Проблема ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы
|
Введение 8
ГЛАВА I. Личность бывшего заключенного и его ресоциализация
1.1. Общие положения о ресоциализации 9-14
1.2. Личность бывшего заключенного и основные проблемы ее социальной
реадаптации 15-24
1.3. Меры по ресоциализации лиц, подвергшихся уголовному наказанию,
связанному с лишением свободы 25-39
ГЛАВА II. Действующие программы по ресоциализации в РФ и методическая разработка применения результатов исследования в исправительном учреждении
2.1. Действующие программы по ресоциализации в Российской Федерации 40-47
2.2. Методическая разработка применения результатов исследования в
исправительном учреждении 48-57
Заключение
Список использованных источников и литературы 61
Приложения
ГЛАВА I. Личность бывшего заключенного и его ресоциализация
1.1. Общие положения о ресоциализации 9-14
1.2. Личность бывшего заключенного и основные проблемы ее социальной
реадаптации 15-24
1.3. Меры по ресоциализации лиц, подвергшихся уголовному наказанию,
связанному с лишением свободы 25-39
ГЛАВА II. Действующие программы по ресоциализации в РФ и методическая разработка применения результатов исследования в исправительном учреждении
2.1. Действующие программы по ресоциализации в Российской Федерации 40-47
2.2. Методическая разработка применения результатов исследования в
исправительном учреждении 48-57
Заключение
Список использованных источников и литературы 61
Приложения
Актуальность темы исследования. Процесс ресоциализации бывшего осужденного - это процесс его приспособления к жизни на свободе, как правило, в новых, порой трудных условиях, при бытовой неустроенности, разрушенности прежних социальных связей, отсутствии жилья, больших сложностях в трудоустройстве и т.д. Все это требует от освобожденного значительных душевных усилий, терпения, выносливости, что под силу далеко не каждому. В результате нередко лица, вышедшие из исправительного учреждения, вновь совершают преступления.
По состоянию на 1 февраля 2020 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 519 618 чел. Согласно статистике, на 1 января 2019 года каждое второе (58,0%) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления. Именно поэтому в настоящее время наиболее остро стоит проблема социальной адаптации лиц, освободившихся их мест лишения свободы.
Создание эффективных инструментов социализации бывших заключенных позволит значительно снизить процент рецидива. Снижение количества повторных преступлений, обеспечит повышение уровня безопасности населения Российской Федерации, а также снижение уровня преступности. В этом заключается актуальность данной работы.
Объектом изучения в квалификационной работе является проблема социализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц, готовящихся к освобождению из исправительных учреждений Российской Федерации.
Предметом работы выступают уголовно-правовые, уголовно-исполнительные нормы как поле для изучения вопросов, связанных с ресоциализацией лиц, подвергнутых изоляции от общества в исправительных учреждениях Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы. Проблема ресоциализации бывших заключенных, возвращения их к нормальной жизни в социуме находится с сфере внимания многих ученых и юристов-практиков.
В работах С.Л. Бабаяна, В.Е. Бурого 2 , Е.В. Завриной и Г.Н. Чернышова3, Д.В. Горбач и Д.В. Горбань4, А.А. Бровкиной5 и др. дается определение понятия «ресоциализация» с позиции юриспруденции и, в частности, науки уголовно-исполнительного права.
Много работ посвящено проблемам постпенитенциарной ресоциализации в России. Данной теме посвятили свои работы Т.Н. Радочина, В.И. Никитеев, Е.М. Соловьева, И.Н. Минина, И.Н. Федотова и Ю.П. Колесникова10 и др.
Анализу личности лица, освободившегося из мест лишения свободы, посвящены работы Я.Р. Сапруновой, А.Н. Михайлова12, О.Г. Ананьев13 и др.
В работах Я.С. Ивасенко, Е.Е. Мусатова, Г.В. Строева, Э.В. Заутурова, А.Н. Ломакиной, И.М. Сысуева, В.О. Кошелевой и др. рассмотрен процесс обучения как средство ресоциализации бывших заключенных.
Названные научные труды помогли провести комплексное, всестороннее исследование проблемы социализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, раскрыть основные понятия проблемы, сущность, проанализировать статистические данные, разработать альтернативные методы решения проблемы в соответствии с действующей правовой базой.
Цель работы состоит в анализе действующих мер по социализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также разработка возможных вариантов решения проблем связанных с социализацией.
Для достижения данной цели исследования и его полноты, необходимо поставить следующие задачи:
• раскрыть понятие «ресоциализация»;
• раскрыть и изучить понятие «лицо, освободившееся из места лишения свободы»;
• рассмотреть уголовно-исполнительные нормативные акты и законы по данной теме;
• обозначить основные проблемы, связанные с социализацией лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
• рассмотреть принцип действующей стратегии социализации вышеупомянутых лиц, на свободе;
• выявить факторы, обеспечивающие благоприятную социализацию лиц в обществе;
• разработать лекцию для несовершеннолетних заключенных, готовящихся к освобождению из мест лишения свободы.
Источниковая база работы сформирована в соответствии с тематикой проводимого исследования и включает в себя:
1) Конституцию Российской Федерации как документ регламентирующий права и свободы каждого гражданина РФ;
2) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, основной документ, регламентирующий поведение, условия содержания, права и обязанности лиц, подвергнутых изоляции от общества, и лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
3) Приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 262 от 30 декабря 2005 г. «Об утверждении положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы». В данном документе идет речь о создании специализированных школ для подготовки осужденных к возвращению в общество, также о проведении консультативных бесед, курсов и иных мероприятий, направленных на помощь в социализации лиц, лишенных свободы;
4) «Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме» (Принят 09.12.1988 Резолюцией 43/173 на 43-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН). В документе описываются основные принципы, применяемые для защиты лиц, подвергнутых задержанию или наказанию в какой-либо форме;
5) «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными» от 30.08.1955. Приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В данном документе подробно регламентируются основные права заключенных, условия, в которых должно исполняться наказание в виде лишения свободы и должны содержаться подозреваемые и обвиняемые;
6) Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» - документ, устанавливающий обязательства между лицом, освободившемся из места лишения свободы, и государством;
7) Приложение к приказу Министерства юстиции РФ от 20.03.2013 г. № 72 (ред. от 02.10.2018) «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы». Инструкция регламентирует порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы;
8) Приказ Минюста России № 274, Минобрнауки России № 1525 от
06.12.2016 «Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы». Утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.12.2016 № 274/1525. Приказ регламентирует порядок получения образования для граждан, приговоренных к изоляции от общества в исправительных учреждениях Российской Федерации;
9) Приказ Минюста России от 30.12.2005 № 262 (ред. от 21.07.2016) «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы». Данный документ направлен на упорядочение деятельности по социальной защите осужденных и оказанию им социальной помощи, а также содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы.
Методология исследования. Главными принципами, на которых основано настоящее исследование, являются принципы историзма и объективности. Основными методами являются: системный метод, с помощью которого дана критическая оценка проблем социализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы; теоретический метод, суть которого заключается в теоретическом исследовании и постановки задач, направленных на решение проблем, связанных с социализацией вышеупомянутых лиц; общенаучные методы - анализ, синтез и др. В частности, проведен анализ законности всех норм и проблем в социализации бывших заключенных. Для реализации цели и задач исследования используются также сравнительно-правовой, формально-логический методы.
Проблема исследуется в исторической эволюции и динамике. Это потребовало использования хронологического и социально-психологического методов анализа и описания проблемы.
Практическая значимость исследования. Все проведенные исследования, материалы и основные выводы работы могут быть использованы для правовой оценки изучаемой проблемы, для включения в лекционные курсы, для подготовки к семинарским занятиям, тематика которых связана с исследованием уголовно-исполнительных норм. Основные положения работы могут быть применены на факультативах по обществознанию, по предметам связанным с уголовно-процессуальными и уголовно-исполнительными нормами, на семинарах по психологии, при разработке учебно-методических пособий и комплексов.
Выводы, полученные в ходе данного исследования, могут быть использованы при написании научных статей, курсовых работ и рефератов, связанных общей тематикой проблемы.
Кроме того, результаты исследования могут быть использованы заинтересованными органами и организациями при составлении программ по социализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Апробация работы. Работа была пробирована на XXI Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, учителей, аспирантов, студентов и школьников «Лебедевские чтения».
По состоянию на 1 февраля 2020 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 519 618 чел. Согласно статистике, на 1 января 2019 года каждое второе (58,0%) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления. Именно поэтому в настоящее время наиболее остро стоит проблема социальной адаптации лиц, освободившихся их мест лишения свободы.
Создание эффективных инструментов социализации бывших заключенных позволит значительно снизить процент рецидива. Снижение количества повторных преступлений, обеспечит повышение уровня безопасности населения Российской Федерации, а также снижение уровня преступности. В этом заключается актуальность данной работы.
Объектом изучения в квалификационной работе является проблема социализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц, готовящихся к освобождению из исправительных учреждений Российской Федерации.
Предметом работы выступают уголовно-правовые, уголовно-исполнительные нормы как поле для изучения вопросов, связанных с ресоциализацией лиц, подвергнутых изоляции от общества в исправительных учреждениях Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы. Проблема ресоциализации бывших заключенных, возвращения их к нормальной жизни в социуме находится с сфере внимания многих ученых и юристов-практиков.
В работах С.Л. Бабаяна, В.Е. Бурого 2 , Е.В. Завриной и Г.Н. Чернышова3, Д.В. Горбач и Д.В. Горбань4, А.А. Бровкиной5 и др. дается определение понятия «ресоциализация» с позиции юриспруденции и, в частности, науки уголовно-исполнительного права.
Много работ посвящено проблемам постпенитенциарной ресоциализации в России. Данной теме посвятили свои работы Т.Н. Радочина, В.И. Никитеев, Е.М. Соловьева, И.Н. Минина, И.Н. Федотова и Ю.П. Колесникова10 и др.
Анализу личности лица, освободившегося из мест лишения свободы, посвящены работы Я.Р. Сапруновой, А.Н. Михайлова12, О.Г. Ананьев13 и др.
В работах Я.С. Ивасенко, Е.Е. Мусатова, Г.В. Строева, Э.В. Заутурова, А.Н. Ломакиной, И.М. Сысуева, В.О. Кошелевой и др. рассмотрен процесс обучения как средство ресоциализации бывших заключенных.
Названные научные труды помогли провести комплексное, всестороннее исследование проблемы социализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, раскрыть основные понятия проблемы, сущность, проанализировать статистические данные, разработать альтернативные методы решения проблемы в соответствии с действующей правовой базой.
Цель работы состоит в анализе действующих мер по социализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также разработка возможных вариантов решения проблем связанных с социализацией.
Для достижения данной цели исследования и его полноты, необходимо поставить следующие задачи:
• раскрыть понятие «ресоциализация»;
• раскрыть и изучить понятие «лицо, освободившееся из места лишения свободы»;
• рассмотреть уголовно-исполнительные нормативные акты и законы по данной теме;
• обозначить основные проблемы, связанные с социализацией лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
• рассмотреть принцип действующей стратегии социализации вышеупомянутых лиц, на свободе;
• выявить факторы, обеспечивающие благоприятную социализацию лиц в обществе;
• разработать лекцию для несовершеннолетних заключенных, готовящихся к освобождению из мест лишения свободы.
Источниковая база работы сформирована в соответствии с тематикой проводимого исследования и включает в себя:
1) Конституцию Российской Федерации как документ регламентирующий права и свободы каждого гражданина РФ;
2) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, основной документ, регламентирующий поведение, условия содержания, права и обязанности лиц, подвергнутых изоляции от общества, и лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
3) Приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 262 от 30 декабря 2005 г. «Об утверждении положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы». В данном документе идет речь о создании специализированных школ для подготовки осужденных к возвращению в общество, также о проведении консультативных бесед, курсов и иных мероприятий, направленных на помощь в социализации лиц, лишенных свободы;
4) «Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме» (Принят 09.12.1988 Резолюцией 43/173 на 43-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН). В документе описываются основные принципы, применяемые для защиты лиц, подвергнутых задержанию или наказанию в какой-либо форме;
5) «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными» от 30.08.1955. Приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В данном документе подробно регламентируются основные права заключенных, условия, в которых должно исполняться наказание в виде лишения свободы и должны содержаться подозреваемые и обвиняемые;
6) Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» - документ, устанавливающий обязательства между лицом, освободившемся из места лишения свободы, и государством;
7) Приложение к приказу Министерства юстиции РФ от 20.03.2013 г. № 72 (ред. от 02.10.2018) «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы». Инструкция регламентирует порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы;
8) Приказ Минюста России № 274, Минобрнауки России № 1525 от
06.12.2016 «Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы». Утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.12.2016 № 274/1525. Приказ регламентирует порядок получения образования для граждан, приговоренных к изоляции от общества в исправительных учреждениях Российской Федерации;
9) Приказ Минюста России от 30.12.2005 № 262 (ред. от 21.07.2016) «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы». Данный документ направлен на упорядочение деятельности по социальной защите осужденных и оказанию им социальной помощи, а также содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы.
Методология исследования. Главными принципами, на которых основано настоящее исследование, являются принципы историзма и объективности. Основными методами являются: системный метод, с помощью которого дана критическая оценка проблем социализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы; теоретический метод, суть которого заключается в теоретическом исследовании и постановки задач, направленных на решение проблем, связанных с социализацией вышеупомянутых лиц; общенаучные методы - анализ, синтез и др. В частности, проведен анализ законности всех норм и проблем в социализации бывших заключенных. Для реализации цели и задач исследования используются также сравнительно-правовой, формально-логический методы.
Проблема исследуется в исторической эволюции и динамике. Это потребовало использования хронологического и социально-психологического методов анализа и описания проблемы.
Практическая значимость исследования. Все проведенные исследования, материалы и основные выводы работы могут быть использованы для правовой оценки изучаемой проблемы, для включения в лекционные курсы, для подготовки к семинарским занятиям, тематика которых связана с исследованием уголовно-исполнительных норм. Основные положения работы могут быть применены на факультативах по обществознанию, по предметам связанным с уголовно-процессуальными и уголовно-исполнительными нормами, на семинарах по психологии, при разработке учебно-методических пособий и комплексов.
Выводы, полученные в ходе данного исследования, могут быть использованы при написании научных статей, курсовых работ и рефератов, связанных общей тематикой проблемы.
Кроме того, результаты исследования могут быть использованы заинтересованными органами и организациями при составлении программ по социализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Апробация работы. Работа была пробирована на XXI Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, учителей, аспирантов, студентов и школьников «Лебедевские чтения».
Одной из наиболее актуальных проблем исправительной системы, на сегодняшний день, является социальная реабилитация и адаптация осужденных и лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Процесс ресоциализации связан с возникновением стрессовой ситуации, выйти из которой бывшему заключенному самостоятельно затруднительно. Избежать создания такой тяжелой стрессовой ситуации можно путем подготовки осужденных к освобождению.
Признание человека, его прав и свобод в качестве наивысшей гуманистической самоценности, даже если он совершил преступление и законно отбывает наказание, предполагает для выхода из этой ситуации оказание ему разнообразной помощи по развитию позитива, нейтрализации негатива (исправления), подготовки к полноценной жизни в обществе и оздоровлению среды (ресоциализации, реабилитации и реадаптации). Разрешить эти проблемы большой социальной важности в статистически значимых масштабах удается далеко не везде и не всегда. Социальная работа с осужденными, включенная в систему основных средств их исправления, законодательно закрепленная задача ресоциализации в процессе исполнения наказания и организованная в соответствии с новейшими достижениями науки, способна значительно повысить результативность деятельности исправительных учреждений.
Ресоциализация считается успешной, когда социально полезные связи освобожденного от наказания в основных сферах жизнедеятельности установлены и не имеют существенных отклонений (нормальные отношения в семье, наличие жилья, регистрации по месту жительства, постоянного места работы, участие в общественной работе, полезное проведение досуга, повышение общеобразовательного и культурного уровня и т. д.). Нормально адаптированный освобожденный порывает связи с преступной средой и другими лицами, чье поведение характеризуется как антиобщественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает правонарушений.
Требование системности и преемственности в организации социальной работы с осужденными обусловливает необходимость создания службы специализированной постпенитенциарной реабилитации граждан, освободившихся из исправительных учреждений. Необходимость реализации индивидуального и дифференцированного подхода предопределяет как перспективу определение, апробацию и распространение основных методик социальной работы с наиболее уязвимыми категориями осужденных, создание технологий оздоровления среды осужденных, реанимации семейных и иных социальных связей, а также актуализации личностного ресурса самих осужденных в преодолении сложившихся обстоятельств.
На данный момент в Российской Федерации недостаточно мер, направленных на ресоциализацию бывших заключенных. А меры, которые существуют, реализуются не в полной мере или являются фикцией. Ярко иллюстрирует этот факт высокий процент рецидивных преступлений.
Для решения данной задачи необходимо:
1. обеспечение реальной психологической помощи заключенным для исключения повреждения психики и сознания человека во время отбывания наказания в виде лишения свободы;
2. проведение тренингов и занятий, направленных на подготовку к освобождению. Это особенно актуально для заключенных, отбывших длительный срок, т.к. за время заключения многое могло измениться и им стоит быть готовыми к встрече с обществом и миром;
3. распространение практики создания специализированных центров по реабилитации бывших заключенных, в которых они смогут получить консультативную и юридическую помощь, и которые могут оказать им поддержку в поиске работы и бытовом обустройстве;
4. мониторинг процесса ресоциализации бывших заключенных. Данный шаг позволит на ранних стадиях выявить людей, которые столкнулись с проблемами, и помочь им в разрешении их.
Все вышеназванные положения доказывают важность процесса ресоциализации осужденных, который в последнее время с учетом социально-экономических и политических изменений в стране приобрел особую остроту и значимость, а также необходимость скорейшего разрешения этой проблемы путем принятия мер государственного управления и регулирования.
Признание человека, его прав и свобод в качестве наивысшей гуманистической самоценности, даже если он совершил преступление и законно отбывает наказание, предполагает для выхода из этой ситуации оказание ему разнообразной помощи по развитию позитива, нейтрализации негатива (исправления), подготовки к полноценной жизни в обществе и оздоровлению среды (ресоциализации, реабилитации и реадаптации). Разрешить эти проблемы большой социальной важности в статистически значимых масштабах удается далеко не везде и не всегда. Социальная работа с осужденными, включенная в систему основных средств их исправления, законодательно закрепленная задача ресоциализации в процессе исполнения наказания и организованная в соответствии с новейшими достижениями науки, способна значительно повысить результативность деятельности исправительных учреждений.
Ресоциализация считается успешной, когда социально полезные связи освобожденного от наказания в основных сферах жизнедеятельности установлены и не имеют существенных отклонений (нормальные отношения в семье, наличие жилья, регистрации по месту жительства, постоянного места работы, участие в общественной работе, полезное проведение досуга, повышение общеобразовательного и культурного уровня и т. д.). Нормально адаптированный освобожденный порывает связи с преступной средой и другими лицами, чье поведение характеризуется как антиобщественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает правонарушений.
Требование системности и преемственности в организации социальной работы с осужденными обусловливает необходимость создания службы специализированной постпенитенциарной реабилитации граждан, освободившихся из исправительных учреждений. Необходимость реализации индивидуального и дифференцированного подхода предопределяет как перспективу определение, апробацию и распространение основных методик социальной работы с наиболее уязвимыми категориями осужденных, создание технологий оздоровления среды осужденных, реанимации семейных и иных социальных связей, а также актуализации личностного ресурса самих осужденных в преодолении сложившихся обстоятельств.
На данный момент в Российской Федерации недостаточно мер, направленных на ресоциализацию бывших заключенных. А меры, которые существуют, реализуются не в полной мере или являются фикцией. Ярко иллюстрирует этот факт высокий процент рецидивных преступлений.
Для решения данной задачи необходимо:
1. обеспечение реальной психологической помощи заключенным для исключения повреждения психики и сознания человека во время отбывания наказания в виде лишения свободы;
2. проведение тренингов и занятий, направленных на подготовку к освобождению. Это особенно актуально для заключенных, отбывших длительный срок, т.к. за время заключения многое могло измениться и им стоит быть готовыми к встрече с обществом и миром;
3. распространение практики создания специализированных центров по реабилитации бывших заключенных, в которых они смогут получить консультативную и юридическую помощь, и которые могут оказать им поддержку в поиске работы и бытовом обустройстве;
4. мониторинг процесса ресоциализации бывших заключенных. Данный шаг позволит на ранних стадиях выявить людей, которые столкнулись с проблемами, и помочь им в разрешении их.
Все вышеназванные положения доказывают важность процесса ресоциализации осужденных, который в последнее время с учетом социально-экономических и политических изменений в стране приобрел особую остроту и значимость, а также необходимость скорейшего разрешения этой проблемы путем принятия мер государственного управления и регулирования.
Подобные работы
- Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы,в условиях Центра социальной адаптации
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Социальная работа с лицами, освободившимися из мест лишения свободы, на примере Красноярской Службы социального сопровождения
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Административный надзор в отношении лица, освобождаемого из мест
лишения свободы
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018 - Технологии социальной работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы (на примере КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула по Индустриальному району)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Трудовая адаптация лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2021 - Реабилитация женщин, подвергшихся домашнему насилию, на примере КГБУСО «Краевой кризисный центр для женщин»: потребительские оценки с использованием метода глубинного интервью
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - Технологии социальной работы с бывшими заключенными
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ ОСУЖДЕННОГО НА ЕГО ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНУЮ
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЮ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016



