Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПУТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Работа №16384

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
543
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Состояние вопроса по литературным источникам.
1.1. Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта.
1.2. Техника в спортивном ориентировании.
1.3. Характеристика элементов техники.
1.4. Построение подготовки спортсменов на этапе начальной спортивной подготовки.
1.5. Заключение
Глава II. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников
2. Педагогическое наблюдение
3. Контрольные испытания (тестирование)
4. Педагогический эксперимент
5. Методы математической статистики
Глава III. Результаты и их обсуждение.
3.1. Обоснование комплекса упражнений и методика их использования в экспериментальной группе.
3.2. Анализ ошибок в спортивном ориентировании
3.3. Обсуждение результатов.
Выводы
Список литературы
Приложение


Спортивное ориентирование - это молодой и быстро развивающийся вид спорта. Он удачно сочетает в себе физические и умственные нагрузки на фоне положительных эмоций в постоянно меняющихся внешних условиях, а также требует от спортсменов быстрой и точной оценки сложившейся ситуации и умения мыслить, испытывая большие физические нагрузки.
Тенденции в развитии ориентирования, подготовки дистанций и технике изготовления спортивных карт, а главное - в понимании сути соревнований по спортивному ориентированию, привели к тому, что сейчас современному спортсмену-ориентировщику необходимо усиленно работать над повышением своего технического мастерства (Огородников Б. И., Кирчо А. Н., Крохин Л. А.) [31]. Именно это является одним из ключевых моментов для успешных выступлений на соревнованиях.
Техническая подготовка ориентировщиков состоит в овладении приёмами и методами работы с картой и компасом, а также измерения расстояний с целью определения своего местоположения или передвижения в желаемую точку местности.
Объект исследования- учебно-тренировочный процесс подготовки школьников в спортивном ориентировании.
Предмет исследования- методика технической подготовки юных ориентировщиков.
Цель:совершенствование методики обучения техническим навыкам ориентирования на этапе начальной спортивной специализации.
Задачи исследования:
1. Выявить основные средства обучения технике ориентирования.
2. Разработать методику, основанную на поэтапном формировании
компонентов способности ориентироваться в пространстве.
3. Определить основные критерии оценки технических навыков ориентирования.
Гипотеза исследования состоит в том, что модернизированная методика обучения технике ориентирования будет способствовать совершенствованию системы подготовки школьников.
Элементы новизны исследования:
Начальное обучение технике ориентирования осуществлялось непосредственно на местности с применением измерений.
Подбирались упражнения, которые создают неожиданные ситуации - проблемы для ориентирования, поскольку ошибки в ориентировании неизбежны, поэтому мы включали их в процесс обучения.
Разработаны критерии оценки основных элементов техники ориентирования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В спортивном ориентировании значительную роль в структуре подготовленности юных спортсменов играет обучение техническим навыкам ориентирования на этапе начальной специализации. Специалисты спортивного ориентирования считают, что главная педагогическая задача технической подготовки - обучение юного спортсмена «быстрому мышлению». Поэтому, необходимо непрерывно искать способы снижения количества и продолжительности технических операций на единицу пройденного пути. Быстрота и точность выполнения технических приёмов имеют первостепенное значение, поскольку результат спортсмена- ориентировщика зависит от скорости передвижения по трассе.
В освоение каждого технического элемента были включены средства обучения навыкам ориентирования, которые намного ускорили процесс первоначального освоения топографии, быстрее сформировали навык чтения карты и местности и решения ситуационных задач. Так в «Развитие наблюдательности и памяти» наиболее эффективным было задание на сравнение двух карт и поиск в них различий. Это упражнение сочетает в себе развитие наглядно-образной памяти, внимания, сосредоточенности. Наиболее эффективным средством тренировки в «Чтение карты» являлось упражнение на выбор путей движения обращая внимание на какие- либо характерные особенности, что ведёт к детальному чтению карты, анализу ниток пробегания. Для «Контроля расстояний» эффективным оказалось задание на определение длины отрезков - это упражнение способствует развитию глазомера у юных спортсменов.
Сама методика обучения была модернизирована нами таким образом, что тренировочный процесс обучения техническим действиям осуществлялся в условиях, приближенных к соревновательным, обуславливая
одновременность физической и умственной деятельности.
Нами была разработана шкала оценки элементов техники ориентирования. Она складывается из двух составляющих: во-первых, количество ошибок и, во-вторых, их тип. Основной причиной возникновения ошибок в экспериментальной и контрольной группах было до эксперимента: техническая неподготовленность, после в контрольной: неполное овладение техникой, в экспериментальной - по большей мере мелкие ошибки, допущенные по невнимательности. Экспериментально доказано что результат лучше у тех, у кого количество ошибок минимальное, а тип их не относится к «грубым». Основными средствами предупреждения ошибок являлись многократные повторения упражнений на развитие основных технических приёмов (азимут, детальное чтение, бег до привязки и др.).
Проанализировав результаты контрольного тестирования основных технических элементов у юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации и сравнив их с показателями исходного тестирования, мы обнаружили прирост всех показателей экспериментальной группы. Динамика изменения результатов в контрольной группе ниже, чем в экспериментальной, что свидетельствует об эффективности разработанной методики.




1. Агальцов В.Н. Методика начального обучения спортивному ориентированию. - ОГУФК. - 1990. - с. 37-50.
2. Акимов В.Г. Спортивное ориентирование. - БГУ , 1977. - 143 с.
3. Акимов В.Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика. - БГУ,1987. - 176с.
4. Альмейда К. Принятие решений в ориентировании. // Сборник учебно-методических материалов. №6 - М., 2002. - с. 42-45
5. Васильев Н.Д. Подготовка спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации: Учеб. пособие. - Волгоград, 1984. - 85 с.
6. Васильев Н.Д., Столов И.И. Взаимосвязь тактической и технической подготовки в спортивном ориентировании //Теория и практика физ. культуры. - 1985. - №11. - с. 9-12.
7. Воронов Ю.С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков: Учеб. пособие.- М., 1998. - с. 13-16.
8. Воронов Ю.С. Основы подготовки спортивного резерва в ориентировании. Учебное пособие. - М., 2001. - с. 28-36.
9. Воронов Ю.С. - Индивидуализация тренировочного процесса начинающих ориентировщиков. Методические рекомендации. - Смоленск, 1999. 15 с.
10. Вяткин Л.А. Тренировка зрительной памяти в процессе подготовки спортсменов-ориентировщиков // Методическая разработка. - Ульяновск, 1983. - 10 с.
11. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование.: Учеб. пособие. - М.:-«Академия», 2001. - с. 157-158.
12. Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 76 с.
13. Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование. - М.: ФиС, 1995. - 33 с.
14. Елизаров В. Специфика планирования подготовки квалифицированных спортсменов-ориентировщиков. // Сборник учебно-методических материалов. №6 - М., 2002. - с. 2-3
15. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Физкультура и спорт, 2001. с. 25-58.
16. Зубков С.А. Особенности тактического мышления ориентировщика на дистанции при выборе путей движения. //Теория и практика физ. культуры. - 1971. №7 - с. 12-14.
17. Зубков С.А. Особенности динамики внимания в ориентировании на местности //Теория и практика физ. культуры. - 1971. №7. - с. 26-28
18. Зубков С.А. Путь движения ориентировщиков на дистанции // Теория и практика физич. культуры. - 1975. - №1. - с. 23-25
19. Иванов А.В., Ширинян А.А. Влияние скорости передвижения спортсмена-ориентировщика на способность к переключению внимания. //Теория и практика физ. культуры. - 1990. №3. - с. 25-27.
20. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 157 с.
21. Изоп Э.В. Игровой метод при обучении ориентированию на местности: Учеб. пособие. - Таллин, 1975. - 202 с.
22. Кивистик А.К. О тренировке, технике и тактике ориентировщика. - ТГУ,1966. - 82 с.
23. Костылев В. Философия спортивного ориентирования. - М.: 1995. - 112 с.
24. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - 2003. - 464 с.
25. Лосев А.С. Тренировка ориентировщиков разрядников. - М.:Физкультура и спорт, 1984. - 132 с.
26. Магомедов А.М. Система подготовки младших школьников в начальный период обучения спортивному ориентированию. - М., 1978. - 46 с.
27. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учеб. пособие для институтов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 279 с.
28. Никифоров Д.М. 100 уроков ориентирования. //Вестник ориентирования.- 1991. - №2 - с. 34-40.
29. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование //Под ред. Лукьянова П.И. - 1997. - 148 с.
30. Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., Приймак Е.С. Сборник упражнений по спортивному ориентированию. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 72 с.
31. Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов ориентировщиков. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 131 с.
32. Павлов П. О построении спортивной подготовки в спортивном ориентировании. . // Сборник учебно-методических материалов. №6 - М., 2002. - с. 8-10
33. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 216 с.
34. Семенов М. Об оценке спортивного мастерства в спортивном
ориентировании. . // Сборник учебно-методических материалов. №6 - М., 2002. - с. 11-12
35. Суслов Ф.П., Холодов Ж.К. Теория и методика спорта. - Москва, 1997. - 416 с.
36. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. - М.: Просвещение, 1990. - 46 с.
37. Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика. - М.: ЦДЮТ, 1997. - 74 с.
38. Худякова Л.А. Методика обучения ориентированию на местности. - М.:МОПИ. - 1990.
39. Чешихина В.В. Специальная психологическая подготовка спортсменов- ориентировщиков: Учебное пособие. - М.: ФСО РФ. 1996. - с. 22-48.
40. Чешихина В.В. - Управление тренировочным процессом спортсменов- ориентировщиков. // Сборник учебно-методических материалов. №6 - М.,2002. - с. 14
41. Юхансен Б. Мышление в ориентировании. // Сборник учебно-методических материалов. №6 - М., 2002. - с. 46-48
42. Спортивное ориентирование на местности: Программа для спортивных секций, коллективов физической культуры и спортивных клубов. - Москва,
1977. с. 28-29.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ