Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ возможности коррекции школьной тревожности 6
1.1. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Понятие школьной тревожности. Особенности школьной тревожности у старшеклассников 13
1.3. Возможности социально-психологического тренинга как средство коррекции школьной тревожности 29
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния социально-психологического тренинга на коррекцию школьной тревожности старшеклассников 38
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 38
2.2. Количественный и качественный анализ результатов исследования 42
2.3. Программа социально-психологического тренинга, направленная на коррекцию школьной тревожности старшеклассников 49
2.4. Анализ возможностей социально-психологического тренинга 51
Выводы по 2 главе 57
Рекомендации 60
Заключение 67
Список используемых источников 70
Приложение 74
Вопрос тревожности считается одной с наиболее важных трудностей в нынешней психологии. В настоящее время возросло количество беспокойных детей, различающихся закомплексованностью, высоким беспокойством, психологической неустойчивостью. Представление тревожности занимает немаловажное место в эмоциональных доктринах и изучениях. В трудах З. Фрейда, К. Хорни тревожность рассматривается равно как рассеянное духовное беспокойство. Особенной чертой тревожности считается чувство слабости и неопределенности пред лицом угрозы. А.М. Прихожан показывает, то что встревоженность-данное чувство психологического дискомфорта, сопряженное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящейся трудности. Н.Д. Левитов анализирует встревоженность равно как психологическое положение, выражающееся в опасении и несоблюдении спокойствия, зарождаемых вероятными проблемами.
В сформировавшихся за минувшие десятилетия общественно-финансовых обстоятельствах России, в концепции создания совершаются крупные перемены, затрагивающие текстуры создания, его форм, окончательного контролирования и иных нюансов. Один с подобных перемен считается внедрение в концепцию создания в 2001 г. Общего Правительственного Экзамена (ЕГЭ). В взаимосвязи с данным все без исключения наиболее важным имеется исследование воздействия сдачи ЕГЭ на тревожность учеников 11-го класса. Данное обуславливается главнейшими преобразованиями в условиях к сдаче экзаменационных тестирований учениками в школе. Нововведения в концепции общеобразовательных органов предъявляют большие условия к подготовке к экзаменам, к упражнению сдачи экзаменов.
Так же поменялось "качество" тревожности. В настоящее время существенно увеличилась выраженность конфигураций беспокойства, обладающей глубокий вид, т.е. более сложный, и, в минимальной уровня, поддающихся преодолению.
Проблемой тревожности занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как: А.Д. Андреева, Г.Г. Аракелов, В.К. Гайд, Л.А. Головей, А.И. Захаров, Б. Кочубей, Н.Е. Лысенко, В.С. Мерлин, Э. Пейдж, А.В. Петровский, Е.К. Плотко, А.М. Прихожан, Д.Я. Райгородский, Е.Ф. Рыбалко, Г.С. Саллеван, Ч. Спилбергер, Дж. Тэйлор, Е.Е. Шотт и др.
Актуальность исследования уровня тревожности в подростковом возрасте заключается в недостаточной разработанности данной проблемы на современном этапе.
Цель исследования: изучить возможности социально-психологического тренинга как средства коррекции школьной тревожности старшеклассников для его использования в работе школьного психолога.
Объектом исследования выступает эмоциональная сфера обучающихся старших классов.
Предметом исследования является социально-психологический тренинг как средство коррекции школьной тревожности у старшеклассников.
Гипотезы исследования:
1) Для учащихся старших классов характерна повышенная тревожность.
2) Социально-психологический тренинг является эффективным средством в коррекции тревожности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме тревожности.
2. Изучить особенности тревожности у учащихся старших классов.
3. Рассмотреть специфику влияния социально-психологического тренинга на снижение уровня тревожности учащихся старших классов.
4. Подобрать диагностические методики для выявления уровня тревожности старшеклассников.
5. Разработать и провести социально-психологический тренинг, способствующий снижению уровня тревожности у старшеклассников и проверить его эффективность....
Проблема тревожности является одной из самых актуальных проблем в современной психологии. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому существует необходимость работы с данной категорией лиц, разработки психокоррекционных методов и технологий для оказания помощи.
Актуальность исследования уровня тревожности в подростковом возрасте заключается в недостаточной разработанности данной проблемы на современном этапе.
Согласно проведенным исследованиям современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме школьной тревожности старшеклассников. Актуальность данной проблемы заключается в том, что большинство подростков в школе сталкиваются с различными стрессовыми ситуациями, и это пагубно влияет на их успеваемость и психическое здоровья.
Поэтому, именно сегодня, в рамках личностно - ориентированной и развивающей образовательной парадигм, особую актуальность приобретает исследование психологических средств коррекции тревожности старших подростков в условиях обучения в школе, так как сложившиеся в настоящее время позитивные тенденции в мировой практике школьного образования позволяют реорганизовать обучение и саму учебную и внеучебную деятельность.
Одним из видов коррекции тревожности являются тренинги как специфическая форма вне учебных занятий.
Данная работа была посвящена изучению тревожности подростков и возможностей социально-психологического тренинга для снижения тревожности учащихся старших классов. С целью разработки рекомендаций учителям и родителям.
Проведенный теоретический анализ проблем тревожности показал, что уровень тревожности во многом зависит от стресса, вызванного приближением экзаменов.
В ходе первичной обработки было выявлено, что выдвинутая нами гипотеза о том, что для учащихся старших классов характерна повышенная тревожность подтвердилась.
Затем были проведены коррекционные занятия, направленные на снижение уровня тревожности старшеклассников. В ходе коррекционной работы использовались: короткие информационные блоки, элементы арт- терапии, игровые методы, дискуссии, проективные методы.
Эффективность разработанной коррекционной программы для старшеклассников была проверена повторной диагностикой с помощью сформированного пакета диагностических методик. После чего была произведена проверка достоверности различий с помощью критерия угловое преобразование Фишера ф*.
Проведя повторно методики на экспериментальной группе, мы можем заметить небольшой сдвиг в снижении уровня тревожности как личностной, так и ситуативной. Это может говорить об эффективности социально - психологического тренинга.
Далее были разработаны практические рекомендации учителям, родителям.
Таким образом, мы можем говорить, что наша гипотеза о том, что для учащихся старших классов характерна повышенная тревожность, и что социально-психологический тренинг является эффективным средством в коррекции тревожности, подтвердился частично.