Средства вербализации гендерных стереотипов в школьной коммуникации
|
Введение 3
1. Языковое выражение гендерных стереотипов в условиях школьной
коммуникации 7
1.1. К определению понятия «гендер» в социологии и лингвистик 7
1.2. Стереотип социальный и гендерный: трактовки в гуманитарных
науках 14
1.3. Коммуникация в школе как инструмент формирования гендерных
стереотипов 20
2. Средства вербализации гендерных различий и их влияние на
профессиональное самоопределение учащихся среднего звена 24
2.1. Гендерные установки учителей: анализ письменных ответов 29
2.2. Подростки о гендере: анализ письменных ответов 39
2.3. «Мужские» и «женские» профессии: вербализация ценностных
ориентаций 49
Заключение 58
Список использованных источников 65
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж
1. Языковое выражение гендерных стереотипов в условиях школьной
коммуникации 7
1.1. К определению понятия «гендер» в социологии и лингвистик 7
1.2. Стереотип социальный и гендерный: трактовки в гуманитарных
науках 14
1.3. Коммуникация в школе как инструмент формирования гендерных
стереотипов 20
2. Средства вербализации гендерных различий и их влияние на
профессиональное самоопределение учащихся среднего звена 24
2.1. Гендерные установки учителей: анализ письменных ответов 29
2.2. Подростки о гендере: анализ письменных ответов 39
2.3. «Мужские» и «женские» профессии: вербализация ценностных
ориентаций 49
Заключение 58
Список использованных источников 65
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж
Образование представляет собой совокупность процесса и результата усвоения человеком навыков, умений и теоретических знаний, творческого и эмоционального опыта. Социализация и воспитание субъекта государства, прививание социальных и правовых норм, в том числе того, что есть «женственность» и что есть «мужественность», относятся к второстепенным, однако не менее важным результатам образования.
Гипотеза настоящего исследования заключается в том, что одну из главных ролей в процессе гендерной социализации детей играют требования, словесно предъявляемые учителями к учащимся, так как учителя очень часто воспроизводят гендерные стереотипы. Данные требования обнаруживаются в гендерно дифференцированном коммуникативном поведении учителей и могут быть соотнесены со средствами вербализации ценностных ориентаций самими подростками в виде ответов на конкретные вопросы анкеты.
В большинстве современных научных работ практически не учитывается возрастная специфика аудитории, в сознании которой оформляются гендерные стереотипы. При этом важно уделить особое внимание подростковому периоду развития личности, когда существующие в культуре стереотипы гендерного поведения внедряются в мировосприятие ребенка, определяя и нередко ограничивая путь и возможности его развития жесткими рамками.
Актуальность настоящего исследования обусловливается важностью определения, изучения и описания средств вербализации гендерных стереотипов, которые закладываются учителями в мировосприятие подростка. В современном обществе существует разделение труда по признаку пола. На рынке труда это называется профессиональной сегрегацией по признаку пола (лат. segregatio — отделение). В этом контексте гендерные стереотипы могут отрицательно сказываться на самореализации будущих мужчин и женщин, выступать барьером в развитии индивидуальности. Изучения языковой реакции учителей на различия полов в классе весьма редки, при этом необходимо принимать во внимание тот факт, что «девочек как правило поощряют за молчание, послушание, сговорчивость, в то время как в мальчиках терпят гораздо более своенравное поведение» [13, с. 231].
Целью исследования является выявление языкового выражения гендерных стереотипов учащимися среднего звена.
Объект исследования: гендерные стереотипы в школьной
коммуникации.
Предмет исследования: языковые средства трансляции гендерных стереотипов при выборе будущей профессии.
Достижение поставленной цели осуществлялось посредством решения ряда задач:
1) раскрыть сущность понятий «гендер» и «стереотип»;
2) изучить средства репрезентации гендерных стереотипов в условиях школьной коммуникации;
3) провести социолингвистический опрос среди учителей с целью выявления и описания реализуемых ими на языковом уровне гендерных установок;
4) провести социолингвистический опрос среди учащихся среднего звена с целью выявления их гендерных представлений о профессиях и подтверждения значимости роли учителей в их профессиональном самоопределении;
5) рассмотреть возможность или невозможность репрезентации подростками неких гендерных установок посредством выбора определенной профессии.
Материал исследования:
• результаты письменного опроса учителей среднего звена обоих полов (30 анкет);
• результаты письменного опроса учащихся 6-8 классов обоих полов (30 анкет).
В работе представлен синтез теоретического и практического подходов, основанных в данном случае на следующих методах:
1) описательный метод, который реализуется в приемах наблюдения над языковыми единицами; обобщения теоретического материала (анализ научной и методической литературы); интерпретации полученных результатов;
2) метод полевого анализа (с опорой на концепцию Ю.Н. Караулова [19]) при построении лексико-семантических полей лексем «женственность» и «мужественность» для установления деривационных, парадигматических, синтагматических связей;
3) элементы количественного анализа, который позволяет выявить частотность языковых единиц в ответах реципиентов;
4) анкетирование как вербально-коммуникативный метод, который содержит специально сформулированный список вопросов, позволяющий определить средства вербализации гендерных стереотипов.
Методы исследования выбраны с учетом специфики объекта, целей и задач работы.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты позволяют дополнить и конкретизировать современные представления о значимости анализа средств языка как важного фактора гендерной социализации.
Практическая значимость работы связана с продолжением намеченного плана исследования в школьной практике. Осуществлена договоренность с магистрантами-учителями в рамках дисциплины «Основы педагогической речи», которая включается в исследовательский процесс самоопределения детей. Диагностические материалы были переданы магистрантам для проведения лингвистических исследований процесса социализации в гендерном аспекте. Материалы исследования могут быть применены в рамках учебно-воспитательного процесса, который включает в себя взаимодействие с учениками в таком жанре как «Классный час».
Многоаспектность настоящей выпускной квалификационной работы обусловила включение в его методологическую базу труды ученых из различных научных областей: социологов и психологов Дж. Коатса, Э. Гидденса, И. Гоффмана, Е. Бартминского, И.С. Клециной, Ш. Берна; лингвистов и социолингвистов А.В. Кирилиной, Е.А. Каркищенко, В.В. Колесова, В.В. Красных, Е.С. Гриценко, З.А. Манзуллиной, Ю.Н. Караулова, А.А. Уфимцевой; педагогов-практиков М.Л. Сабунаевой, Е.А. Азаровой, Н.Л. Пушкаревой, В.В. Барабановой и многих других.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и семь приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель, предмет, объект и задачи исследования.
В первой главе «Языковое выражение гендерных стереотипов учащихся среднего звена в условиях школьной коммуникации» освещены ключевые моменты в гуманитарных исследованиях гендера и гендерных стереотипов, обозначены основные понятия и термины, которыми мы оперировали в дальнейшей работе. Особое внимание на данном этапе исследования было уделено истории возникновения и развития предметной области «гендер в лингвистике», становление и оформление которой происходило в контексте общего развития науки о языке.
Во второй главе «Языковые способы репрезентации гендерных различий и их влияние на профессиональное самоопределение учащихся среднего звена» исследуются языковые средства вербализации гендерных стереотипов лицами подросткового возраста в условиях школьной коммуникации, ведущая роль в которой, без сомнения, принадлежит учителям, которые ежедневно транслируют определенные гендерные установки.
В заключении кратко изложены выводы по результатам исследования
Гипотеза настоящего исследования заключается в том, что одну из главных ролей в процессе гендерной социализации детей играют требования, словесно предъявляемые учителями к учащимся, так как учителя очень часто воспроизводят гендерные стереотипы. Данные требования обнаруживаются в гендерно дифференцированном коммуникативном поведении учителей и могут быть соотнесены со средствами вербализации ценностных ориентаций самими подростками в виде ответов на конкретные вопросы анкеты.
В большинстве современных научных работ практически не учитывается возрастная специфика аудитории, в сознании которой оформляются гендерные стереотипы. При этом важно уделить особое внимание подростковому периоду развития личности, когда существующие в культуре стереотипы гендерного поведения внедряются в мировосприятие ребенка, определяя и нередко ограничивая путь и возможности его развития жесткими рамками.
Актуальность настоящего исследования обусловливается важностью определения, изучения и описания средств вербализации гендерных стереотипов, которые закладываются учителями в мировосприятие подростка. В современном обществе существует разделение труда по признаку пола. На рынке труда это называется профессиональной сегрегацией по признаку пола (лат. segregatio — отделение). В этом контексте гендерные стереотипы могут отрицательно сказываться на самореализации будущих мужчин и женщин, выступать барьером в развитии индивидуальности. Изучения языковой реакции учителей на различия полов в классе весьма редки, при этом необходимо принимать во внимание тот факт, что «девочек как правило поощряют за молчание, послушание, сговорчивость, в то время как в мальчиках терпят гораздо более своенравное поведение» [13, с. 231].
Целью исследования является выявление языкового выражения гендерных стереотипов учащимися среднего звена.
Объект исследования: гендерные стереотипы в школьной
коммуникации.
Предмет исследования: языковые средства трансляции гендерных стереотипов при выборе будущей профессии.
Достижение поставленной цели осуществлялось посредством решения ряда задач:
1) раскрыть сущность понятий «гендер» и «стереотип»;
2) изучить средства репрезентации гендерных стереотипов в условиях школьной коммуникации;
3) провести социолингвистический опрос среди учителей с целью выявления и описания реализуемых ими на языковом уровне гендерных установок;
4) провести социолингвистический опрос среди учащихся среднего звена с целью выявления их гендерных представлений о профессиях и подтверждения значимости роли учителей в их профессиональном самоопределении;
5) рассмотреть возможность или невозможность репрезентации подростками неких гендерных установок посредством выбора определенной профессии.
Материал исследования:
• результаты письменного опроса учителей среднего звена обоих полов (30 анкет);
• результаты письменного опроса учащихся 6-8 классов обоих полов (30 анкет).
В работе представлен синтез теоретического и практического подходов, основанных в данном случае на следующих методах:
1) описательный метод, который реализуется в приемах наблюдения над языковыми единицами; обобщения теоретического материала (анализ научной и методической литературы); интерпретации полученных результатов;
2) метод полевого анализа (с опорой на концепцию Ю.Н. Караулова [19]) при построении лексико-семантических полей лексем «женственность» и «мужественность» для установления деривационных, парадигматических, синтагматических связей;
3) элементы количественного анализа, который позволяет выявить частотность языковых единиц в ответах реципиентов;
4) анкетирование как вербально-коммуникативный метод, который содержит специально сформулированный список вопросов, позволяющий определить средства вербализации гендерных стереотипов.
Методы исследования выбраны с учетом специфики объекта, целей и задач работы.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты позволяют дополнить и конкретизировать современные представления о значимости анализа средств языка как важного фактора гендерной социализации.
Практическая значимость работы связана с продолжением намеченного плана исследования в школьной практике. Осуществлена договоренность с магистрантами-учителями в рамках дисциплины «Основы педагогической речи», которая включается в исследовательский процесс самоопределения детей. Диагностические материалы были переданы магистрантам для проведения лингвистических исследований процесса социализации в гендерном аспекте. Материалы исследования могут быть применены в рамках учебно-воспитательного процесса, который включает в себя взаимодействие с учениками в таком жанре как «Классный час».
Многоаспектность настоящей выпускной квалификационной работы обусловила включение в его методологическую базу труды ученых из различных научных областей: социологов и психологов Дж. Коатса, Э. Гидденса, И. Гоффмана, Е. Бартминского, И.С. Клециной, Ш. Берна; лингвистов и социолингвистов А.В. Кирилиной, Е.А. Каркищенко, В.В. Колесова, В.В. Красных, Е.С. Гриценко, З.А. Манзуллиной, Ю.Н. Караулова, А.А. Уфимцевой; педагогов-практиков М.Л. Сабунаевой, Е.А. Азаровой, Н.Л. Пушкаревой, В.В. Барабановой и многих других.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и семь приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель, предмет, объект и задачи исследования.
В первой главе «Языковое выражение гендерных стереотипов учащихся среднего звена в условиях школьной коммуникации» освещены ключевые моменты в гуманитарных исследованиях гендера и гендерных стереотипов, обозначены основные понятия и термины, которыми мы оперировали в дальнейшей работе. Особое внимание на данном этапе исследования было уделено истории возникновения и развития предметной области «гендер в лингвистике», становление и оформление которой происходило в контексте общего развития науки о языке.
Во второй главе «Языковые способы репрезентации гендерных различий и их влияние на профессиональное самоопределение учащихся среднего звена» исследуются языковые средства вербализации гендерных стереотипов лицами подросткового возраста в условиях школьной коммуникации, ведущая роль в которой, без сомнения, принадлежит учителям, которые ежедневно транслируют определенные гендерные установки.
В заключении кратко изложены выводы по результатам исследования
В настоящем исследовании нами было выявлено, что понятие гендер заключает в себе не следствие биологии человека, а порядок, установленный обществом, частью которого является каждый человек. В гендере находят свое отражение одновременно процесс и результат «встраивания» индивида в социально и культурно обусловленную модель мужественности или женственности, принятую в данном обществе на определенном историческом этапе. Социолингвистика, изучающая вопросы взаимодействия гендера и языка в социальном контексте в качестве основного методологического принципа в гендерных исследованиях использует признание социальной и культурной обусловленности пола; из данного принципа последовало обращение к анализу языка для выявления в нем установок гендера, его культурной специфики.
В настоящей выпускной квалификационной работе в качестве обобщающего подхода к стереотипам в лингвистике рассмотрена концепция В.В. Красных, согласно которой с точки зрения содержания, стереотип представляет собой некий фрагмент картины мира, существующий в сознании. Это некий образ-представление, это ментальная «картинка», некое устойчивое, обусловленное национально-культурной спецификой представление о предмете или о ситуации [30]. Гендерные стереотипы представляют собой частный случай социального стереотипа и включают все его свойства.
Употребляя язык в ежедневной жизни, мы не просто говорим, мы учим, повторяем и закрепляем свои представления о том, какими должны быть мужчины и женщины, окружающее нас общество. Например, убеждение в том, что мужчины - это сильный пол, а женщины - слабый, прекрасный пол - утвердилось в языке, обществе и культуре и воспринимается как норма.
Социализация - в том числе и гендерная - процесс, в ходе которого ребенком присваиваются достижения развития того или иного национально- лингво-культурного сообщества, включая понимание того, что есть женственность и что есть мужественность - относится к «второстепенным», однако далеко не менее важным эффектам школьного образования. При этом язык является одним из основных каналов получения ребенком информации в данном процессе, а школа (и учителя в частности) - основными агентами социализации. Для определения наиболее частотных стереотипов в нашем исследовании мы использовали такое средство анализа коммуникации как анкетирование
В данном исследовании были выявлены основные языковые средства репрезентации учителями и учащимися представлений о нормативном гендерном поведении. Реальность, отраженная в сознании человека, может быть представлена в качестве единства, которое состоит из сегментов, образующих семантическое пространство, воплощенное в ряде пересекающих друг друга полей. Это так называемые лексико-семантические поля (ЛСП).
При построении лексико-семантических полей лексем
«женственность» и «мужественность» для установления деривационных, парадигматических, синтагматических связей нами был применен полевый метод. Для выявления семантических полей в качестве рабочей мы использовали концепцию Ю.Н. Караулова [18], который под термином «поле» предлагает понимать комплекс языковых единиц, объединяемых общим содержанием (иногда также общностью формальных показателей) и выражающих понятийное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений. Поля «мужественность» и «женственность» преобладают в ответах респондентов и семантически связаны с другими ЛСП, такими как: «благородство», «вежливость», «воспитанность», «доброта», «легкомыслие», «образованность», «ответственность», «храбрость».
На материале анкетных данных был определен состав ЛСП «женственность». В ядерную зону ЛСП входит слово «женственность» в значении, которое приведено в приложении А.
В околоядерную зону входят такие синонимы слова «женственность», как мягкость ‘душевность, мягкосердечие, доброта, отзычивость’ [36], изящность ‘грациозность’ [36], женоподобие, женскость, феминность и фемининность. Однако эти единицы не обнаружены в анкетах респондентов. Кроме того, к антонимам имени поля относится лексема мужественность [32]. Словообразовательные дериваты имени поля представлены единицами женственный и женственно, которые являются частотными в анкетах информантов. Парадигматические отношения имени поля выражены родовидовыми (гиперо-гипонимическими) связями, то есть видами женственности, которая проявляет себя во внешних и внутренних качествах личности.
Внешние проявления женственности выражены следующими лексемами: опрятная, красивая, привлекательная, ухоженная и т.д. Внутренние проявления - скромная, неразвратная, спокойная и т.д.
На периферии поля «женственность» находятся синтагматические связи вышеуказанных проявлений женственности, которые проявляют себя в следующих выражениях: должна вести себя скромно; внешний вид; должна быть опрятной; учу быть женственными; должны ходить на кружки вязания, вышивания, рукоделия; объясняю, что такое быть женственной; стараюсь привить вкус в одежде и макияже.
В результате сопоставления сем слов, входящих в ЛСП «мужественность», с семами имени поля был выявлен набор языковых единиц, которые занимают определенное положение в ЛСП с ядром «мужественность». В структуру этого поля были включены единицы, которые имеют деривационные, парадигматические и синтагматические отношения с именем поля «мужественность».
В околоядерную зону входит лексема «мужественность» в значении, которое указано выше. Среди синонимов отмечается богатый ряд элементов: смелость ‘смелое поведение, решимость’, отвага ‘смелость, бесстрашие, храбрость’, твердость ‘непоколебимость’, решительность ‘твердость,
непоколебимость в поступках’, стойкость ‘непоколебимость, упорность’, рассудительность ‘благоразумие’ [36], который реализуется в дериватах данных синонимов типа смелый, отважный, рассудительный. Антонимом имени поля является лексема «женственность» в указанном выше значении. Дериваты имени поля представлены единицами мужество, мужественный. Периферийные отношения поля «мужественность» выражены в следующих синтагматических связях: быть спокойным; поступать обдуманно; думать о будущем; сильный характер.
Проведенный нами социолингвистический опрос учителей среднего звена красноярских школ (МБОУ СШ № 94, МБОУ СШ №51, МБОУ СШ № 92, МБОУ СШ № 47) показал, что учителя обоих полов, обладающие разным возрастом и педагогическим стажем в своем коммуникативном поведении транслируют учащимся типовые гендерные установки.
Вербализуя определенные представления и стереотипы, учителя- респонденты использовали слова различных лексико-семантических полей (ЛСП) в зависимости от пола обсуждаемого ученика. По отношению к девочкам использовались слова ЛСП «женственность», «воспитанность», «здоровье», «доброта», «вежливость», «ответственность» (объясняю, что такое быть женственной; рассказываю, как нужно себя вести в обществе; девочка - это будущая мать, поэтому здоровье очень важно; девочка должна быть заботливой; объясняю, как тактично разговаривать с людьми, особенно с мальчиками; учу задумываться о своих решениях и последствиях, которые могут наступить). По отношению к мальчикам были использованы слова ЛСП «мужественность», «ответственность», «воспитанность», «благородство», «физическая сила», «вежливость» (умение постоять за себя, сдерживать эмоции; - ответственность за себя и свои поступки; дисциплина; заступаться за друзей, за девочек; мальчик должен быть сильным физически; следить за культурой общения)....
В настоящей выпускной квалификационной работе в качестве обобщающего подхода к стереотипам в лингвистике рассмотрена концепция В.В. Красных, согласно которой с точки зрения содержания, стереотип представляет собой некий фрагмент картины мира, существующий в сознании. Это некий образ-представление, это ментальная «картинка», некое устойчивое, обусловленное национально-культурной спецификой представление о предмете или о ситуации [30]. Гендерные стереотипы представляют собой частный случай социального стереотипа и включают все его свойства.
Употребляя язык в ежедневной жизни, мы не просто говорим, мы учим, повторяем и закрепляем свои представления о том, какими должны быть мужчины и женщины, окружающее нас общество. Например, убеждение в том, что мужчины - это сильный пол, а женщины - слабый, прекрасный пол - утвердилось в языке, обществе и культуре и воспринимается как норма.
Социализация - в том числе и гендерная - процесс, в ходе которого ребенком присваиваются достижения развития того или иного национально- лингво-культурного сообщества, включая понимание того, что есть женственность и что есть мужественность - относится к «второстепенным», однако далеко не менее важным эффектам школьного образования. При этом язык является одним из основных каналов получения ребенком информации в данном процессе, а школа (и учителя в частности) - основными агентами социализации. Для определения наиболее частотных стереотипов в нашем исследовании мы использовали такое средство анализа коммуникации как анкетирование
В данном исследовании были выявлены основные языковые средства репрезентации учителями и учащимися представлений о нормативном гендерном поведении. Реальность, отраженная в сознании человека, может быть представлена в качестве единства, которое состоит из сегментов, образующих семантическое пространство, воплощенное в ряде пересекающих друг друга полей. Это так называемые лексико-семантические поля (ЛСП).
При построении лексико-семантических полей лексем
«женственность» и «мужественность» для установления деривационных, парадигматических, синтагматических связей нами был применен полевый метод. Для выявления семантических полей в качестве рабочей мы использовали концепцию Ю.Н. Караулова [18], который под термином «поле» предлагает понимать комплекс языковых единиц, объединяемых общим содержанием (иногда также общностью формальных показателей) и выражающих понятийное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений. Поля «мужественность» и «женственность» преобладают в ответах респондентов и семантически связаны с другими ЛСП, такими как: «благородство», «вежливость», «воспитанность», «доброта», «легкомыслие», «образованность», «ответственность», «храбрость».
На материале анкетных данных был определен состав ЛСП «женственность». В ядерную зону ЛСП входит слово «женственность» в значении, которое приведено в приложении А.
В околоядерную зону входят такие синонимы слова «женственность», как мягкость ‘душевность, мягкосердечие, доброта, отзычивость’ [36], изящность ‘грациозность’ [36], женоподобие, женскость, феминность и фемининность. Однако эти единицы не обнаружены в анкетах респондентов. Кроме того, к антонимам имени поля относится лексема мужественность [32]. Словообразовательные дериваты имени поля представлены единицами женственный и женственно, которые являются частотными в анкетах информантов. Парадигматические отношения имени поля выражены родовидовыми (гиперо-гипонимическими) связями, то есть видами женственности, которая проявляет себя во внешних и внутренних качествах личности.
Внешние проявления женственности выражены следующими лексемами: опрятная, красивая, привлекательная, ухоженная и т.д. Внутренние проявления - скромная, неразвратная, спокойная и т.д.
На периферии поля «женственность» находятся синтагматические связи вышеуказанных проявлений женственности, которые проявляют себя в следующих выражениях: должна вести себя скромно; внешний вид; должна быть опрятной; учу быть женственными; должны ходить на кружки вязания, вышивания, рукоделия; объясняю, что такое быть женственной; стараюсь привить вкус в одежде и макияже.
В результате сопоставления сем слов, входящих в ЛСП «мужественность», с семами имени поля был выявлен набор языковых единиц, которые занимают определенное положение в ЛСП с ядром «мужественность». В структуру этого поля были включены единицы, которые имеют деривационные, парадигматические и синтагматические отношения с именем поля «мужественность».
В околоядерную зону входит лексема «мужественность» в значении, которое указано выше. Среди синонимов отмечается богатый ряд элементов: смелость ‘смелое поведение, решимость’, отвага ‘смелость, бесстрашие, храбрость’, твердость ‘непоколебимость’, решительность ‘твердость,
непоколебимость в поступках’, стойкость ‘непоколебимость, упорность’, рассудительность ‘благоразумие’ [36], который реализуется в дериватах данных синонимов типа смелый, отважный, рассудительный. Антонимом имени поля является лексема «женственность» в указанном выше значении. Дериваты имени поля представлены единицами мужество, мужественный. Периферийные отношения поля «мужественность» выражены в следующих синтагматических связях: быть спокойным; поступать обдуманно; думать о будущем; сильный характер.
Проведенный нами социолингвистический опрос учителей среднего звена красноярских школ (МБОУ СШ № 94, МБОУ СШ №51, МБОУ СШ № 92, МБОУ СШ № 47) показал, что учителя обоих полов, обладающие разным возрастом и педагогическим стажем в своем коммуникативном поведении транслируют учащимся типовые гендерные установки.
Вербализуя определенные представления и стереотипы, учителя- респонденты использовали слова различных лексико-семантических полей (ЛСП) в зависимости от пола обсуждаемого ученика. По отношению к девочкам использовались слова ЛСП «женственность», «воспитанность», «здоровье», «доброта», «вежливость», «ответственность» (объясняю, что такое быть женственной; рассказываю, как нужно себя вести в обществе; девочка - это будущая мать, поэтому здоровье очень важно; девочка должна быть заботливой; объясняю, как тактично разговаривать с людьми, особенно с мальчиками; учу задумываться о своих решениях и последствиях, которые могут наступить). По отношению к мальчикам были использованы слова ЛСП «мужественность», «ответственность», «воспитанность», «благородство», «физическая сила», «вежливость» (умение постоять за себя, сдерживать эмоции; - ответственность за себя и свои поступки; дисциплина; заступаться за друзей, за девочек; мальчик должен быть сильным физически; следить за культурой общения)....
Подобные работы
- ВАРИАТИВНОСТЬ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ КОММУНИКАЦИИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ТЕКСТАХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Б. АКУНИНА)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Потестарная имагология как направление в исследовании власти и потенциал ее использования в изучении политической истории Англии и Франции в XVI в. в школьном курсе истории
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020





