Введение
Глава I. Состояние вопроса по литературным источникам.
1.1. Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта.
1.2. Техника в спортивном ориентировании.
1.3. Характеристика элементов техники.
1.4. Построение подготовки спортсменов на этапе начальной спортивной подготовки.
1.5. Заключение
Глава II. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников
2. Педагогическое наблюдение
3. Контрольные испытания (тестирование)
4. Педагогический эксперимент
5. Методы математической статистики
Глава III. Результаты и их обсуждение.
3.1. Обоснование комплекса упражнений и методика их использования в экспериментальной группе.
3.2. Анализ ошибок в спортивном ориентировании
3.3. Обсуждение результатов.
Выводы
Список литературы
Приложение
Спортивное ориентирование - это молодой и быстро развивающийся вид спорта. Он удачно сочетает в себе физические и умственные нагрузки на фоне положительных эмоций в постоянно меняющихся внешних условиях, а также требует от спортсменов быстрой и точной оценки сложившейся ситуации и умения мыслить, испытывая большие физические нагрузки.
Тенденции в развитии ориентирования, подготовки дистанций и технике изготовления спортивных карт, а главное - в понимании сути соревнований по спортивному ориентированию, привели к тому, что сейчас современному спортсмену-ориентировщику необходимо усиленно работать над повышением своего технического мастерства (Огородников Б. И., Кирчо А. Н., Крохин Л. А.) [31]. Именно это является одним из ключевых моментов для успешных выступлений на соревнованиях.
Техническая подготовка ориентировщиков состоит в овладении приёмами и методами работы с картой и компасом, а также измерения расстояний с целью определения своего местоположения или передвижения в желаемую точку местности.
Объект исследования- учебно-тренировочный процесс подготовки школьников в спортивном ориентировании.
Предмет исследования- методика технической подготовки юных ориентировщиков.
Цель:совершенствование методики обучения техническим навыкам ориентирования на этапе начальной спортивной специализации.
Задачи исследования:
1. Выявить основные средства обучения технике ориентирования.
2. Разработать методику, основанную на поэтапном формировании
компонентов способности ориентироваться в пространстве.
3. Определить основные критерии оценки технических навыков ориентирования.
Гипотеза исследования состоит в том, что модернизированная методика обучения технике ориентирования будет способствовать совершенствованию системы подготовки школьников.
Элементы новизны исследования:
Начальное обучение технике ориентирования осуществлялось непосредственно на местности с применением измерений.
Подбирались упражнения, которые создают неожиданные ситуации - проблемы для ориентирования, поскольку ошибки в ориентировании неизбежны, поэтому мы включали их в процесс обучения.
Разработаны критерии оценки основных элементов техники ориентирования.
В спортивном ориентировании значительную роль в структуре подготовленности юных спортсменов играет обучение техническим навыкам ориентирования на этапе начальной специализации. Специалисты спортивного ориентирования считают, что главная педагогическая задача технической подготовки - обучение юного спортсмена «быстрому мышлению». Поэтому, необходимо непрерывно искать способы снижения количества и продолжительности технических операций на единицу пройденного пути. Быстрота и точность выполнения технических приёмов имеют первостепенное значение, поскольку результат спортсмена- ориентировщика зависит от скорости передвижения по трассе.
В освоение каждого технического элемента были включены средства обучения навыкам ориентирования, которые намного ускорили процесс первоначального освоения топографии, быстрее сформировали навык чтения карты и местности и решения ситуационных задач. Так в «Развитие наблюдательности и памяти» наиболее эффективным было задание на сравнение двух карт и поиск в них различий. Это упражнение сочетает в себе развитие наглядно-образной памяти, внимания, сосредоточенности. Наиболее эффективным средством тренировки в «Чтение карты» являлось упражнение на выбор путей движения обращая внимание на какие- либо характерные особенности, что ведёт к детальному чтению карты, анализу ниток пробегания. Для «Контроля расстояний» эффективным оказалось задание на определение длины отрезков - это упражнение способствует развитию глазомера у юных спортсменов.
Сама методика обучения была модернизирована нами таким образом, что тренировочный процесс обучения техническим действиям осуществлялся в условиях, приближенных к соревновательным, обуславливая
одновременность физической и умственной деятельности.
Нами была разработана шкала оценки элементов техники ориентирования. Она складывается из двух составляющих: во-первых, количество ошибок и, во-вторых, их тип. Основной причиной возникновения ошибок в экспериментальной и контрольной группах было до эксперимента: техническая неподготовленность, после в контрольной: неполное овладение техникой, в экспериментальной - по большей мере мелкие ошибки, допущенные по невнимательности. Экспериментально доказано что результат лучше у тех, у кого количество ошибок минимальное, а тип их не относится к «грубым». Основными средствами предупреждения ошибок являлись многократные повторения упражнений на развитие основных технических приёмов (азимут, детальное чтение, бег до привязки и др.).
Проанализировав результаты контрольного тестирования основных технических элементов у юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации и сравнив их с показателями исходного тестирования, мы обнаружили прирост всех показателей экспериментальной группы. Динамика изменения результатов в контрольной группе ниже, чем в экспериментальной, что свидетельствует об эффективности разработанной методики.
1. Агальцов В.Н. Методика начального обучения спортивному ориентированию. - ОГУФК. - 1990. - с. 37-50.
2. Акимов В.Г. Спортивное ориентирование. - БГУ , 1977. - 143 с.
3. Акимов В.Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика. - БГУ,1987. - 176с.
4. Альмейда К. Принятие решений в ориентировании. // Сборник учебно-методических материалов. №6 - М., 2002. - с. 42-45
5. Васильев Н.Д. Подготовка спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации: Учеб. пособие. - Волгоград, 1984. - 85 с.
6. Васильев Н.Д., Столов И.И. Взаимосвязь тактической и технической подготовки в спортивном ориентировании //Теория и практика физ. культуры. - 1985. - №11. - с. 9-12.
7. Воронов Ю.С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков: Учеб. пособие.- М., 1998. - с. 13-16.
8. Воронов Ю.С. Основы подготовки спортивного резерва в ориентировании. Учебное пособие. - М., 2001. - с. 28-36.
9. Воронов Ю.С. - Индивидуализация тренировочного процесса начинающих ориентировщиков. Методические рекомендации. - Смоленск, 1999. 15 с.
10. Вяткин Л.А. Тренировка зрительной памяти в процессе подготовки спортсменов-ориентировщиков // Методическая разработка. - Ульяновск, 1983. - 10 с.
11. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование.: Учеб. пособие. - М.:-«Академия», 2001. - с. 157-158.
12. Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 76 с.
13. Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование. - М.: ФиС, 1995. - 33 с.
14. Елизаров В. Специфика планирования подготовки квалифицированных спортсменов-ориентировщиков. // Сборник учебно-методических материалов. №6 - М., 2002. - с. 2-3
15. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Физкультура и спорт, 2001. с. 25-58.
16. Зубков С.А. Особенности тактического мышления ориентировщика на дистанции при выборе путей движения. //Теория и практика физ. культуры. - 1971. №7 - с. 12-14.
17. Зубков С.А. Особенности динамики внимания в ориентировании на местности //Теория и практика физ. культуры. - 1971. №7. - с. 26-28
18. Зубков С.А. Путь движения ориентировщиков на дистанции // Теория и практика физич. культуры. - 1975. - №1. - с. 23-25
19. Иванов А.В., Ширинян А.А. Влияние скорости передвижения спортсмена-ориентировщика на способность к переключению внимания. //Теория и практика физ. культуры. - 1990. №3. - с. 25-27.
20. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 157 с.
21. Изоп Э.В. Игровой метод при обучении ориентированию на местности: Учеб. пособие. - Таллин, 1975. - 202 с.
22. Кивистик А.К. О тренировке, технике и тактике ориентировщика. - ТГУ,1966. - 82 с.
23. Костылев В. Философия спортивного ориентирования. - М.: 1995. - 112 с.
24. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - 2003. - 464 с.
25. Лосев А.С. Тренировка ориентировщиков разрядников. - М.:Физкультура и спорт, 1984. - 132 с.
26. Магомедов А.М. Система подготовки младших школьников в начальный период обучения спортивному ориентированию. - М., 1978. - 46 с.
27. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учеб. пособие для институтов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 279 с.
28. Никифоров Д.М. 100 уроков ориентирования. //Вестник ориентирования.- 1991. - №2 - с. 34-40.
29. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование //Под ред. Лукьянова П.И. - 1997. - 148 с.
30. Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., Приймак Е.С. Сборник упражнений по спортивному ориентированию. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 72 с.
31. Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов ориентировщиков. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 131 с.
32. Павлов П. О построении спортивной подготовки в спортивном ориентировании. . // Сборник учебно-методических материалов. №6 - М., 2002. - с. 8-10
33. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 216 с.
34. Семенов М. Об оценке спортивного мастерства в спортивном
ориентировании. . // Сборник учебно-методических материалов. №6 - М., 2002. - с. 11-12
35. Суслов Ф.П., Холодов Ж.К. Теория и методика спорта. - Москва, 1997. - 416 с.
36. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. - М.: Просвещение, 1990. - 46 с.
37. Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика. - М.: ЦДЮТ, 1997. - 74 с.
38. Худякова Л.А. Методика обучения ориентированию на местности. - М.:МОПИ. - 1990.
39. Чешихина В.В. Специальная психологическая подготовка спортсменов- ориентировщиков: Учебное пособие. - М.: ФСО РФ. 1996. - с. 22-48.
40. Чешихина В.В. - Управление тренировочным процессом спортсменов- ориентировщиков. // Сборник учебно-методических материалов. №6 - М.,2002. - с. 14
41. Юхансен Б. Мышление в ориентировании. // Сборник учебно-методических материалов. №6 - М., 2002. - с. 46-48
42. Спортивное ориентирование на местности: Программа для спортивных секций, коллективов физической культуры и спортивных клубов. - Москва,
1977. с. 28-29.