Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НОРМОЙ РЕЧИ И ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Работа №164053

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития речи детей раннего возраста: норма развития речи и задержка речевого развития 11
1.1. Современные представления о речевом развитии детей раннего
возраста в теории и практике 11
1.2. Специфика формирования речи при задержке речевого развития у
детей раннего возраста 22
1.3. Анализ существующих подходов к диагностике речи детей раннего
возраста с задержкой речевого развития 29
1.4. Педагогические подходы к развитию речи детей раннего возраста с
задержкой речевого развития 33
Выводы по 1 главе 37
Глава 2.Экспериментальное изучение раннего речевого развития детей с нормой речи и задержкой речевого развития 39
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 39
2.2. Анализ исследования состояния импрессивной речи у детей с нормой
речи и задержкой речевого развития 43
2.3. Анализ исследования состояния экспрессивной речи у детей с нормой
речи и задержкой речевого развития 46
2.4. Методические рекомендации по логопедическому сопровождению
детей раннего возраста с задержкой речевого развития 50
Заключение 58
Приложения 73
Приложение А 73
Приложение Б 74
Приложение В 75
Приложение Г 77
Приложение Д 81
Приложение Е 84

Актуальность исследования. Речь является одним из значимых показателей нормативного психического и неврологического статуса детей.
В последние десятилетия констатируется факт увеличения распространенности перинатальных поражений ЦНС и появления на свет «физиологически незрелых» новорожденных (данные Архиповой Е.Ф., Волосовец Т.В. - до 80%), что влечет за собой риск дальнейшего неблагополучного развития [7]. В современной педагогике стал использоваться термин «дети с неярко выраженными отклонениями в развитии». Эти дети слабо владеют речью, у них отсутствуют вербальные и невербальные способы коммуникации, им трудно сотрудничать со взрослым и взаимодействовать со сверстниками [37]. Разенкова Ю.А. отмечает, что российскими учеными получены «верифицированные данные, доказывающие, что грамотно организованная ранняя помощь для значительной части детей открывает возможности включения их в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития» [73], [74]. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, принятом в 2013г., каждый этап детства рассматривается, как значимый сам по себе, а не как подготовка к следующему периоду [71]. Современная образовательная система сегодня ориентирована на гуманистический тип обучения и воспитания и носит личностно - развивающий характер. В распоряжении Правительства РФ от 31.08. 2016 №1839 - р. «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020г.» также обосновывается необходимость развития ранней помощи в РФ. Целевой группой являются семьи с детьми от 0 до 3 лет. К числу детей группы риска относят, в том числе, и детей с задержками речевого развития (далее ЗРР) [72]. Вопросы образования и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья достаточно подробно описаны и изучены, разработано нормативно-правовое поле, изучен международный опыт организации и внедрения инклюзивного образования [48]. Проблема воспитания и обучения детей раннего возраста с «неярко выраженными отклонениями в развитии» продолжает оставаться дискуссионной.
Таким образом, на социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью диагностики и начала профилактической и коррекционной работы на ранних сроках. С клинической точки зрения среди группы детей с ЗРР могут оказаться дети различных нозологических категорий. Установление точного варианта дизонтогенеза в раннем возрасте достаточно проблематично. Однако это не должно быть поводом в отказе от коррекционно - развивающей работы с ребенком. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. указывают на то, что в работе с детьми раннего возраста необходимо исходить «не из клинических характеристик, а из особенностей психофизического развития и потенциальных возможностей детей» [37].
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется изучением детской речи как особого вида речевой деятельности, которая протекает по своим законам, имеет определенную специфику и закономерности. В современной лингвистике и психолингвистике выделяются три основные глобальные направления в изучении детской речи: проблема речевосприятия и произнесения речи; проблема понимания слышимой речи и выражения смысла в речи, обращенной к другим людям; проблема речевой креативности [76]. У детей с ЗРР часто раннее психомоторное развитие может быть приближено к норме, а неблагополучное развитие речи служит, по выражению Бениловой С.Ю., Давидович Л.Р., «синдромом айсберга» [12]. Явления дизонтогенеза в раннем возрасте могут проявляться в различных вариантах и в различной степени выраженности. Таким образом, возникает необходимость сравнительного изучения детей с ЗРР и нормой речевого развития.
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что в современной логопедии основной акцент смещен на воспитание и образование детей дошкольного возраста, когда нарушение речи можно рассмотреть с клинической точки зрения и сопоставить его с определенной нозологической группой (алалия, дизартрия). Относительно раннего возраста, как показал анализ литературы, целостная система коррекционно­развивающей работы с детьми с ЗРР на сегодняшний день так и не создана. Тюрина Н.Ш. выделяет три аспекта этой проблемы: организационно- управленческий, нормативно-финансовый и личностно-компетентностный [86].
Теоретический анализ научной литературы и существующей педагогической практики позволяет выявить ряд противоречий между:
• ростом численности детей с ЗРР и отсутствием системно организованной коррекционной помощи;
• важностью и научной обоснованностью развития речевой активности в раннем возрасте, стимулирующей личностное и социальное развитие детей и отсутствием единого системного взгляда на учебно-методический процесс обучения и воспитания детей данной группы;
• необходимостью совместного обучения и воспитания детей с различным уровнем речевого развития и сравнительно небольшим количеством дифференцированных методических подходов, направленных на преодоление задержки речевого развития в раннем возрасте;
Указанные противоречия определили проблему нашего исследования:
• уточнение факторов, определяющих онтогенез и дизонтогенез речевого развития детей раннего возраста в процессе изучения психолого-педагогической и медицинской литературы;
• структурирование удобной, научно обоснованной диагностики детей раннего возраста;
• составление дифференцированных методических рекомендаций, направленных на развитие речи детей с ЗРР.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования «Сравнительное изучение речевого развития детей раннего возраста с нормой речи и задержкой речевого развития».
Цель исследования - изучение состояния речевого развития у детей раннего возраста с нормой речи и задержкой речевого развития.
Объект исследования - речевое развитие детей раннего возраста с нормой речи и задержкой речевого развития.
Предмет исследования - сравнительный анализ нарушений и уровней сформированности речевого развития у детей данных групп.
Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что:
1) задержка речевого развития - это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка;
2) у детей раннего возраста с задержкой речевого развития речевая
деятельность будет отличаться вариативностью и качественной
неоднородностью, что будет выражаться в более низких показателях уровней сформированности импрессивной и экспрессивной речи по сравнению с детьми с нормой речевого развития.
3) полученные данные позволят определить основные направления дифференцированой корекционно-логопедической работы, представленные методическими рекомендациями для выявленных групп детей раннего возраста с задержкой речевого развития
В ходе достижения поставленной цели исследования и выдвинутой нами гипотезы, наше внимание было направлено на решение следующих задач:
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, теоретически обосновать проблему, выявить сущность понятий «речевое развитие» и «задержка речевого развития», уточнить факторы, определяющие онтогенез и дизонтогенез речевого развития детей раннего возраста;
• определить теоретические основы и содержание методики констатирующего эксперимента у детей раннего возраста с задержкой речевого развития и нормой речевого развития;
• выявить уровни сформированности импрессивной и экспрессивной речи детей раннего возраста с нормой и задержкой речевого развития, их вариативность и качественное своеобразие;
• определить основные направления дифференцированной
коррекционно-логопедической работы, представленные
методическими рекомендациями для детей с задержкой речевого развития.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач, использовались следующие взаимодополняющие методы:
• теоретические: анализ медицинской, педагогической,
психологической, психолингвистической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: анализ медицинской и психолого-педагогической
документации, наблюдение, констатирующий эксперимент;
• статистические: качественный и количественный анализ
результатов экспериментального исследования.
Методологическую основу исследования составляют положения о ведущей роли речи как особом виде деятельности в развитии ребенка (Выготский Л.С. [22], [23], Леонтьев А.А. [53], Лисина М.И. [55], Лурия А.Р. [58], Рубинштейн С.Л. [77], Эльконин Д.Б. [93]); современные концепции личностно-ориентированного подхода к процессу обучения и воспитания детей раннего возраста (Выготский Л.С. [23], Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. [24], Губанова Н.Ф. [28], Екжанова Е.А. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. [37], [82]); педагогические концепции развития речи детей раннего возраста (Гаркуша Ю.Ф. [25], [26], Гербова В.В. [27], Горлова Н.А. [30], Громова О.Е. [32], [33], Датешидзе Т.А. [35], Карелина И.Б. [44], Лепская Н.И. [54], Лисина М. И [55], Цейтлин С.Н. [88], Чиркина Г.В [89], [90] и др.).
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе групп кратковременного пребывания МАДОУ № 333 г. Красноярска.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2016 года - январь 2017 года)- изучалось состояние проблемы в педагогической теории и практике; происходило осмысление методологических и теоретических основ исследования; уточнялись тема, объект, предмет, задачи исследования. Была сформулирована рабочая гипотеза, определены исходные позиции и содержание опытно-экспериментальной работы на базе МАДОУ.
На втором этапе (март 2017 года - февраль 2018 года) - проведен констатирующий эксперимент; осуществлялись анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, уточнялись основные положения и выводы исследования.
На третьем этапе (март 2018 года - ноябрь 2018 года) - завершен эксперимент, обобщены полученные материалы по количественному и качественному анализу результатов исследования, разработаны дифференцированные методические рекомендации, уточнены выводы и оформлен текст работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1) Подтвержден и обоснован личностно-ориентированный подход к
детям раннего возраста с ЗРР с учетом качественного своеобразия и вариативности речевого развития, а также уровней
сформированности речи;
2) Структурированы критерии и показатели речевого развития, позволяющие диагностировать задержку речевого развития у детей раннего возраста;
3) Даны дифференцированные методические рекомендации по преодолению задержки речевого развития.
Практическая значимость исследования состоит в составлении комплекса методических рекомендаций, способствующих развитию речевой активности детей раннего возраста и преодолению задержки речевого развития.
Материалы исследования могут быть использованы в практике работы с детьми раннего возраста с нормой речевого развития и ЗРР.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается научной методологией и теоретическими положениями, составившими основу исследования; применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; сочетанием количественного и качественного анализа данных; опытно-экспериментальной проверкой теоретических посылок; личным участием в проведении исследования, обсуждением хода и результатов эксперимента в научно - практических конференциях (научно - практические конференции студентов, аспирантов, магистров в рамках XVIII и XIX Международного научно-практического форума аспирантов и молодых ученых « Молодежь и наука 21века»).
За время исследования нами были опубликованы 5 статей, из них ВАК - 1 статья (Ялта, 2018г.), РИНЦ - 4 статьи (Красноярск, 2017 - 2018гг.).
Получены дипломы: лауреата международной заочной научно -
практической конференции «Инклюзивное образование: теория, практика, опыт» за 3 место с научным докладом на тему «Интегрированное обучение и воспитание детей раннего возраста с задержанным и нормативным речевым развитием (опыт работы)» (2017г.); диплом за 1 место с докладом «Сравнительное изучение особенностей речи детей раннего возраста с нормативным и задержанным речевым развитием» в рамках 19 Международного научно - практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века».
Структура и объем работы: работа состоит из 136 стр., введения, двух глав, заключения, списка литературы из 97 источников, включает 2 гистограммы, две таблицы, 6 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наше исследование было направлено на изучение уровней сформированное™ речевого развития у детей раннего возраста с нормой речи и задержкой речевого развития. Анализ литературы по проблеме исследования (Абелева И.Ю. [1], Гаркуша Ю.Ф. [25], [26], Гербова В.В. [27], Горлова Н.А. [30], Глухов В.П. [29], Громова О.Е. [32], [33], Датешидзе Т.А. [35], Карелина И.Б. [43], Лепская Н.И. [54], Леонтьев А.А. [53], Лисина М. И [55], Цейтлин С.Н. [89], Чиркина Г.В [89], [90] Brown R. [94]) показал, что речевое развитие ребенка - это индивидуальный, сложный психофизиологический процесс порождения и восприятия речевого высказывания (речевая деятельность), который представляет собой различные формы применения языка в процессе включения ребенка в общение.
Термин «задержка речевого развития» (Громова О.Е. [32], Жукова Н. С., Мастюкова, Е.М. Филичева Т.Б. [39], Карелина И.Б. [44], Чиркина Г. В. [89], [90], и др.) - это отставание в речевом развитии детей раннего
возраста, который употребляется в отношении всех групп детей 2-4 лет как с темповым отставанием речи, так и при задержках церебрально - органического характера. Выражаться задержки речевого развития могут не только в темпах усвоения родного языка, но и в нарушениях
звукопроизношения и структурно - семантического оформления высказывания.
Трудности диагностики и разграничения задержек речевого развития связаны с многообразием различных факторов, влияющих на формирующийся организм.
Это позволило нам говорить о необходимости проведения исследования, с целью выявления уровней сформированности речевого
развития у детей раннего возраста с нормой речи и задержкой речевого развития.
Проведенный нами констатирующий эксперимент был направлен на исследование состояния импрессивной и экспрессивной речи у детей раннего возраста. В ходе эксперимента были выделены два блока заданий (I-й блок - исследование состояния сформированности импрессивной речи, II-й блок - исследование состояния сформированности экспрессивной речи) по 4 серии заданий в каждом блоке.
Сравнительное изучение уровней сформированности речи у детей с нормой речи и задержкой речевого развития позволило сделать вывод о том, что у детей раннего возраста с ЗРР в структуре дефекта могут наблюдаться качественное своеобразие и неоднородность речевого развития, что проявляется более низкими по сравнению с нормой уровнями
сформированности импрессивной и экспрессивной речи. Обусловлены такие показатели, на наш взгляд, в том числе, наличием ПП ЦНС (перенатальное поражение центральной нервной системы) и других неблагоприятных факторов на ранних сроках развития.
Среди детей с задержанным речевым развитием мы выделили две группы.
Первая группа - «Отсутствие речевого общения». При исследовании уровней сформированности речи детей данной группы, выявляется диссоциация между уровнями сформированности импрессивной (средний уровень) и экспрессивной речи (низкий уровень), которая прослеживается и при исследовании импрессивной речи. Проявляется она между преимущественно средними показателями понимания предметного и глагольного словаря и практически полным непониманием грамматических признаков. У данной группы детей не сформированы сенсорные эталоны предмета. Данная группа детей может понимать ситуативную речь, но часто затрудняется в понимании вопросов косвенных падежей (винительного и дательного падежа без предлога). Фонематический слух детей данной группы может характеризоваться незавершенностью процесса. При выполнении поручений, дети данной группы часто проявляют большую отвлекаемость, пассивность, часто смотрят на взрослого и ждут поддержки в виде указательного жеста или жестово-мимического комплекса. Они не проявляют игровой инициативы и остаются на уровне манипулирования игрушкой. Активная речь детей данной группы проявляется лишь отдельными вокализациями.
Вторая группа - «Общение с помощью звукоподражаний и отдельных аморфных слов». Объем импрессивной речи таких детей больше, чем у детей первой группы и может быть приближен к импрессивному словарю детей с нормативным развитием (уровень выше среднего). Дети данной группы в большей степени ориентируются в названии предметов функционального назначения, понимают значение не только простых глагольных действий, но и более отвлеченных (поливает, читает). Понимают значение наиболее частотных существительных в форме единственного и множественного числа, и существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом, что свидетельствует о начале усвоения грамматической структуры языка у детей второй группы. Данная группа детей понимает большинство беспредложных конструкций и некоторые простые предлоги («В», «НА») с опорой на известные игровые атрибуты (баночка, тарелочка). Фонематический слух детей данной группы может характеризоваться незавершенностью процесса. Эти дети активно выполняют поручения, могут проявлять игровую инициативу и переносить игровые действия, показанные взрослым в свободную игру. Дети правильно соотносят некоторые величины и цвета, внимание их более устойчивое, удерживается на протяжении всей игры, хотя они не удерживают в памяти двухступенчатую инструкцию. Активная речь детей данной группы проявляется наличием многих звукоподражаний, «осколков» слов и слов раннего онтогенеза. В речи могут присутствовать предложения, состоящие из аморфных слов-корней, наблюдается начало формирования слоговой структуры слова (два - три слога), со значительными перестановками, заменами и пропусками звуков среднего и позднего онтогенеза.
Результаты нашего констатирующего эксперимента выявили необходимость в коррекционно-логопедической работе с детьми данных групп и создании для них психолого-педагогических условий.
На основе всех полученных данных нами были сформированы дифференцированные методические рекомендации.
Материалы исследования могут быть использованы в практике работы с детьми раннего возраста с ЗРР в условиях МБДОУ (МАДОУ).


1. Абелева, И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека / И.Ю. Абелева. - М.: Логос, 2004.- 304с.
2. Августова, Р.Т. В начале было слово: Авторский метод по обучению речи детей с трудностями развития / Р.Т. Августова. - М.: Этерна, 2015. - 384 с. - (Современная психология).
3. Агаева, И.Б. Формирование речи у обучающихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью средствами альтернативной коммуникации: практико-ориентированная монография / И.Б. Агаева. - Краснояр. гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2017.- 148с.
4. Агаева, И.Б. К вопросу о клинико-педагогических и психолого­
педагогических аспектах развития и воспитания детей раннего возраста с задержкой речевого развития [Электронный ресурс] / И.Б. Агаева, Л.В. Вяземская // Комплексное медико-социальное и психолого­педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы международной научно-практической
конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.- Красноярск, 2017 г.- С. 172 -177.
5. Агаева И.Б. Интегрированное воспитание и обучение детей раннего возраста с задержанным и нормативным речевым развитием (из опыта работы) / И.Б. Агаева, Л.В. Вяземская // Журнал РИНЦ. Защита детей - приоритет России. - The Newman in Foreign Policy № 37 (81), июнь- июль 2017. Журнал зарегистрирован в российской наукометрической базе цитирования (РИНЦ). Научная электронная библиотека e-library Номер договора: 443-06/2015. https://elibrary.ru/item.asp?id=30113843
6. Агаева И.Б. Сравнительное изучение особенностей речи детей раннего возраста с нормативным и задержанным речевым развитием / И.Б.
Агаева, Л.В. Вяземская // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология.- Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018.- Вып. 60. - Ч.4. - 500с. - С. 4-7.
7. Архипова, Е.В. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.В. Архипова.- М.: АСТ: Астрель, 2007. - 224с.
8. Бадалян, Л.О. Невропатология: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 1987.- 317с.: ил.
9. Бархатов М. В. Диагностика и терапия нарушений речи у детей / М.В. Бархатов, М.В. Родиков. - Новосибирск: Наука, 2012. - 64с.
10. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова.- М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС,2013.- 287с.
11. Белякова Л. И. Онтогенез речевой деятельности как приоритетное направление научной школы кафедры логопедии МИГУ / Л.И. Белякова // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология - М.: Изд-во «Прометей» М111У, 2005. - С. 18-24.
12. Бенилова, С.Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика): монография / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович.- М.: НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК,2014.- 536с.
13. Бессонова, Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по
обследованию речи детей / Т. П. Бессонова, О.Е. Грибова. - М.: АРКТИ, 2006.- 64с.
14. Белошеина, Е.А. Логопедическое занятие с малышами / Е.А Белошеина // Логопед. - 2008.- №3.- С.20- 34.
15. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Детский невролог.- 2017.- т1.- С.41 -46....97


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ