Введение 3
Глава 1. Текст в лингвометодическом аспекте 11
1.1. Текст в методике преподавания русского языка как 11
иностранного
1.2. Текстоцентричный подход в РКИ 14
1.3. Типология учебных текстов 18
1.4. Требования, предъявляемые к учебным текстам 26
1.5. Этапы обучения и уровни владения языком в рамках обучения РКИ 32
Глава 2. Тексты о природе России как средство обучения русскому языку 38
как иностранному
2.1. Методические рекомендации по работе с текстами 38
2.2. Методические разработки занятий для учебного пособия «7 чудес 44
России: природа»
2.2.1. Методические разработки занятий по теме «Сибирь. Байкал» 50
2.2.2. Методические разработки занятий по теме «Алтай» 55
2.2.3. Методические разработки занятий по теме «Хакасия» 58
2.3. Апробация материалов пособия 64
Заключение 69
Список литературы 72
Приложения 82
На данном этапе развития методики преподавания РКИ трудно переоценить значение лингвострановедения. Чем выше этап обучения и овладения языком, тем шире круг лингвострановедческих вопросов.
Общепризнано, что страноведческая и лингво-страноведческая компетенции учащихся имеют большое значение для успешного овладения языком на разных этапах обучения. Знания о стране этнического, социального, культурного характера, удовлетворяющие коммуникативным,
познавательным, эстетическим потребностям иностранных студентов, стимулируют их речевую деятельность, способствуют становлению коммуникативных умений. Лингвострановедческий материал на уроках РКИ дает возможность организовать учебный процесс так, чтобы формирование коммуникативной компетенции, изучение программного лексикограмматического материала проходило увлекательно. Использование лингвострановедческого материала важно еще и потому, что позволяет сформировать у обучающихся полное представление о стране и регионе пребывания, что важно для социальной адаптации и межкультурной коммуникации.
Лингвострановедческому аспекту преподавания русского языка как иностранного посвящены работы Н.А. Журавлевой, М.Д. Зиновьевой, статьи В.Д. Горянского, И.А. Гурицкой, P.M. Королевой, Р.И. Кудряшовой, С.В. Руднева и других.
В немалой степени формированию полной картины мира у студента, изучающего иностранный язык, способствует максимальное погружение в языковую среду и в окружающие студента социальные реалии. Для этого необходимо включать в процесс обучения материалы, связанные с природной тематикой. Знания, полученные на занятиях с включением страноведческого материала, активизируются в ситуациях соприкосновения с реальной действительностью и способствуют комплексному развитию всех видов компетенций в условиях социальной и культурной среды определенного региона.
В г. Красноярске вопросами включения регионального аспекта в занятия РКИ занимается О.А. Гришина [Гришина 2011, 2015, 2016, 2017, 2018]. На базе КГПУ им. В.П. Астафьева был написан ряд магистерских диссертаций по региональной тематике [Афонина 2015; Сковородкина 2020; Чжан Юнсян 2017].
Учёные приводят примеры включения в процесс преподавания РКИ региональной топонимической лексики, обладающей национальной спецификой и культурной ценностью [Выхованец 2015; Позднякова, Джахит 2015].
Стоит отметить, что учебники и учебные комплексы ведущих издательств в большинстве своем включают лингвострановедческий материал. При очень высоком качестве таких учебных пособий следует отметить, что их потенциал для формирования социокультурной компетенции у студентов, обучающихся региональных вузах, довольно низкий, т.к. задания построены на основе текстовых, аудио- и видеоматериалов о Москве и Санкт- Петербурге. В результате возникает разрыв с реальностью и формируется не целостная картина представления о России, а две разные картины: «учебная» и «реальная». У студентов есть представление о европейской части России, сформированное по учебникам, и представления, о тайге и вечном холоде, основанные на стереотипах. Развитие современных технологий создает возможности для устранения указанного противоречия.
В настоящее время существует несколько пособий по РКИ, включающих материал о природе России. Мы приведем примеры некоторых из них. Например, учебные пособия «Россия: страна и люди» А.К. Перевозниковой, включающее разделы «У карты России», «Путешествие по России» [Перевозникова, 2018]; «Россия и русские: Учебное пособие по страноведению для изучающих русский язык» Токаревой Н.Д. с блоком «География и климат России». В данном блоке представлены тексты, описывающие природные особенности России в общем, европейской части России, Сибири и Дальнего Востока [Токарева, 2004].
Еще одно учебное пособие «О России и русских. Пособие по чтению и страноведению для изучающих русский язык как иностранный», авторами которого являются Г.Г. Малышев и Н.Г. Малышева. Первая часть пособия посвящена истории и географии, она включает тексты и задания о природе, климате, природных ископаемых, временах года в России в целом. Но, как и в других популярных пособиях, авторы тспользуют материалы лишь о нескольких городах России - Москве, «северной столице» России - Санкт- Петербурге [Малышев, Малышева, 2015].
Ещё одно не менее интересное пособие представлено И.А. Гончар «Такая разная Россия». Методические разработки включают в себя несколько разделов: 1-ая глава посвящена общим сведениям о России - территория, северные рубежи страны, границы, споры вокруг Курил; 2-ая глава полностью посвящена природе, климату и ресурсам страны - реки, озеро Байкал, вулканы, Камчатка, климат России, газ [Гончар, 2010].
Что касается онлайн-курсов, то стоит отметить проект «OLaiig», созданный преподавателями и методистами в области РКИ со всей страны. Платформа включает разработанные уроки о необычных городах России, рассказывая не только об культурных и бытовых особенностях, но и о природе региона.
Однако практическое использование лингвокраеведческих материалов конкретных российских регионов ещё недостаточно разработано. Если говорить о наличии учебных пособий по РКИ на основе материалов о природе Сибири, то следует назвать «Из Сибири с любовью. Русский язык как иностранный (первый уровень)» А.Л. Шекетеры и др. [Шекетера и др. 2019], которое рассказывает о природе и народах Сибири, Томске; «Томские этюды. Изучаем русский язык на текстах о Сибири: учебное пособие» Н.Г. Нестеровой и др. [Нестерова и др. 2016], пособие включает разделы о природе, климате, полезных ископаемых, флоре и фауне Томской области.
Многие пособия страноведческого содержания - это пособия по чтению. Нам представляется важным использовать не только текстовые, но и аудиоматериалы. Работа со звучащими текстами дает возможность погрузиться в природный мир страны изучаемого языка, научиться воспринимать речь в естественном ритме, способствует развитию речевых навыков.
При правильном подходе использование видеосюжетов обеспечивает развитие аудитивных навыков, навыков воспроизведения монологических высказываний, построения собственных высказываний и выражения своего отношения к полученной информации [Гришина, 2011].
Использование текстов в преподавании РКИ является объектом изучения методистов Н.С. Валгиной, И.М. Вознесенской, М.В. Всеволодовой, И.Р. Гальперина, И.А. Гончар, А.А. Залевской, Г.А. Золотовой, Е.С. Кубряковой, Т.И. Поповой, К.А. Роговой, Н.Л. Федотовой, О.В. Хорохординой и других.
Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена острым дефицитом современных методических разработок, включающих тексты о природе Сибири, а также недостаточным и неполным использованием таких текстов при обучении РКИ.
Цель работы - разработать задания, максимально полно раскывающие дидактический потенциал тестов о природе.
Поставленная цель достигается в результате решения следующих задач:
1. проанализировать научно-методическую литературу по изучаемому вопросу;
2. выявить информационные возможности и дидактические функции текста, как средства обучения;
3. отобрать видеосюжеты и тексты о природе России и адаптировать их согласно уровню подготовки обучающихся;
4. разработать занятия с использованием текстов о природе России для будущего пособия;
5. проанализировать составленные упражнения с точки зрения эффективности развития речевых и языковых навыков и умений;
6. провести апробацию с целью выявления эффективности заданий с региональным компонентом в группах с базовым и первым сертификационным уровнем владения русским языком.
Объект исследования - текст в методике преподавания РКИ.
Предмет исследования - тексты о природе России и их использование при обучении РКИ.
Приемы и методы исследования: теоретический анализ научной литературы по теме исследования; выборка; обобщение; систематизация; синтез; описательный, педагогическое наблюдение.
Новизна полученных результатов определяется подбором и
адаптацией уникального материала о природе России, который можно использовать как комплексно, так и выборочно на различных занятиях по РКИ в зависимости от уровня подготовленности обучающихся и дидактических задач, поставленных преподавателем.
Практическая значимость:
Материалы исследования могут быть использованы на занятиях по русскому языку как иностранному в рамках преподавания дисциплин «Аудиовизуальный курс», «Практика устной речи», «Граматика», «Фонетика», «Чтение» со студентами, владеющими русским языком на базовом и первом сертификационном уровне, с целью развития коммуникативно-речевых навыков, знакомства с природой России, Красноярского края и Сибири. Разработанные нами задания могут быть также использованы для подготовки к сертификационному тестированию по русскому языку как иностранному (I и II сертификационный уровень; субтест «Аудирование», субтест «Говорение», субтест «Письмо», субтест «Чтение».)
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что уточняется дидактический потенциал текстов о природе России в методике преподавания РКИ.
Структура работы:
Работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы и приложений. Во Введении определяется цель исследования и задачи, необходимые для ее достижения, предмет и объект исследования, обосновывается выбор темы и дается краткий обзор изученности вопроса.
Первая глава посвящена месту текста в методике преподавания русского языка как иностранного. В параграфах первой главы раскрывается понятие текста, приводится типология учебных текстов и требования, предъявляемые к ним, описывается применение текстоцентричного подхода в методике преподавания РКИ, а также описываются основные уровни владения языком и требования к объему знаний на каждом этапе обучения.
Во второй главе описывается комплекс упражнений и самостоятельно разработанных заданий, направленных на формирование всех видов компетенций и развитие разных видов речевой деятельности, и методические комментарии к ним.
В Заключении подводятся основные итоги исследования, определяются преимущества использования материалов природной тематики в практике преподавания РКИ.
В Приложениях представлены методические разработки, включающие варианты текстовых заданий о природе России, необходимые для проведения занятий в рамках будущего пособия «7 чудес России: природа». А также к работе прилагается диск с видеоматериалами для занятий.
Апробация материалов исследования проходила в виде докладов на научных конференциях:
1. X научно-практическая конференция, посвященная Дню славянской письменности и культуры в рамках XXII Международного научнопрактического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» с докладом «Работа со звучащим текстом на занятиях по русскому языку как иностранному», г. Красноярск, 2021 г.
2. XIII Международная студенческая научно -практическая конференция «Международная коммуникация в науке, культуре и образовании» с докладом «Применение игровых технологий при развитии речевой деятельности на уроках РКИ элементарного уровня», г. Санкт- Петербург, 2021 г.
3. II Международная научно-практическая конференция «Динамические процессы в языке и языковой картине мира» с докладом «Травелог как средство формирования социокультурной компетенции на занятиях РКИ», г. Красноярск, 2020.
На основе диссертации были опубликованы статьи в сборниках:
1. Скакунова С.М. Тексты о природе России в методике преподавания РКИ // Актуальные проблемы современной филологии: материалы X Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 20 апреля 2020 г. / отв. ред. Т.А. Полуэктова; ред. кол.; - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. - С.114-117.
2. Скакунова С.М. Травелог как средство формирования социокультурной компетенции на занятиях РКИ // «Динамические процессы в языке и языковой картине мира»: сборник докладов научно-практ. конф., Красноярск, 30 октября 2020 г.Красноярск / Краснояр. гос. пед. ун -т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. - С. 87-90
3. Скакунова С.М. Применение игровых технологий при развитии речевой деятельности на уроках РКИ элементарного уровня // Международная коммуникация в науке, культуре и образовании: сборник докладов междунар. научно-практ. конф., Санкт-Петербург, 20 апреля 2021 г. (в печати)
4. Скакунова С.М. Работа со звучащим текстом на занятиях по русскому языку как иностранному // X научно-практическая конференция, посвященная Дню славянской письменности и культуры: сборник докладов научно-практ. конф., Красноярск, 21 мая 2020 г. (в печати)
Кроме того, задания были апробированы на занятиях с иностранными обучающимися КГПУ им. В.П. Астафьева (уровни А2, В1).
Использование текстов страноведческой тематики является актуальным на занятиях РКИ, так как это способствует комплексному развитию всех видов компетенций. Лингвострановедческая и социокультурная компетенции целенаправленно формируется и развивается при работе с учебными и аутентичными текстами природной тематики. Тексты такого рода имеют большое значение в преподавании РКИ, поскольку обеспечивают адекватное понимание иноязычной культуры и позволяют реализовать работу по развитию лингвистической компетенции.
На основании текстоцентрического подхода нами разработаны уроки, которые станут частью учебного пособия «7 чудес России: природа», направленного на комплексное развитие ключевых компетенций. Пособие построено по тематическому принципу и включает ряд глав, соответствующих федеральным округам России. Такой подход избран нами, потому что позволяет пополнять состав концентров новыми микротемами, наполнять эти микротемы новыми материалами, что позволит, с одной стороны, сохранять актуальность пособия, а с другой, предоставит возможность развития концентров в самостоятельные пособия. Также, это позволит реализовать создание похожих пособий, но уже не природной тематики. «7 чудес России», созвучно с известной фразой «7 чудес света», а тематика будущих пособий может быть разнообразной.
Для пособия нами были разработаны уроки для разных уровней владения языком. Нам представляется это оправданным, поскольку это создает возможность использовать пособие в группах с неоднородным в плане языковой подготовки составом.
Материалы, представленные в Приложении А, Б и В были апробированы на занятиях с иностранными студентами. Апробация проводилась нами в течение длительного времени, что позволило получить значительный массив данных, на основе которых был проведен анализ, позволивший прийти к заключению об эффективности работы с текстами о природе для развития основных компетенции.
Специфичность отобранного и созданного для пособия материала состоит в том, что его можно использовать для любого занятия по РКИ как комплексно, так и вариативно. Преподаватель сам может выбрать нужный материал и задания в зависимости от целей занятия и уровня подготовки студентов.
Как показала практика, наши материалы активизировали интерес иностранных студентов к региону и стране, в котором они обучаются, а также послужили средством адаптации в иноязычной среде.
Отбор текстовых материалов соответствовал определённым критериям, среди которых наиболее важными нам представляются следующие: отражение специфики природы страны и регионов, наличие определенной эстетической ценности, соответствие заявленному уровню языковой подготовки. Таким образом, отбор текстов для разрабатываемого пособия был многоаспектным.
Во-первых, были выбраны как звучащие, так и письменные тексты о природе, что способствовало разнонаправленной работе на занятиях и поддержанию интереса к изучению языка.
Во-вторых, в текстах отражены грамматические трудности, которые возникают у студентов на определенном уровне.
В-третьих, тексты трансформировались и адаптировались для того, чтобы они были понятны обучающимся и соответствовали их уровню владения языком.
При работе с текстами природной тематики основной трудностью стало присутствие в текстах безэкаивалентной лексики при недостаточном лексическом запасе студентов. Возникающие трудности снимались в ходе просмотра видеосюжетов и сопровождающих иллюстративных материалов, которые использовались для семантизации незнакомой лексики.
Исследование показало, что работа с текстами природной направленности на занятиях РКИ позволяет в значительной мере ускорить и упорядочить овладение иностранными студентами всеми видами речевой деятельности, а также способствует развитию лингвострановедческих знаний, являющихся ключевыми для межкультурной коммуникации.
С помощью звучащих и печатных текстов, выбранных для апробации, студенты знакомятся с природным многообразием России. Работая с текстами, студенты могут найти сходства и различия природы наших стран, расширить лексический запас, развить и усовершенствовать навыки чтения, говорения, аудирования и письма на основе текстов публицистического и художественных стилей речи.
В результате применения на занятиях по РКИ текстов о природе у иностранных студентов улучшились навыки говорения и письма, расширился лексический запас, закрепился навык аудирования. Студенты стали лучше понимать русскую речь на слух.
Вопрос изучения языкового и лингвострановедческого материала безусловно актуален для успешного овладения РКИ. Включение лингвострановедческого материала в процесс обучения способствует пониманию страны и региона.
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г.
№ 463 «Об утверждении федеральных государственных требований по русскому языку как иностранному» [Электронный источник] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96953/ (дата обращения
03.12.2019)
2. Азимов Э. Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин; - СПб.: Златоуст, 1999. - 472 с.
3. Акишина A.A. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного / A.A. Акишина, O.E. Каган; М.: Русский язык. Курсы, 2002. - 256 с.
4. Алхазишвили А. А. Основы овладения устной иноязычной речью / А. А. Алхазишвили; - М.: Просвещение, 1988. - 124 с.
5. Андрюшина Н.П. и др. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Профессиональные модули. Первый уровень. Второй уровень. - М., СПб.: Златоуст, 2000.
6. Арутюнов А.Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев / А.Р. Арутюнов; М.: Русский язык, 1990. - 166 с.
7. Арутюнов А.Р. Многофакторный количественный анализ учебников ин. языков / А.Р. Арутюнов, Л.Б. Трушина, П.Г. Чеботарев; М.: Русский язык, 1981. - С. 58-76.
8. Афонина А.Д. Региональный аспект в методике преподавания русского
языка как иностранного: выпускная квалификационная работа магистра (магистерская диссертация). - Красноярск, 2015. - Режим
доступа: http://elib.kspu.ru/document/15677
9. Баранов А. Г. Когниотипичность текста / А. Г. Баранов. Жанры речи. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. - С. 4-12.
10. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 416 с.
11. Белянин В. П. Психологическая типология художественных текстов по эмоционально-смысловой доминанте: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / В. П. Белянин. - М., 1992. - 40 с.
12. Бердичевский А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педвузе / А. Л. Бердичевский; - М.: Высшая школа, 1989. - 101 с.
13. Битехтина Г.А. Коммуникативные потребности учащихся и проблемы формирования языковой компетенции студентов -нефилологов гуманитарного профиля, Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы. / Г.А. Битехтина, Л.П. Клобукова // Доклады участников VI Международного конгресса преподавателей русского языка и литературы. / М.: Русский язык, 1996.
14. Богин Г. И. Речевой жанр как средство индивидуализации / Г. И. Богин // Жанры речи. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. - С. 12-22.
15. Вайнрих Х. Лингвистика лжи / Х. Вайнрих // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М.: Прогресс, 1987. - С. 44-87....101