Изучение социально-перцептивных навыков у дошкольников из семей с разным составом
|
Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования
1.1. Понятие социальной перцепции как одного из показателей
эффективного общения 8
1.2. Особенности восприятия у детей дошкольного возраста 13
1.3. Особенности социальной перцепции в дошкольном возрасте 21
1.4. Данные исследований развития ребенка в семьях с разным
количеством детей 25
Глава 2. Изучение социально-перцептивных навыков у дошкольников из семей с разным составом
2.1. Описание процедуры и методов исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 46
Выводы 58
Заключение 60
Список используемых источников 62
Приложение 66
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования
1.1. Понятие социальной перцепции как одного из показателей
эффективного общения 8
1.2. Особенности восприятия у детей дошкольного возраста 13
1.3. Особенности социальной перцепции в дошкольном возрасте 21
1.4. Данные исследований развития ребенка в семьях с разным
количеством детей 25
Глава 2. Изучение социально-перцептивных навыков у дошкольников из семей с разным составом
2.1. Описание процедуры и методов исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 46
Выводы 58
Заключение 60
Список используемых источников 62
Приложение 66
Сразу после рождения человек оказывается в социальном пространстве, и у него постепенно формируется потребность в общении с другими людьми, которая, развиваясь, переходит от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Это определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Общение - сложная и многогранная деятельность, которая требует определенных знаний и умений, появляющихся в процессе усвоения человеком опыта взаимодействия и социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Способность к общению является основой успешной адаптации человека в любой социальной среде. Это и определяет высокую значимость формирования коммуникативных умений, социально-перцептивных навыков с самых ранних этапов онтогенеза.
Проблемой социальной перцепции занимались многие отечественные ученые, среди которых Г.М. Андреева, М.Р. Битянова, А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев, В.Н. Куницына, В.А Лабунская, Л.А. Петровская, В.Д. Шадриков и другие. В их работах представлены различные феномены восприятия человека человеком, закономерности формирования образа другого, определено значение возраста, пола, профессиональной деятельности в процессе формирования знаний о другом человеке.
Изучение некоторых аспектов социальной перцепции в психологии развития и возрастной психологии связано с анализом различных аспектов восприятия как психического процесса, восприятия физического облика человека, его эмоций и действий, интерпретации невербального поведения, восприятия интонационных установок.
На наш взгляд, несмотря на большое число исследований особенностей перцепции в детском возрасте, не достаточно представлен анализ процессов социальной перцепции ребенка по отношению к сверстнику. А ведь именно сверстник побуждает ребенка к сопоставлению себя и «другого», к отражению своих свойств через восприятие свойств «другого». Уже в дошкольном возрасте сверстник выступает для ребенка и как важнейший объект информации, и как субъект значимых межличностных отношений.
Изучение особенностей социальной перцепции по отношению к сверстнику у детей дошкольного возраста необходимо для оптимальной организации воспитательного и обучающего процессов, для развития коммуникативных действий детей и формирования внутригрупповых отношений. Проблемы в развитии социальной перцепции, неадекватность восприятия эмоциональных, поведенческих и вербальных реакций сверстников в дальнейшем может привести к изоляции ребенка среди сверстников, когда с поступлением ребенка в школу потребность в них будет особенно сильна. Поэтому изучение социально-перцептивных навыков детей актуальны именно в дошкольном возрасте для возможности профилактики проблем адаптации к школе, поскольку отсутствие умения общаться и адекватно воспринимать окружающих отрицательно сказывается на характере взаимодействия, обуславливает конфликтность контактов между детьми и, в целом, препятствует освоению ребенком новой социальной роли .
Формирование личности ребенка происходит в семье, и все особенности семейной ситуации являются важными детерминантами становления его личности.
Первые люди, с которыми общается ребенок - его родители. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности. Ведущая роль близкого взрослого реализуется в процессе общения, создающего необходимые предпосылки и условия, обеспечивающие развитие ребенка. Но, как показали исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже и других ученых, для становления личности ребенка ему необходимо общение не только со взрослыми, но и со сверстниками и с детьми, которые старше или младше ребенка. Как отмечают многие педагоги и психологи, в семье, где есть сиблинги, взаимодействие между ними способствует развитию личности каждого ребенка. По нашему мнению, постоянное внутрисемейное общение с другим ребенком способствует развитию социального и эмоционального интеллекта дошкольника, что отражается в уровне сформированности его социально-перцептивных навыков.
Целью исследования стало изучение социально-перцептивных навыков у дошкольников из семей с разным составом для использования диагностических данных в коррекционно-развивающей работе педагога- психолога с детьми данной возрастной категории.
Объект исследования - социально-перцептивные навыки детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - различия в показателях развития социально-перцептивных навыков у дошкольников из семей с разным составом.
Гипотеза: существуют различия в показателях развития социально-перцептивных навыков у дошкольников из семей с разным составом - семей, воспитывающих единственного ребенка и семей, имеющих сиблингов. Эти различия проявляются:
- в способности восприятия эмоционального состояния сверстника по лицевой экспрессии;
- в способности восприятия эмоционального состояния сверстника по интонационному рисунку речи;
- в точности и адекватности восприятия внешности и поведения сверстника;
- в способности понимать мотивы поведения партнеров по общению;
- в показателях чувствительности к другому ребенку, сопереживания ему.
Исходя из цели, в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать научные данные по вопросам социальной перцепции и ее компонентов, развития социальной перцепции в процессе онтогенетического развития, выделить особенности социальной перцепции детей дошкольного возраста. Рассмотреть особенности развития детей в семьях, воспитывающих единственного ребенка и в семьях, имеющих сиблингов.
2. Подобрать диагностический комплекс, адекватный цели исследования.
3. Провести диагностику показателей развития социально-перцептивных навыков у дошкольников из семей, воспитывающих единственного ребенка и семей, имеющих сиблингов.
4. Проанализировать полученные диагностические данные, сформулировать выводы.
В ходе разработки исследования нами были определены комплексные характеристики социальной перцепции дошкольников по отношению к сверстнику. На первом этапе исследования в качестве показателей социальной перцепции дошкольников по отношению к сверстнику были выделены:
- распознавание эмоционального состояния сверстника по лицевой экспрессии;
- распознавание эмоционального состояния сверстника по интонационному рисунку речи;
- восприятие внешности и поведения сверстника.
Среди показателей распознавания эмоционального состояния сверстника по лицевой экспрессии изучались возможности распознавания по схематическому и фотоизображению его эмоционального состояния (плохое, хорошее, нейтральное). Показателями распознавания эмоционального состояния сверстника по интонационному рисунку речи были возможность распознавания настроения и конкретных эмоциональных состояний сверстника. Изучение восприятия внешности и поведения сверстника измерялось такими показателями, как адекватность и полнота воспринимаемых характеристик внешности и понимание действий сверстника.
При моделировании оценочных ситуаций для диагностики социальной перцепции дошкольников учитывались аудиальный, визуальный и смешанный - аудио-визуальный - каналы восприятия.
В ходе исследования были использованы такие методики, как:
- «Распознавание эмоционального состояния человека по лицевой экспрессии» (автор Н.Я. Семаго);
- «Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи» (автор А.А. Борисова);
- «Восприятие внешности человека и составление словесного портрета» (автор Н.И. Бабич);
- тест «Как вы дружите»;
- Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (автор А.М. Щетинина).
В исследовании принимали участие 28 детей. Все испытуемые - воспитанники подготовительной группы ФМБДОУ детского сада «Лукоморье» с. Засечное Пензенского района Пензенской области.
Проведенное нами исследование позволило выявить уровни развития и специфические характеристики социальной перцепции по отношению к сверстнику у старших дошкольников из семей с разным составом.
Общение - сложная и многогранная деятельность, которая требует определенных знаний и умений, появляющихся в процессе усвоения человеком опыта взаимодействия и социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Способность к общению является основой успешной адаптации человека в любой социальной среде. Это и определяет высокую значимость формирования коммуникативных умений, социально-перцептивных навыков с самых ранних этапов онтогенеза.
Проблемой социальной перцепции занимались многие отечественные ученые, среди которых Г.М. Андреева, М.Р. Битянова, А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев, В.Н. Куницына, В.А Лабунская, Л.А. Петровская, В.Д. Шадриков и другие. В их работах представлены различные феномены восприятия человека человеком, закономерности формирования образа другого, определено значение возраста, пола, профессиональной деятельности в процессе формирования знаний о другом человеке.
Изучение некоторых аспектов социальной перцепции в психологии развития и возрастной психологии связано с анализом различных аспектов восприятия как психического процесса, восприятия физического облика человека, его эмоций и действий, интерпретации невербального поведения, восприятия интонационных установок.
На наш взгляд, несмотря на большое число исследований особенностей перцепции в детском возрасте, не достаточно представлен анализ процессов социальной перцепции ребенка по отношению к сверстнику. А ведь именно сверстник побуждает ребенка к сопоставлению себя и «другого», к отражению своих свойств через восприятие свойств «другого». Уже в дошкольном возрасте сверстник выступает для ребенка и как важнейший объект информации, и как субъект значимых межличностных отношений.
Изучение особенностей социальной перцепции по отношению к сверстнику у детей дошкольного возраста необходимо для оптимальной организации воспитательного и обучающего процессов, для развития коммуникативных действий детей и формирования внутригрупповых отношений. Проблемы в развитии социальной перцепции, неадекватность восприятия эмоциональных, поведенческих и вербальных реакций сверстников в дальнейшем может привести к изоляции ребенка среди сверстников, когда с поступлением ребенка в школу потребность в них будет особенно сильна. Поэтому изучение социально-перцептивных навыков детей актуальны именно в дошкольном возрасте для возможности профилактики проблем адаптации к школе, поскольку отсутствие умения общаться и адекватно воспринимать окружающих отрицательно сказывается на характере взаимодействия, обуславливает конфликтность контактов между детьми и, в целом, препятствует освоению ребенком новой социальной роли .
Формирование личности ребенка происходит в семье, и все особенности семейной ситуации являются важными детерминантами становления его личности.
Первые люди, с которыми общается ребенок - его родители. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности. Ведущая роль близкого взрослого реализуется в процессе общения, создающего необходимые предпосылки и условия, обеспечивающие развитие ребенка. Но, как показали исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже и других ученых, для становления личности ребенка ему необходимо общение не только со взрослыми, но и со сверстниками и с детьми, которые старше или младше ребенка. Как отмечают многие педагоги и психологи, в семье, где есть сиблинги, взаимодействие между ними способствует развитию личности каждого ребенка. По нашему мнению, постоянное внутрисемейное общение с другим ребенком способствует развитию социального и эмоционального интеллекта дошкольника, что отражается в уровне сформированности его социально-перцептивных навыков.
Целью исследования стало изучение социально-перцептивных навыков у дошкольников из семей с разным составом для использования диагностических данных в коррекционно-развивающей работе педагога- психолога с детьми данной возрастной категории.
Объект исследования - социально-перцептивные навыки детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - различия в показателях развития социально-перцептивных навыков у дошкольников из семей с разным составом.
Гипотеза: существуют различия в показателях развития социально-перцептивных навыков у дошкольников из семей с разным составом - семей, воспитывающих единственного ребенка и семей, имеющих сиблингов. Эти различия проявляются:
- в способности восприятия эмоционального состояния сверстника по лицевой экспрессии;
- в способности восприятия эмоционального состояния сверстника по интонационному рисунку речи;
- в точности и адекватности восприятия внешности и поведения сверстника;
- в способности понимать мотивы поведения партнеров по общению;
- в показателях чувствительности к другому ребенку, сопереживания ему.
Исходя из цели, в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать научные данные по вопросам социальной перцепции и ее компонентов, развития социальной перцепции в процессе онтогенетического развития, выделить особенности социальной перцепции детей дошкольного возраста. Рассмотреть особенности развития детей в семьях, воспитывающих единственного ребенка и в семьях, имеющих сиблингов.
2. Подобрать диагностический комплекс, адекватный цели исследования.
3. Провести диагностику показателей развития социально-перцептивных навыков у дошкольников из семей, воспитывающих единственного ребенка и семей, имеющих сиблингов.
4. Проанализировать полученные диагностические данные, сформулировать выводы.
В ходе разработки исследования нами были определены комплексные характеристики социальной перцепции дошкольников по отношению к сверстнику. На первом этапе исследования в качестве показателей социальной перцепции дошкольников по отношению к сверстнику были выделены:
- распознавание эмоционального состояния сверстника по лицевой экспрессии;
- распознавание эмоционального состояния сверстника по интонационному рисунку речи;
- восприятие внешности и поведения сверстника.
Среди показателей распознавания эмоционального состояния сверстника по лицевой экспрессии изучались возможности распознавания по схематическому и фотоизображению его эмоционального состояния (плохое, хорошее, нейтральное). Показателями распознавания эмоционального состояния сверстника по интонационному рисунку речи были возможность распознавания настроения и конкретных эмоциональных состояний сверстника. Изучение восприятия внешности и поведения сверстника измерялось такими показателями, как адекватность и полнота воспринимаемых характеристик внешности и понимание действий сверстника.
При моделировании оценочных ситуаций для диагностики социальной перцепции дошкольников учитывались аудиальный, визуальный и смешанный - аудио-визуальный - каналы восприятия.
В ходе исследования были использованы такие методики, как:
- «Распознавание эмоционального состояния человека по лицевой экспрессии» (автор Н.Я. Семаго);
- «Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи» (автор А.А. Борисова);
- «Восприятие внешности человека и составление словесного портрета» (автор Н.И. Бабич);
- тест «Как вы дружите»;
- Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (автор А.М. Щетинина).
В исследовании принимали участие 28 детей. Все испытуемые - воспитанники подготовительной группы ФМБДОУ детского сада «Лукоморье» с. Засечное Пензенского района Пензенской области.
Проведенное нами исследование позволило выявить уровни развития и специфические характеристики социальной перцепции по отношению к сверстнику у старших дошкольников из семей с разным составом.
В дошкольном возрасте зарождаются и интенсивно развиваются отношения ребенка с другими людьми. Первый опыт таких отношений становится базой, основой, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников, в группе детского сада, во многом зависит дальнейшее формирование его коммуникативных навыков, а значит и его личностное и социальное развитие.
Проблема изучения социально-перцептивных навыков детей дошкольного возраста приобретает все большую значимость, поскольку нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Такие негативные явления, наблюдаемые в детской среде, как агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность, зарождается именно в период, когда ребенок вступает в первые отношения со сверстниками. Если эти отношения благополучны, если у ребенка формируется потребность общения в детском коллективе, если он умеет общаться, можно надеяться, что развитие его коммуникативной и нравственной сферы примет позитивное направление.
Социальное развитие ребенка - это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. С одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме, а с другой - процесс развития сущностного Я ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независимости от социума. Сочетание этих двух тенденций формируют способность гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде, к ситуациям неопределенности, а также способность к устойчивым отношениям, удовлетворяющим потребности как свои собственные, так и других людей.
Формирование и развитие социально-перцептивных навыков у детей происходит по-разному, в разных условиях социализации. Первые люди, с которыми общается ребенок - члены его семьи. Особенности семейной ситуации являются важными детерминантами становления личности ребенка, развития коммуникативной, аффективной и мотивационной сфер.
Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности. Ведущая роль близкого взрослого реализуется в процессе общения, создающего необходимые предпосылки и условия, обеспечивающие развитие ребенка. Если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних условиях, их социальное окружение все же не одинаково. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей - все это меняется в результате появления в семье следующих детей и влияет на формирование стиля жизни всей семьи и каждого ее члена.
На сегодняшний день существует небольшое число исследований оценки ресурсных возможностей ребенка в зависимости от его позиции в семье, связанной с ее составом. Исследования такого рода, создание основ для прогностических оценок динамики и особенностей развития позволят повысить эффективность как прогноза развития ребенка, так и рекомендаций для родителей и педагогов. Малое количество эмпирических данных об особенностях развития коммуникативной сферы ребенка, в частности, его социально-перцептивных навыков, связанных с составом семьи, свидетельствует об актуальности предпринятого нами исследования.
По результатам проведенного исследования выявлены различия в показателях развития социально-перцептивных навыков дошкольников из семей с разным составом - семей, воспитывающих единственного ребенка и семей, имеющих сиблингов. Полученные нами данные свидетельствуют о необходимости учета фактора состава семьи для создания оптимальных условий взаимодействия с детьми в процессе их обучения и воспитания.
Проблема изучения социально-перцептивных навыков детей дошкольного возраста приобретает все большую значимость, поскольку нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Такие негативные явления, наблюдаемые в детской среде, как агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность, зарождается именно в период, когда ребенок вступает в первые отношения со сверстниками. Если эти отношения благополучны, если у ребенка формируется потребность общения в детском коллективе, если он умеет общаться, можно надеяться, что развитие его коммуникативной и нравственной сферы примет позитивное направление.
Социальное развитие ребенка - это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. С одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме, а с другой - процесс развития сущностного Я ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независимости от социума. Сочетание этих двух тенденций формируют способность гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде, к ситуациям неопределенности, а также способность к устойчивым отношениям, удовлетворяющим потребности как свои собственные, так и других людей.
Формирование и развитие социально-перцептивных навыков у детей происходит по-разному, в разных условиях социализации. Первые люди, с которыми общается ребенок - члены его семьи. Особенности семейной ситуации являются важными детерминантами становления личности ребенка, развития коммуникативной, аффективной и мотивационной сфер.
Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности. Ведущая роль близкого взрослого реализуется в процессе общения, создающего необходимые предпосылки и условия, обеспечивающие развитие ребенка. Если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних условиях, их социальное окружение все же не одинаково. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей - все это меняется в результате появления в семье следующих детей и влияет на формирование стиля жизни всей семьи и каждого ее члена.
На сегодняшний день существует небольшое число исследований оценки ресурсных возможностей ребенка в зависимости от его позиции в семье, связанной с ее составом. Исследования такого рода, создание основ для прогностических оценок динамики и особенностей развития позволят повысить эффективность как прогноза развития ребенка, так и рекомендаций для родителей и педагогов. Малое количество эмпирических данных об особенностях развития коммуникативной сферы ребенка, в частности, его социально-перцептивных навыков, связанных с составом семьи, свидетельствует об актуальности предпринятого нами исследования.
По результатам проведенного исследования выявлены различия в показателях развития социально-перцептивных навыков дошкольников из семей с разным составом - семей, воспитывающих единственного ребенка и семей, имеющих сиблингов. Полученные нами данные свидетельствуют о необходимости учета фактора состава семьи для создания оптимальных условий взаимодействия с детьми в процессе их обучения и воспитания.
Подобные работы
- Сюжетно-ролевая игра как фактор развития коммуникативного опыта дошкольников с нарушениями зрения в процессе их психолого-педагогического сопровождения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста средствами легоконструирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ МЕТОДОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Особенности формирования у младших дошкольников с задержкой психического развития коммуникативных умений (Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Когнитивно-интеллектуальные особенности у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП в зависимости от степени поражения заболеванием работы и чувствительности рук
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие эмпатийного потенциала личности (19.00.01)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СТИХОТВОРНЫМ ТЕКСТОМ ПРИ РАЗВИТИИ СЛУХОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-ИНОФОНОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Формирование навыков социального взаимодействия у дошкольников с расстройством аутистического спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



