Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И
ОСОБЕННОСТЕЙ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогический анализ понятия «материнское
отношение» 7
1.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста 16
1.3. Характерные особенности отношений в семьях иудеев 25
Выводы по Главе 1 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В СЕМЬЯХ ИУДЕЕВ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 39
2.3. Методические рекомендации по оптимизации материнского
отношения к детям старшего дошкольного возраста 51
Выводы по Главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Одним из основных принципов дошкольного образования в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи и общества с учетом этнокультурной ситуации развития ребенка [27].
Отечественные ученые, такие как Л.С. Выгодский, А.Я. Варга, В.В. Столин и другие, подчеркивали значимость родительских отношений в обеспечении условий для развития ребенка и отводили решающую роль отношению матери к ребенку [4]. Материнское отношение, материнская позиция уже с первых дней жизни ребенка формирует особенности его психики. Любящие и имеющие хороший контакт с ребенком матери становятся источником устойчивых положительных состояний ребенка. Мать учит ребенка понимать, чувствовать и жить в мире. Материнское отношение лежит в основе формирования его личностных структур, запускает психотехнические механизмы эмоциональной регуляции поведения ребенка. Психологи признают, что родители, особенно мать, опосредствует связь ребенка с внешним миром, смягчает возможные отрицательные влияния, создает благоприятные условия для развития ребенка.
Современное общество насыщенно проблемами. Психическое здоровье детей - наиболее острая из них. Важно отметить то, что психическое здоровье зависит не только от личностных особенностей ребенка, но и от того, как к малышу относятся его родители и близкие люди. А также, от того, насколько сильно он ощущает их внимание, заботу и любовь. Сегодня все более широкое вовлечение женщин в общественно-производственную деятельность делает их семейные роли, включая материнство, уже не такими значимыми и весомыми для некоторых из них. Некоторые традиционные функции матери по уходу, присмотру и воспитанию детей берут на себя профессионалы. А это существенно меняет характер материнского отношения.
Но, не смотря на все эти изменения в жизни женщины, чувство любви матери к ребенку остается неизменным. Материнская любовь - явление абсолютное, безграничное и безусловное. Любящая мать делает все необходимое для своих детей и действия ее искренни и безвозмездны. Материнство - это одна из основных социальных женских ролей. Поэтому, даже если потребность быть матерью заложена природой в женщине, то общественные нормы и ценности оказывают немаловажное влияние на проявления материнского отношения. Безусловно, важную роль играют и целый ряд других факторов, такие как, социокультурное окружение, особенности супружеских отношений, индивидуально-психологические особенности развития ребенка [33]. Встает вопрос: все ли матери относятся к своим детям одинаково? Особое отношение матери к своему ребенку, существующее в еврейских семьях является неоспоримым фактом. Еврейская нация весьма преуспела, во многих сферах человеческого бытия. Почему так? Возможно, есть некоторые особенности в отношении матери-иудейки к своему ребенку.
Цель исследования: выявление особенностей материнского
отношения к детям старшего дошкольного возраста в семьях иудеев.
Задачи исследования:
6. Провести анализ теоретических подходов к изучению материнского отношения к детям.
7. Провести анализ психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
8. Произвести подбор методик для выявления особенностей материнского отношения к детям.
9. Организовать проведение эмпирического исследования по выявлению особенностей материнского отношения к детям старшего дошкольного возраста в семьях иудеев.
10. Разработать анкету для получения информации о выраженности материнского отношения и об отношении национальным традициям.
11. Разработать рекомендации для родителей и сотрудников детских образовательных организаций по оптимизации материнского отношения к детям старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: материнское отношение к детям старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности материнского отношения к детям старшего дошкольного возраста в семьях иудеев.
Гипотеза исследования: материнское отношение к детям старшего дошкольного возраста в семьях иудеев имеет особенности, а именно: высокий уровень принятия ребенка, симбиотическое отношение с ребенком, воспитание ребенка в условиях еврейских традиций и обычаев.
Методы и методики исследования: в теоретическом методе применялся анализ психолого-педагогической литературы, в эмпирическом методе применялись опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина, анкета семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемилера, анкета «Ребенок - Семья - Традиции».
Теоретическая значимость: выявленные особенности материнского отношения к детям расширили и осовременили представления о характерных чертах воспитания в иудейских семьях и традициях, соблюдаемых в них, на основе которых могут быть созданы предпосылки для формирования культуры общения представителей разных национальностей.
Практическая значимость: разработанные рекомендации могут быть применены сотрудниками дошкольных образовательных организаций для оптимизации материнского отношения к детям и для организации взаимодействия с родителями воспитанников. Разработанная нами, совместно с научным руководителем, анкета, является универсальной и может быть применена для получения информации об отношении матери к своему ребенку и о соблюдаемых национальных традициях в семье.
Целью нашего исследования было выявление особенностей материнского отношения к детям старшего дошкольного возраста в семьях иудеев.
Выдвинутая нами гипотеза состояла в следующем: материнское отношение к детям старшего дошкольного возраста в семьях иудеев имеет особенности, а именно: высокий уровень принятия ребенка, симбиотическое отношение с ребенком, воспитание ребенка в условиях еврейских традиций и обычаев.
Мы провели исследование на базе МБДОУ № ХХ г. Красноярска.
В исследовании были использованы методики:
1. Тест «Опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина;
2. Тест «Анкета семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкеса;
3. Анкета «Ребенок - Семья - Родитель».
Проанализировав результаты тестов и ответы на вопросы разработанной нами анкеты, можно сделать вывод о подтверждении нашей гипотезы. В семьях иудеев высокий уровень принятия ребенка. Для этих семей характерен симбиотический тип отношения матери к ребенку. Воспитание детей осуществляется в условиях соблюдения еврейских традиций и обычаев.
Отношение матерей в семьях иудеев к своим детям построено на любви, понимании, уважении, доверии. При этом ребенку предоставляется полная свобода в строго определенных рамках. Воспитание ребенка до семилетнего возраста, основанное на таких принципах, является эффективным и закладывает основу будущей личности. В этом возрасте, как гласит еврейская поговорка, что в ребенка вольешь, то в будущем и выльется.
Ведущую роль в детско-родительских отношениях психологи отводят матери. Она не только раскрывает перед ребенком весь мир человеческой культуры, но и способствует процессу вхождения в нее, подкрепляя усилия ребенка, поддерживая, направляя и корректируя их.
1. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших школьников о семье // Современные гуманитарные исследования. 2006. № 1. С. 276-278.
2. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2005. 192 с.
3. Баркан А.И. Практическая психология для родителей или как
научиться понимать своего ребенка. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. 432 с.
4. Белогай К.Н. Структурные компоненты родительского отношения личности: Автореферат дис. ... канд. псих. наук. Красноярск.: 2006. 21 с.
5. Белогай К.Н. Исследование структуры родительского отношения личности // Психология в вузе. 2007. №1. С.17-26.
6. Белогай К.Н., Морозова И.С. Эмпирическое исследование структуры родительского отношения // Психологическая наука и образование. 2008. № 4. С. 12-22.
7. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. М.: Педагогика, 1989. 208с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968, 317 с.
9. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. 2000. № 2. С. 79-87.
10. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: дис. ... канд. псих. наук. М., 1986. 206 с.
11. Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001. 144 с.
12. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Академия Психологических Наук, 1960. 130 с.
13. Гендин А.М., Кофман Я.М., Сергеев М.И. Изучение потребностей еврейских детей сибирского и дальневосточного регионов. Красноярск: Красноярский писатель, 2005. 170 с.
14. Груздева О.В., Вербианова О.М. Психология развития (Возрастная): учеб. пособие для обучающихся. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2011. 184 с.
15. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. М.:
Министерство Просвещения РСФСР, 1988. 118 с....42