Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культурологические тексты как средство обучения чтению на уроках немецкого языка в средней общеобразовательной школе

Работа №164058

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения иноязычному чтению на основе культурологических текстов 7
1.1 Чтение как вид речевой деятельности 7
1.2 Культурологический текст как средство обучения иноязычному чтению...15
1.3 Требования к отбору культурологических текстов 23
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Практические аспекты обучения иноязычному чтению на основе
культурологических текстов 30
2.1 Алгоритм работы с культурологическими текстами в процессе обучения
иноязычному чтению 30
2.2 Анализ культурологических текстов в УМК «Horizonte» для 8 класса 36
2.3 Комплекс упражнений по обучению чтению в 8-м классе на основе
культурологических текстов 48
Выводы по второй главе 59
Заключение 61
Список литературы 64
Приложение 70


Чтение является универсальным видом речевой деятельности, позволяющим получать новые знания, совершенствовать лексическую, и грамматическую стороны речи, расширять лингвострановедческий и культуроведческий кругозор. Кроме того, тексты являются основным источником иноязычной информации. Способность обрабатывать иноязычные источники информации является важным конкурентным преимуществом современного специалиста. Более того, во ФГОС смысловое чтение, под которым понимается способность учащегося к смысловой обработке прочитанной информации, выделено в качестве метапредметного результата, а также в качестве предметного результата предмета «Иностранный язык». Это доказывает универсальность и уникальность чтения как вида речевой деятельности.
Теоретические и практические аспекты обучения иноязычному чтению рассматривались многими учеными теоретиками и методистами-практиками, такими как И.Л. Бим, И.А. Зимняя, З.И. Клычникова, А.А. Леонтьев, Г.В. Рогова, Т.С. Серова, С.К. Фоломкина, С.Ф. Шатилов и др. В диссертационных исследованиях последних лет изучаются отдельные аспекты обучения иноязычному чтению: формированию стратегий смыслового чтения у младших школьников (С.В. Борисова, 2012) [6], формирования иноязычной социобикультурной компетенции на уроках чтения (Н.А. Богдан, 2013) [4] и др. При этом теоретические и практические основы обучения иноязычному чтению с использованием материалов культурологических текстов недостаточно изучены. Использование культурологического материала в процессе обучения иностранному языку и, в частности, обучению чтению на иностранном языке имеет огромное значение для учащихся, поскольку делает процесс изучения иностранного языка более увлекательным и познавательным. Работа с культурологическим материалом позволяет сформировать готовность учащихся к чтению аутентичных текстов, совершенствует их читательские навыки и умения, способствует формированию компенсаторных умений. Иными словами, позволяет подготовить более опытного читателя иноязычных текстов, способного впоследствии самостоятельно читать и обрабатывать информацию. Однако как показал анализ теоретической литературы, потенциал культурологических текстов анализируется преимущественно в контексте формирования социокультурной компетенции (Л.В. Макарова, В.А. Маслова, В.П. Фурманова и др.). Это обуславливает актуальность данного исследования, в рамках которого рассматриваются теоретические и практические аспекты обучения иноязычному чтению в процессе работы с культурологическими текстами...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Переход российских школ на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения потребовал пересмотра целей и задач обучения иностранному языку. В качестве приоритетных задач выделяются формирование гармоничной личности на основе лично - ориентированного подхода, развитие социокультурной компетенции, формирование и развитие коммуникативных умений на основе языковых и социокультурных знаний и навыков; формирование готовности школьника учиться самостоятельно.
Обучение иностранному языку и, в том числе, чтению на иностранном языке остается все так же актуально, поскольку чтение является универсальным видом речевой деятельности и выступает не только как цель, но и как средство обучения. В данной работе мы рассмотрели точки зрения различных ученых, которые отмечали важность обучения иностранному чтению: Л.С. Выготского, О.Я. Гойхмана, В.Г. Горецкого, М.Я. Демьяненко, И.Я. Зимней, З.И. Клычниковой, А.Н. Щукина, Д.Б. Эльконина, и пришли к выводу, что чтение - это сложный вид речевой деятельности. Для того чтобы понять текст, у читающего должны быть сформированы определённые механизмы чтения, автоматизированные у зрелого чтеца и требующие постепенного формирования у школьников.
Высоким дидактическим потенциалом при обучении чтению на иностранном языке обладает культурологический текст, который может использоваться не только как средство получения страноведческой информации, но и как средство обучения смысловому чтению. Чтение культурологических текстов можно определить как культурологическое чтение, предполагающее смысловое изучающее чтение, направленное на восприятие, глубокое и точное понимание, осмысление и социокультурную интерпретацию содержания культурологического текста, и предполагает выявление, интерпретацию различных фактов культуры, а также стереотипов ментальности и образцов поведения, принятых в иноязычной культуре.
Для работы с культурологическим материалом мы предложили требования к отбору культурологических текстов для чтения в средней школе, так как эффективность обучения чтению во многом зависит от правильного отбора и организации материала. Следуя данным требованиям, преподаватель сможет самостоятельно отобрать и адаптировать тексты разных стилей и жанров для урока иностранного языка...


1. Аверин М. М. Немецкий язык: второй иностранный язык: 8-й класс: методическое пособие к предметной линии «Горизонты» / М. М. Аверин., Е. Ю. Гуцалюк, Е. Р Харченко. - 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, Cornelsen, 2023. - 164 с.
2. Аверин М. М. Немецкий язык. Второй иностранный язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / М. М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман., Г. Ризу. - 3-е изд. - М.: Просвещение: Cornelsen, 2015. - 101 с.
3. Аверин М. М. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений с прилож. на эл. носителе / М. М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман., Г. Ризу. - М.: Просвещение: Cornelsen, 2015. - 86 с.
4. Богдан Н.А. Обучение иноязычной социобикультурной компетенции на основе родной и изучаемой культур: английский язык, средняя школа: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Богдан Наталья Александровна; [Место защиты: Пятигор. гос. лингвист. ун-т]. - Пятигорск, 2013. - 22 с.
5. Борисенков В. П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 6-19.
6. Борисова С. В. Формирование стратегий смыслового чтения
текстовой информации у младших школьников: на материале немецкого языка: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 /
Борисова Светлана Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2012. - 23 с.
7. Брыксина И.Е. Проблемы изучения иностранного языка в контек-сте диалога культур / И.Е. Брыксина // Функциональный подход к изучению языковых явлений: межвуз. сб. науч. тр. - М.; Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2005.
8. Воронцова-Любецкая О. О. Критерии отбора поэтических текстов для формирования культурологической компетенции Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе: проблемы и перспективы: сборник материалов ХХ научно-методической конференции факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, посвященной памяти профессора И. Л. Зеленковой, 31 марта 2023 г. / БГУ, Фак. философии и социальных наук ; [редкол.: Н. В. Курилович (отв. ред.) и др.]. - Минск: БГУ, 2023. - С. 68-70.
9. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
10. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
11. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. Дидактический материал к урокам обучения грамоте. - М.: Просвещение, 1982. - 63 с.
12. Доманский В. А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе: учеб. пособ. - М.: Флинта: Наука, 2002.
13. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследоват. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. - 40 с.
14. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
15. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. -222 с...41


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ