Советско-германские отношения в 1918 - 1933 гг
|
Введение 3
Глава I. Отношения Советской России и Германии в 1918-1922 годы
1.1. Российско-германские отношения в рамках Брест-Литовских
договоренностей 10
1.2. Особенности российско-германских отношений во время
революционных событий в Германии 18
1.3. Причины налаживания экономических взаимоотношений между Советской Россией и странами запада 27
Глава II. Советско-германское взаимодействие в период стабилизации обстановки в Европе (1922-1933 гг.)
2.1. Восстановление дипломатических отношений между Советской
Россией и Веймарской республикой 32
2.2. Прекращение действия рапалльской политики 42
2.3. Военное сотрудничество СССР и Веймарской Республики 50
Глава Ш. Применение результатов исследования в преподавании истории в средних общеобразовательных учреждениях
3.1. Конспект урока по истории России в 9-м классе на тему: «Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е годы».54
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 66
Приложения 71
Глава I. Отношения Советской России и Германии в 1918-1922 годы
1.1. Российско-германские отношения в рамках Брест-Литовских
договоренностей 10
1.2. Особенности российско-германских отношений во время
революционных событий в Германии 18
1.3. Причины налаживания экономических взаимоотношений между Советской Россией и странами запада 27
Глава II. Советско-германское взаимодействие в период стабилизации обстановки в Европе (1922-1933 гг.)
2.1. Восстановление дипломатических отношений между Советской
Россией и Веймарской республикой 32
2.2. Прекращение действия рапалльской политики 42
2.3. Военное сотрудничество СССР и Веймарской Республики 50
Глава Ш. Применение результатов исследования в преподавании истории в средних общеобразовательных учреждениях
3.1. Конспект урока по истории России в 9-м классе на тему: «Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е годы».54
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 66
Приложения 71
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Российско-германские отношения в 1918-1933 гг. занимают особое место в истории дипломатии. Россия и Германия в изучаемый исторический период имели в отношении друг друга конкретные экономические и политические расчеты. Этим двум государства начали новый этап сотрудничества во время Первой мировой войны в 1918 году, когда Советская Россия вышла из военного конфликта.
Если Россию терзала внутренняя гражданская война, которая не давала возможности строить стабильную экономику, то для Германии таким фактором экономического давления выступал репарационный долг перед странами блока «Антанты». Сложное экономическое положение характерно для Советской России и Германии. Осью внешнеполитических контактов стали именно экономические отношения, немалую роль в поддержании данного курса сыграл немецкий дипломат Ульрих фон Брокдорф-Ранцау.
Изучение истории нашей страны в данный период актуально в современной исторической науке по причине нестабильных отношений, нарастающего давления на международной арене европейских государств. Использование исторического опыта, который был наработан дипломатией советских властных структур, позволит точнее решать внешнеполитические проблемы.
Объектом выпускной квалификационной работы выступают внешнеполитические отношения России и Германии в период 1918 - 1933 гг.
Предметом исследования является изменяющийся дипломатический курс советского правительства и механизмы взаимодействия в рамках решения конкретных внешнеполитических задач.
Хронологические рамки исследования охватывают период 1918-1933 гг. верхняя граница определяется подписанием Брест-Литовского мирного договора в 1918 году, который вывел Россию из Первой мировой войны. С этого периода начинается новый этап становления советского государства и формирования нового внешнеполитического курса. Данный исторический этап дает возможность рассмотреть процесс формирования дипломатических отношений между советскими и немецкими дипломатами. Нижняя граница обозначена в связи с тем, что в Германии к 1933 году к власти приходит политическая партия НСДАП, отношения между СССР и Германией переходят в стадию идеологических разногласий.
Территориальные рамки работы определены границами Советской России и Германии до завершения веймарского периода (1919-1933 гг.).
Источниковая база представлена стенограммами телефонных переговоров между советскими и германскими дипломатами, сохранившимися письмами политических деятелей СССР и советских внешнеполитических ведомств, которые располагались на территории Германии. Наиболее важными являются стенограммы пленумов и заседаний, раскрывающие содержание внешнеполитического вектора советского правительства.
Отдельного внимания достойны записи бесед советских политиков с представителями политической элитой Германии, а также с предпринимателями, военными, учеными и журналистами.
Сохраняют свою важность переписки между советским правительством и представительством в Берлине. Содержание этих документов позволяет определить задачи, принципы и стремления внешнеполитического курса советского руководства.
Зачастую полномочное представительство в Берлине составляло отчет изменений настроений населения Германии по отношению к советскому правительству, анализируя немецкие периодические изданий. С помощью этих отчетов советское правительство имело объективное представление об обстановке в Германии, последствиях принимаемых внешнеполитических решений.
Основная часть документов находится в открытом доступе, которые публиковались в многотомных изданиях. Важным для исследования является сборник документов, изданный в 1968 году в двух томах «Советско- германские отношения от переговоров в Брест-Литовске до подписания Рапалльского договора» , а также опубликованный в 24 томах «Документы внешней политики» , который начал издаваться с 1959 году.
Степень изученности проблемы. Историография советско- германских отношений достаточно разнообразна. Данная проблематика находила отклик в трудах отечественных историографов. Крупными работами в послевоенный период считаются монографии А.С. Ерусалимского2, и В.М. Хвостова , которые были посвящены советско- германским отношениям в постреволюционный период. Одним из самых сильных работ выступает монография В.М. Турока , которая была посвящена Локарнской конференции.
С 1950-х гг. в СССР началась период, получивший в историографии название «оттепель», которая благоприятно повлияла и на историческую науку. Появилось множество исторических работ, которые наименьшим образом были подвержены идеологизации. Самой яркой исторической работой посвященной истории взаимоотношений Советского Союза и Германии является многотомное издание «Истории дипломатии» , которое на многие годы стало основной для изучения данной темы.
В 1962году историческим сообществом организована конференция, посвященная юбилейной дате заключения Раппальского договора, советско- германским отношениям, куда были приглашены и представители ГДР. Результатом конференции стало издание многотомного сборника, который был полностью посвящен Рапалльскому договору.
В 1965 году историк Ю.П. Муравьев смог проанализировать новые документы, которые находились в архиве министерства внешней торговли и центральном государственном архиве народного хозяйства. Это позволило Ю.П. Муравьеву предоставить наиболее научно-объективную работу, которая была посвящена советско-германским политическим и экономическим отношениям.
В 1974 году издается монография А.А. Ахтямзина носящее название «Рапалльская политика», которая и по сей день служит основой множества работ. Дело в том, что автор одним из первых обратил внимание на экономическую составляющую внешней политики СССР. Вся работа пестрит фактами и отсылками к документам. При этом ощущается недостаток источников, а именно использование всех документов МИД СССР.
Еще одной крупной работой этого периода выступает монография С. В. Никоновой «Очерк европейской политики Германии в 1924-1929 гг.» , которая на ряду с работой А.А. Ахтямзина наиболее широко и подробно излагает все проблемы советско-германских отношений в период существования Рапалльского договора.
В 1980-1990-е годы повышается интерес к изучению советско- германских отношений. Во многом либерализации внутренней политики позволило советским историкам по-новому взглянуть на этот период истории. Начинаются обсуждаться вопросы, которые ранее носили характер цензурируемых, такие как влияние идей мировой революции на внешнеполитический курс России. Подобный подход позволил российской историографии по-новому взглянуть на старые исторические проблемы.
Первой работой переходного периода была книга В.А. Шишкина , которая смогла затронуть вопросы внешнеэкономической торговли с западными странами, смену политического настроения лидеров разных стран в разный период, а также влияние репрессий на внешнюю политику.
Продолжателем работ В.А. Шишкина были работы С.З. Случа «Германия и СССР в 1918-1939 годах: Мотивы и последствия внешнеполитических решений» . Новшеством этих работ было
использование документов, которые были ранее недоступны для исследования: проколы заседаний Политбюро, личные переписки советских политических деятелей, а также переписку между НКИД и правительством СССР. Основным тезисом в работах С.З. Случа выступает попытка советского правительства сеять политическую нестабильность в Германии, чтобы максимально долго удерживать Берлин от милитаристских настроений.
В 1999 году была опубликована работа С.А. Горлова «Москва- Берлин: Совершенно секретно. 1920 -1933» , которая должна была решить проблему военного сотрудничества СССР и Веймарской республики, но поставленные цели не были полностью решены. При этом много уделяется внимания комплексному изучению некоторых вопросов, например «гранатный скандал».
В 2013 году публикуется курс лекций профессора Томского университета Б. С. Жигалова, которые посвящены теме советско-германских отношений с марта 1918 - июнь 1941 гг. Работа написана кратко, но при этом используется довольно много выжимок из стенограмм разговоров советских политиков.
Советско-германские отношения в 1918-1933 гг. являются важным этапом в становлении двухсторонних отношений. В этот период были заключены первые равноправные торговые договора. Но к началу 30-х годов все заключенные договора начинают разрушатся из-за внешнеполитических и внутриполитических аспектов.
Целью работы выступает всестороннее изучение аспектов и особенностей внешнеполитических взаимоотношений РСФСР/СССР и Германии в период с 1918-1933 гг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- определить уровень подготовленности советских политиков к вызовам международной дипломатии;
- выявить черты сходства и различия взглядов политического руководства РСФСР/СССР и Германии в оценках перспектив сотрудничества, определить реперные точки внешнего взаимодействия государств;
- проанализировать дипломатические механизмы: формы, методы и средства советских политических деятелей по обеспечению отношений с Веймарской республикой, преимущественно экономической;
- охарактеризовать содержательные основы и принципы рапалльской политики, рассмотреть причины ее прекращения;
- раскрыть аспекты военной политики СССР и Веймарской республики.
Методологической основой работы являются описательно-повествовательный и сравнительно-исторический метод, которые позволяют тщательно проанализировать все аспекты советско-германских отношений в 1918-1933 гг. Важнейшими принципами исследования стали принципы научности, объективности, причинно-следственных связей, историзма. Использование этих методов позволяет обеспечить комплексный подход в изучении поставленных проблем.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в комплексном анализе опубликованных документов, с целью подробного изучения внешнеполитических проблем и их решении между Советской России и Германии в изучаемый период.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется возможностью использования ее результатов в написании монографий и научных статей. Материал исследования может быть применен при разработке лекционного курса по истории России, при организации и проведении мероприятий, посвященных проблемам внешней политики советского государства в изучаемый период.
Апробация работы. Основные положения и выводы исследования были представлены на XX Всероссийская научно-практическая конференция «Лебедевские чтения», секция «Новая и новейшая история» (г. Пенза, 2019). Тема выступления: «Рапалльский договор, как феномен русско-германских отношений» с дальнейшей публикацией в сборнике.
Структура работы соответствует задачам и внутренней логике исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
Если Россию терзала внутренняя гражданская война, которая не давала возможности строить стабильную экономику, то для Германии таким фактором экономического давления выступал репарационный долг перед странами блока «Антанты». Сложное экономическое положение характерно для Советской России и Германии. Осью внешнеполитических контактов стали именно экономические отношения, немалую роль в поддержании данного курса сыграл немецкий дипломат Ульрих фон Брокдорф-Ранцау.
Изучение истории нашей страны в данный период актуально в современной исторической науке по причине нестабильных отношений, нарастающего давления на международной арене европейских государств. Использование исторического опыта, который был наработан дипломатией советских властных структур, позволит точнее решать внешнеполитические проблемы.
Объектом выпускной квалификационной работы выступают внешнеполитические отношения России и Германии в период 1918 - 1933 гг.
Предметом исследования является изменяющийся дипломатический курс советского правительства и механизмы взаимодействия в рамках решения конкретных внешнеполитических задач.
Хронологические рамки исследования охватывают период 1918-1933 гг. верхняя граница определяется подписанием Брест-Литовского мирного договора в 1918 году, который вывел Россию из Первой мировой войны. С этого периода начинается новый этап становления советского государства и формирования нового внешнеполитического курса. Данный исторический этап дает возможность рассмотреть процесс формирования дипломатических отношений между советскими и немецкими дипломатами. Нижняя граница обозначена в связи с тем, что в Германии к 1933 году к власти приходит политическая партия НСДАП, отношения между СССР и Германией переходят в стадию идеологических разногласий.
Территориальные рамки работы определены границами Советской России и Германии до завершения веймарского периода (1919-1933 гг.).
Источниковая база представлена стенограммами телефонных переговоров между советскими и германскими дипломатами, сохранившимися письмами политических деятелей СССР и советских внешнеполитических ведомств, которые располагались на территории Германии. Наиболее важными являются стенограммы пленумов и заседаний, раскрывающие содержание внешнеполитического вектора советского правительства.
Отдельного внимания достойны записи бесед советских политиков с представителями политической элитой Германии, а также с предпринимателями, военными, учеными и журналистами.
Сохраняют свою важность переписки между советским правительством и представительством в Берлине. Содержание этих документов позволяет определить задачи, принципы и стремления внешнеполитического курса советского руководства.
Зачастую полномочное представительство в Берлине составляло отчет изменений настроений населения Германии по отношению к советскому правительству, анализируя немецкие периодические изданий. С помощью этих отчетов советское правительство имело объективное представление об обстановке в Германии, последствиях принимаемых внешнеполитических решений.
Основная часть документов находится в открытом доступе, которые публиковались в многотомных изданиях. Важным для исследования является сборник документов, изданный в 1968 году в двух томах «Советско- германские отношения от переговоров в Брест-Литовске до подписания Рапалльского договора» , а также опубликованный в 24 томах «Документы внешней политики» , который начал издаваться с 1959 году.
Степень изученности проблемы. Историография советско- германских отношений достаточно разнообразна. Данная проблематика находила отклик в трудах отечественных историографов. Крупными работами в послевоенный период считаются монографии А.С. Ерусалимского2, и В.М. Хвостова , которые были посвящены советско- германским отношениям в постреволюционный период. Одним из самых сильных работ выступает монография В.М. Турока , которая была посвящена Локарнской конференции.
С 1950-х гг. в СССР началась период, получивший в историографии название «оттепель», которая благоприятно повлияла и на историческую науку. Появилось множество исторических работ, которые наименьшим образом были подвержены идеологизации. Самой яркой исторической работой посвященной истории взаимоотношений Советского Союза и Германии является многотомное издание «Истории дипломатии» , которое на многие годы стало основной для изучения данной темы.
В 1962году историческим сообществом организована конференция, посвященная юбилейной дате заключения Раппальского договора, советско- германским отношениям, куда были приглашены и представители ГДР. Результатом конференции стало издание многотомного сборника, который был полностью посвящен Рапалльскому договору.
В 1965 году историк Ю.П. Муравьев смог проанализировать новые документы, которые находились в архиве министерства внешней торговли и центральном государственном архиве народного хозяйства. Это позволило Ю.П. Муравьеву предоставить наиболее научно-объективную работу, которая была посвящена советско-германским политическим и экономическим отношениям.
В 1974 году издается монография А.А. Ахтямзина носящее название «Рапалльская политика», которая и по сей день служит основой множества работ. Дело в том, что автор одним из первых обратил внимание на экономическую составляющую внешней политики СССР. Вся работа пестрит фактами и отсылками к документам. При этом ощущается недостаток источников, а именно использование всех документов МИД СССР.
Еще одной крупной работой этого периода выступает монография С. В. Никоновой «Очерк европейской политики Германии в 1924-1929 гг.» , которая на ряду с работой А.А. Ахтямзина наиболее широко и подробно излагает все проблемы советско-германских отношений в период существования Рапалльского договора.
В 1980-1990-е годы повышается интерес к изучению советско- германских отношений. Во многом либерализации внутренней политики позволило советским историкам по-новому взглянуть на этот период истории. Начинаются обсуждаться вопросы, которые ранее носили характер цензурируемых, такие как влияние идей мировой революции на внешнеполитический курс России. Подобный подход позволил российской историографии по-новому взглянуть на старые исторические проблемы.
Первой работой переходного периода была книга В.А. Шишкина , которая смогла затронуть вопросы внешнеэкономической торговли с западными странами, смену политического настроения лидеров разных стран в разный период, а также влияние репрессий на внешнюю политику.
Продолжателем работ В.А. Шишкина были работы С.З. Случа «Германия и СССР в 1918-1939 годах: Мотивы и последствия внешнеполитических решений» . Новшеством этих работ было
использование документов, которые были ранее недоступны для исследования: проколы заседаний Политбюро, личные переписки советских политических деятелей, а также переписку между НКИД и правительством СССР. Основным тезисом в работах С.З. Случа выступает попытка советского правительства сеять политическую нестабильность в Германии, чтобы максимально долго удерживать Берлин от милитаристских настроений.
В 1999 году была опубликована работа С.А. Горлова «Москва- Берлин: Совершенно секретно. 1920 -1933» , которая должна была решить проблему военного сотрудничества СССР и Веймарской республики, но поставленные цели не были полностью решены. При этом много уделяется внимания комплексному изучению некоторых вопросов, например «гранатный скандал».
В 2013 году публикуется курс лекций профессора Томского университета Б. С. Жигалова, которые посвящены теме советско-германских отношений с марта 1918 - июнь 1941 гг. Работа написана кратко, но при этом используется довольно много выжимок из стенограмм разговоров советских политиков.
Советско-германские отношения в 1918-1933 гг. являются важным этапом в становлении двухсторонних отношений. В этот период были заключены первые равноправные торговые договора. Но к началу 30-х годов все заключенные договора начинают разрушатся из-за внешнеполитических и внутриполитических аспектов.
Целью работы выступает всестороннее изучение аспектов и особенностей внешнеполитических взаимоотношений РСФСР/СССР и Германии в период с 1918-1933 гг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- определить уровень подготовленности советских политиков к вызовам международной дипломатии;
- выявить черты сходства и различия взглядов политического руководства РСФСР/СССР и Германии в оценках перспектив сотрудничества, определить реперные точки внешнего взаимодействия государств;
- проанализировать дипломатические механизмы: формы, методы и средства советских политических деятелей по обеспечению отношений с Веймарской республикой, преимущественно экономической;
- охарактеризовать содержательные основы и принципы рапалльской политики, рассмотреть причины ее прекращения;
- раскрыть аспекты военной политики СССР и Веймарской республики.
Методологической основой работы являются описательно-повествовательный и сравнительно-исторический метод, которые позволяют тщательно проанализировать все аспекты советско-германских отношений в 1918-1933 гг. Важнейшими принципами исследования стали принципы научности, объективности, причинно-следственных связей, историзма. Использование этих методов позволяет обеспечить комплексный подход в изучении поставленных проблем.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в комплексном анализе опубликованных документов, с целью подробного изучения внешнеполитических проблем и их решении между Советской России и Германии в изучаемый период.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется возможностью использования ее результатов в написании монографий и научных статей. Материал исследования может быть применен при разработке лекционного курса по истории России, при организации и проведении мероприятий, посвященных проблемам внешней политики советского государства в изучаемый период.
Апробация работы. Основные положения и выводы исследования были представлены на XX Всероссийская научно-практическая конференция «Лебедевские чтения», секция «Новая и новейшая история» (г. Пенза, 2019). Тема выступления: «Рапалльский договор, как феномен русско-германских отношений» с дальнейшей публикацией в сборнике.
Структура работы соответствует задачам и внутренней логике исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
В данной выпускной квалификационной работе исследован процесс становления и развития советско-германских отношений в период с 1918 по 1933 гг., в постреволюционный период.
Политика «благопрепятствования» проводимая большевиками по отношению к Германии послужила основой для установления дипломатических и экономических отношений. Благодаря усилиям советских и немецких дипломатов удалось наладить торговые отношения между странами, которые помогали обеим странам сохранять стабильность и не допускать товарный дефицит внутри страны.
Для Советской России и Веймарской республики первым крупномасштабным равноправным договором всегда будет выступать Рапалльский договор - это была победа для дипломатии обеих стран. Проводимая рапалльская политика, стала основой политического и экономического сотрудничества между Германией и СССР.
При помощи Германии Советский Союз смог начать проводить индустриализацию, которая была необходима на тот период времени, а Веймарская республика, используя ресурсы России и советский рынок долгое время сохраняла стабильность в своей экономике.
Экономика Германии из-за внутри рыночных особенностей, а именно огромного промышленного сектора экономики, который требует постоянного вливания финансов для сохранения конкурентоспособности, не может удовлетворяться малыми рынками, поэтому несмотря на сложившиеся экономическое взаимоотношения с Советским Союзом Германия была вынуждена начать переориентироваться на запад. Это послужило причиной обострения на международной арене, по причине неприязни Советского союза странами запада. Капиталистический мир был скептически настроен по отношению к большевистскому правительству, из-за проблем с национализированной собственностью. Таким образом, развитие рапалльской политики в дальнейшем не было возможным, по причине переориентации Германии на западные рынки сбыта, которые были более выгодны. Ударом по рапалльской линии стала политика, проводимая западными странами по отношению к Германии. Ярким примером, является «план Дауэса» предложенный США, который снизил нагрузку на немецкую экономику, путем установления новых правил репарационных выплат, таким образом «развязав руки» промышленному и торговому сектору. Германия смогла окрепнуть и не была заинтересована в дальнейшем продолжении рапалльской линии, из-за возможности закупать сырьевые продукты в других странах и нежелании германского правительства делиться технологиями военного и промышленного производства. Постепенно начал снижаться уровень экономического взаимодействия с СССР и Рапалльский договор был фактически отменен.
Позже Германия вступила в Лигу наций, которая была настроена антикоммунистически, по причине опаски мировой революции о которой без устали говорили в СССР и неприятия социалистического пути развития, который мешал международному капитализму. Однако советско-германские отношения не были прекращены, несмотря на разнохарактерность идеологических представлений, экономические проблемы обеих стран продолжал играть важную роль.
Экономическим фактором, влияющим на развитие советско- германских отношений с негативной стороны, всегда была монополия внешней торговли, установленная в России ради сохранения экономической обособленности от крупных промышленных стран, которые могли сильно изменить внутриэкономический климат. Немецкие промышленные круги ни раз пытались убедить правительство Германии в необходимости переговоров по этому поводу, а при необходимости использовать политический нажим, но советское руководство не собиралось отменять монополию, которая сохраняла стабильность внутриэкономического развития.
Политические взаимоотношения между Советским Союзом и Веймарской республикой в 1930-е гг. был крайне неустойчивыми. Население Германии было настроено крайне негативно по причине массового характера коллективизации, из-за которого немецкие колонисты лишились земли и были вынуждены лишиться своего заработка. Несмотря на все разногласия Германия не собиралась отказываться от столь крупного рынка, новый кабинет правительства сформированный Г. Брюнингом был настроен к Советскому Союзу нейтрально, по причине бушующего мирового кризиса.
Военное сотрудничество не играло первостепенной роли в советско- германских отношения, скорее оно использовалось для достижения политических целей. По итогу все военное сотрудничество, которое разворачивалось между СССР и Германией, отменено приходом к власти нацистов, которые по идеологическим соображениям не могли сотрудничать с большевиками.
По причине экономического кризиса весомое влияние приобретали маргинальные партии, в начале 1930-х годов компартия Германии имела существенную поддержку среди населения, что сильно усложняло внутреннюю обстановку в Германии. Вся политическая элита искала способы устранения коммунистического движения, считалось что Советский Союз материально поддерживает их. Таким образом, социал-демократы могли лишиться своей власти.
Советско-германские отношения в 1918-1933 гг. носили противоречивый и нестабильный характер , однако возникала необходимость в экономическом и политическом сотрудничестве. Этот период определялся поиском компромиссных решений назревших проблем, которые стояли перед Европой, а именно решение «русского» и «немецкого» вопроса.
Политика «благопрепятствования» проводимая большевиками по отношению к Германии послужила основой для установления дипломатических и экономических отношений. Благодаря усилиям советских и немецких дипломатов удалось наладить торговые отношения между странами, которые помогали обеим странам сохранять стабильность и не допускать товарный дефицит внутри страны.
Для Советской России и Веймарской республики первым крупномасштабным равноправным договором всегда будет выступать Рапалльский договор - это была победа для дипломатии обеих стран. Проводимая рапалльская политика, стала основой политического и экономического сотрудничества между Германией и СССР.
При помощи Германии Советский Союз смог начать проводить индустриализацию, которая была необходима на тот период времени, а Веймарская республика, используя ресурсы России и советский рынок долгое время сохраняла стабильность в своей экономике.
Экономика Германии из-за внутри рыночных особенностей, а именно огромного промышленного сектора экономики, который требует постоянного вливания финансов для сохранения конкурентоспособности, не может удовлетворяться малыми рынками, поэтому несмотря на сложившиеся экономическое взаимоотношения с Советским Союзом Германия была вынуждена начать переориентироваться на запад. Это послужило причиной обострения на международной арене, по причине неприязни Советского союза странами запада. Капиталистический мир был скептически настроен по отношению к большевистскому правительству, из-за проблем с национализированной собственностью. Таким образом, развитие рапалльской политики в дальнейшем не было возможным, по причине переориентации Германии на западные рынки сбыта, которые были более выгодны. Ударом по рапалльской линии стала политика, проводимая западными странами по отношению к Германии. Ярким примером, является «план Дауэса» предложенный США, который снизил нагрузку на немецкую экономику, путем установления новых правил репарационных выплат, таким образом «развязав руки» промышленному и торговому сектору. Германия смогла окрепнуть и не была заинтересована в дальнейшем продолжении рапалльской линии, из-за возможности закупать сырьевые продукты в других странах и нежелании германского правительства делиться технологиями военного и промышленного производства. Постепенно начал снижаться уровень экономического взаимодействия с СССР и Рапалльский договор был фактически отменен.
Позже Германия вступила в Лигу наций, которая была настроена антикоммунистически, по причине опаски мировой революции о которой без устали говорили в СССР и неприятия социалистического пути развития, который мешал международному капитализму. Однако советско-германские отношения не были прекращены, несмотря на разнохарактерность идеологических представлений, экономические проблемы обеих стран продолжал играть важную роль.
Экономическим фактором, влияющим на развитие советско- германских отношений с негативной стороны, всегда была монополия внешней торговли, установленная в России ради сохранения экономической обособленности от крупных промышленных стран, которые могли сильно изменить внутриэкономический климат. Немецкие промышленные круги ни раз пытались убедить правительство Германии в необходимости переговоров по этому поводу, а при необходимости использовать политический нажим, но советское руководство не собиралось отменять монополию, которая сохраняла стабильность внутриэкономического развития.
Политические взаимоотношения между Советским Союзом и Веймарской республикой в 1930-е гг. был крайне неустойчивыми. Население Германии было настроено крайне негативно по причине массового характера коллективизации, из-за которого немецкие колонисты лишились земли и были вынуждены лишиться своего заработка. Несмотря на все разногласия Германия не собиралась отказываться от столь крупного рынка, новый кабинет правительства сформированный Г. Брюнингом был настроен к Советскому Союзу нейтрально, по причине бушующего мирового кризиса.
Военное сотрудничество не играло первостепенной роли в советско- германских отношения, скорее оно использовалось для достижения политических целей. По итогу все военное сотрудничество, которое разворачивалось между СССР и Германией, отменено приходом к власти нацистов, которые по идеологическим соображениям не могли сотрудничать с большевиками.
По причине экономического кризиса весомое влияние приобретали маргинальные партии, в начале 1930-х годов компартия Германии имела существенную поддержку среди населения, что сильно усложняло внутреннюю обстановку в Германии. Вся политическая элита искала способы устранения коммунистического движения, считалось что Советский Союз материально поддерживает их. Таким образом, социал-демократы могли лишиться своей власти.
Советско-германские отношения в 1918-1933 гг. носили противоречивый и нестабильный характер , однако возникала необходимость в экономическом и политическом сотрудничестве. Этот период определялся поиском компромиссных решений назревших проблем, которые стояли перед Европой, а именно решение «русского» и «немецкого» вопроса.
Подобные работы
- СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - ГЕРМАНО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
В 1922-1933 ГГ.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - ПОЛЬСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 1918-1939 ГГ.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛЬСКО - СОВЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ВЕРСАЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ В 1918-1925 ГГ.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - История советско-польских отношений в период 1919-1939 гг. в отечественной и зарубежной историографии
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Советско-японские отношения 1922 - 1941 гг
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - «Финский вопрос» во внешней политике Советской России/СССР в 1917-1932 гг
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ЭВОЛЮЦИЯ СОВЕТСКО-БРИТАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
(1922-1991 гг.)
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2020 - Историография Германии межвоенного времени 1918-1939 гг.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 7000 р. Год сдачи: 2018



