ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО БИОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 6
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО БИОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1.1. Ретроспектива проблемы: принцип наглядности в 6
педагогических системах
1.2. Классификация визуальных средств обучения, их характеристика 11
и функции
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА 28
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ
2.1. Современное состояние исследуемой проблемы в практике 30
работы образовательных организаций
2.2. Организация использования визуальных средств обучения по 31
биологии в 6 классе как условие формирования предметных
результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 6
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО БИОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1.1. Ретроспектива проблемы: принцип наглядности в 6
педагогических системах
1.2. Классификация визуальных средств обучения, их характеристика 11
и функции
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА 28
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ
2.1. Современное состояние исследуемой проблемы в практике 30
работы образовательных организаций
2.2. Организация использования визуальных средств обучения по 31
биологии в 6 классе как условие формирования предметных
результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
В современном мире достаточно большой выбор различных средств обучения для визуализации объектов природы и внутренних процессов. Для их эффективного использование нужно определить учебную задачу, характер содержания материала, возрастные возможности учащихся. Главное требование состоит в том, чтобы наглядный образ помогал выявить в изучаемом объекте главное, суть явления, на основании которого можно раскрыть понятия, его существенные признаки. Так как выбор визуальных средств обучения в современном мире огромен, нужно разработать определенную технологию применения визуальных средств обучения. Необходимо использование не только какой либо одной визуализации, а подходить с комплексов визуальных средств обучения.
Во время проведения урока не всегда возможно непосредственно наблюдать изучаемые предметы и явления в естественном состоянии. В таком случае нужные представления и понятия можно сформировать с помощью средств обучения, в которые входят натуральные объекты: натуральные живые, препарированные; изобразительные: объемные и рисованные; электронные средства обучения и т.д.
Педагогу необходимо правильно выбрать из многочисленных визуальных средств обучения, что использовать в школьной практике, чтобы получить максимальный эффект, обеспечить реализацию всех задач, которые он ставит перед уроком.
Выполнение требований стандарта биологического образования требует применение комплекса определенных средств обучения. Исходя из этого, изучение любой конкретной темы должно проходить с использованием различных средств визуализации (учебного оборудования), где существенные признаки остаются неизменными, а несущественные - варьируются.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в необходимости изучить визуальные средства обучения их характеристику и содержание, а так же провести эксперимент для выявления влияния комплексного использование визуальных средств обучения на знания учащихся, так как их появляется огромное количество и применение их на уроках биологии становится обязательным. А так же разработать технологию использования визуальных средств обучения, для более эффективного применения их на уроке. Современный школьник может получать информацию более качественную, видеть не просто картинки и схемы, а смотреть на 3D проекции, изучать препараты не в световой микроскоп, а смотреть на молекулы в видеоролике, где показано как проходят биологические процессы в тканях, органах и т.д. Это расширяет возможности получения новых знаний.
Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс по биологии, включающий использования визуальных средств обучения.
Предмет исследования: Методические условия использования визуальных средств обучения по биологии.
Цель исследования: Выявить методические условия использования визуальных средств обучения учащихся 6 класса при изучении биологии
Задачи исследования:
1. Изучить проблему использования средств обучения по биологии в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Изучить современное состояние исследуемой проблемы в практике работы школы (на базе МБОУ СШ №47)
3. Разработать и провести экспериментальное обучение, доказывающее влияние визуальных средств обучения на предметные результаты по биологии .
Гипотеза: Усвоение биологических знаний учащимися будет успешным, если подобранные визуальные средств обучения будут соответствовать содержанию урока, учитывать возраст учащихся, будут определенны методы ведения урока, разработаны и учтены организационные формы обучения.
Практическая значимость исследования - сформулированные в результате исследования выводы могут быть использованы специалистами в области педагогике, а так же они могут найти применение в научно-исследовательской деятельности других специалистов по данной теме.
Структура работы - работа состоит из введения, одной главы, трех параграфов, выводов, заключения, списка использованных источников.
Во время проведения урока не всегда возможно непосредственно наблюдать изучаемые предметы и явления в естественном состоянии. В таком случае нужные представления и понятия можно сформировать с помощью средств обучения, в которые входят натуральные объекты: натуральные живые, препарированные; изобразительные: объемные и рисованные; электронные средства обучения и т.д.
Педагогу необходимо правильно выбрать из многочисленных визуальных средств обучения, что использовать в школьной практике, чтобы получить максимальный эффект, обеспечить реализацию всех задач, которые он ставит перед уроком.
Выполнение требований стандарта биологического образования требует применение комплекса определенных средств обучения. Исходя из этого, изучение любой конкретной темы должно проходить с использованием различных средств визуализации (учебного оборудования), где существенные признаки остаются неизменными, а несущественные - варьируются.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в необходимости изучить визуальные средства обучения их характеристику и содержание, а так же провести эксперимент для выявления влияния комплексного использование визуальных средств обучения на знания учащихся, так как их появляется огромное количество и применение их на уроках биологии становится обязательным. А так же разработать технологию использования визуальных средств обучения, для более эффективного применения их на уроке. Современный школьник может получать информацию более качественную, видеть не просто картинки и схемы, а смотреть на 3D проекции, изучать препараты не в световой микроскоп, а смотреть на молекулы в видеоролике, где показано как проходят биологические процессы в тканях, органах и т.д. Это расширяет возможности получения новых знаний.
Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс по биологии, включающий использования визуальных средств обучения.
Предмет исследования: Методические условия использования визуальных средств обучения по биологии.
Цель исследования: Выявить методические условия использования визуальных средств обучения учащихся 6 класса при изучении биологии
Задачи исследования:
1. Изучить проблему использования средств обучения по биологии в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Изучить современное состояние исследуемой проблемы в практике работы школы (на базе МБОУ СШ №47)
3. Разработать и провести экспериментальное обучение, доказывающее влияние визуальных средств обучения на предметные результаты по биологии .
Гипотеза: Усвоение биологических знаний учащимися будет успешным, если подобранные визуальные средств обучения будут соответствовать содержанию урока, учитывать возраст учащихся, будут определенны методы ведения урока, разработаны и учтены организационные формы обучения.
Практическая значимость исследования - сформулированные в результате исследования выводы могут быть использованы специалистами в области педагогике, а так же они могут найти применение в научно-исследовательской деятельности других специалистов по данной теме.
Структура работы - работа состоит из введения, одной главы, трех параграфов, выводов, заключения, списка использованных источников.
Качественное обучение зависит от правильной организации всей мыслительной деятельности учащихся. Визуальные средства обучения становятся одним из важных факторов, влияющих на характер усвоения знаний. Визуальные средства обучения обеспечивают полное формирование какого-либо понятия, образа и тем самым обеспечивают более качественное полное усвоение знаний, помогают пониманию связи научных понятий и природных явлений. Применение визуальных средств обучения всегда сочетается со словом учителя. Ставя опыты и изучая демонстрируемые объекты природы, учащиеся, убеждаются в истинности приобретаемых знаний, в реальности природных явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. Визуальные средства обучения повышают интерес к приобретаемым знаниям, делаю процесс обучения более понятным для учащихся, способствуют поддержанию благоприятных условий протекания процесса обучения, обеспечивают грамотную передачу знаний.
Подводя итоги проведенного исследования были решены следующие задачи:
• анализ психолого-педагогической и методической литературы, показал что проблема использования визуальных средств обучения историческая, однако в современных условиях не утратившая своего значения, так как визуальные средства обучения способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся ,передаче учебной информации, формированию умений и навыков учащихся, познанию окружающей действительности и развитию мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному.
• средства обучения, в том числе и визуальные применяются постоянно, учителя обращаются к табличному материалу, к цифровым образовательным ресурсам, на всех уроках используется учебник биологии, однако, требования ФГОС комплексного использования средств обучения, не всегда выполняется.
- экспериментальная апробация комплексного использования визуальных средств обучения доказывает, что правильно организованная работа учащихся с визуальными средствами обучения, учет разнообразного содержания урока, правильный подбор визуальных средств обучения, способствует повышению уровня знаний учащихся.
Подводя итоги проведенного исследования были решены следующие задачи:
• анализ психолого-педагогической и методической литературы, показал что проблема использования визуальных средств обучения историческая, однако в современных условиях не утратившая своего значения, так как визуальные средства обучения способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся ,передаче учебной информации, формированию умений и навыков учащихся, познанию окружающей действительности и развитию мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному.
• средства обучения, в том числе и визуальные применяются постоянно, учителя обращаются к табличному материалу, к цифровым образовательным ресурсам, на всех уроках используется учебник биологии, однако, требования ФГОС комплексного использования средств обучения, не всегда выполняется.
- экспериментальная апробация комплексного использования визуальных средств обучения доказывает, что правильно организованная работа учащихся с визуальными средствами обучения, учет разнообразного содержания урока, правильный подбор визуальных средств обучения, способствует повышению уровня знаний учащихся.
Подобные работы
- Использование визуальных средств обучения при формировании
биологических знаний у обучающихся 7 класса
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ И
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - Методология подготовки и интеллектуально-технологического сопровождения научных исследований
Диссертация , филология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1996 - Использование проектных технологий в экологическом образовании учащихся малокомплектных сельских школ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Формирование живописного восприятия у учащихся ДХШ на уроках живописи, на примере натюрморта
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДЫ ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2023 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - Способы развития навыков эскизирования у студентов профессиональных образовательных организаций
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - ПРИМЕНИЕ MAYA В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ 3D МОДЕЛИРОВАНИЮ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2013





