.


1. Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. Секреты стилистики. М.: Айрис, 1996г.
2. 7. В.И.Даль. Толковый словарь. М., 1998г.
3. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1997г.
4. Г.Н.Скляревская. Толковый словарь русского языка конца XX века. С.-П.: Фолио-Пресс, 2002г.
5. Н.М.Шанский, В.В.Иванов, Т.В.Шанская. Краткий этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1971г.
6. О.И.Федотов. Как научить детей понимать поэтику художественного произведения. М.: Чистые пруды, 2005г.
7. В.В.Агеносов. Литература русского зарубежья. 11 класс. Элективные курсы. М.: Дрофа, 2007г.
8. Е.А.Зинина. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста 10-11 классы. Элективные курсы. М.: Дрофа, 2007г.
9. Шмелев И.С. Неупиваемая Чаша. М., 1960г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ