Реферат
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования компетентности руководителя организации 8
1.1. Коммуникативная компетентность: личностный и профессиональный
аспект 8
1.2. Субъекты взаимодействия руководителя 31
Выводы по первой главе 48
Глава II. Формирование коммуникативной компетентности руководителя организации 50
2.1. Содержание коммуникативного образования современного
руководителя 50
2.2. Коммуникативные практики в образовании руководителя организации
68
Выводы по второй главе 77
Заключение 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 91
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Актуальность исследования. Темпы изменений в современном российском обществе очень велики, настолько, что в условиях постоянно обновляющегося производства и увеличивающейся скорости устаревания знаний и умений людей, возникла острая потребность в профессионально мобильных специалистах и особенно руководителях, возрастании значимости их профессиональной компетентности, включающей в себя коммуникативную составляющую, коммуникативную компетентность.
Таким образом, на социально-педагогическом уровне актуальность нашего исследования обусловлена требованием современного социума к руководителям быть активными субъектами своей профессиональной деятельности, обладающими высоким уровнем коммуникативной компетентности.
На научно-теоретическом уровне актуальность данного исследования связана с тем, что в теории и практике не в полной мере исследованы пути эффективного формирования коммуникативной компетентности у руководителей организаций.
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с необходимостью выявления и эффективной реализацией коммуникативной компетентности руководителями организаций.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие противоречия:
- между требованием времени к руководителям организаций выступать в качестве активных субъектов профессиональной деятельности и сложившейся в нашей стране системой профессиональной подготовки руководящих кадров, не всегда в полной мере ориентированной на формирование необходимого уровня овладения профессиональной и ключевыми компетенциями;
- между необходимостью использования компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки руководителей и недостаточной разработанностью теоретических положений, механизмов и средств реализации этого подхода;
- между используемыми в современной системе профессиональной подготовки руководящих кадров технологиями и методиками обучения и необходимостью внедрения современных и инновационных технологий в систему обучения руководителей, которые повысили их профессиональную мобильность и конкурентоспособность на рынке труда.
Выявленные вышеописанные противоречия, недостаточная теоретическая разработанность данного вопроса в психолого-педагогической литературе и его актуальная практическая значимость позволили определить проблему исследования, заключающуюся в разработке программы, обеспечивающей эффективность формирования
коммуникативной компетентности у руководителей организаций.
Актуальность проблемы формирования коммуникативной
компетентности руководителей организаций и недостаточная ее исследованность определили выбор темы исследования: «Формирование коммуникативной компетентности руководителя организации как основы его профессиональной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и опытным путем проверить программу, способствующую эффективному формированию коммуникативной компетентности руководителя
организации.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности руководителя организации.
Предмет исследования: программа формирования коммуникативной компетентности руководителя организации.
...
Актуальность представленного исследования определялась нами на трех уровнях: социально-педагогический уровень - современные требования времени к руководителям выступать в качестве активных субъектов своей профессиональной деятельности, обладающих высоким уровнем коммуникативной компетенции; научно-теоретический уровень - в теории и практике не в полной мере исследованы пути эффективного формирования коммуникативной компетентности у руководителей организаций; научно - методический уровень - необходимость выявления и эффективной реализации коммуникативной компетенции руководителями организаций.
В ходе теоретического исследования нами были выявлены следующие противоречия:
- между требованием времени к руководителям организаций выступать в качестве активных субъектов своей профессиональной деятельности и сложившейся системой профессиональной подготовки руководящих кадров, не всегда ориентированной на формирование необходимого уровня овладения профессиональной и ключевыми компетенциями;
- между необходимостью использования компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки руководящих кадров и недостаточной разработанностью теоретических положений, механизмов и средств реализации этого подхода;
- между используемыми в современной системе профессиональной подготовки руководящих кадров традиционными технологиями, методиками обучения и необходимостью внедрения таких технологий в систему обучения руководителей, которые обеспечивали бы им профессиональную мобильность и конкурентоспособность на рынке труда.
Поскольку цель нашего исследования - теоретически обосновать, разработать и опытным путем проверить программу, способствующую эффективному формированию коммуникативной компетенции руководителя организации, то:
- уточнено само понятие «коммуникативная компетентность руководителя организации» и раскрыли его личностный и профессиональный аспекты. Под коммуникативной компетентностью руководителя организации мы будем понимать интегральную социальную характеристику его личностных и профессиональных проявлений, включающую механизмы адаптации, самоорганизации, саморегуляции в синергетическом аспекте на основе перцепции, эмпатии и толерантности.
Личностный аспект коммуникативной компетентности заключается в проявлении эмпатии, перцепции, толерантности и поддержки. Профессиональный аспект коммуникативной компетентности проявляется в умении слушать и слышать, умении создавать и произносить текст, умении вести диалог.
- разработана и апробирована опытно-экспериментальная работа по
проверке результативности и эффективности составленной нами программы формирования коммуникативной компетентности современного
руководителя организации. Данная программа предусматривает знаниевую и практическую компоненты. Знаниевая компонента проявляется в теоретической области профессиональной коммуникации, практическая была выражена в комплексе коммуникативных практик, под которым нами понимается целостная, интенциональная, социально регламентированная, целенаправленная, деятельностная активность руководителя,
обеспечивающая ему на знаниевой основе определенность статусно-ролевой позиции в процессе коммуникации, эффективное продвижение, осмысление и овладение коммуникативными стратегиями, постоянное воспроизводство систем коммуникаций разного уровня.
- выделены следующие коммуникативные практики: научение
профессиональному слушанию, создание и произнесение профессионально значимых текстов, ведение профессионального диалога.
Опытно-экспериментальная работа показала: в начале работы никто из руководителей не демонстрировал высокого уровня ни по одной коммуникативной практике. У одного руководителя был зафиксирован низкий уровень коммуникативной компетентности, двое других руководителей находились на среднем уровне.
Окончание работы: двое руководителей показали высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности и один руководитель так и остался на среднем уровне.
Таким образом, разработанная нами и апробированная программа формирования коммуникативной компетентности руководителей организации показала свою эффективность и может быть рекомендована для дальнейшего использования. Задачи, сформулированные в работе, в основном решены, цель достигнута.
В сборнике материалов Х1 Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе» (5-7 июня 2018 г., г. Красноярск) опубликована статья « ....».
1. Абульханова-Славская, К.А. Личностный аспект проблемы общения / К.А. Абульханова-Славская // Проблема общения в психологии /под ред. Б.Ф. Ломова. - М. 1981. - С. 218-241.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
3. Алисултанова, Э.Д. Компетентностный подход в инженерном
образовании: монография / Э.Д. Алисултанова. - М.: Академия
Естествознания, 2010. - 154 с.
4. Барахович, И.И. Коммуникативная компетентность педагога: профессиональный и надпрофессиональный аспект: монография / И.И. Барахович. - Красноярск: Красноярс. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2015.
- 284 с.
5. Башев, В.В. Ключевые компетентности в образовании в области общество-знания: основные гипотезы [Электронный ресурс] / В.В. Башев. - Режим доступа: http: conf.univers.krasu.ru/veport/rep3html.
6. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной
про-грамме [Электронный ресурс] / В.А. Болотов, В.В. Сериков //
Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14. - Режим доступа:
http://www.pedlib.rU/Books/5/0306/5_0306-12.shtml#book_page_top
7. Выготский, Л.С. Психология развития человека: монография / Л.С. Выготский. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. - 136 с.
8. Гейхман, Л.К. Интерактивное обучение общению компетентности:
автореф. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Гейхман Любовь Кимовна. -
Екатеринбург, 2003. - 22 с.
9. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: монография / Л.В. Горюнова.
- Ростов н/Д., 2006. - 125 с.
10. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище: доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО / Ж. Делор // Университетская книга. - 1997. - № 4. - С. 27.
11. Денисенко, Г.И. Система подготовки инженерных кадров в вузе: моногра-фия / рук.авт. коллектива Г.И. Денисенко. - Киев: Вищашк., 1987. - 184 с.
12. Дружилов, С.А. Обучение и стадии профессиональной
компетентности / С.А. Дружилов // Непрерывное образование как условие развития творческой личности. Сборник по материалам Фестиваля педагогического творчества, 28-29 августа 2000 г., г. Новокузнецк. -
Новокузнецк: ИПК, 2001. - 174 с. - С. 32-33.
13. Зеер, Э.Ф. Психолого-дидактические контуры качества профессионального образования / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2002. - № 2 (14). - С.30-37.
14. Зеер, Э.Ф. Институциальный подход к инновациям в образовании / Э.Ф. Зеер, С.А. Новоселов, Э.Э. Сыманюк // Инновации в образовании. - 2010. - № 1. - С. 52-65.
15. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34.
Зимняя, И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая
... всего 57 источников