Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Флоросемантика Николая Заболоцкого

Работа №16386

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы50
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
735
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. «Язык деревьев» в лирике Н. Заболоцкого 7
§1. Образ дерева: смысл, значение, функция 7
§2. Семантика отдельных образов деревьев 14
§3. Триада-топос «лес - роща - сад» 21
Глава II. Частные флоропоэтические образы в лирике Н. Заболоцкого
§1. «Цветочный мир» поэта 28
§2. Образы растения и травы 31
§3.Образ зерна-плода 35
Заключение 38
Библиография 43

Лирическое наследие Николая Алексеевича Заболоцкого богато метафорически осмысленным природным миром. Его творчество принято относить к одной из самых сложных жанровых форм лирики - философской. Так, М.Г. Мальчукова писала: «Заболоцкого называют поэтом-философом. Определение верное, но довольно общее... Мы знаем философскую поэзию, которая перелагает в стихи расхожие мысли и готовую школьную мудрость. Поэзия Николая Алексеевича Заболоцкого иного рода. Мы обнаруживаем в ней особенное видение мира и особое его постижение в живом слове и образе» [Цит по: 15].
Особое видение мира заключается в синтезе научности и художественности в лирике поэта, его творческое наследие, по словам В.П. Даниленко, включает шесть ведущих признаков: «научность и художественность, экологический футурологизм (переходящий в утопизм), гиперрационализм (одухотворенность), метафоризм, культурологический антропоморфизм и эстетизм» [Там же]. Эти характеристики мира Н.А. Заболоцкого обнаруживаются в собственном размышлении поэта о своем «природном» творчестве. Он писал: «Я поэт, живу в мире очаровательных тайн. Они окружают меня всюду. Растения во всем их многообразии - эта трава, эти цветы, эти деревья - могущественное царство первобытной жизни, основа всего живущего, мои братья, питающие меня и плотью своею, и воздухом, - все они живут рядом со мною. Разве я могу отказаться от родства с ними?. Косноязычный мир животных, человеческие глаза лошадей и собак, младенческие разговоры птиц, героический рев зверя напоминают мне мой вчерашний день. Разве я могу забыть о нем?.. Я - человек, часть мира, его произведение. Я - мысль природы, ее разум. Я часть человеческого общества, его единица. С моей помощью и природа, и человечество преобразуют самих себя, совершенствуются, улучшаются» [32, с. 846].
Учитывая многообразный мир природы Н.А. Заболоцкого, и анализируя его поэтическое наследие, невозможно обойти стороной такое понятие, как «алфавит флоры» (термин К.И. Шарафадиной) [80, с. 74], флоросемантика. Это понятие, по сути, означает «растительный код», создаваемый веками в рамках различных культур. Его появление уходит своими корнями в глубокую древность, так М.И. Доценко, осмысливая растительную символику, говорит, что еще «в народной культуре сформировался устойчивый круг цветов, прочно вошедший в духовное пространство и время <...> культуры. Некоторые формы «цветочной» символики подхватываются цивилизацией...» [16, с. 432].
Флоросемантика - понятие, состоящее из двух слов: флора и семантика. «Флора» происходит от латинского - Flora - богиня цветов и весны, с течением времени оно стало обозначать весь растительный мир природы. «Семантика» - от греческого - semaino - «указываю», «означаю» - раздел языковедения, изучающий значения слов и их изменения, семантика - это отрасль семиотики, изучающая отношение между знаком и означаемым. В связи с этим, флоросемантика - это восприятие и репрезентация растения, рассматриваемые в данном случае в рамках литературы и художественного произведения [80, с. 18].
Таким образом, актуальность исследования определяется общим интересом к новому прочтению творчества Николая Заболоцкого, как представителя культурной элиты русской лирики XX века. А также возросшим интересом современной филологической науки к проблемам дешифровки флоросемантических образов в художественном произведении.
Научная новизна заключается в том, что работа являет собой попытку системного анализа семантики флоропоэтических образов в лирике Н.А. Заболоцкого.
Предметом исследования в данной выпускной квалификационной работе являются флоросемантические образы в лирике Н.А. Заболоцкого. В качестве объекта исследования выступают поэтические произведения автора. Материалом исследования послужил сборник Н.А. Заболоцкого «Стихотворения» из серии «Поэтическая Россия», опубликованный в 1985 году. Составителем сборника является Н.Н. Заболоцкий, вступительная статья принадлежит И.И. Ростовцевой. Тексты напечатаны по изданию: Н.А. Заболоцкий. Собр.соч. в 3-х т. М., 1983-1984.
Цель работы: рассмотреть роль флоропоэтических образов и их символику в лирике Н.А. Заболоцкого. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- выявить флоропоэтические образы в лирике поэта;
- систематизировать их;
- определить основное значение данных образов.
Методологическая основа. Основным направлением исследования в данной работе является систематизация флоропоэтических образов в лирике Николая Алексеевича Заболоцкого и выявление их функционального значения в тексте. В соответствии с поставленной проблемой в работе определяющим следует считать метод филологического анализа текста. Кроме того, для достижения цели исследования был использован сравнительный метод и прием мифопоэтического анализа текста.
Важную роль в определении системы работы сыграли труды: В.П. Даниленко, Н.Н. Заболоцкого, А.И. Павловского, И.И. Роднянской, И. Ростовцевой, С. Семеновой, И. Фаликова, К. Хайруллина, И.О. Шайтанова, К.И. Шарафадиной, М.Н. Эпштейна, А. Эткинда и многих других.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Первая глава - « «Язык деревьев» в лирике Н. Заболоцкого» - посвящена семантике и функциям образа дерева. Вместе с этим в данной главе рассматривается значение отдельных видов деревьев и триада-топос поэтического пространства Н. Заболоцкого «лес - роща - сад». Во второй главе - «Частные флоропоэтические образы в лирике Н. Заболоцкого» - обусловливаются функции образов цветов, общих наименований образов травы и растений, а так же своеобразие образа зерна-плода.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты работы могут быть использованы при чтении вузовских курсов по «Истории русской литературы XX века», спецкурсов и спецсеминаров по творчеству Н.А. Заболоцкого, а также в школьной практике при изучении литературного процесса в целом и творчества самого автора.
Апробация работы. Основные результаты выпускной квалификационной работы были представлены в качестве стендового доклада на ежегодной студенческой конференции ТувГУ в 2016 году.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Флоросемантика Н.А. Заболоцкого отличается многообразием. Это объясняется его тяготением к натурфилософскому осмыслению мира, попыткой проанализировать природу и место человека в ней.
В его лирике распространенным флоропоэтическим образом является образ дерева. Довольно часто встречаются и отдельные части дерева: лист - листья - листва, ветви, крона, корни. Дерево - часть природного ландшафта в лирике Заболоцкого, однако семантика и роль образа дерева намного сложнее. Во-первых, дерево у Н.А. Заболоцкого - это часть мироздания; во-вторых, оно наделено душой, поэт, изображая его, использует прием олицетворения. В-третьих, дерево становится своеобразным двойником человека.
Среди отдельных частей дерева в лирике Н.А. Заболоцкого наиболее распространен образ древесного листа, причем в различных своих грамматических вариантах - листья, листва, листочек. Этот образ так же одухотворен поэтом, и так же приобретает черты двойника человека. Листья у Заболоцкого наделены различными эпитетами и определениями: «кисейные листы», «круглые листья», «густых листов», «длинные листы», «расколотых листов», «прохладных листов», «клиновый лист», «листьями ивы», «листы эвкалипта». Это позволяет поэту создать бесконечное многообразие мира деревьев и природы в целом.
Образ ветвей дерева символичен. Ветви - это своеобразный символ единства, сплоченности, а единство - это жизнь наперекор всему. Контрастным образом ветвей становится образ ветки/ веток, который мало употребим поэтом и сопряжен с мотивами расставания, одиночества, смерти.
Образ кроны дерева не является частотным, но также немаловажен для понимания особенностей флоропоэтического образа дерева в лирике Н.А. Заболоцкого. Крона для поэта - это корона, венчающая дерево, которая приобретает различные смысловые оттенки в стихотворениях: ощущение значимости, скромность, смерть.
Корни - бесспорный символ в лирике Н. Заболоцкого, это своеобразный компонент системы мира. Так, в стихотворении «Завещание» поэт с помощью данного образа воссоздает непререкаемую связь времен и поколений. Именно этот образ передает важную для Заболоцкого идею: он - часть мира, он вышел из этого мира, он войдет вновь в этот мир.
Наравне с общим названием «дерево» в лирике Н.А. Заболоцкого распространены образы конкретных видов деревьев. Среди них можно выделить наиболее важные флоропоэтические образы: дуб, клен, береза. Остальные менее частотны и менее значимы, но придают особый художественный колорит лирике Заболоцкого. Дуб становится элементом космического устройства мира, это символ мужественности, силы, духа, воли, олицетворение человеческого тела. Клен - это микромир, внутренний мир, душа и чувства. Образ клена также частотен, как и образ дуба. Клен в лирике Заболоцкого ассоциативен с осенью. Это время перехода от состояния цветения к состоянию замирания в природе. Кленовая осень поэта - это время сплина, «время времени», в нем застывает все, как в янтаре. Также образ клена связан с мотивом любви. Образ березы представлен по-разному. Заболоцкий часто наравне с непосредственно c березой использует образ березовой рощи, березняка. Береза для поэта - это живой организм, она ассоциируется с человеком, поскольку автор использует физиологические детали при описании образа.
Образы хвойных деревьев становятся неотъемлемой частью ландшафта у Заболоцкого. Образ сосен - это символ стражей веков, охраняющих границы. Кедр - владыка всех лесов, за которым признано первенство среди всех деревьев леса, это двойник лирического героя поэта.
Образы цветущих и плодоносящих деревьев достаточно разнообразны в лирике Н.А. Заболоцкого. Они традиционны для России: черемуха, сирень, рябина, тополь, ива. Черемуха - это символ молодости, сирень - это волнительный мир души расцветающей весны. Образы рябины, тополя и ивы не несут особой семантической нагрузки в стихотворениях поэта, но они - часть большого мира, часть природы, поэтому одухотворены в его произведениях.
Из экзотических деревьев у Н.А. Заболоцкого встречаются образы кипариса, олив и бука. Они не являются частотными. Это единичные образы, которые подчинены задаче поэта: воссоздать особый колорит в стихотворении.
Образы леса, рощи и сада достаточно частотны в стихотворениях поэта, что позволяет говорить о формировании в его лирике особой пространственной флоропоэтической триаде-топосе. Лес, как общее название места, поросшего деревьями, одухотворен и олицетворен в стихотворениях Заболоцкого. Леса у поэта древние, вековые, но не страшные. Они осуществляют связь времен и поколений, сохраняют культурно-историческую память народа. В своих произведениях Н.А. Заболоцкий иногда конкретизирует название леса - дубрава. В каждом стихотворении, где присутствует образ дубравы, поэт подчеркивает ее особый признак. Он постепенно, на протяжении всего творчества, создает мощный образ сакрального характера, в котором воплотились и время, и пространство, и гармония мира.
Образ рощи связан в произведениях А.Н. Заболоцкого с пространством. Вместе с этим у рощ ярко выражен признак времени, чего нет у образов леса и дубрав. В разных стихотворениях поэт наделяет рощи временными эпитетами: «осенние рощи», «вечерние рощи», «рощи в поздний час», подчеркивая их недолговечность, способность к замиранию в природе.
Образ сада намного сложнее, чем образ рощи в стихотворениях Н.А. Заболоцкого. Во-первых, поэт постоянно подчеркивает, что сад - это место, которое возделывает человек (поэт вводит в свои произведения образ садовода). Во-вторых, сад в лирике Заболоцкого имеет прямое отношение к библейскому образу сада Эдема. Образ сада достаточно противоречив в лирике Н. Заболоцкого. Он, то становится пустым, то наоборот сверкающим от цветущих в нем деревьев. Сад может быть холодным и выражать идеи замирания природы и смерти, может быть местом, где свершается гармония мира, запечатленная в музыке сфер, может взрывать фонтанами мир.
Образ цветов достаточно распространен в лирике Н.А. Заболоцкого. Общее название - цветок/ цветы - одно из самых многочисленных по употреблению у пота. Цветы, как и все пространство природного мира, живые, энергия движения мира направлена Заболоцким не к цветам, а от них, даже движение мысли от образа к идее поэт сравнивает с цветком. Образ цветка может передавать различные важные для автора мотивы и образы: мотив смерти, мотив диалектического взгляда на мир, мотив перерождения. Иногда в текстах встречаются и частные названия цветов. У каждого из них собственное семантическое выражение, образ отдельного цветка подчеркивает отдельно взятый момент или явление жизни. Так тюльпаны и лилии вписаны с музыку сфер, образ ромашки передает портретную характеристику, а чертополох становится страшным выражением советской эпохи.
Образ растения у Заболоцкого также отличается признаками живого существа. Несовершенный мир растений подобен миру человека, но в тоже время, в противовес миру, растение - это совершенное существо природы. Образ растения/ растений - это своеобразный двойник человека.
Образ травы «покрывает» все поэтическое пространство автора. Она встает стеной, вытягивается в стороны, создает ковер и т.п. Так же как и все образы природы, трава обладает важным признаком жизни - дыханием.
Флоропоэтические образы зерна и плода можно отнести в лирике Н. Заболоцкого к мифопоэтическим. Заболоцкий осмысливает мифопоэтический образ плода познанья - запрещенного плода, плода- искушения, а образ зерна становится для поэта символом начала.



1. Азизян Е. Поэзия отзвуков: (Стихотворение Н. Заболоцкого «Гурзуф») // Вопр. лит. 1972. № 10. С. 157- 167.
2. Биншток Л.М. Лирика природы Н.А. Заболоцкого // Проблемы мастерства советской литературы. Писатель, время, жанр. Свердловск, 1968. С. 56-97.
3. Бирюков С.Е. Поэзия русского авангарда. М.: Изд-во Руслана Элинина, 2001.
4. Бек Т. Николай Заболоцкий: далее везде [Электронный ресурс] //
Журнальный зал. URL:
http: //magazines.russ. ru/znamia/2003/11/bek.html. (дата обращения:
24.03.2015).
5. Беляков С. Гностик из Уржума: заметки о натурфилософских взглядах Н. Заболоцкого [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.rU/ural/2003/5/bel.html. (дата обращения: 24.03.2015).
6. Бойко С. Пародическое цитирование в «Безумном волке» Н. Заболоцкого [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2005/1/bo8.html. (дата обращения: 24.03.2015).
7. Ващенко М.А. Цветочная символика в сравнительно-культурологическом контексте: Автореф. дис. М., 2000.
8. Винокуров Е. Н.А. Заболоцкий // Винокуров Е. Аргументы. М., 1984. С. 72-75.
9. Волгин И. «Чтоб кровь моя остынуть не успела...» // Заболоцкий Н.А. Стихотворения и поэмы. М., 1985. С. 5-24.
10. Вязмитинова Л. «Не слишком тонок был резец...»: Попытка анализа творч. пути Н. Заболоцкого // Литература; Прил. к газ. «Первое
сент.». 1996. № 32. С. 3-4.
11. Гинзбург Л. Заболоцкий двадцатых годов // Гинзбург Л. Человек за
письменным столом: Эссе. Из воспоминаний. Л., 1989. С. 369-378.
12. Григоренко В.А. Два портрета: (Стихотворение Н. Заболоцкого и портрет А.П. Струйской кисти Рокотова) // Рус. яз. в шк. 1992. № 3/4. С. 3-6.
13. Горбовская-Милевская С. Флоросемантическая реминисценция из
«Цветов зла» Ш. Бодлера в романе Ж.К. Гюисманса «Наоборот» [Электронный ресурс] // ПРОЗА.РУ. URL:
http://www.proza.ru/2009/03/03/60. (дата обращения: 15.04.2015).
14. Губайловский В. Нежная дикость [Электронный ресурс] //
Журнальный зал. URL:
http: //magazines.russ. ru/novyi _mi/2004/12/gubail20. html. (дата
обращения: 24.03.2015).
15. Даниленко В.П. Художественная картина мира Н.А. Заболоцкого // Даниленко В.П. Основы духовной культуры в картинах мира. Иркутстк, 1999. [Электронный ресурс] // Персональный сайт. URL: http://old.islu.ru/danilenko/articles/zabolotskkart.htm. (дата обращения: 24.03.2016).
16. Доценко М.И. Мифология растений в народной культуре / Материалы Всероссийской 65-й итоговой студенческой конференции им. Н.И. Пирогова. Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2006. C. 430-432.
17. Дозорец Ж.А. «Можжевеловый куст» Н.А. Заболоцкого: Опыт комплекс. анализа // Филол. науки. 1979. № 6. С. 51-58.
18. Ермолинский С. Николай Заболоцкий (Сагурамо) // Ермолинский С. Из записок разных лет. М., 1990. С. 233-255.
1 9.Жолковский А. Загадки «Знаков Зодиака» [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL:
http://magazines.russ.ru/zvezda/2010/10/zh13.html. (дата обращения: 24.03.2015).
20.Заболоцкий Н.А. Стихотворения/ Сост. Н.Н. Заболоцкий; Вспуп. Статья И.И. Ростовцевой. М., 1985.
21.Заболоцкий Н. Взаимоотношения человека и природы в поэзии Н.А. Заболоцкого // Вопр. лит. 1984. № 2. С. 34-57.
22.Заболоцкий Н. Заболоцкий пишет «Столбцы»: Гл. из биогр. поэта // Аврора. 1992. № 4/5/6. С. 186-208.
23.Заболоцкий Н. Н.А. Заболоцкий после создания «Столбцов». Конец 20-х -нач. 30-х гг. // Театр. 1991. № 11. С. 153-160.
24.Заболоцкий Н. Из воспоминаний об отце и о нашей жизни: [К биогр. поэта Н.А. Заболоцкого] // Вопр. лит. 1976. № 5. С. 214-232.
25.Заболоцкий Н. История моего заключения. М., 1991.
26.Заболоцкий Н. Мысль и слово молодого Заболоцкого // Заболоцкий Н. Вешних дней лаборатория. М., 1987. С. 5-16.
27.Заболоцкий Н. Письма Н.А. Заболоцкого 1938-1944 годов / Подгот. текста и публ. Е.В. и Н.Н. Заболоцких // Знамя. 1989. Кн. 1. С. 96-127.
28.Заболоцкий Н. «Природы очистительная сила» (Соц.-этич. элементы
натур. филос. поэзии Заболоцкого) // Вопр. лит. 1999. № 4. С. 17-36.
29.Заболоцкий Н. Путь Заболоцкого // Заболоцкий Н.А. Избранные
сочинения. М., 1991. С. 5-14.
30.Заболоцкий Н. «Я нашел в себе силу остаться в живых»: [Публ. писем и заявлений поэта в Особое Совещ. НКВД СССР, 1938 г. / Публ. и коммент. Е. Лунина] // Аврора. 1990. № 8. С. 125-133.
31.Заболоцкий Н.Н. Жизнь Н.А. Заболоцкого / Ред. В.П. Кочетов. М.: Согласие, 1998. 592 с.
32.Заболоцкий Н. А. «Огонь, мерцающий в сосуде...»: Стихотворения и поэмы. Переводы. Письма и статьи. Жизнеописания. Воспоминания современников. Анализ творчества. М.: Педагогика-Пресс, 1995.
33.Заболоцкая Н. Воспоминания об отце [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL:
http://magazines.russ.rU/voplit/2003/6/zab11.html. (дата обращения: 24.03.2015).
34.Зайцев В.А. «Образ мирозданья»: Поэзия Н.А. Заболоцкого // Рус. словесность. 1997. № 2. С. 38-46.
35. Каверин В. Заболоцкий // Каверин В. Здравствуй, брат. Писать очень трудно. М., 1965. С. 69-80.
36. Каверин В. Счастье таланта: [Н. Заболоцкий] // Каверин В. Счастье таланта. М., 1989. С. 257-268.
37. Красильникова Е.В. О некоторых линиях эволюции поэтического языка Н.А. Заболоцкого // Проблемы структурной лингвистики. М., 1986. С. 163-181
38. Красильникова Е.В. Птицы. Образные связи в поэзии Н.А. Заболоцкого // Поэтика и стилистика. 1988-1990. М., 1991. С. 165-172.
39. Куняев С. «В искупленье собственного зла...»: [ О творчестве Заболоцкого] // Куняев С. Огонь, мерцающий в сосуде. М., 1989. С. 96-122.
40. Коптева Г. Четвертое измерение: время в поэзии Николая Заболоцкого [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/sib/2007/10/ko9-pr.html. (дата обращения: 24.03.2015).
41. Коптева Г. Последняя переводческая работа Николая Заболоцкого
[Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL:
http://magazines.russ.ru/sib/2009/7/ko14.html. (дата обращения: 24.03.2015).
42. Куклин, В. Энциклопедия символов [Электронный ресурс] // URL: http://www.kalen-dari.ru/encyclopaedia/. (дата обращения: 15.04.2015).
43. Кушнер А. Заболоцкий и Пастернак [Электронный ресурс] //
Журнальный зал. URL:
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2003/9/kushn.html. (дата обращения: 24.03.2015).
44. Лопачева М.К. О нравственно-философском подтексте одного из мотивов раннего Заболоцкого // Национальный гений и пути русской культуры: Пушкин, Платонов, Набоков в конце XX века. Омск, 2000. Вып. 2. С. 32- 39.
45. Лощилов И., Галеев И. Стихотворение Н. Заболоцкого «Дума»: текст и контексты [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.rU/novyi_mi/2013/6/10z.html. (дата обращения: 24.03.2015).
46. Лурье С. Ночные беседы: Публикация, подготовка текста и вступительная заметка Самуила Лурье [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/zvezda/2003/5/zabol- pr.html. (дата обращения: 24.03.2015).
47. Македонов А.В. Свершения и кануны: О поэтике русской советской лирики 1930-1970-х годов. Л.: Сов. писатель, 1985.
48. Максимов Д. Николай Заболоцкий: Об одной давней встрече // Звезда. 1984. № 4. С. 133-139.
49. Новиков Вл. Светлана Руссова. Н. Заболоцкий и А. Тарковский. Опыт
сопоставления [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http: //magazines.russ. ru/znamia/2000/6/russ.html. (дата обращения:24.03.2015).
50.Огнев В. Заметки о поэзии Николая Заболоцкого // Огнев В. Горизонты поэзии. М., 1982. Т. 1. С. 138-151.
51.Осетров Е. Перечитывая Заболоцкого // Осетров Е. Голоса поэтов. М., 1990. С. 245-254.
52.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е. изд., доп. М., 1999.
53. Павловский А.И. Николай Заболоцкий // История русской советской
поэзии: 1941-1980. Л., 1984. С. 353- 366.
54. Павловский А.И. Поэтическая «натурфилософия» Николая
Заболоцкого // Павловский А.И. Советская фи-лософская поэзия. Л., 1984. С. 15-82.
55. Перемышлев Е. В «двойном освещении»: «Петербургский миф» в
поэзии Н. Заболоцкого // Октябрь, 1995. № 2. С. 186-188.
56. Платт К. М.-Ф. Н.А. Заболоцкий на страницах «Известий» (К
биографии поэта 1934-1936 годов) [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2000/44/18.html. (дата обращения: 24.03.2015).
57. Пурин А. Метаморфозы гармонии: [О Н. Заболоцком] // Заболоцкий Н. Столбцы: Столбцы, стихотворения, поэмы. СПб., 1993. С. 5-34.
58. Пчелинцева К.Ф. Об одном стихотворении Н. Заболоцкого: [Стихотворение «Офорт»] // Филол. науки. 2001. № 1. C. 111-113.
59. Роднянская И. «Столбцы» Николая Заболоцкого в художественной ситуации двадцатых годов // Роднянская И. Художник в поисках истины. М., 1989. С. 343-373.
60. Роднянская И. Единый текст [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1996/6/knobos03.html. (дата обращения: 24.03.2015).
61. Ростовцева И.И. Николай Заболоцкий: Опыт худож. познания. М.,
1984.
62. Ростовцева И.И. Муза и собеседница: (Природа в поэзии Пастернака и Заболоцкого) // Вопр. лит. 2002. № 1. С. 123-138.
63. Сажин В. Н. Заболоцкий. Полное собрание стихотворений и поэм. Избранные переводы [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL:
http://magazines.russ.ru/nrk/2002/2/sazhin.html. (дата обращения: 24.03.2015).
64. Сарнов Б. Восставший из пепла: Поэтическая судьба Н. Заболоцкого // Октябрь. 1987. № 2. С. 188-202.
65. Семенова С. Человек, природа, бессмертие в поэзии Николая Заболоцкого // Семенова С. Преодоление трагедии. М., 1989. С. 299-317.
66. Словарь символов [Электронный ресурс] // Электронные толковые
словари. URL: http://www.slovar.plib.ru/dictionary/d23/ (дата
обращения: 13.05.2015).
67. Смирнов И.П. Зачеркнутое стихотворение: [«Закон простоты» Н. Заболоцкого] // Нева. 1973. № 5. С. 198- 199.
68. Сотникова Т. «Странные образы дум» Николая Заболоцкого // Лит. обозрение. 1994. № 9/10. С. 68-70.
69. Сурат И.З. Три века русской поэзии [Электронный ресурс] //
Журнальный зал. URL:
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2007/4/su16.html. (дата обращения: 24.03.2015).
70. Турков A.M. Николай Заболоцкий. М., 1981.
71. Фаликов И. Николай Заболоцкий. Поэмы [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2013/3/f24.html. (дата обращения: 24.03.2015).
72. Филиппов Г. Поэтический мир Николая Заболоцкого // Звезда. 1973. № 5. С. 182-189.
73 . Философский энциклопедический словарь / Редкол. С.С. Аверенцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев. М., 1989.
74. Хайруллин К. Космизм поэзии Николая Заболоцкого [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL:
http://magazines.russ.ru/zin/2013/5/k8.html. (дата обращения: 24.03.2015).
75. Хайруллин К. Тема бессмертия в творчестве Велимира Хлебникова и Николая Заболоцкого [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/zin/2014/4/12h.html. (дата обращения: 24.03.2015).
76.Чуковский Н. О Николае Заболоцком: Отрывок из воспоминаний //
День поэзии. М., 1963. С. 275-277.
77. Шайтанов И.О. Мыслящая муза: «Открытие природы» в поэзии XVIII века. М., 1989.
78. Шарафадина К.И. «Язык цветов» в русской поэзии и литературном обиходе первой половины XIX века (Источники, семантика, формы):
Дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.01 СПб., 2004.
79. Шарафадина К.И. Обновление традиций флоропоэтики в лирике А. Фета [Электронный ресурс] // URL: http://portalus.ru (c). (дата
обращения: 24.03.2015).
80. Шарафадина К.И. «Алфавит флоры» в аллегорическом языке графики и поэзии рукописных альбомов первой половины XIX века [Электронный ресурс] // URL: http://portalus.ru (c). (дата обращения: 24.03.2015).
81. Шилова К.А. О сюжете в лирике Н. Заболоцкого // Проблемы русского романтизма и реализма. Кемерово, 1973. С. 154-176.
82. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной»: система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.
83.Эткинд А. Железный август, или Память двойного назначения [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL:
http: //magazines.russ. ru/nlo/2012/116/e24. html. (дата обращения:
24.03.2015).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ