Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №163821

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Современные представления о процессе словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Понятие о словообразовании в лингвистической литературе 6
1.2. Характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11
1.3. Общие особенности овладения навыками словообразования у детей с недоразвитием речи 18
Глава II. Изучение словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Организация исследования словообразовательных навыков 22
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 26
Глава III. Экспериментальная работа по формированию процесса словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
3.1. Цели, задачи и основные направления экспериментального обучения 33
3.2. Система упражнений по развитию навыков словообразования ... 34
3.3. Анализ результатов экспериментального обучения 54
Заключение 61
Список литературы 63

Работа посвящена одной из важнейших проблем логопедии - изучению процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Пристальный интерес к проблеме детского словообразования возник еще на рубеже XVIII-XIX веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словообразование, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой способности и речевой коммуникации ребенка в целом. На протяжении двух столетий ученые - лингвисты, психологи, педагоги, психолингвисты В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, Е.Н. Негневицкая, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, A.M. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др. изучали закономерности, последовательность этапов развития словообразовательных возможностей при онтогенетическом развитии речи [3, 4, 7, 10, 13, 20, 21, 33, 34, 38].
В то же время в логопедии проблеме словообразования у детей с речевой патологией не уделялось достаточного внимания. В 50-е годы прошлого столетия Р.Е. Левина, выделив особую категорию детей, имеющих системное недоразвитие всех компонентов языка, т.е. «общее недоразвитие речи», указывала на различные словообразовательные возможности этих детей. Было показано, что овладение словообразовательными навыками становится доступным лишь детям с III уровнем речевого развития. С тех пор все исследователи - Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова и др., изучавшие проблему общего недоразвития речи, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых слов [5, 6, 8, 17, 22, 23, 29, 30]. Эти сведения носили, как правило, характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном продуцировании производных слов. На этой основе Н.С. Жукова, Н.В. Серебрякова, Т.В.
Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. определили некоторые направления и отдельные приемы по развитию словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста [5, 8, 9, 29, 30, 31, 32].
В связи с этим можно утверждать, что данное исследование является актуальным.
Целью исследования является изучение процесса словообразования и разработка системы упражнений и игр для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи данного процесса.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1. изучить литературу по данной проблеме;
2. провести констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности навыков словообразования у дошкольников с ОНР на материале разных частей речи;
3. разработать систему упражнений, отражающих правила образования производных слов и способствующих развитию осознанного отношения к усвоению словообразовательных операций;
4. экспериментально проверить эффективность данной системы упражнений, направленной на формирование словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является процесс словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).
Предмет исследования - система упражнений и игр по формированию словообразовательных операций у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время общее недоразвитие речи является серьёзной проблемой логопедии. У детей с данной речевой патологией отмечаются специфические особенности: ограничение словарного запаса вследствие полного незнания значений, неточного понимания и употребления ряда слов; недоразвитие грамматического оформления речи (неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении падежных форм множественного числа и др.); недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия; стойкие нарушения слоговой структуры и т.д.
Уже в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточность словообразовательных навыков, в связи с чем эти дети значительно отстают от сверстников с нормально развитой речью. Специфические особенности словообразовательных процессов у таких детей наиболее ярко проявляются в преимущественной ориентации на корневое значение слова, в недифференцированном понимании значений аффиксальных словообразовательных элементов, в смешении слов с многозначными аффиксами, в замещении словообразования на аграмматическое ситуативное высказывание и некоторые другие виды ошибок. Всё это тормозит развитие не только словарного запаса, но и, как следствие, всего речевого развития в целом.
По результатам проведённого нами исследования, в которое входили три серии заданий, были выявлены следующие, наиболее типичные ошибки детей: замена продуктивных словообразовательных аффиксов
непродуктивными; сохранение тождества корня (основы) в производном слове; замена слов, близких по семантическому значению; образование неологизмов. Эти ошибки обусловлены тем, что ребенок с общим недоразвитием речи пассивно закрепляет слова и словосочетания в своем сознании. Ребенок при образовании нового слова не осуществляет следующие операции: вычленение морфемы из слова - обобщение значения и связи этого значения с определенной формой - синтез морфем при образовании новых слов.
Предлагаемая нами система логопедической работы по формированию готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи включала два раздела:
I. Ориентировочный;
II. Формирование осознанных навыков применения словообразовательных правил.
После экспериментального обучения качество образования детьми слов стало лучше: дошкольники из экспериментальной группы показали на 13,5% результат выше, чем дети контрольной группы. Об улучшении качества образования слов свидетельствуют также наблюдения за их речевой деятельностью на занятиях воспитателя и в игровой деятельности. Нужно сказать, что дети начали использовать в самостоятельной речи не только имена существительные и глаголы, но и имена прилагательные. Всё это говорит о постепенном обогащении активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи....


1. Валгина, Н.С. Современный русский язык. / Н.С. Валгина. - М.: Академия, 2003. - 124 с.
2. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с ОНР 3 уровня. / О.М. Вершинина. - Логопед. - № 1. - 2004. - С. 15-19.
3. Винокур, Г.О. Собрание трудов. / Г.О. Винокур. - М.: Гном и Д. 2000. - 304 с.
4. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. / А.Н. Гвоздев. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981. - 269 с.
5. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учебно-методическое пособие. / Н.С. Жукова. - М.: Соц.-полит, журн., 1994. - 211 с.
6. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1985. - 185 с. - http://pedlib.ru/Books/1/0255/1_0255-1.shtml
7. Кубрякова, Е.С. Текст. Структура и семантика. / Е.С. Кубрякова. - М.: Академия, 2001. - 88 с.
8. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Детство- Пресс, 2001. - 96 с.
9. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. / Р.И. Лалаева. - М.: Феникс, 2004. - 145 с.
10. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. - 405 с.
11. Логопедия. Методическое наследие // Под редакцией Волковой Л.С.: в 5 книгах. Книга 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. - М.: Владос, 2003. - 306 с.
12. Логопедия // Под редакцией Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.: Владос, 2006. - 368 с.
13. Негневицкая, Е.Н. Язык и дети. / Е.Н. Негневицкая, А.М. Шахнарович. - М.: Просвещение, 1981. - 78 с.
14. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. // Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2002. - 317 с.
15. Парамонова, Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 94 с....(40)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ