Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы агрессивного поведения младших школьников
1.1. Психологическая сущность понятий агрессия, агрессивность 7
1.2. Виды и формы детской агрессии 12
1.3. Причины и факторы, способствующие возникновению агрессивности 17
Выводы по первой главе 24
Глава II. Исследование агрессивности у детей младшего школьного возраста
2.1. Измерение агрессивности у детей младшего школьного возраста на базе МБОУ Кызыл-Дагской СОШ им. Х.А. Анчимаа-Тока муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва».. 26
2.2. Результаты исследования агрессивности у детей младшего
школьного возраста на базе МБОУ Кызыл-Дагской СОШ им. Х.А. Анчимаа-Тока СОШ 27
2.3. Методические рекомендации по коррекции агрессивности у учащихся младшего школьного возраста 34
Вывод по второй главе 43
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложения
Актуальность: Особенности межличностных отношений внутри школы, в частности отношения между учителями и учащимися и между самими учащимися внутри их микросоциума порождает систему различных деструктивных конфликтов - от прямых или косвенных угроз, до импульсивных агрессивных действий. В последнее время тема агрессии приобретает особую актуальность в связи с ростом детской преступности, различных проявлений агрессивности, жестокости в детской субкультуре и семье. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе порождает повышенную тревожность, духовная опустошенность детей, влекущие за собой жестокость и агрессивность. Поэтому данной проблемой необходимо заниматься в полном объеме, во избежание негативных последствий. Таким образом, агрессивность в детском возрасте, нарушает процесс благоприятной социализации, поэтому профилактика агрессивности в младшем школьном возрасте является актуальной и требующей особого внимания[13,126].
Агрессия - одно из наиболее ярких проявлений эмоции, характерных для всех возрастных групп, включая детей. Важнейшими факторами формирования агрессивных действий детей являются культурный контекст, родители и сам ребенок[1,135].
Издавна проблема агрессивного поведения людей была одной из самых сложных и интересных проблем психологии и педагогики. В одних и тех же жизненных ситуациях люди реагируют по-разному, иногда с некоторой долей агрессии. Поэтому важно выявить своевременно причины агрессивного поведения и учитывать эти причины в практике общения[16,51].
Агрессивность как психологический феномен включает в себя такие личностные особенности, как мстительность, нетерпимость к чужому мнению, подозрительность, вспыльчивость, обидчивость, неуступчивость, наступательность, бескомпромиссность и др.[17,269].
В современной психологической литературе достаточно разработаны зопросы определения сущности агрессии, факторы становления агрессивного доведения, но недостаточно разработаны вопросы: почему возникает агрессивность, каковы факторы возникновения агрессивного поведения и каковы гендерные различия в уровне проявления агрессии, каковы эффективные методы преодоления агрессивных тенденций в поведении детей. Это и вставляет основную проблему настоящего исследования[ 18,30].
Методологической основой для исследования явились труды ученых, как в отечественной, так и зарубежной психологии Г.М. Андреева; Т.В. Драгунова., ЗИ. Жельвис, Ф.С. Сафуанов., Л.М. Семенюк, Антонян Ю.М., Бережкова Е.И., Горьковая И.А., Ениколопов С.Н., Ковалев П.А., Левитов Н.Д., Пинчук Н.В., ?сан А.А., Румянцева Т.Г., Слотина Т.В., Соловьева С.Л., Осницкий А.К., Фурманов И.А., Ярмоленко Г.П., Ammon G., Bandura A., Berkowitz L., Buss A., Bollard Y., Feschbach S., Fromm E.; Е.Ф.Баенская, Е.Ю.Борисова, Г.М.Бреслав, Г В.Бурменская, В.Г.Василевский, Л.Н.Винокуров, Н.В.Вострокнутов, З.И.Гарбузов, А.В. Запорожец, А.И.Захаров, О.А.Карабанова, В.В.Ковалев, З В.Лебединский, М.М.Либлинг, О.С.Никольская, Т.С.Пантолик, А.А.Рояк, В.А.Ситаров, Н.Ф.Талызина, И.А.Фурманов, К.Хоментаускас и др.
При рассмотрении проблемы детской агрессивности особое внимание уделяется биологическим факторам, влияющим на её развитие. Изучение данного аспекта рассмотрено в исследованиях Глейзера Б., Гаспаровой Е.М., Левитова Н.Д., Сирса Р., Хекхаузена X. и др. Биологические факторы действуют только в контексте социального окружения. Разделяя точку зрения Берковица Л., считают, что в последнее время намечается тенденция к исследованию феномена агрессивности, как сложного явления, формирующегося под влиянием не только биологических, но и социальных, а также психологических факторов.
В отечественной и зарубежной литературе такие авторы, как Гарбузов В.И., Захаров А,И., Реан А.А., Сагатовская Л., Хоментаускас Г.Т., Шилов И.Ю., - стицкис В.В., Эйдемиллер Е.Г. и др., описывают факты, позволяющие утверждать, что грубое обращение с ребенком, жестокость по отношению к нему повышают вероятность того, что ребенок и сам станет грубым и жестоким.
таким образом, если у детей не сформированы прочные эмоционально-личностные связи в микросоциуме то, возможно, они будут вести себя агрессивно, как по отношению к взрослым, так и по отношению к сверстникам.
Цель исследования: изучение особенностей агрессивности в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: агрессия младших школьников;
Предмет исследования: коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста;
Задачи исследования:
1. Проанализировать имеющиеся научные данные относительно личностных особенностей агрессивного поведения младших школьников;
2. Изучить теоретические концепции формирования агрессивности у детей;
3. Выявить и проанализировать взаимосвязь психологических особенностей тревожности с агрессивностью в младшем школьном возрасте;
4. Составить коррекционную программу по коррекции агрессивного поведения у младших школьников;
Гипотеза: Проведение целенаправленной работы по коррекции агрессивности у младшего школьника, способствует снижению уровня агрессивности.
Практическая значимость: Результаты данного исследования могут использоваться психологами, учителями в своей работе.
Апробация работы. Основные положения работы реализованы в практических рекомендациях по психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях.
С результатами данного исследования ознакомлены руководитель МБОУ Кызыл-Дагской СОШ им. Х.А. Анчимаа-Тока муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва», классные руководители младших классов, психолог.
Особенности межличностных отношений внутри школы, в частности отношения между учителями и учащимися и между самими учащимися внутри их микросоциума порождает систему различных деструктивных конфликтов - от прямых или косвенных угроз, до импульсивных агрессивных действий. В последнее время тема агрессии приобретает особую актуальность в связи с ростом детской преступности, различных проявлений агрессивности, жестокости в детской субкультуре и семье. Данная работа отразила многие особенности возникновения и проявления агрессии в младшем школьном возрасте. В ходе исследования мы изучили литературу по теме, рассмотрели теоретическую базу понятия агрессия, а так же особенности проявления агрессивного поведения. В частности, были проанализированы различные определения агрессии, ее виды и причины проявления. Несмотря на значительное количество исследований, и монографий, посвященных детской агрессии, существуют ключевые вопросы, связанные с ее причинами, которые остаются открытыми. Анализ существующих на сегодняшний день психологических источников по проблеме показывает, что знание возможных причин и факторов, влияющих на проявление детской агрессии, позволит взрослым адекватно реагировать на подобное поведение ребенка, ведь зачастую детская агрессивность оказывается прямым следствием того, что взрослый не понимает причин и мотивов такого поведения и, следовательно, бессилен оказать ему своевременную помощь.
Агрессия - одно из наиболее ярких проявлений эмоции, характерных для всех возрастных групп, включая детей. Важнейшими факторами формирования агрессивных действий детей являются культурный контекст, родители и сам ребенок.
Изучив данные исследования уровня агрессии у учащихся младшего школьного возраста можно сделать вывод, что в настоящее время становится достаточно много учащихся с высоким или повышенным уровнем агрессии, следовательно необходимо оказывать своевременную помощь детям, у которых прослеживается агрессия. По результатам первого замера, для профилактики агрессивного поведения учащихся реализовали коррекционно-развивающую программу профилактики агрессивного поведения среди учащихся младшего школьного возраста, а так же разработанная для учащихся с целью снижения агрессии у учащихся.
Таким образом, в результате проведенного экспериментального исследования, мы можем сделать вывод о том, что у каждого учащегося данного исследования в характере присутствует агрессивность. У кого-то она имеет оборонительные, доброкачественные формы, у кого-то, уже перешла и в деструктивную, злокачественную область. Но как бы это ни было мы взрослые должны помогать предотвращать появление агрессии и контролировать её. Надеюсь, что педагоги и в первую очередь родители смогут для себя сделать определенные выводы и обратить детскую агрессию в положительное русло.
Цель исследования достигнута с помощью поставленных задач. Гипотеза исследования о том, что проведение целенаправленной работы по коррекции агрессивности у младшего школьника, способствует снижению уровня агрессивности, получила подтверждение.
1. Абрамова, Г.С.Практическая психология [Текст] : учеб, пособие для вузов / Г.С. Абрамова.-М.: Согласие, 2001.-546 с.
2. Агрессия у детей и подростков [Текст] / под ред.Н.М. Платоновой,- М.:Речь,2006.-336 с.
3. Алфимова, М.В, Трубников, В.И. Психогенетика агрессивности [Текст] / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. - 2000. - №6. - С. 112.
4. Бабкин, Н.И. Основы социальной работы [Текст] / Н.И. Бабкин, П.Д. Павленок, А.И. Яковлев.-М. :Сфера, 1997.-345 с.
5. Баркер, Р. Фрустрация. Конфликт. Защита. [Текст] / Р. Баркер // Вопросы психологии. - 1991.-№6.-С.34-37.
6. Басс, А. Основы психодиагностики [Текст] / А. Басс,- М.: Академия, 1996.-378 с.
7. Бережкова, Е.И. Влияние экспозиции социальной агрессии на агрессивность младшего школьника : дис. . канд. психол. наук. - СПб., 2003. - 149 с.
8. Берковиц, JI. Агрессия. Причины, последствия и контроль [Текст]/Л. Берковиц. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 510 с.
9. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц,- СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2001.-452с.
10. Бочарова, В.Е. Социальная педагогика [Текст] / В.Г. Бочарова. - М. :Академия, 1994.-346с.
11. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон.-СПб.: Питер, 2001.-236 с.
12. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика [Текст] / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова.-М. :КноРус, 2010.-240с.
13. Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе [Текст]: Учебно-методический комплекс/ Е.В. Гребенкин.-Ростов на-Дону:Феникс, 2006,- 235с.
14. Данилина, Т.А. Социализация агрессивных детей [Текст]/ Т.А. Данилина,- М.: Айрис - пресс, 2008.-140 с.
15. Долгова, А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста [Текст]: практ. пособие / А.Г. Долгова. - М.: Генезис, 2009.- 216 с.
16. Еникопов, С.Н. Дети и психология агрессии [Текст]/ С.Н. Еникопов // Школа здоровья,- 2008 г.-№3.-С.51-53.
17. Зайцева, И.А. Коррекционная педагогика [Текст] / И.А. Зайцева, B.C. Кукушин, Г.Г. Ларин,- Ростов -на -Дону: МарТ, 2002.-304 с.
8. ЗЗиелевв, З.А. Агрресииное поввдднне младшии школьников и лиииостт родителей [Текст] / З.А. Зимеьева // психологическая наука и вбразоваиие.- 2001.-№4.-С.24-32.
19. Зимина, И.С. Детская агрессивность [Текст]/И.С. Зимина// Педагогика.- 2003.-№5.-С.73-76.
20. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы [Текст]: учеб, пособие / Е.В. Злановская.-СПб.: Питер, 2011.-352 с.
21. Иьнин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин,- СПб.: 0^^,2000,- 512 с.
22. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения [Текст] / Ю.А. Клейберг. - М.: Сфера, 2004. - 192 с.
23. Ковалев, П. Возрастно-nвловые всвбеиностк отражения в сознании нр^укт-уры собственной агрессивности и агрессивного поведения [Текст] / П. Ковалев. - СПб.: Питер, 1996,- 283 с.
24. Ковальчук, А.В. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков [Текст] /А.В. Ковальчук, Н.Г. Рукавишникова, Д.Н. Журавлев.- Ярославль: Ярославлнский государственный педагогический университет, 2004,¬116 с.
25. Колосова, Л. Детская агрессия [Текст] /Л. Колосова.-СПб.: Питер, 2004.-224 с.
26. Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] : учеб. пособие для высших учебных заведений / И.С. Кон.-М.: Апрель Пресс, 2003.-634с.
27. Копчёнова, Е.Е. Особенности агрессивности в младшем школьном возрасте [Текст] / Е.Е. Копчёнова//Психолог в школе.-2000.-№2.-С. 149-153.
28. Королева, Е.В. Проблемные ситуации в школе и способы их решения [Текст]: Практическое пособие / Е.В. Королева. - М.: Аркти, 2006. - 80 с.
29. Кэмпбелл, Р. Как справляться с гневом ребенка [Текст]/ Р. Кемпбелл. - СПб.: Питер, 2000. - 302 с.
30. Липский, И.А. Социальная педагогика [Текст] / И.А. Лилский-М/Сфера, 2001.-320с.
31. Лоренц, К. Агрессия [Текст] /К. Лоренц.-М.: Просвещение, 1995.-354с.
32. Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг [Текст]/ Г.И. Марасанов.— М.: Клгчто-Цеят, 2001,- 251с.
33. Масагутов, P.M. Детская и подростковая агрессия: психопатологические и тсциально-псчхоллгчческие аспекты [Текст] / P.M. Маса^тов. - Уфа: УЕНТУ: БЕМУ, 2002.-101с.
34. Мещеряков, Б.Г.Большой психологический словарь [Текст] /Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко,- СПб.: Прайм- Еврознак, 2003,- 666 с.
35. Мижериков, В.А. Словарь-справочник по педагогике [Текст]/ В.А. Мижериков.-М.: ТЦ Сфера, 2004.-448с.
36. Михайлина, М.Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа [Текст]: учеб.-метод, пособие / авт.-сост. М.Ю. Михайлина.- Волгоград: Учитель, 2009.-116 с.
37. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознание, лечение, профилактика [Текст] / Ю.Б, Можгинский. - М.: Когото-Центр, 2006 .- 179 с.
38. Моросансва, В.И, Гаралева, М. Д. Индивидуальные особенности и саморегуляция агрессивного поведения [Текст]/ В.И. Мсрссанова, М.Д. Гаралева // Вопросы псчхологии.-2009.-№6.-С.45-47.
39. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик,- М.: Академия, 2001.-239с.
40. Натчаджяи, А.А. Этнопсихологическая защита и агрессия [Текст] / А.А. Натчаджян. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 2000.-263 с.
41. Натчаджнн, А.А. Агрессивность человека [Текст]/ А.А. Натчаджнн.- СПб.: Питер, 2007,- 734 с.
42. Новейший психологический словарь [Текст] Ростов- на- Дону: Феникс, 2005.¬639 с.
43. Норватопа-Богапер, С. Психология личности и межличностных отношений [Текст] / С. Норпатпва-Богапер.-М.:Приор, 2009.-476с.
44. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р.В. Овчарова.-М.:Сфера, 2005.-480с.
45. Оклендер, В. Окна в мир ребенка [Текст] :/В. Оклендер. - М.: Класс, 2000,¬358с.
46. Осиицкмй, А.К. Психологический анализ агрессивные проявлений учащихся [Текст] /А.К. Осницкий // Вопросы психплогии.-1994.- № 3,- С.61-68.
47. По материалам XI студенческой научной конференции, Сургутский государственный педагогический унмвтрситет[Эттктрониые ресурс].-2007.- Режим д,осдгу^паау*;у.л;.1НЕ1111:;''*Ч.':/// eduhmao.r*/.- (15.10.2010).
48. Развитие семейных форм устройства детей сирот и детей, оставшихся бех попечения родителей: опыт, проблемы, перспективы [Текст]: Материалы участников открытой городской науч.- практ. конф., г.уфа, 2009 г./ Издат. Компания Астарта,- Уфа, 2009.-130 с.
49. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности [Текст] /А.А. Реан // Психологический журнал.-1996.-№5.-С.67.
50. Романов, А.А. Игрптераыин■. как преодолеть агрессивность у детей [Текст]/ А.А. Романов. - М.:Фптиум,2005.-156с.
51. Сенько, Т.В. Истоки агрессивного поведения детей [Текст]/ Т.В. Сенько.- Минск: Ммиск,2002.-187 с.
52. Смирнова, Е.О, Хузеева, Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности [Текст]/ Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева // Вопросы психологии. - 2002. - № Е - С. 17-25.
53. Смирнова, Е.О. Агрессивные дети [Текст]/ Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание,- 2003.-№4,- С. 62-67.
54. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей [Текст] / Т.П. Смирнова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 342 с.
55. Сосновский, Б.А. Психология: учебник для педагогических вузов [Текст] Б.А. Сосновский,- М.: Высшее образование, 2008,- 660с.
56. Социальная педагогика [Текст] / под общ.ред. М.А. Галагузовой.-М.: владос, 2000,- 460с.
57. Фурманов, И.А. Агрсссия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция [Текст]: практ. пособие / И.А. Фурманов,- СПб.: Речь, 2007,- 265 с.
58. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность :100 на родительские
«почему?» [Текст] /С.Ю. Чижова. - Ярославль: Академия развития и др.,2001,- 306с.
59. Шакурова, М.В . Методика и технология работы социального педагога [Текст] / М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
60. Шалимова, Г.А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности [Текст]: практич. пособие / Г.А. Шалимова.-М.:АРКТИ, 2006.-232 с.
61. Шамраева, О, Мххайлоаа, М. Нам нужны правила?! Психологическое занятие для младших подростков [Текст] / О. Шамраева, М.Михайлова // UI кольный психолог. -2007. -№22.-С .41-47.
62. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / П.А. Шептенко . - М.: Академия, 2006