Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Техника «Флюид-арт» как средство развития наглядно-образного мышления младших школьников

Работа №163889

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 4
Введение 8
Глава I. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления младших школьников
1.1. Наглядно-образное мышление как предмет исследования. Особенности
наглядно-образного мышления младших школьников 12
1.2. Состояние проблемы развития наглядно образного- мышления младших
школьников в психолого- педагогической литературе 21
1.3. Техника «Флюид-арт», как средство развития наглядно-образного мышления
младших школьников 29
Выводы по главе 1 34
Глава II. Опытно -экспериментальная работа по развитию наглядно­образного мышления младшегошкольника посредством освоения техники «Флюид-арт»
2.1 Изучение актуального уровня наглядно-образного мышления обучающихся
экспериментальной и контрольной групп 36
2.2 Разработка программы развития наглядно-образного мышления обучающихся экспериментальной группы посредством освоения техники
«флюид-арт» 47
2.3 Реализация программы развития наглядно-образного мышления
обучающихся экспериментальной группы посредством освоения техники «флюид-арт» 58
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию
наглядно- образного мышления обучающихся экспериментальной и
контрольной групп 61
Выводы по главе 2 66
Заключение 67
Список использованной литературы 69
Приложение 1 75
Приложение 2 85
Приложение 3 87
Приложение 4 89
Приложение 5 93

Искусство разнообразно и многогранно. Оно не только удовлетворяет духовные потребности общества, но и стремится ответить на многочисленные духовные запросы каждого человека.
Актуальность темы исследования.
Актуальная проблема на сегодняшний день - это интеллектуальное воспитание детей младшего школьного возраста. В активизации умственного потенциала личности путем формирования образного компонента мышления, за которым стоит тренировка мыслительных актов, и совершенствование качеств самой мысли, видим мы путь к решению основной задачи обучения. Образное мышление не есть данность от рождения. Как всякий психический процесс, оно нуждается в развитии и корректировке.
В настоящее время, бесспорно, что в психическом развитии мышления младшего школьного возраста, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление имеет важное значение. Развитие этих форм мышления во многом определяет успех перехода к более сложным, концептуальным формам мышления. В связи с этим в современных психологических исследованиях важное место занимают изучение основных функций этих элементарных форм, определение их роли в общем процессе психического развития ребенка. Ряд исследований показал, что возможности этих форм мышления чрезвычайно велики и далеко не используются в полной мере. С возрастом содержание мышления младшего школьного возраста существенно меняется, их отношения с другими людьми усложняются, развивается игровая активность, возникают различные формы производительной деятельности, реализация которых требует знания новых аспектов и свойств объектов. Такое изменение содержания мышления также требует более совершенных его форм, которые дают возможность трансформировать ситуацию не только с точки зрения внешней материальной деятельности, но и с точки зрения того, что представлено. Убедительно показана важная роль образного мышления при выполнении разного рода деятельности, решении как практических, так и познавательных задач. Были выделены различные типы образов и исследована их функция в осуществлении мыслительных процессов.
Проблема образного мышления интенсивно разрабатывалась рядом зарубежных ученых, таких как Р. Лрнхейм, Д. Браун, Д. Хебб, Г. Хейн, Р. Хольд и др.
В ряде отечественных исследований раскрывается структура наглядно­образного мышления и дается характеристика некоторых особенностей его функционирования, это работы Б.Г. Ананьева, Л.Л. Гуровой, В.П. Зинченко, Т.В. Кудрявцева, Ф.Н. Лимякина, И.С. Якиманской и др.
Многие авторы - А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Ж. Пиаже и др. - рассматривают возникновение наглядно-образного мышления как узловой момент в умственном развитии ребенка. Однако условия формирования наглядного мышления у дошкольников, механизмы его осуществления изучены далеко не полностью. В существующих условиях учебного процесса начальной школы обучение не должно сводиться к передаче детям знаний, которое превращается в самоцель. Знание зачастую выступает не в качестве предмета усвоения и поиска средств, а как обязательное программное требование и сопровождается жесткими формами контроля [54, с. 20]. Интуитивные знания, полученные детьми, которые могли бы стать источником познавательных интересов, порой преподносятся в готовой форме. Возможности саморазвития, самодвижения детского мышления в этих случаях игнорируются, а уровень возникновения и развития новых, неясных образов, предположений оказывается ничтожным и неучтенным.
Следует отметить, что умение работать с идеями не является прямым результатом овладения ребенком знаниями и навыками. Анализ ряда психологических исследований дает основание полагать, что эта способность возникает в процессе взаимодействия различных областей психологического развития ребенка - развития объектно - инструментальных действий, речи, подражания, игровой деятельности и т. д.
В научной литературе предлагается развитие наглядно-образного мышления через развитие образов, раскрепощения фантазии: рисование по памяти, воссоздание образа по тексту. Мы предлагаем использовать современную технику изобразительного искусства «Флюид-арт», так она в себя включает все компоненты, которые будут эффективны в развитии наглядно­образного мышления.
Объект исследования: процесс развития наглядно-образного мышления младших школьников.
Предмет исследования: техника «Флюид-арт» как способ развития наглядно-образного мышления младшего школьника.
Цель исследования: разработать программу, направленную на развитие наглядно-образного мышления у младших школьников через освоение техники «Флюид - арт».
Гипотеза исследования: наглядно - образное мышление, будет развито если средством для этого послужит техника «Флюид- арт».
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме развития наглядно - образного мышления в младшем школьном возрасте.
2. Изучить психолого-педагогические особенности развития наглядно­образного мышления младшего школьника.
3. Определить методики, по выявлению уровня развития наглядно-образного мышления младшего школьника.
4. Разработать программу по развитию наглядно - образного мышления у младших школьников с использованием техники «Флюид- арт».
5. Реализовать программу по развитию наглядно - образного мышления у младших школьников с использованием техники «Флюид- арт» в процессе опытно - экспериментальной работы.
Методы исследования: общенаучные методы исследования, тестирование, педагогический эксперимент, анализ результатов педагогического эксперимента.
1. Теоретические: анализ научной литературы с целью определения сущности и содержания основных категорий исследования.
2. Эмпирические: анкетирование, опросный метод, наблюдение.
3. Статистические: методы качественной.
Теоретическая основа исследования
Проблема развития наглядно - образного мышления отображена в работах:
Я. И. Полунина, , Б.М, Теплов , И.А. Пшонковской, Р. С. Немов, Н.Н. Поддьяков, О. К. Тихомиров, Л. С. Выготский и др.
Для решения поставленных задач были использованы методы, обусловленные спецификой исследования. Теоретические: анализ научной литературы с целью определения сущности и содержания основных категорий исследования. Эмпирические: анкетирование, опросный метод, наблюдение.
Статистические: методы качественной и количественной обработки данных. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе школьных педагогов, педагогов художественных школ, а также педагогов частных центров дополнительного образования.
База опытно - практической работы. МБОУ СОШ №14 г. Красноярск, Красноярского края. В опытно - экспериментальной работе приняли участие 23 учащихся: 3 «А» - экспериментальная группа в составе 11 человек и 3 «Б»»- контрольная группа в составе 12 человек
Структура работы: диссертация состоит из реферата, введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.
Список литературы насчитывает 81 источника. Основной текст изложен на 74 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, позволил сделать следующие выводы:
1. Проведение теоретического анализа понятие наглядно- образного мышления в научной литературе, позволил сделать следующие выводы: развитие наглядно- образного мышления строится на основе изучения
2. Изучив понятие, наглядно- образное мышление, пришли к выводу, что наглядно-образное мышление как один из видов мышления связано с представлением ситуаций и изменений в них. Этот вид мышления осуществляется на основе преобразования образов восприятия в образы представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражения реальности в образно-концептуальной форме.
3. Проанализировав проблемы развития у младших школьников наглядно­образного мышления, было выявлено что данный процесс зависит от формирования у обещающегося определенных компонентов, к которым относится: знаниевый, умениевый, деятельностный компонент. На основе данных компонентов выделяют три уровня развития: высокий, средний низкий. Для выявления уровня наглядно- образного мышления у детей младшего школьного возраста было организовано экспериментальное исследование. Методики данного исследования включали в себя: методика «Восстановление недостающего элемента в изображении» методика «Составление целого из частей» А. Немцовой, методика «Лабиринт» Б. М. Чабарова.
На основе полученных результатов в процессе диагностического обследования, была разработана программа по развитию наглядно- образного мышления младших школьников. Для проверки эффективности разработанной программы, была проведена повторная диагностика. Сравнительный анализ, полученных данных позволили нам выявить существенные положительные изменения уровня наглядно- образного мышления младших школьников в процессе выполнения работ в технике «флюид-арт», что свидетельствует об эффективности разработанной программы.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Необходимо отметить, что данная область исследования нуждается в дальнейшей научной разработке, так как данная техника «флюид-арт» современная и мало изученная. Но на основе нашего исследования мы можем утверждать, что она эффективна в развитии наглядно- образного мышления.


1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989. 335 с.
2. Аминов H.A. Диагностика педагогических способностей. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО
«МО- ДЭК», 1997. 80 с.
3. Aмонaшвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. М.: Педагогика, 1984. 296 с.
4. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития. Педагогическое образование и наука. 1999. №2. С. 13-18.
5. Aрнхейм Р. Визуальное мышление. Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе: Изд-во Тадж. Гос. Ун-та, 1971, ч.1. 2182с.
6. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2007. С. 528.
7. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
8. Базылева Т. В. Современные подходы к развитию наглядно - образного
мышления у младших школьников. Ст.: Педагогика, 2022.
http://adm.nauka20-35.ru/Files/ArticleFiles/8c530521-8924-4a7f-8a11- b21cc0e0ce19.pdf
9. Базылева Т. В. Необходимость изучения современной техники живописи «Флюид- арт» на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Ст.: Педагогика, 2022.
10. Баранов С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении. М.: Просвещение, 1963. 167 с.
11. Баранова Е.Ф. Профессиональная позиция педагога в системе воспитательного процесса. М. Тюмень: ТОГИРРО, 2001. 17 с.
12. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001. 256 с.
13. Белавина И.Г., Найденская H.A. Планета наш дом. М.: Лайда, 1995. 286с.
14. Бергер М.А. Об информационно-энергетических характеристиках уровней обобщения мышления. Вопросы психологии. М. 1975. № 6. С. 16­22.
15. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы под ред. Л. Е. Журовой. 2-е изд. М.: Вентана - Графф, 2001-384 с....81


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ