Введение 3
Глава 1. Мировоззрение писателя и его отражение в художественном тексте 8
1.1. Идея повести «Белый пароход» Ч. Т. Айтматова 8
1.2. Явления, идеи и проблемы в понимании автора 11
1.3. Образ автора в теории В. В. Виноградова 17
1.4. Субъективация как процесс в научном дискурсе 28
Выводы по первой главе
Глава 2. Лингвистические приемы субъективации авторского повествования в повести Ч.Айтматова «Белый пароход» 35
2.1. Основные приемы субъективации в речи и структуре повести 35
2.2. Имена собственные персонажей и географические названия 45
2.3. Фразеология и ее роль в языке повести 53
2.4. Метафора и сравнение как приемы субъективации 59
2.5. Колоративы, их роль в цветообозначении 64
Выводы по второй главе
Заключение 74
Список использованных источников 78
Приложение. Биография писателя. Нравственные уроки повести «Белый
пароход» Чингиза Айтматова 83
В современной лингвистике достаточно много научных проблем, решение которых ждет своего места и времени. Проблема определения и описания субъективации образа автора в повести Чингиза Торекуловича Айтматова «Белый пароход» также входит в этот широкий круг научных проблем по ряду причин. Во-первых, в современном языкознании наблюдается интерес к разработкам, связанным с постмодернистским влиянием на взаимопроникновение полей изучения тех или иных явлений, условия существования которых зависят от различных факторов окружающего людей мира. Во-вторых, от современного научного знания требуется приближение результатов исследования собственно к человеку как творящему субъекту тех или иных процессов, так называемое антропоцентричность искусства. В-третьих, творчество одного из лучших русскоязычных писателей второй половины ХХ века - Чингиза Айтматова еще долгие годы будет объектом для тщательного изучения его многогранного таланта.
Актуальность темы нашего исследования определена также таким фактором, как появление новых тенденций в изучении языка прозаических художественных произведений. В частности, одной из таких инноваций стало проявление субъективации текста художественной прозы, также продиктованное желанием авторов произведений изменить уже достаточно известные приемы субъективации. Исследовательская важность заключена еще в том, что такого рода научные поиски в стилистике текста, как всегда актуальном и перспективном направлении филологии продиктованы объективной действительностью, в которой всегда происходят новые процессы и явления, которые язык неизменно отражает в своей природе. А литература как искусство слова служит тому, чтобы новые языковые процессы запечатлевались в ней и неизменно становились фактами истории языка художественной литературы.
Теоретические основы проблемы были заложены еще в трудах таких ученых, как В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, А. И. Горшков, М. Н. Кожина, В. В. Одинцова и другие. Однако они все еще требуют дальнейшего изучения, потому что языковой материал постоянно меняется с течением времени. Тщательное исследование стилистических деталей текста с позиций их употребления касается вопросов создания, построения, существования и функционирования единиц текста в целом воспринимается как одно явление, существующее в неразрывной связи элементов формы и содержания. Именно такой позиции придерживались в своих работах такие ученые, как: М. М. Бахтин, В. М. Жирмунский, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, А. М. Пешковский, В. Б. Шкловский, Л. В. Щерба, Р. О. Якобсон и многие другие.
В связи с вышеизложенным, необходимо особо отметить, что проявление сферы субъекта в тексте произведения художественной литературы обретает особенное значение в связи с набирающей обороты парадигмы научного антропоцентризма. Эта концепция имеет большое влияние на элементы идейно-тематического содержания и на такие категории формы произведения, как жанр, сюжет, композицию и язык. Важность и актуальность научной проблемы, поднятой в нашей работе, обусловлена таким подходом к тексту, как открытой и динамически развивающейся структуры, следовательно, такой словесный материал необходимо анализировать с разных позиций современной лингвистики: когнитивной, прагматической, металингвистической, литературоведческой, что в купе представляют собой общий филологический подход к связи формы и содержания текста и его динамической структуры.
Еще одна немаловажная сторона научной темы состоит в том, что субъективация повествования в современной лингвистике активно разрабатывается. И если литературоведческие исследования творчества Чингиза Айтматова более или менее полно представлены в современной филологической науке, лингвистический аспект научного айтматоведения, в
частности, явления языка, развертывание словесных рядов, межтекстовые связи и интертекстуальность, явление субъективации и другие недостаточно хорошо исследованы.
Повесть «Белый пароход» Чингиза Айтматова рассмотрена в настоящем исследовании в современном аспекте развития языка художественного текста, характеризующемся активными процессами, которые связаны с эволюционным процессом в системе литературного языка. Поэтому мы посчитали целесообразным представить традиционные элементы и новые явления, наблюдаемые в тексте вышеобозначенной повести, рассмотреть во второй главе настоящей диссертационной работы. Будет правильно рассматривать языковой материал, представленный в тексте данной повести как язык произведения конкретного писателя, представителя современной русскоязычной прозы и автора - носителя индивидуального стиля.
Таким образом, целью магистерской диссертации является исследование использованных писателем приемов субъективации образа автора на материале повести «Белый пароход» Чингиза Айтматова.
Для того чтобы достичь обозначенной цели, необходимо поставить и решить следующие задачи:
1. Обозначить элементы мировоззрения писателя и отражение его идеи в повести «Белый пароход».
2. Проанализировать проблемы, поднятые автором в повести.
3. Изучить понятия «образ автора» в теории В.В. Виноградова и субъективации как процесса в филологической науке.
4. Описать композиционные авторского повествования.
5. Исследовать словесные приемы субъективации образа автора в повести Ч.Айтматова «Белый пароход»: имена собственные персонажей и географические названия, фразеологизмы, метафору, сравнение, колоративы.
Объектом исследования является текст повести Чингиза Айтматова «Белый пароход».
Предметом исследования являются языковые приёмы субъективации в повести «Белый пароход» Ч. Т. Айтматова.
В качестве методологической основы диссертационного исследования выступили труды таких известных ученых, как Г. Д. Ахметова, Н. С. Болотнова, Н. С. Валгина, Л. С. Выготский, И. Р. Гальперин, Г. А. Золотова, Л. Г. Кайда, И. И. Ковтунова, Н. А. Кожевникова, Б. О. Корман, В. Г. Костомаров, Н. А. Николина, Е. В. Падучева, Г. Я. Солганик, Б. А. Успенский, Ф. Шмид и другие.
В целом, спектр изучения ими языка художественной прозы сводится к разработкам проблем содержательного значения, анализу и интерпретации художественного текста, единства элементов формы, и содержания, средств выражения образа автора.
В качестве методов исследования нами использовались эмпирический метод, теоретико-методологический анализ, стилистический анализ, контекстуальный и семантический анализ.
Научная новизна исследования состоит в том, что в комплексе проанализированы языковые приемы субъективации образа автора в тексте повести «Белый пароход»: имена собственные, фразеология, метафора, сравнения, колоративы.
Теоретическая значимость работы определяется описанием языковых приемов субъективации образа автора как носителя двух культур, кыргызской и русской.
Практическое значение диссертации состоит в том, что все материалы могут быть использованы в процессе преподавания курса вузовской стилистики русского языка, лингвистического анализа текста, истории литературы, на уроках в общеобразовательной школе или средних специальных профессиональных учебных заведениях, на занятиях по словесности.
Для публичной защиты нами вынесены следующие научные положения:
1. При организации языкового материала в художественном тексте субъективация выступает как важнейший компонент языковой организации художественного текста, являясь воплощением авторского мировоззрения.
2. Субъективация образа автора реализуется языковыми приемами: имена собственные, фразеология, метафора, сравнения, и колоративы.
3. В художественном тексте языковые приёмы субъективации образа автора служат идее произведения, заключенной в авторском повествовании.
4. Рассмотренные в работе языковые приёмы являются основными средствами субъективации образа автора в повесте «Белый пороход». Их основная роль и предназначение - реализация автором своего миропонимания и мироощущения.
Магистерская диссертация имеет свою структуру: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений в виде биографии писателя, фрагментов из повести и конспекта урока по повести «Белый пароход» Ч. Айтматова.
Второе название повести «Белый пароход» - «После сказки». В сказке,
по определению, добро всегда побеждает зло. Но в легенде-сказке, рассказанной Айтматовым устами героя повести дедом Момуном, плачевный конец. Более того, события, разворачивающиеся вне мифологической составляющей (после сказки), почти в точности повторяют концовку грустной легенды. В этом и заключается айтматовский замысел: читатель пытается соотнести сказку и быль, но понимает, что одно вытекает из другого, и неизвестно ещё, что есть из рассказанного правда, а что - нет.
Явление субъективации образа автора рассматривается впервые на материале повести «Белый пороход» Ч. Т. Айтматова. В диссертации выявлено, что субъективация, которая является основным принципом организации текста, тем самым организует словесный материал, то есть словесные ряды, основные компоненты языковой образности. Субъективация повествования может быть условно названа средством создания индивидуального стиля писателя, а языковые средства создания субъективированного повествования всегда присутствуют в художественном тексте.
Выявленные традиционные элементы субъективации образа автора (использование словесных и композиционных приемов) указывают на роль данного явления в составе языковой композиции. В частности, словесный прием несобственно-прямой речи в повести «Белый пароход» реализует не только наличие образа рассказчика, но и динамику его развития, эволюцию, выраженную переходом от «ипостаси» рассказчика-ребенка к «ипостаси» рассказчика - взрослого. Такой переход осуществляется путем фиксации конкретных деталей и событий текстовой реальности сквозь призму восприятия ребенка и анализа этих деталей и событий, который является результатом мыслительной деятельности взрослого. В повести наблюдается постоянная смена точек видения героев посредством использования словесных приемов несобственно-прямой и внутренней речи.
Творчество Ч. Айтматова рассматривается в диссертации в контексте развития языка современной прозы, которая взаимосвязана с активными процессами современного русского литературного языка. Следовательно, Ч. Айтматов выступает как один из представителей современных литературных тенденций и в своей творческой манере отражает общее направление литературного развития. Широта и богатство идейного содержания, глубокое авторское проникновение в мир персонажей, яркий и точный язык повествования, позволяют видеть в произведениях автора не только материал для конкретного изучения языка, но и материал для общего изучения категории текста.
В данной магистерской работе нами были рассмотрены лингвистические приемы субъективации образа автора в повести Ч. Айтматова «Белый пороход»: имена собственные, фразеологизмы, метафоры, сравнения и колоративы.
Вместе с этим нами было выявлено, что все имена персонажей и географические названия, используемые автором в тексте, являются поистине говорящими и представляют собой языковые приемы субъективации образа автора, которые помогают передать истинный смысл художественного произведения.
Касательно фразеологии, автором используются различные типы и виды фразеологизмов, роль которых заключается в том, что они своим наличием и разнообразием отражают явление субъективации образа автора.
Метафора и сравнение также служат лингвистическими приемами субьективации образа автора. Метафора передает специфику, уникальность предмета или явления, подчеркивая неповторимость и оригинальность. Если метафора обращает внимание на конкретную деталь, то сравнение дает подробное описание объекта, выстраивает наглядную ассоциативную цепочку.
Колоративная лексика в художественном произведении позволяет проникнуть в психологию писателя. Каждый отдельно взятый колоризм занимает определённое место в художественном произведении.
Языковые приемы субъективации образа автора в повести Ч. Т. Айтматова «Белый пароход» играют важную роль. Они передают особенности художественного мира писателя. Средства выражения субъективации образа автора служат одним из способов построения художественного текста и отражения картины мира писателя.
. Айтматов Ч. Собрание сочинений, тт. 1-3. - М., 1982-1984; Айтматов Ч.
Собрание сочинений, тт. 1-7. - М., 1999; Айтматов Ч. Статьи, выступления,
диалоги, интервью. - М., АПН, 1988.
2. Аверинцев С.С. Филология // Собрание сочинений. / Под ред. Н.П.Аверинцевой и К.Б.Сигова. София-Логос. Словарь. - Киев, 2006. С. 452
3. Альбеткова Р.И. Русская словесность. - М.: Дрофа, 2001. - 304 с.
4. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. 2. Интегральные описание языка и системное лексикография. М.1995. 462 - 463 с.
5. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М.: Художественная литература, 1998. - 568 с.
6. Асаналиев К. Открытие человека современности. - Фрунзе, 1968.
7. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории: Уч. для вузов. - М.: Академ. проект, 2004. - 464 с.
8. Базаров Г. Прикосновение к личности. Штрихи к портрету и образу Чингиза Айтматова. - Фрунзе, 1998.
9. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. - М., 1977.
10. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учебное пособие для вузов / Н. С. Болотнова. - 3-е изд., испр. и доп . - М.: Флинта: Наука, 2007 . - 520 с.
11. Бонецкая Н.К. «Образ автора» как эстетическая категория. - М.: Наука, 1986. - 264 с.
12. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М.: Агар, 2000. - 416 с.
13. Ван Дейк Т.А.. Язык. Познание. Коммуникация: Пер. с англ. / Сост. В.В. Петрова; под ред. В.И.Герасимова / Т.А. Ван Дейк . - М., 1989. - 312 с.
14. Васильев А.Д. Историко-культурный аспект динамики личных реляционных существительных: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / А.Д. Васильев. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. - 31 с.
15. Васильева С.П. Топонимия старой сибирской деревни. // Материалы Международного съезда русистов в Красноярске.Т.1. - Красноярск: КГПУ , 1997. С. 151 - 152....72