Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СФОРМИРОВАННОСТЬ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ РАССКАЗОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №163920

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 1
Глава I. Теоретические основы сформированное™ связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня
2.1 Развитие связной речи в онтогенез 5
2.2 Характеристика связной речи детей с ОНР III уровня 16
Обзор методик обучения связной речи с ОНР 22
Глава II. Экспериментальное изучение сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.1 Цель, задачи и методики исследования связной монологической речи
36
2.2 Результаты анализа констатирующего эксперимента 44
2.3 Методические рекомендации по развитию навыков связной
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. 58
Заключение 63
Библиографический список 65

Актуальность исследования. В последние годы количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР) неуклонно увеличивается. В связи с этим мы считаем, что проблема формирования навыков связной речи и коррекции процесса формирования речевой деятельности у данной группы детей приобретает особую актуальность.
Проблема развития связной речи у детей с ОНР III уровня обусловлена тем, что только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, включает его в активный процесс коммуникации. От того, насколько четко, точно, кратко и целесообразно в
Приложение соответствии с конкретной речевой ситуацией
ребенок сумеет выразить свои мысли, зависит его успешность и эффективность в процессе обучения.
У детей с ОНР значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи. Обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической (смысловой) стороны речи. Так же наличие у этого контингента детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Р.Е. Левина указывает на относительную сформированность обиходной речи, которая «оказывается более или менее развернутой» у детей, имеющих третий уровень речевого развития — уровень нерезко выраженного недоразвития устной речи. Однако в ней имеются «отдельные пробелы», которые автор связывает с затруднениями в построении сложных предложений, с бедностью словаря, неумением распространять предложения, неумением строить цепь взаимосвязанных предложений. Автор отмечает, что
недостаточно сформированная собственная речь, незнание многих слов и выражений, смешение значений слов, аграмматизмы оказывают
отрицательное влияние на понимание художественных и учебных текстов, что, в свою очередь, затрудняет процесс обучения детей в школе.(15)
Т.Б. Филичева в более поздней своей работе у детей с общим недоразвитием речи, отмечает своеобразие их связной речи, проявляющееся в нарушении логической последовательности, пропуске значимых для сюжета эпизодов, в застревании на второстепенных деталях, в использовании простых, малоинформативных предложений (30).
Значимость разработки данной проблемы определяется несколькими аспектами: во-первых, необходимостью социализации и личностного
развития детей; во-вторых, успешным решением важнейших
логопедических задач по коррекции недостатков развития навыков связной монологической речи у детей с ОНР III уровня. Таким образом, тема «Сформированность связной монологической при составлении рассказов у старших дошкольников с ОНР» нам кажется особо актуальной.
Объект исследования: связная монологическая речь детей старшего дошкольного возраста: рассказы повествовательные, описательные.
Предмет исследования: особенности составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будут выявлены особенности составления рассказов, которые проявляются в лексических и семантических нарушениях: аграмматизмы, бедность словаря, однотипность предложений, не полнота высказывания, пропуски смысловых звеньев, нарушение логической последовательности.
Цель исследования: выявить особенности сформированности связной монологической речи при составлении рассказов у детей с ОНР III уровня. Разработать методические рекомендации по коррекции связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР III уровня.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
• проанализировать психолого-педагогическую, логопедическую
литературу по проблеме исследования;
• провести экспериментальное изучение связной монологической речи при составлении рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и детей без речевых патологий;
• разработать методические рекомендации по коррекции связной
монологической речи детей с ОНР III уровня при составлении рассказов.
Методологической и теоретической основой исследования явились научно-теоретические концепции о речевой деятельности, как сложного системного функционального единства (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия); психолого-педагогические концепции и теории деятельностного подхода в развитии и формировании человека (Б. Г. Ананьев, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев); принципы системного подхода к диогностике и коррекции нарушения речи (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина).
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические - анализ психологической, логопедической, педагогической литературы по проблеме исследования; изучение анамнестических данных; обобщение работы психолога, логопеда, воспитателей.
2. Эмпирические - беседа; наблюдение в процессе учебной, предметно­практической и игровой деятельности; констатирующий эксперимент.
3. Методы качественной и количественной обработки данных эксперимента.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап. Определение и изучение теоретической и методологической основы исследования; изучение анамнестических данных; обобщение работы психолога, логопеда, воспитателей; формирование групп детей.
Второй этап. Организация и проведение констатирующего эксперимента по изучению связной монологической речи при составлении рассказов.
Третий этап. Количественный и качественный анализ
экспериментальных данных, разработка методических рекомендаций.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что её результаты позволят расширить имеющиеся представления об особенностях составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в составлении методических рекомендаций, направленных на устранение лексических и семантических нарушений, что позволит повысить эффективность логопедической работы с детьми.
Практическая база исследования: МДОУ «Детский сад
комбинированного вида» №330 г. Красноярска. В эксперименте принимали участие дети 6-7 лет.
Структура работы: оформлена в стандартном виде, включает в себя: 2 главы, выводы по 1 главе, таблиц 2, рисунки , заключение, библиографический список, приложения (А,Б,В,Г), таблиц 4.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования нами были обобщены и систематизированы современные научные представления о состоянии связного речевого высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и их сверстников без речевых патологий.
Проведенное нами исследование дало возможность сделать вывод о том, что дети с ОНР имеют особенности при составлении рассказа, которые проявляются в лексических и семантических нарушениях: аграмматизмы, бедность словаря, однотипность предложений, не полнота высказывания, пропуски смысловых звеньев, нарушение логической последовательности.
Очевидно именно эти нарушения, мешают детям с ОНР правильно выполнять экспериментальные задания, которые связаны с несформированностью всех компонентов языковой системы.
Для более точного определения характера нарушений нами были проанализированы высказывания детей с точки зрения семантического и языкового оформления. Данный анализ позволил сделать вывод о том, что с точки зрения точности семантической передачи, из всех рассматриваемых компонентов для детей с ОНР наиболее трудной оказалось соблюдение логической последовательности при построении высказывания во всех обследуемых видах работ. Также, нарушалась структура высказывания. Дети с ОНР меняли местами части событий, пропускали существенные моменты действия, в результате чего были непонятны причинно-следственные конструкции высказывания. Имеет место перечисление действий. Адекватность изложения вызывало меньше затруднений, то есть рассказы детей соответствовали изображённой ситуации. Самостоятельная связная речь детей с недоразвитием речи является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли.
Анализ трудностей языкового оформления позволил сделать вывод о том, что полнота объема высказывания не высокая, что говорит об ограниченности и скудности словарного запаса детей изучаемой категории. Также можно отметить, что конструкции предложения у детей с ОНР простые они практически не используют сложные предложения, их речь не развернута, допускаются аграмматизмы. Сравнивая показатели по всем компонентам рассмотрения языкового оформления между двумя обследуемыми группами, можно говорить о том, что дети с ОНР оформляют свои выказывания намного беднее, чем дети без речевой патологии. Так же нами было отмечено, что при выполнении заданий связные речевые высказывания составлялись с некоторой помощью.
В отличие от детей из экспериментальной группы, дети без речевой патологии так же допускали ошибки при построении речевых высказываний, но их ошибки носили не стойкий, единичный характер.
Учитывая результаты уровня успешности овладения связным речевым высказыванием, мы разработали методические рекомендации, которые были дифференцированы в содержании, методах, приемах работы на основе уровневого подхода для детей с уровень ниже среднего и средний уровень, уровень выше среднего и высокий уровень.
Результаты проведенного нами эксперимента подтверждают, наличие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня особенностей составления рассказа.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи решены.




1. Бордич, А. М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности "Дошкольная педагогика и психология". - М..: Просвещение, 1974. - 288 с.
2. 2. Воробьева, В.К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей. - М., 1995.
3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учеб. пособие / под ред. В.К. Воробьевой. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2009. 158 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь. - 5-е изд., испр. - М.: Изд-во "Лабиринт", 1999. - 352с.
5. Глухов, В. П. Особенности обучения рассказыванию по картинке детей дошкольного возраста с ОНР. - Дефектология. 1986. - № 3 - с.73 -80
6. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб. пособие / В. П. Глухов. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 321 с.
7. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - изд. 2-е. [Текст] / В. П. Глухов. - М.: Просвещение, 2004. - 345 с.
8. Глухов, В.П., Смирнова М.Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2005. - № 3. - С. 13-24.
9. Глухов, В.П., Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебно-метод. пособ. для студент. пед. и гуманит. вузов и практик.логопедов. - изд. 2-е, исправленное и дополненное. - М.: В. Секачев, 2014. - 232 с.
10. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников - М., 1985г. - 238с.
11. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. - 320 с.
12. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
13. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей - М., 2004 - 72 с.
14. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики. - 3-е изд. - М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. - 287 с.
15. Левина, Р.Е. Опыт изучения не говорящих детей-алаликов/ Р.Е.Левина, — Москва: Просвещение, 1951,—234 с....36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ