СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАВЫКОВ
СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3-4 УРОВНЯ С ДИЗАРТРИЕЙ И МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме развития словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 8
1.1. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе 8
1.2. Особенности словообразования у дошкольников с общим
недоразвитием с дизартрией и моторной алалией 14
1.3. Обзор? методик логопедической работы по диагностике и коррекции
нарушений словообразования 21
Глава 2. Констатирующий эксперимент по обследованию навыков словообразования и его анализ 28
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента Ошибка!
Закладка не определена.
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента Ошибка!
Закладка не определена.
2.3. Методические рекомендации по развитию словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с дизартрией и моторной
алалией 28
Заключение 39
Список используемых источников 42
Приложение А 48
Приложение Б 50
Актуальность. В настоящее время отмечается устойчивая тенденция увеличения количества детей имеющих речевые нарушения церебрально- органического генеза. Возрастает количество детей с такими форма речевой патологии как дизартрия и моторная алалия.
Формирование грамматического строя речи занимает особое место в речевом развитии ребенка. Одной из важных составляющих грамматического строя речи является словообразование. Большинство авторов указывают, что при разных формах речевой патологии есть специфические особенности в овладении грамматического строя, которое важно учитывать при реализации дифференцированного логопедического воздействия. Поэтому изучение особенностей словообразования у детей с различными клиническими формами общего недоразвития речи приобретает особую актуальность.
Изучением моторной алалии занимались такие ученые как: Г.Гуцман, М.Е. Богданов-Березовский, М.Е. Хватцев, Н.Н. Трауготт, Р.Е.Левиная и другие. Делая вывод по трудам авторов, можно констатировать, что в связи со сложностью этой формы патологии речевой деятельности исследование ее представляет большие трудности и остается немало вопросов, на которые еще предстоит ответить.
Многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, Е.Ф. Соботович и др.), изучавшие вербальное и невербальное развитие детей с дизартрией, указывали на трудности в овладении
словообразовательными процессами.
Туманова Т.В. в своих трудах говорит, что дошкольники с речевым недоразвитием испытывают большие трудности в процессе овладения первичными словообразовательными операциями. Если у нормально развивающихся детей формирование навыков и умений происходит в рамках дошкольного возраста, то у дошкольников с общим недоразвитием речи они оказываются практически несформированными из-за того, что не происходит спонтанного овладения знаковыми операциями на уровне морфемы [28, с.69].
В старшем дошкольном возрасте дети неуверенно пользуются словообразовательными моделями, часто допускают ошибки в употреблении предложно - падежных конструкций, суффиксов, приставок, образовании притяжательных прилагательных от существительных [5, с.34].
Нарушения в овладении различными способами словообразования ведет к тому, что дети с общим недоразвитием речи при моторной алалии и дизартрии испытывают трудности в понимании морфологического состава слов, в усвоении правил применения приставок и суффиксов, оценки их роли в составе слова. Все эти трудности снижают успешность в усвоении детьми программы, это является важной причиной неуспеваемости. Могут быть трудности в социализации детей.
Гипотезой нашего исследования служит предположение о том, что навык словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3-4 уровня с дизартрией и моторной алалией будет иметь специфическое особенности:
- наибольшие трудности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3-4 уровня с дизартрией и моторной алалией вызовут задания на образование приставочных глаголов, относительных прилагательных от существительных и в образовании притяжательных прилагательных от существительных.
- словообразовательные процессы у детей с моторной алалией находятся на низком уровне.
Объект исследования: грамматический строй речи у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности навыка словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи с дизартрией и моторной алалией.
Цель: сравнить особенности навыка словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитие речи с дизартрией и моторной алалией.
В соответствии с гипотезой и целью можно выделить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при моторной алалии и дизартрии.
2. Провести сравнительный анализ употребления и понимания
умения образовывать: существительные с уменьшительно
ласкательными суффиксами, названия детенышей животных, глаголы с помощью приставок, относительные прилагательные от
существительных, притяжательные прилагательные от существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при моторной алалии и дизартрии.
3. Составить методические рекомендации по преодолению нарушений словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при моторной алалии и дизартрии.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей, специальной педагогики и психологии:
• о поэтапном развитии словообразования (А.Н. Гвоздев)
• о единстве основных закономерностей развития аномальных и нормальных детей (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Л. Лурия и др.)
• о понимании речи как сложной системы, структурные компоненты которой тесно взаимосвязаны.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К числу первых относится анализ логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым относится изучение медицинской и психолого-педагогической документации, наблюдение, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость связана с тем, что результаты исследования уточняют и дополняют имеющиеся знания об особенностях словообразования в экспрессивной и импрессивной речи у детей 5-6 лет, с общим недоразвитием речи с дизартрией и моторной алалией, что позволяет обосновать дифференцированное содержание логопедической работы по развитию словообразования у данной категории детей.
Практическая значимость исследования заключалась в том, что для обследования словообразования уточнены общепринятые подходы к обследованию словообразования и предложенная адаптированная методика обследования, позволяющая тщательно и глубоко выявить различия в проявлениях нарушений словообразования у детей с общим недоразвитием речи при моторной алалии и дизартрии 5-6 лет.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МКОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Спутник» г. Ачинска. Для проведения эксперимента были сформированы группы: экспериментальная 1 и экспериментальная 2. В экспериментальной группе 1 было 10 испытуемых от 5 до 6,5 лет с общим недоразвитием речи 3-4 уровня, дизартрия. В экспериментальной группе 2 было 10 испытуемых от 5 до 6,5 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня, моторная алалия.
Исследование было организовано в три этапа:
Первый этап - сентябрь 2017 года: изучение и анализ литературы, формулирование цели и задач исследования, гипотезы, определение объекта и предмета исследования.
Второй этап (октябрь 2017- май 2019 года): определение базы для проведения эксперимента, разработка методики констатирующего эксперимента, подбор испытуемых, проведение констатирующего эксперимента.
Третий этап (май - сентябрь) 2019 года: анализ результатов констатирующего эксперимента, составление методических рекомендаций.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение проиллюстрировано картинным материалом, которое использовалось в эксперименте и 3 таблицами.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературе по проблеме исследования, нами сделаны вывод о том, что у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы словообразовательные умения. Трудности возникают на этапе восприятия речи, на этапе внутреннего программирования и моторной реализации речевой программы. Это тормозит весь словообразовательный процесс и следствие, речевое развитие в целом.
В процессе словообразования дети с моторной алалией допускают грубые нарушения морфологической структуры слова в целом. Дети с моторной алалией словообразованием владеют в очень ограниченных рамках и в процессе его, возникают множественные ошибки. Словообразовательные операции для детей с дизартрией доступны, но имеют некоторые трудности.
Для проведения сравнительного анализа особенностей
словообразования, нами был организован? констатирующий эксперимент, который включал в себя пять заданий. Эксперимент проводился с двумя группами: экспериментальная группа 1 (дизартрия, ОНР? 3-4 уровня) и экспериментальная группа 2 (моторная алалия, ОНР?3 уровня).
Из полученных результатов проведенного эксперимента у детей с общим недоразвитием речи при моторной алалии и дизартрии были выявлены специфические ошибки в образовании притяжательных прилагательных от существительных, в образовании глаголов с помощью приставок и в образовании относительных прилагательных от существительных. Обе экспериментальные группы значительно отличаются от контрольной группы.
Словообразовательный компонент языковой системы у детей с дизартрией сформирован? значительно лучше, чем у детей с моторной алалией. Словообразовательные процессы у детей с моторной алалией находятся на низком уровне. У детей с моторной алалией степень выраженности нарушения выше, чем у детей с дизартрией. У детей с дизартрией преобладают не грубые аграмматизмы, а у детей с моторной алалией преобладают грубые аграмматизмы не только на уровне говорения, но и выраженные трудности на уровне понимания грамматических элементов.
На основе анализа констатирующего эксперимента, мы разделили детей на две группы. Первая группа - с относительно благоприятной перспективой 60% (6чел.) испытуемых из экспериментальной группы 1 (дизартрия, ОНР? 34 уровня). Вторая группа - с менее благоприятной перспективой состоит: из 40% (4 чел.) детей экспериментальной группы 1 (дизартрия, ОНР? 3-4 уровня) и из 100% (10 чел.) детей экспериментальной группы 2 (моторная алалия, ОНР?3 уровня).
В группе с относительно благоприятной перспективой дети не справились с заданиями: образование глаголов с помощью приставок, образование относительных прилагательных от существительных,
образование притяжательных прилагательных от существительных. В группе с менее благоприятной перспективой развития дети не справились с такими заданиями как: образование глаголов с помощью приставок, образование относительных прилагательных от существительных, образование
притяжательных прилагательных от существительных, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
образование названий детёнышей животных и понимание значения названий детёнышей животных.
На основе выявленных особенностей нами составлены методические рекомендации, которые в себя включают принципы организации работы и в предложенных нами методических рекомендациях особая значимость придается принципу дифференцированного подхода, потому что и содержание логопедической работы дифференцировано для групп с менее и относительно благоприятной перспективой. По каждому дифференцированно определяются направления и по каждому из направлений разработаны примеры игр-и упражнений.
Таким образом, цель и задачи нашей работы реализованы, полученные экспериментальные данные не противоречат гипотезе исследования.
1. Аверьянова, А.П. Как образуются слова / А.П. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2001. - 71 с.
2. Акименко В.М. Практический курс логопедии в моделях и схемах / В.М. Акименко.- Ростов н/Д: Феникс, 2017.-288с.
3. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.:
Просвещение, 2007. - 400с.
4. Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2013. - 340 с.
5. Артемова Е.Э., Басова А.А. К вопросу изучения алалии как дизонтогенеза речевого развития // Universum: психология и образование. 2016. №3-4 (22) С.6.
6. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи / А. Г. Арушанова. - М., 2005. - 296 с.
7. Брюховских Л.А., Козырева О.А. Лексическое развитие ребёнка в онтогенезе // Брюховских Л.А., Козырева О.А. Современная наука. Актуальные проблемы науки и образования: Серия «Гуманитарные науки». - 2015. - №5-6. - С.36-40.
8. Вершинина О.М. «Особенности словообразования у детей с
общим недоразвитием речи 3 уровня». Логопед. Научно-методический
журнал 2004, №1 с.34.
9. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.
Заведений / Под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп.- М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 704 с.
10. Волкова, С.Н. Формирование навыков словообразования существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н.
Волкова, М.В. Пустовалова // Логопед в детском саду. - 2015. - № 2. - С. 4460.
11. Логопедия // Ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, 3-е изд. — М.: Владос, 2012. — 364 с.
12. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. - 154с.
13. Глухов, В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.03 / Глухов Вадим Петрович. - Ленинград. - 1988. - С.26
14. Горчакова А.М., Чаладзе Е.А. Формирование грамматических моделей в экспрессивной речи у детей с алалией // СНВ. 2013. №1 (2) С.1721.
15. Грибова О.Б. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие. / Грибова О.Б. - М.: Айрис-пресс. - 2005. С.96...53