Введение 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Современные представления о детском церебральном
параличе 6
1.2. Особенности речевого развития детей с церебральным
параличом 10
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ДИЗАРТРИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ
2.1. Организация исследования детей дошкольного возраста с
церебральным параличом 15
2.2. Результаты исследования 25
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ
ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
3.1. Организация и содержание логопедической работы 31
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Детский церебральный паралич (ДЦП) объединяет группу неврологических расстройств, возникших в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. Данная патология занимает одно из ведущих мест в структуре заболеваемости нервной системы у детей. Эта патология трудно поддается коррекции и нередко служит причиной тяжелой инвалидности [25].
В течение последних 40 лет во всем мире увеличивается численность детей, родившихся с диагнозом ДЦП. Эта патология стала одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом [9].
По данным Министерства Здравоохранения и Социального Развития РФ по состоянию на конец 2020 года в стране зарегистрировано 71429 детей с диагнозом Детский церебральный паралич в возрасте до 14 лет и 13655 детей от 15 до 17 лет с аналогичным диагнозом. По сравнению с 2010 годом количество детей с диагнозом «Детский церебральный паралич» в 2015 году возросло на 6,9%. А в 2020 году эта цифра увеличилась еще на 1500 человек [22].
У многих детей с церебральным параличом отмечаются те или иные нарушения речи, такие как полное отсутствие речи, искаженное ее формирование, своебразие речи, которое обусловлено заболеванием. Они затрудняют общение этих детей с окружающими и отрицательно сказываются на всем их развитии. При детском церебральном параличе прослеживается взаимосвязь между двигательными и речевыми нарушениями. Так же возможно негативное влияние речевых расстройств на характер и поведение ребенка.
Формирование речи у детей с церебральным параличом должно сочетаться с лечением, реабилитационными мероприятиями и специальным образованием, которое включает в себя коррекцию психофизического и личностного развития ребенка. Для коррекции психических функций при детском церебральном параличе самым благоприятным возрастом является дошкольный возраст. Однако диагностика и коррекция речевых нарушений у детей этой же возрастной группы с церебральным параличом имеют определенные трудности в связи со сложностью данного заболевания [16].
Тема исследования актуальна тем, что для детей с детским церебральным параличом должен быть организован эффективный коррекционно-развивающий процесс, для чего обязательно нужно учитывать их двигательный дефект. Разработка средств для этого всегда была неотъемлемой частью изучения этой стороны логопедического воздействия. Большой вклад в разработку подобных средств в логопедии внесли Р.Л. Бабушкина, Л.С. Волкова, М.Ю. Гоголева, Т.Б. Филичева, Э. Килинска-Эвертовска, О.М. Кисляков и др...
Проблема, рассматриваемая в данной работе, является актуальной на данный момент. К сожалению, число детей с диагнозом ДЦП растет. Анализ теоретических источников раскрыл полную картину о ДЦП, его классификации и клинических проявлениях, а так же о речевых нарушениях, которые сопутствуют этой неврологической патологии.
Анализ литературы показал, что речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни.
Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Поэтому проблемы развития речи у дошкольников обязательно нужно решать до достижения детьми младшего школьного возраста. Особенно это касается детей с детским церебральным параличом, потому что их двигательный дефект накладывает негативный отпечаток на их психическое развитие.
Было проведено экспериментальное обследование речевого развития детей дошкольного возраста. В нем принимали участие дети с ДЦП и дизартрическими нарушениями.
В обследовании были использованы различные методики: Трубниковой Н.М., Чиркиной Г.В., Волковой Г.А.
Обследование проводилось по следующим направлениям:
• обследование анатомического строения артикуляционного аппарата;
• обследование состояние мимической мускулатуры в покое и в динамике;
• обследование моторики артикуляционного аппарата;
• обследование звукопроизношения;
• обследование речевого дыхания;
• обследование фонематического анализа и синтеза.
Была выявлена специфика развития речи у детей дошкольного возраста с ДЦП. В ходе анализа результатов обследования было установлено, что все задания дети выполняли в основном на среднем и низком уровне. Было выявлено, что степень выраженности дизартрии не зависит от количества нарушенных компонентов речевой функциональной системы.
Коррекционно-педагогическая работа велась с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей данной группы и по возможности включалась во все сферы жизни ребенка. В ходе нее мы старались комплексно воздействовать на все компоненты речи.
Составленный нами методический комплекс коррекции речи у детей с ДЦП был разработан с учетом основных принципов и методов. Игры и упражнения мы использовали для развития подвижности и переключаемости органов артикуляции, слоговой структуры слова, фонематического слуха, в качестве физкультминутки использовались пальчиковые игры, расслабляющий пальчиковый самомассаж лица, шейно-воротниковой зоны и маршировка с музыкальным сопровождением и без него...
1. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период / Е.Ф. Архипова. - М.: Педагогика, 1989. - 345 с.
2. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. - Киев, 1988. - 239 с.
3. Бадалян, Л.О. Детская неврология / Л.О. Бадалян - М.: Медицина, 1984. - 576 с.
4. Беляков, А.В. К вопросу диагностики, профилактики и коррекции дизартрии у детей / А.В. Беляков, Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. - М.: Просвещение, 2008. - С. 65-69.
5. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / А.Е. Белая, В.И. Мирясова. - М.: АСТ, 2000. - 48 с.
6. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С.Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.
7. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей / Г.А. Волкова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. - с. 94.
8. Волкова, Г.Л. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. - СПб.: Книгоиздательство «Сайма», 1993 - 78 с.
9. Винарская, Е.Н., Дизартрия и ее топикодиагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов. - Ташкент, 1973. - 182 с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. [Электронный ресурс] Режим доступа: - https: //vk.com/wall204499715 5 5
11. Гуровец, Г.В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии / Г.В. Гуровец, С.Н. Маевская. // Вопросы логопедии. - М., 1978. - 81 с.
12. Данилова, Л.А.Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом / Л.А. Данилова. - Л.: Медицина, 2007. - 132 с.
13. Дедюхина, Г.В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом / Г.В. Дедюхина, Т.А. Яньшина, Л.Д. Могучая. - М.: ГНОМ и Д, 2000. - 32 с.
14. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. [Электронный ресурс] Режим доступа: - https://search.rsl.ru/ru/record/01006194560
15. Дьякова, Е.А. Логопедический массаж. Учебное пособие для студентов высш. уч. заведений. 2-е изд. испр. / Е.А. Дьякова. - М.: Академия, 2005. - 96 с...37