Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Возможности коррекции школьной тревожности старшеклассников методами социально-психологического тренинга

Работа №163961

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ возможности коррекции школьной тревожности 6
1.1. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Понятие школьной тревожности. Особенности школьной тревожности у старшеклассников 13
1.3. Возможности социально-психологического тренинга как средство коррекции школьной тревожности 29
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния социально-психологического тренинга на коррекцию школьной тревожности старшеклассников 38
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 38
2.2. Количественный и качественный анализ результатов исследования 42
2.3. Программа социально-психологического тренинга, направленная на коррекцию школьной тревожности старшеклассников 49
2.4. Анализ возможностей социально-психологического тренинга 51
Выводы по 2 главе 57
Рекомендации 60
Заключение 67
Список используемых источников 70
Приложение 74

Вопрос тревожности считается одной с наиболее важных трудностей в нынешней психологии. В настоящее время возросло количество беспокойных детей, различающихся закомплексованностью, высоким беспокойством, психологической неустойчивостью. Представление тревожности занимает немаловажное место в эмоциональных доктринах и изучениях. В трудах З. Фрейда, К. Хорни тревожность рассматривается равно как рассеянное духовное беспокойство. Особенной чертой тревожности считается чувство слабости и неопределенности пред лицом угрозы. А.М. Прихожан показывает, то что встревоженность-данное чувство психологического дискомфорта, сопряженное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящейся трудности. Н.Д. Левитов анализирует встревоженность равно как психологическое положение, выражающееся в опасении и несоблюдении спокойствия, зарождаемых вероятными проблемами.
В сформировавшихся за минувшие десятилетия общественно-финансовых обстоятельствах России, в концепции создания совершаются крупные перемены, затрагивающие текстуры создания, его форм, окончательного контролирования и иных нюансов. Один с подобных перемен считается внедрение в концепцию создания в 2001 г. Общего Правительственного Экзамена (ЕГЭ). В взаимосвязи с данным все без исключения наиболее важным имеется исследование воздействия сдачи ЕГЭ на тревожность учеников 11-го класса. Данное обуславливается главнейшими преобразованиями в условиях к сдаче экзаменационных тестирований учениками в школе. Нововведения в концепции общеобразовательных органов предъявляют большие условия к подготовке к экзаменам, к упражнению сдачи экзаменов.
Так же поменялось "качество" тревожности. В настоящее время существенно увеличилась выраженность конфигураций беспокойства, обладающей глубокий вид, т.е. более сложный, и, в минимальной уровня, поддающихся преодолению.
Проблемой тревожности занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как: А.Д. Андреева, Г.Г. Аракелов, В.К. Гайд, Л.А. Головей, А.И. Захаров, Б. Кочубей, Н.Е. Лысенко, В.С. Мерлин, Э. Пейдж, А.В. Петровский, Е.К. Плотко, А.М. Прихожан, Д.Я. Райгородский, Е.Ф. Рыбалко, Г.С. Саллеван, Ч. Спилбергер, Дж. Тэйлор, Е.Е. Шотт и др.
Актуальность исследования уровня тревожности в подростковом возрасте заключается в недостаточной разработанности данной проблемы на современном этапе.
Цель исследования: изучить возможности социально-психологического тренинга как средства коррекции школьной тревожности старшеклассников для его использования в работе школьного психолога.
Объектом исследования выступает эмоциональная сфера обучающихся старших классов.
Предметом исследования является социально-психологический тренинг как средство коррекции школьной тревожности у старшеклассников.
Гипотезы исследования:
1) Для учащихся старших классов характерна повышенная тревожность.
2) Социально-психологический тренинг является эффективным средством в коррекции тревожности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме тревожности.
2. Изучить особенности тревожности у учащихся старших классов.
3. Рассмотреть специфику влияния социально-психологического тренинга на снижение уровня тревожности учащихся старших классов.
4. Подобрать диагностические методики для выявления уровня тревожности старшеклассников.
5. Разработать и провести социально-психологический тренинг, способствующий снижению уровня тревожности у старшеклассников и проверить его эффективность....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема тревожности является одной из самых актуальных проблем в современной психологии. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому существует необходимость работы с данной категорией лиц, разработки психокоррекционных методов и технологий для оказания помощи.
Актуальность исследования уровня тревожности в подростковом возрасте заключается в недостаточной разработанности данной проблемы на современном этапе.
Согласно проведенным исследованиям современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме школьной тревожности старшеклассников. Актуальность данной проблемы заключается в том, что большинство подростков в школе сталкиваются с различными стрессовыми ситуациями, и это пагубно влияет на их успеваемость и психическое здоровья.
Поэтому, именно сегодня, в рамках личностно - ориентированной и развивающей образовательной парадигм, особую актуальность приобретает исследование психологических средств коррекции тревожности старших подростков в условиях обучения в школе, так как сложившиеся в настоящее время позитивные тенденции в мировой практике школьного образования позволяют реорганизовать обучение и саму учебную и внеучебную деятельность.
Одним из видов коррекции тревожности являются тренинги как специфическая форма вне учебных занятий.
Данная работа была посвящена изучению тревожности подростков и возможностей социально-психологического тренинга для снижения тревожности учащихся старших классов. С целью разработки рекомендаций учителям и родителям.
Проведенный теоретический анализ проблем тревожности показал, что уровень тревожности во многом зависит от стресса, вызванного приближением экзаменов.
В ходе первичной обработки было выявлено, что выдвинутая нами гипотеза о том, что для учащихся старших классов характерна повышенная тревожность подтвердилась.
Затем были проведены коррекционные занятия, направленные на снижение уровня тревожности старшеклассников. В ходе коррекционной работы использовались: короткие информационные блоки, элементы арт- терапии, игровые методы, дискуссии, проективные методы.
Эффективность разработанной коррекционной программы для старшеклассников была проверена повторной диагностикой с помощью сформированного пакета диагностических методик. После чего была произведена проверка достоверности различий с помощью критерия угловое преобразование Фишера ф*.
Проведя повторно методики на экспериментальной группе, мы можем заметить небольшой сдвиг в снижении уровня тревожности как личностной, так и ситуативной. Это может говорить об эффективности социально - психологического тренинга.
Далее были разработаны практические рекомендации учителям, родителям.
Таким образом, мы можем говорить, что наша гипотеза о том, что для учащихся старших классов характерна повышенная тревожность, и что социально-психологический тренинг является эффективным средством в коррекции тревожности, подтвердился частично.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1997 - 672 с.
2. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Психологический журнал - 1997 № 2. - С. 102-113
3. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. // Вестник МГУ, сер. Психология. 1998., № 1. - 18 с.
4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Психологический журнал. - 1992. - №5. - С. 111-117.
5. Большаков В.Ю. «Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры». - СПб: «Социально-психологический центр»,1996. -380 с.
6. Вачков И. «Основы технологии группового тренинга. Психотехники». Изд-во «Ось-89»,2003. -176 с.
7. Вачков И.В. Психология тренинговой работы - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М., 1997. -224 с.
9. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2005. - № 5. - 184 с.
10. Герасимова А. Школьная тревожность // Мурзилка. - 2007. №9. - С. 18-21
11. Диагностика и коррекция тревожности в школьном возрасте. - СПб., 1993. - 214 с.
12. Ефремцева С.А. «Тренинг для старшеклассников». - Киев,1994. - 80с.
13. Захаров В.П. «Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: методические указания. ЛГТУ,1990. - 193 с.
14. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.- 55 с.
15. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - СПб: Питер, 2007. - 430 с....(45)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ