СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
|
Введение 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Современные представления о детском церебральном
параличе 6
1.2. Особенности речевого развития детей с церебральным
параличом 10
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ДИЗАРТРИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ
2.1. Организация исследования детей дошкольного возраста с
церебральным параличом 15
2.2. Результаты исследования 25
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ
ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
3.1. Организация и содержание логопедической работы 31
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Современные представления о детском церебральном
параличе 6
1.2. Особенности речевого развития детей с церебральным
параличом 10
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ДИЗАРТРИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ
2.1. Организация исследования детей дошкольного возраста с
церебральным параличом 15
2.2. Результаты исследования 25
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ
ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
3.1. Организация и содержание логопедической работы 31
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Детский церебральный паралич (ДЦП) объединяет группу неврологических расстройств, возникших в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. Данная патология занимает одно из ведущих мест в структуре заболеваемости нервной системы у детей. Эта патология трудно поддается коррекции и нередко служит причиной тяжелой инвалидности [25].
В течение последних 40 лет во всем мире увеличивается численность детей, родившихся с диагнозом ДЦП. Эта патология стала одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом [9].
По данным Министерства Здравоохранения и Социального Развития РФ по состоянию на конец 2020 года в стране зарегистрировано 71429 детей с диагнозом Детский церебральный паралич в возрасте до 14 лет и 13655 детей от 15 до 17 лет с аналогичным диагнозом. По сравнению с 2010 годом количество детей с диагнозом «Детский церебральный паралич» в 2015 году возросло на 6,9%. А в 2020 году эта цифра увеличилась еще на 1500 человек [22].
У многих детей с церебральным параличом отмечаются те или иные нарушения речи, такие как полное отсутствие речи, искаженное ее формирование, своебразие речи, которое обусловлено заболеванием. Они затрудняют общение этих детей с окружающими и отрицательно сказываются на всем их развитии. При детском церебральном параличе прослеживается взаимосвязь между двигательными и речевыми нарушениями. Так же возможно негативное влияние речевых расстройств на характер и поведение ребенка.
Формирование речи у детей с церебральным параличом должно сочетаться с лечением, реабилитационными мероприятиями и специальным образованием, которое включает в себя коррекцию психофизического и личностного развития ребенка. Для коррекции психических функций при детском церебральном параличе самым благоприятным возрастом является дошкольный возраст. Однако диагностика и коррекция речевых нарушений у детей этой же возрастной группы с церебральным параличом имеют определенные трудности в связи со сложностью данного заболевания [16].
Тема исследования актуальна тем, что для детей с детским церебральным параличом должен быть организован эффективный коррекционно-развивающий процесс, для чего обязательно нужно учитывать их двигательный дефект. Разработка средств для этого всегда была неотъемлемой частью изучения этой стороны логопедического воздействия. Большой вклад в разработку подобных средств в логопедии внесли Р.Л. Бабушкина, Л.С. Волкова, М.Ю. Гоголева, Т.Б. Филичева, Э. Килинска-Эвертовска, О.М. Кисляков и др...
В течение последних 40 лет во всем мире увеличивается численность детей, родившихся с диагнозом ДЦП. Эта патология стала одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом [9].
По данным Министерства Здравоохранения и Социального Развития РФ по состоянию на конец 2020 года в стране зарегистрировано 71429 детей с диагнозом Детский церебральный паралич в возрасте до 14 лет и 13655 детей от 15 до 17 лет с аналогичным диагнозом. По сравнению с 2010 годом количество детей с диагнозом «Детский церебральный паралич» в 2015 году возросло на 6,9%. А в 2020 году эта цифра увеличилась еще на 1500 человек [22].
У многих детей с церебральным параличом отмечаются те или иные нарушения речи, такие как полное отсутствие речи, искаженное ее формирование, своебразие речи, которое обусловлено заболеванием. Они затрудняют общение этих детей с окружающими и отрицательно сказываются на всем их развитии. При детском церебральном параличе прослеживается взаимосвязь между двигательными и речевыми нарушениями. Так же возможно негативное влияние речевых расстройств на характер и поведение ребенка.
Формирование речи у детей с церебральным параличом должно сочетаться с лечением, реабилитационными мероприятиями и специальным образованием, которое включает в себя коррекцию психофизического и личностного развития ребенка. Для коррекции психических функций при детском церебральном параличе самым благоприятным возрастом является дошкольный возраст. Однако диагностика и коррекция речевых нарушений у детей этой же возрастной группы с церебральным параличом имеют определенные трудности в связи со сложностью данного заболевания [16].
Тема исследования актуальна тем, что для детей с детским церебральным параличом должен быть организован эффективный коррекционно-развивающий процесс, для чего обязательно нужно учитывать их двигательный дефект. Разработка средств для этого всегда была неотъемлемой частью изучения этой стороны логопедического воздействия. Большой вклад в разработку подобных средств в логопедии внесли Р.Л. Бабушкина, Л.С. Волкова, М.Ю. Гоголева, Т.Б. Филичева, Э. Килинска-Эвертовска, О.М. Кисляков и др...
Проблема, рассматриваемая в данной работе, является актуальной на данный момент. К сожалению, число детей с диагнозом ДЦП растет. Анализ теоретических источников раскрыл полную картину о ДЦП, его классификации и клинических проявлениях, а так же о речевых нарушениях, которые сопутствуют этой неврологической патологии.
Анализ литературы показал, что речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни.
Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Поэтому проблемы развития речи у дошкольников обязательно нужно решать до достижения детьми младшего школьного возраста. Особенно это касается детей с детским церебральным параличом, потому что их двигательный дефект накладывает негативный отпечаток на их психическое развитие.
Было проведено экспериментальное обследование речевого развития детей дошкольного возраста. В нем принимали участие дети с ДЦП и дизартрическими нарушениями.
В обследовании были использованы различные методики: Трубниковой Н.М., Чиркиной Г.В., Волковой Г.А.
Обследование проводилось по следующим направлениям:
• обследование анатомического строения артикуляционного аппарата;
• обследование состояние мимической мускулатуры в покое и в динамике;
• обследование моторики артикуляционного аппарата;
• обследование звукопроизношения;
• обследование речевого дыхания;
• обследование фонематического анализа и синтеза.
Была выявлена специфика развития речи у детей дошкольного возраста с ДЦП. В ходе анализа результатов обследования было установлено, что все задания дети выполняли в основном на среднем и низком уровне. Было выявлено, что степень выраженности дизартрии не зависит от количества нарушенных компонентов речевой функциональной системы.
Коррекционно-педагогическая работа велась с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей данной группы и по возможности включалась во все сферы жизни ребенка. В ходе нее мы старались комплексно воздействовать на все компоненты речи.
Составленный нами методический комплекс коррекции речи у детей с ДЦП был разработан с учетом основных принципов и методов. Игры и упражнения мы использовали для развития подвижности и переключаемости органов артикуляции, слоговой структуры слова, фонематического слуха, в качестве физкультминутки использовались пальчиковые игры, расслабляющий пальчиковый самомассаж лица, шейно-воротниковой зоны и маршировка с музыкальным сопровождением и без него...
Анализ литературы показал, что речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни.
Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Поэтому проблемы развития речи у дошкольников обязательно нужно решать до достижения детьми младшего школьного возраста. Особенно это касается детей с детским церебральным параличом, потому что их двигательный дефект накладывает негативный отпечаток на их психическое развитие.
Было проведено экспериментальное обследование речевого развития детей дошкольного возраста. В нем принимали участие дети с ДЦП и дизартрическими нарушениями.
В обследовании были использованы различные методики: Трубниковой Н.М., Чиркиной Г.В., Волковой Г.А.
Обследование проводилось по следующим направлениям:
• обследование анатомического строения артикуляционного аппарата;
• обследование состояние мимической мускулатуры в покое и в динамике;
• обследование моторики артикуляционного аппарата;
• обследование звукопроизношения;
• обследование речевого дыхания;
• обследование фонематического анализа и синтеза.
Была выявлена специфика развития речи у детей дошкольного возраста с ДЦП. В ходе анализа результатов обследования было установлено, что все задания дети выполняли в основном на среднем и низком уровне. Было выявлено, что степень выраженности дизартрии не зависит от количества нарушенных компонентов речевой функциональной системы.
Коррекционно-педагогическая работа велась с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей данной группы и по возможности включалась во все сферы жизни ребенка. В ходе нее мы старались комплексно воздействовать на все компоненты речи.
Составленный нами методический комплекс коррекции речи у детей с ДЦП был разработан с учетом основных принципов и методов. Игры и упражнения мы использовали для развития подвижности и переключаемости органов артикуляции, слоговой структуры слова, фонематического слуха, в качестве физкультминутки использовались пальчиковые игры, расслабляющий пальчиковый самомассаж лица, шейно-воротниковой зоны и маршировка с музыкальным сопровождением и без него...
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2021 - Работа специального психолога по гармонизации эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом на занятиях по изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - Преодоление задержки
речевого развития у детей раннего
возраста средствами сенсорной интеграции
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С
ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Специфика адаптивного физического воспитания учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (на примере детского церебрального паралича)
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021



