МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ В РАЗДЕЛЕ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 5
1.1 Сущность и определение метода обучения 5
1.2 Методы организации учебно-познавательной деятельности 8
1.3 Критерии выбора и сочетания методов обучения 18
1.4 Особенности проведения лабораторных и практических работ в условиях реализации ФГОС 20
ГЛАВА 2.РОЛЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» 29
2.1 Характеристика курса «Человек и его здоровье» (8 класс) 29
2.2 Эффективность использования лабораторных работ в учебном процессе при изучении раздела «Человек и его здоровье» 32
ВЫВОДЫ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ГЛАВА 1.ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 5
1.1 Сущность и определение метода обучения 5
1.2 Методы организации учебно-познавательной деятельности 8
1.3 Критерии выбора и сочетания методов обучения 18
1.4 Особенности проведения лабораторных и практических работ в условиях реализации ФГОС 20
ГЛАВА 2.РОЛЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» 29
2.1 Характеристика курса «Человек и его здоровье» (8 класс) 29
2.2 Эффективность использования лабораторных работ в учебном процессе при изучении раздела «Человек и его здоровье» 32
ВЫВОДЫ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
В системе преподавания предметов естественнонаучного цикла лабораторные и практические занятия занимают одно из важнейших мест. Практические задания позволяют обучающимся формировать целостный взгляд на окружающий мир, способность четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. Это связано, прежде всего, с тем, что при проведении лабораторных занятий школьники формируют и развивают навыки экспериментального изучения природы и глубокого понимания законов ее существования.
Основы для формирования навыков лабораторных и практических работ по биологии необходимо закладывать уже с 6-го класса. Основными задачами лабораторной практики биологии являются развитие исследовательской культуры обучающихся, их устойчивый когнитивный интерес к изучению биологии [2].
Новая ориентация в преподавании биологии, а также во взаимоотношениях между учителем и учениками определяются Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. В нем раскрывается направленность на самообучении, учитель выступает в качестве руководителя, а задачей обучающихся становится самообразование. Лабораторная работа на уроке биологии позволяет детям самостоятельно проверять и доказывать на практике вынесенные учителем суждения.
Лабораторная работа на уроке биологии также способствует развитию знаний на различных этапах обучения и вовлекает весь класс в когнитивную, исследовательскую работу. В процессе работы обучающиеся приобретают не только определенные знания, но у них формируется, также, навык бережного отношения к своему здоровью. Работы, относящиеся к разделу «Человек и его здоровье», дают представление о месте человека в природе и сложности его структуры. Лабораторные работы, проводимые в рамках изучения данного раздела, направлены на то, чтобы школьники смогли изучить человека на примере собственного организма [4].
Таким образом, следует, что тема этой работы в настоящее время очень актуальна.
Цель нашей работы - определить особенности организации и проведения лабораторных работ, а также эффективность их применения на уроке биологии (раздел «Человек и его здоровье»).
Исследовательские задачи:
1. Провести анализ методической и психолого-педагогической литературы, с целью выяснения значения лабораторных и практических работ в процессе обучения. Выявить преимущества такой формы обучения;
2. Дать характеристику особенностям методики организации лабораторных работ на уроках биологии;
3. Применить в школьной практике 8 класса уроки биологии с элементами лабораторной работы;
4. Выяснить какие формы лабораторных работ являются наиболее эффективными для данной исследуемой группы;
5. Провести анкетирование обучающихся, для выяснения отношения школьников к различным формам лабораторных работ на уроках биологии;
6. Выявить динамику успеваемости обучающихся и качества их обучения по биологии до эксперимента и после его проведения.
Методы исследования: анализ литературных источников и опыта преподавателей биологии, наблюдение, анкета, педагогический эксперимент, математическая обработка данных.
Объектом исследования является учебно-образовательный процесс в биологии.
Предметом исследования является методика организации лабораторных работ на уроке биологии.
Основы для формирования навыков лабораторных и практических работ по биологии необходимо закладывать уже с 6-го класса. Основными задачами лабораторной практики биологии являются развитие исследовательской культуры обучающихся, их устойчивый когнитивный интерес к изучению биологии [2].
Новая ориентация в преподавании биологии, а также во взаимоотношениях между учителем и учениками определяются Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. В нем раскрывается направленность на самообучении, учитель выступает в качестве руководителя, а задачей обучающихся становится самообразование. Лабораторная работа на уроке биологии позволяет детям самостоятельно проверять и доказывать на практике вынесенные учителем суждения.
Лабораторная работа на уроке биологии также способствует развитию знаний на различных этапах обучения и вовлекает весь класс в когнитивную, исследовательскую работу. В процессе работы обучающиеся приобретают не только определенные знания, но у них формируется, также, навык бережного отношения к своему здоровью. Работы, относящиеся к разделу «Человек и его здоровье», дают представление о месте человека в природе и сложности его структуры. Лабораторные работы, проводимые в рамках изучения данного раздела, направлены на то, чтобы школьники смогли изучить человека на примере собственного организма [4].
Таким образом, следует, что тема этой работы в настоящее время очень актуальна.
Цель нашей работы - определить особенности организации и проведения лабораторных работ, а также эффективность их применения на уроке биологии (раздел «Человек и его здоровье»).
Исследовательские задачи:
1. Провести анализ методической и психолого-педагогической литературы, с целью выяснения значения лабораторных и практических работ в процессе обучения. Выявить преимущества такой формы обучения;
2. Дать характеристику особенностям методики организации лабораторных работ на уроках биологии;
3. Применить в школьной практике 8 класса уроки биологии с элементами лабораторной работы;
4. Выяснить какие формы лабораторных работ являются наиболее эффективными для данной исследуемой группы;
5. Провести анкетирование обучающихся, для выяснения отношения школьников к различным формам лабораторных работ на уроках биологии;
6. Выявить динамику успеваемости обучающихся и качества их обучения по биологии до эксперимента и после его проведения.
Методы исследования: анализ литературных источников и опыта преподавателей биологии, наблюдение, анкета, педагогический эксперимент, математическая обработка данных.
Объектом исследования является учебно-образовательный процесс в биологии.
Предметом исследования является методика организации лабораторных работ на уроке биологии.
1. За учебный год интерес среди школьников исследуемой группы к предмету «Биология» заметно увеличился (процент положительных ответов увеличился на 35 %). Кроме того, отмечалась положительная динамика и в желании восьмиклассников принимать участие в выполнении лабораторных работ
2. На вопрос о том, влияет ли проведение лабораторных работ на усвоение изучаемого материала, число положительных ответов к концу года также возросло. Теперь указывают на положительное влияние лабораторных и практических работ 89 % опрошенных школьников
3. Наибольшие затруднения у обучающихся возникали при индивидуальной работе с микроскопом, а именно при зарисовке увиденного (почти половина всех опрошенных школьников). Также достаточно большой процент среди восьмиклассников испытывают затруднения при работе с различными измерительными приборами. Наименьшие трудности возникали у обучающихся при изучении различных органов и систем, когда использовались различные наглядные средства, такие как муляжи, рисунки и т.д.
4. Наиболее эффективными формами лабораторных работ среди обучающихся исследуемой группы являются лабораторная работа, проводимая в малых группах, а также та лабораторная работа, выполнение которой необходимо было произвести дома
5. Во всех трех исследуемых классах успеваемость составила 100 %. Качество знаний обучающихся по разделу «Человек и его здоровье» также во всех 8-классах было на достаточно высоком уровне
6. Результаты проведенного педагогического эксперимента полностью подтвердили необходимость использования лабораторных работ на уроках биологии. В результате экспериментального исследования доказано, что применение лабораторных работ на различных этапах урока в процессе обучения биологии является оправданным, способствует повышению познавательной активности учащихся, и, как следствие, интереса...
2. На вопрос о том, влияет ли проведение лабораторных работ на усвоение изучаемого материала, число положительных ответов к концу года также возросло. Теперь указывают на положительное влияние лабораторных и практических работ 89 % опрошенных школьников
3. Наибольшие затруднения у обучающихся возникали при индивидуальной работе с микроскопом, а именно при зарисовке увиденного (почти половина всех опрошенных школьников). Также достаточно большой процент среди восьмиклассников испытывают затруднения при работе с различными измерительными приборами. Наименьшие трудности возникали у обучающихся при изучении различных органов и систем, когда использовались различные наглядные средства, такие как муляжи, рисунки и т.д.
4. Наиболее эффективными формами лабораторных работ среди обучающихся исследуемой группы являются лабораторная работа, проводимая в малых группах, а также та лабораторная работа, выполнение которой необходимо было произвести дома
5. Во всех трех исследуемых классах успеваемость составила 100 %. Качество знаний обучающихся по разделу «Человек и его здоровье» также во всех 8-классах было на достаточно высоком уровне
6. Результаты проведенного педагогического эксперимента полностью подтвердили необходимость использования лабораторных работ на уроках биологии. В результате экспериментального исследования доказано, что применение лабораторных работ на различных этапах урока в процессе обучения биологии является оправданным, способствует повышению познавательной активности учащихся, и, как следствие, интереса...
Подобные работы
- ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ В СТРУКТУРЕ СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛА «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗДЕЛЕ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, биология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ САМОНАБЛЮДЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - Педагогические условия изучения лекарственных растений в школьном курсе биологии
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА
УРОКАХ БИОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО БИОЛОГИИ (8 КЛАСС)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2015 - БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИИ В КУРСЕ ФИЗИКИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Диссертация , физика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИИ В КУРСЕ ФИЗИКИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005





