Введение 3
1. Теоретические основы формирования лексического навыка при
обучении в школе с углубленным изучением иностранного языка в 8 классе 7
1.1. Лексический навык и его структура 7
1.2. Особенности обучения лексике на уроке иностранного языка в 8
классе 11
Выводы по главе 1 19
2. Условно-речевые упражнения как средство формирования
лексического навыка 21
2.1. Упражнение как методическая категория: классификационные
признаки 21
2.2. Разработка и апробация авторского комплекса условно-речевых
упражнений по формированию лексического навыка для 8 класса к тематическому блоку «The World of Jobs: Choosing a Career» на основе УМК «Английский язык. 8 класс. Учебник для школ с углубленным изучением английского языка» (Авторы: О.В. Афанасьева, И.В.
Михеева)
26
Выводы по главе 2 36
Заключение 39
Библиографическии список 40
Приложение А 44
Приложение Б 45
Приложение В 46
Приложение Г 47
Приложение Д 48
Приложение Е 49
Приложение Ж 50
Приложение И 51
Приложение К 54
Одной из наиболее важных проблем в обучении иностранному языку в основной школе является обучение лексике. Актуальность данного исследования определяется несколькими факторами: во-первых, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования для 5-9 классов (далее - ФГОС ООО), изучение предметной области "Иностранные языки" должно обеспечить формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции [Федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования, 2010]. Во-вторых: большинство методистов описывают работу с лексикой на начальном и старшем этапе, средний этап обучения исследован в меньшей степени. В- третьих, исходя из личного опыта работы, мы приходим к выводу о том, что в используемых в школе УМК («Английский язык. 8 класс. Учебник для школ с углубленным изучением английского языка») количество упражнений, направленных на формирование и совершенствование лексического навыка, не достаточно для того, чтобы в полной мере усвоить новые лексические единицы.
Изучению формирования лексического навыка, а также методике обучения лексике на среднем этапе посвящены труды таких ученых как: Л.А. Цветкова, Н.Д. Гальскова, Р.К. Миньяр-Белоручев, В.Ф. Спиридонов, А.Н. Шамов, С.Ф. Шатилов, J. Aitchison, L. Bauer, N. Jiang, M. Lewis.
Большая часть образовательного процесса строится на выполнении упражнений, типология, характеристики и критерии выполнения которых представлены в работах: А.Н. Шамова, Е.И. Пассова, А. Н. Щукина, А.А. Залевской, Р.С. Немова, Б.А. Лапидус, S. Krashen, S. Moras, T. Huckin.
Однако работы, доказывающие эффективность использования условноречевых упражнений для формирования лексического навыка представлены, на наш взгляд, в недостаточной степени, что позволило определить тему исследования: «Условно-речевые упражнения как средство формирования лексического навыка при обучении в школе с углубленным изучением английского языка в 8 классе».
Объектом исследования является процесс обучения лексике в школе с углубленным изучением иностранного языка.
В качестве предмета исследования мы рассматриваем способы формирования лексического навыка.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность условно-речевых упражнений как способа формирования лексического навыка при обучении в школе с углубленным изучением английского языка в 8 классе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности обучения лексике в школе с углубленным изучением иностранного языка.
2. Раскрыть понятие лексического навыка и выявить его структуру.
3. Рассмотреть условно-речевые упражнения как средство формирования лексического навыка.
4. Разработать авторский комплекс упражнений по формированию лексического навыка для 8 класса к тематическому блоку «Education: The World of Learning» к УМК «Английский язык. 8 класс. Учебник для школ с углубленным изучением английского языка» (Авторы: О.В.
Афанасьева, И.В. Михеева).
5. Апробировать разработанный комплекс упражнений.
Теоретическую основу исследования составили труды в сфере методики преподавания иностранных языков Е.Н. Соловьевой, Л. В Щербы, А.А. Миролюбова; в сфере обучения лексике и развития лексического навыка: Л.А. Цветковой, Н.Д. Гальсковой, А.Н. Шамова, Е.И. Пассова, А. Н. Щукина.
Методы, используемые в ходе исследования: изучение методической литературы по теме исследования, изучение документации; обобщение практического опыта.
База исследования - 8 классы МБОУ Гимназия №16 г. Красноярска. В экспериментальной группе приняли участие 14 учащихся 8 класса.
Апробация и этапы исследования: Изучение вопросов, связанных с темой исследования последовательно осуществлялось в период с сентября 2017 года по май 2018 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, написание курсовой работы по видам упражнений, направленных на формирование лексического навыка, проведение опытной работы, разработку собственного методического материала, оформление результатов исследования в выпускной квалификационной работе.
Научная новизна исследования заключается в разработке авторского комплекса упражнений по формированию лексического навыка для 8 класса к тематическому блоку «The World of Jobs: Choosing a Career» к УМК «Английский язык. 8 класс. Учебник для школ с углубленным изучением английского языка» (Авторы: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева).
Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов при обучении английскому языку в 8 классе.
Объем и структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и библиографического списка. Работа изложена на 42 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первая глава вводит в методическую теорию способов формирования лексического навыка. Здесь также раскрываются основные понятия работы: лексический навык, упражнение, виды упражнений, описаны требования Федерального государственного образовательного стандарта к работе с лексикой в средней школе.
Вторая глава представляет результаты опытной работы: анализ используемого УМК по английскому языку, разработку дополнительного учебно - методического материала к тематическому блоку «Education: The World of Learning» к УМК «Английский язык. 8 класс. Учебник для школ с углубленным изучением английского языка» (Авторы: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева), анализ результатов опытной работы.
В заключении представлены выводы, сделанные на основании проведенного исследования.
Библиографический список включает 30 наименований работ
отечественных и зарубежных авторов, а также справочные издания.
В Приложение А включена справка о внедрении результатов ВКР в образовательной процесс МБОУ «Гимназия №16» г. Красноярск.
Приложения Б, В, Г, Д, Е, Ж, И содержат раздаточные материалы для выполнения разработанного нами комплекса условно-речевых упражнений.
В Приложение К включены контрольные задания, использованные для получения статистических данных до и после апробации составленного нами комплекса условно-речевых упражнений.
В выпускной квалификационной работе мы выявили эффективность условно-речевых упражнений как средства формирования лексического навыка про обучении в школе с углублённым изучением английского языка в 8 классе.
Прежде всего мы изучили теоретические основы обучения иноязычной лексике, рассмотрели понятие «упражнение» как методическую категорию, раскрыли понятие «лексический навык» и выявили его структуру. Выяснилось, что формирование лексического навыка происходит в течении всего процесса обучения иностранному языку, залогом сформированности лексических навыков является выполнение учащимися условно -речевых упражнений.
На основе полученных данных мы разработали авторский комплекс упражнений по формированию лексического навыка для 8 класса к тематическому блоку «The World of Jobs: Choosing a Career» к УМК «Английский язык. 8 класс. Учебник для школ с углубленным изучением английского языка» (Авторы: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева).
Апробация комплекса доказала, что включение данных упражнений в работу на уроке существенным образом повлияет на формирование лексического навыка учащихся.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке авторского комплекса упражнений по формированию лексического навыка для 8 класса к другим тематическим блокам УМК «The World of Jobs: Choosing a Career» к УМК «Английский язык. 8 класс. Учебник для школ с углубленным изучением английского языка» (Авторы: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева).
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР. 2009. 448 с.
2. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А Бернштейн. М.: Просвещение, 2004. 256 с.
3. Биболетова М.З. и др. Примерные программы среднего общего
образования. Иностранные языки / М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис,
Н.Н. Трубанева. М.: Просвещение, 2012. 113 с.
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2003. 336 с.
5. Гез Н. И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков // Иностранные языки в школе. 1999. № 6. С. 29-40.
6. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М.: Просвещение, 1999. 312 с.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология/ И.А. Зимняя. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 480 с.
8. Игнатова, И. Б. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению
иностранных студентов грамматическим основам РКИ. [Текст] / И. Б. Игнатова, К. А. Виноградов / / !Х Международная научная
конференция «РУСИСТИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ». Одесса, 2006. С. 18.
9. Камаева, Т. П. Функции учителя в осуществлении речевого взаимодействия с учащимися при обучении иностранному языку» // Иностранные языки в школе. Москва: 1991. №6. С. 21-26.
10. Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков: современное состояние и перспективы // Экспериментальная учебная авторская программа. М. МНПИ: 2010. 34 с.
11. Комарова Е.В. Социокультурная компетенция как часть языкового поликультурного образования средствами иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9423 (дата обращения: 08.05.2018).
12. Лапидус, Б. А. Проблемы содержания обучения иностранному языку: учебн. пособие / Б. А. Лапидус. М.: Высшая школа, 2006. 144 с.
13. Леонтьев А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков: Лекция-доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. 12 с.
14. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов и др. М.: Высшая школа, 2003. 352 с.
15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ.высш. пед. Учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с.....33